Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имеет ли женщина право на развод?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Как предотвратить развод в исламе
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:
- Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
- Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
- Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
- Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.
В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.
Развод по инициативе жены
Первостепенно считаю уместным привести следующее высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Если какая-либо женщина попросит у мужа развода, не имея на то причин (серьезных причин), райского аромата ей не почувствовать (она не вкусит его, будет лишена этого)»[1]. То есть легкомысленное прошение, навеянное капризами, или необоснованное требование развода категорически не приветствуется. Также напомню, что «самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[2].
О разводе, инициируемом женою, в Священном Коране говорится в двух местах:
«Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально[3]]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то[4] [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если его передача была отсрочена) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).
«И не чините [о мужья] препятствий [не затрудняйте женам бракоразводный процесс, инициируемый ими; не притесняйте их, не подвергайте насилию] ради завладения частью того, что вы передали им [то есть свадебный подарок (махр), который обычно представляет собой значительную денежную сумму или комплект ювелирных украшений, а порой и дорогостоящую недвижимость]. [Если вы и можете лишить их махра, то] только тогда, когда жена совершит явно непристойный (развратный поступок) [прелюбодеяние].
Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально-нравственными нормами. А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны.]» (см. Св. Коран, 4:19).
Итак, Священное Писание призывает мужа и жену жить в соответствии с общепринятыми нормами порядочности, не притесняя, не ограничивая права друг друга. И если жена просит развод, имея на то соответствующие обоснования, то муж не вправе ущемлять ее интересы и ограничивать свободы, не давая развода или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр (свадебный подарок) обратно. Все должно быть в рамках благоразумия и обоюдного согласия. В то же время те или иные изменения в характере, поведении мужа или жены не должны становиться причиной скоропалительного разрушения семьи, ведь «в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага». Супруги обязаны обсудить возникшие разногласия и, проявив терпение, чем-то пожертвовав, прийти к согласию.
Притеснение жены, а тем более с желанием разрушить имеющуюся семью и создать новую, крайне греховно и порицаемо:
«А если пожелает кто-либо из вас (мужей) развестись с супругой и жениться на другой, тогда как был передан [в качестве свадебного подарка (махра)] жене кантар (примерно 44,928 кг) [золотом][5], то не имеет никто из вас [мужья] права забрать [у жены] даже малую часть этого! Желаете вы забрать это неправдой, совершая явный грех [притесняя и обижая жен для того, чтобы они просили у вас развод и возвратили вам свадебный подарок (махр)]?! Как же вы можете забрать это, ведь вы [по воле и с благословения Всевышнего] вступили в супружеский союз, и жены взяли с мужей своих серьезный обет (договор) [пред Творцом о супружеской верности, порядочности и надежности]?!» (Св. Коран, 4:20, 21).
Муж и жена должны отдавать себе отчет, что они создали семейный союз не для того, чтобы временно пожить, присмотреться друг к другу, а затем разрушить священные узы, а для сохранения и приумножения на протяжении всей оставшейся жизни внутрисемейной гармонии, чувства взаимоуважения и любви.
Принимая во внимание все ранее цитированное, можно перейти непосредственно к вопросу о разводе, инициированном женой. На этот счет имеется достоверное повествование о случае, произошедшем при самом Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует), раскрывающее нам практические аспекты разрешения такого рода внутрисемейного конфликта.
«Супруга Сабита ибн Кайса пришла однажды к Пророку и сказала: «О посланник Божий! [Супруг мой] Сабит ибн Кайс. У меня нет претензий к его религиозности или нравственности. Однако я не могу больше терпеть его [у меня непреодолимое чувство неприязни к нему; боюсь, что не смогу уже больше оставаться покорной и послушной ему]»[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) спросил: «Ты вернешь ему сад [финиковый сад, переданный тебе в качестве свадебного подарка]?»[7]. Она ответила: «Да». Пророк, обращаясь к Сабиту, сказал: «Прими обратно сад и разведись с нею, дав один развод»[8].
После того как жена возвращает мужу свадебный подарок (махр) или то, на чем обоюдно сошлись (из того, что по ценности своей меньше махра либо равно ему[9])[10], а муж говорит, что дает развод, они перестают быть мужем и женой[11]. Временных ограничений на то, когда именно можно производить такой процесс[12], нет: он может проходить и во время месячных, и в чистый период, когда супруги уже имели интимные отношения[13]. Крайне важно, чтобы на процессе расторжения брака, инициируемого женой, присутствовало два свидетеля-мужчины, на случай, например, возникновения разногласий по обещанным обязательствам.
Если в течение примерно одного месяца[14] они не передумают, то становятся совершенно чужими друг для друга. И женщина получает полное право выйти замуж за другого[15]. На протяжении данного месяца бывший муж не имеет никаких привилегированных, преимущественных прав вернуть супругу обратно[16].
Если вдруг разведенные таким образом муж и жена заново решат пожениться, то это будет возможно только с проведением нового бракосочетания (никяха) при наличии всех условий, необходимых для действительности и полноценности брака[17].
Жена имеет полное право требовать развода. Если родные никак не могут положительно повлиять на сохранение семьи или спокойное, бесконфликтное расторжение брака, тогда это необходимо сделать с помощью местного религиозного руководителя (имама, муфтия) или подав заявление в загс. Никто не имеет права насильно заставлять женщину оставаться женой, если она не желает того.
Случаи инициирования развода женой могут быть самыми разными, например обнаружение у мужа физических или иных изъянов, о которых не было известно до бракосочетания и которые препятствуют ведению супружеской жизни, отсутствие материального обеспечения со стороны супруга (в случае, когда он здоров и может обеспечивать, но пренебрежительно и халатно относится к данному вопросу)[18], притеснение, избиения, измены и т. д. Возможна ситуация, когда жена обращается в суд, в загс с просьбой о расторжении брака с мужем, который продолжительное время отсутствует.
Как ислам относится к разводу?
Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.
Талак бывает:
- Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
- Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
- Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.
Развод в руках мужа — почему?
Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.
Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.
Давать развод нужно посредством проговаривания ясной по смыслу фразы
Это могут быть слова типа: «Ты разведена», «Я даю тебе развод» или подобные.
Главное, чтобы муж имел при этом соответствующее намерение, а жена его недвусмысленно поняла.
Важно, чтобы у обоих супругов не оставалось сомнений относительно смысла сказанного.
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Мнение богословов об обстоятельствах развода
Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.
Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.
Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.
Что говорится о разводе в исламе?
Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.
Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.
Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.
Как предотвратить развод в исламе
В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.
Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.
Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.
Что говорится о разводе в исламе?
Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.
Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.
Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.
В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.
Мнение богословов об обстоятельствах развода
Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.
Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.
Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.