Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Схема ДТП, как правильно она должна быть составлена ?!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Можно ли оспорить документ
Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:
- доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
- водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.
Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:
- Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
- Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
- Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.
Что должно быть в схеме ДТП
К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.
Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:
- расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
- позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
- положение знаков, светофоров, тип разметки;
- расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
- данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
- место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
- расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.
Во время составления схемы учитываются некоторые требования, позволяющие сформировать правильный документ, в котором будут отсутствовать ошибки. К этим правилам относится:
- вносятся сведения исключительно шариковой ручкой черного или синего цвета;
- каждый участник заполняет свою часть европротокола;
- информацию желательно вносить печатными буквами;
- если требуется внести изменения в уже составленную схему, то сначала лишние сведения зачеркиваются ручкой, после чего вносятся новые данные, а после этого ставится подпись, подтверждающая верность исправлений;
- после заполнения всех пунктов извещения надо убедиться в том, что все данные являются достоверными, после чего документ подписывается участниками ДТП.
Только если схема происшествия будет составлена по всем правилам, она без сложностей принимается работниками страховой компании, куда обращается пострадавший участник аварии для получения компенсации.
Какие допускаются ошибки?
Если водители решают оформить аварию сами, то они должны разбираться в том, как рисовать схему ДТП для ГАИ. В ином случае существует вероятность того, что при составлении этого документа будут допущены серьезные ошибки, выступающие основанием для отказа сотрудников страховой компании выплачивать положенную компенсацию.
К наиболее распространенным ошибкам относится:
- неправильно определяется, где именно возникло первое столкновение машин, которое привело к ДТП, причем такие неточности обычно обусловлены невнимательностью автовладельцев;
- противоречия между цветом светофора и показаниями водителей или свидетелей, причем при таких условиях непременно требуется привлечение очевидцев, которые смогут рассказать, при каких условиях возникло происшествие;
- водители пытаются скрыть разные факты, имеющие отношение к их маневрам или действиям, но искажение данных используется обычно виновником, который не желает признавать свою вину, поэтому нередко пострадавший участник не получает компенсацию от страховой фирмы.
Если водители действительно не разбираются в том, как грамотно составить схему, то целесообразно воспользоваться помощью автоинспекторов.
Какие используются обозначения
Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.
На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:
- При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
- Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
- Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
- Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
- Не стоит увлекаться излишней детализацией.
- Недопустимы исправления и зачеркивания.
- Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
- Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
- Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
- Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
- Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
- Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.
Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:
- прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
- прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
- тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
- стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
- крест – место столкновения;
- прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
- круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
- три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
- кривые линии – тормозной путь;
- две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
- треугольники в ряд – дорожное ограждение;
- звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.
Можно ли составить схему онлайн
Впервые столкнувшись с обязательством по составлению схемы, сложно в полной мере оценить правильность своих действий. Для упрощения заполнения документа созданы онлайн-сервисы. Наибольшей популярностью пользуются;
- Автокадабра. Один из простых и наиболее понятных онлайн-редакторов схем. С его помощью новичок без труда сможет оформить даже сложное ДТП. Здесь содержится большое количество элементов и частота их применения не имеет ограничений.
- Составление схемы ДТП онлайн. Система адаптирована под нужды автолюбителей, так как была создана компанией, специализирующейся на выкупе ТС. За счёт примитивной графики готовое изображение понятно и лаконично, а составить его возможно даже при медленном интернете.
- Конструктор дорожных ситуаций. Это мощный сервис, используемый профессионалами. Его особенность – разнообразный функционал и многозадачность. Но время ожидания отклика напрямую зависит от скорости интернета. При низкой скорости подключения возможна некорректная работа.
Кто должен рисовать схему ДТП?
В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:
- Обстоятельств происшествия.
- Целей составления документа.
В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др. Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.
Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:
- Для ГИБДД.
- Для страховой компании.
При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать.
Преимущества схемы ДТП
К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет. Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?
Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса. Простое решение в этом случае — предоставление возможности водителям решать проблему самостоятельно, а, стало быть, быстро. Поможет в этом специальная схема ДТП. Что она собой представляет?
На чем построена работа сотрудников ГИБДД
Итак, если участники ДТП пришли к выводу, что оформить происшествие без участия доблестной Госавтоинспекции не получается, тогда необходимо осуществить вызов стражей правопорядка.
На место аварии, как правило, всегда выезжает оперативная группа, состоящая из:
- сотрудников ГИБДД;
- следователя УВД;
- нескольких экспертов-криминалистов.
Если же виновник аварии скрылся с места преступления, то к оперативной группе присоединяется еще и сотрудник уголовного розыска.
В их обязанности входит первичный осмотр места ДТП, после которого в обязательном порядке следует оформление следующего пакета документов:
- протокол первичного осмотра аварии;
- схематический эскиз дорожно-транспортного происшествия с указанием контура проезжей части и направления транспортных средств, которые попали в ДТП;
- справка по дорожно-транспортному происшествию;
- протокол осмотра и проверки технического состояния всех ТС, которые стали участниками аварийной ситуации на дороге;
- показания водителей транспортных средств, попавших в аварию;
- показания очевидцев ДТП;
- медицинское заключение на предмет обнаружения алкоголя в крови участников происшествия.
В том случае, если произошло неотчетное ДТП, то на место будет приглашен только инспектор ДПС. В его обязанности входит также схематическое фиксирование происшествия, запись объяснений как участников аварии, так и ее очевидцев.
Правила составления схемы ДТП в извещении
В момент заключения договора с КАСКО либо ОСАГО, данные компании должны выдать гражданину следующие документы вместе со страховым полисом:
- двухсторонний самокопир-извещение о ДТП (бланк);
- полная инструкция, объясняющая заполнение данного извещения о дорожно-транспортном происшествии.
Наиболее главные рекомендации при составлении извещения о ДТП:
- заполнение производится в случае, когда причинен вред ТС либо имуществу какого-либо лица, и, в том случае, когда вред причинен пассажирам ТС или жизни и здоровью граждан;
- лицевая часть должна содержать дату, время ДТП, все необходимые сведения об ее участниках, о нанесенных повреждениях ТС, обстоятельства и главные элементы аварии;
- также план ДТП в извещении должен содержать на обратной стороне всю дополнительную информацию, по мнению участников, которая может повлиять на окончательное решение ГИБДД;
- желательно нарисовать план в извещении ДТП согласованно с другим участником происшествия;
- также извещение для страховой компании требует подписи, обязательно шариковыми ручками с обеих сторон;
- обязательно сделать отметку на основном бланке «с приложением», где указать цель данного приложения, и кем оно было составлено.
При возможности необходимо попросить у прибывшего на место происшествия сотрудника ГИБДД заверить своей подписью данное извещение. По всему вышеперечисленному можно сделать вывод, что правила составления плана ДТП для страховой компании достаточно трудоемки и не каждый сможет справиться с ними, не имея при себе необходимых знаний.
Зачем составлять схему ДТП?
Каждый водитель, управляющий каким-либо транспортным средством, должен знать все о правилах поведения при ДТП. Автолюбители обязаны уметь составлять Европротокол и схемы. Причем нужно это, как ни странно, самим автолюбителям. Все-таки гораздо удобнее решить дело за несколько минут, чем дожидаться сотрудников ГИБДД в течение двух-трех часов, после чего еще столько же разбираться с проблемой.
Даже если времени у водителей достаточно и решать вопрос сами они не хотят, стоит задуматься о других участниках движения. Создавать пробки и заторы на дороге, когда этого можно избежать — удел несколько эгоистичных лиц. Именно поэтому, понимая всю ответственность перед собой и другими гражданами, нужно уметь качественно оформлять все необходимые бумаги. Схема ДТП — это, на самом деле, не так уж и сложно, да и попросту удобно. Далее мы рассмотрим правила, которые помогут ее составить.
Схема ДТП, образец которой мы представили ниже, даст общее представление о том, что это такое.
Кто может составлять схему происшествия?
Руководствуясь подпунктом №111 Административного регламента МВД Российской Федерации, оформлять схему дорожно-транспортного инцидента обязаны составлять сотрудники правоохранительных органов. Это могут быть инспекторы ГИБДД, прибывшие на место происшествия, или дежурный следователь отдела. В отдельных случаях допускается, чтобы участники аварии самостоятельно составили документ, обоюдно подписав его. Это возможно, если:
- Стороны дорожно-транспортного инцидента не имеют претензий друг к другу (виновный признает свою причастность);
- В ДТП было задействовано не более двух автотранспортных средств;
- Вследствие происшествия нет пострадавших;
- Обе стороны конфликта застрахованы по ОСАГО;
- Нанесенный и полученный ущерб не превышает сумму в 100 тысяч рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы лимит выше — 400 тысяч рублей).
После самостоятельного составления схемы ДТП, все стороны дорожного конфликта обязуются подписать документ и направить его в ближайший пункт ГИБДД. Если бумага оформлена некорректно или не отражает действительности, то она считается недействительной в суде и в страховой компании. При этом единого порядка оформления схемы не существует, поскольку каждое происшествие имеет свои индивидуальные особенности, которые и необходимо схематически запечатлеть.
Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?
Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:
- Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
- Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
- Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
- Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
- Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
- Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.
Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.
- Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств. Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.
Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.