Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет пени за исполнение контракта с разными периодами просрочки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получаем следующие данные для расчета пеней: 1.Ставка рефинансирования на тот момент составляла 7,75%, значит, в формуле используется коэффициент 0,0775. 2.Размер невыполненных обязательств = Сумма контракта – Стоимость поставленных товаров = 1 200 000 – 850 000 = 350 000 рублей. 3.
Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-фз и 44-фз
Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств.
Внимание
Таким образом, методики расчета пеней для поставщиков и заказчиков стали аналогичными.
Пени, подлежащие к уплате поставщиком при несоблюдении им сроков поставки товаров или оказания услуг, определяются по следующей формуле: Сумма пеней = 1/300 * Размер ставки рефинансирования * Размер невыполненных обязательств * Количество дней просрочки Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов.
Важно
Инфо
Следовательно, для расчетов в этот период берется коэффициент 7,5% / 100 = 0,075.
При подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают.
В расчет берутся все календарные дни до факта исполнения обязательств, включая выходные и праздники.
Помимо прочего, в новом постановлении правительства прописано, что общая сумма всех штрафов и пеней, накладываемых на поставщика, не может оказаться больше стоимости контракта.
Пример расчета Рассмотрим ситуацию, в которой между поставщиком и заказчиком был заключен контракт на поставку оборудования для цехов на общую сумму 1 200 000 рублей.
К этому времени поставщик передал заказчику товаров на сумму 850 000 рублей.
Как начисляются штрафы по 44-фз?
При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта обе стороны несут ответственность в виде денежного взыскания. Размер штрафов и пеней, начиная с 9 сентября 2017 года, рассчитывается по нормам постановления Правительства за номером 1042 от 30.08.2017 г. Оно полностью отменяет постановление №1063 от 25.11.2013 года и предлагает совершенно новый порядок расчетов. Обновленное постановление становится дополнением к действующей статье 34 44-ФЗ, в которой речь идет о принципах расчета неустоек.
Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени С сентября 2017 года поставщики и заказчики, выступающие сторонами по государственному контракту, должны по-новому рассчитывать штрафные санкции в случае неисполнения обязательств.
Как рассчитать пени по 223-ФЗ
В соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае нарушения сроков контрактных обязательств по 223-ФЗ заказчик может потребовать пени. Однако ни в ГК РФ, ни в самом Федеральном Законе № 223-ФЗ не содержится порядка, по которому рассчитываются пени. В ГК РФ прописаны только общие положения, которые касаются неустойки.
Сроки, в которые исполнитель обязан начислить плату за неустойку, определены в п. 65 постановления пленума ВС РФ № 7 от 24 марта 2016 года. В соответствии с этим пунктом дата фактического исполнения обязательств по контракту (поставка товара, выполнение работ) считается последним днём просрочки. Дни, в которые заказчиком проводилась приёмка товаров (выполненных работ), просрочка исполнения госконтракта в себя не включает (письмо Минфина от 24 марта 2020 года № 24-03-07/22888).
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.
Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).
Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.
Ответственность заказчика
Пеня
Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).
К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:
500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 = 1512,5 руб.
Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:
300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.
Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.
Штраф
Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).
К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:
Как произвести расчет пени за недопоставку по 44-ФЗ
6. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
где: Ц — цена контракта; В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С — размер ставки.
Ставка рефинансирования
Штрафные санкции (пеня, штрафы, неустойки), устанавливаемые в силу закона или в силу договорных условий, могут быть применены к любой из сторон договора в случае нарушения ею своих договорных обязательств.
Как правило, само условие применения штрафных санкций, а равно их размер, выражаемый в различном процентном соотношении к предмету договору, определяются условиями договора.
Ставка рефинансирования, устанавливаемая Центробанком РФ может лечь в основу расчетов штрафных санкций либо в обязательном порядке, либо в силу закона, либо по выбору контрагентов. Так, исходя из ставки рефинансирования, проводятся расчеты пени и неустойки:
- По договорам долевого участия в силу прямого нормативного указания;
- По договорам, в тексте которых стороны не нотифицировали размер штрафных санкций;
- По договорам, стороны которого добровольно избрали ставку рефинансирования, как отправную точку расчетов штрафных санкций.
Следует понимать, что ставка рефинансирования — это часто изменяющаяся величина. При условии, что договорные правоотношения могут длиться несколько лет, вполне возможна ситуация, при которой ставка рефинансирования за время действия договора была изменена не один раз. Каждое изменение ставки влечет за собой изменения в расчетах. Алгоритмы калькулятора отслеживают изменения, вносимые Центробанком в величину ставки рефинансирования, а потому ошибок в расчетах не будет, при условии, что все остальные данные будут внесены пользователем в полном объеме и без ошибок.
Как мы уже писали, закон определяет три вариации долей от — 1/300, 1/150 и 1/130.
У каждого из вариантов своя сфера применения. Так, 1/300 применима:
- при расчете пени по обязательным платежам, просрочка по которым составляет не более 30 дней;
- при расчете пени по просрочкам коммунальных платежей;
- при расчете неустойки по договорам займа в случае, если контрагенты не обговорили ее размер в тексте договора;
- при расчете неустойки в отношении контрагентов-юридических лиц в случае, если размер штрафных санкций не был определен договором;
- при расчете неустоек и пени по ДДУ, при условии, что дольщик является физлицом.
1/150 применима:
- при расчете штрафных санкций по положениям ст. 236 ТК РФ (задержка заработной платы и иных полагающихся работнику выплат);
- при расчете штрафных санкций по ДДУ, в качестве дольщика по которому выступает юрлицо.
1/130 ставки рефинансирования применима в отношении всех договорных правоотношений, начиная с 91 дня начисления процентов за каждый день.
Разъяснения некоторых моментов постановления
В пункте №6 рассматриваемого правительственного постановления в полной мере описывается перечень тех обязательств, предусмотренных соглашением, за исполнение которых не предусматривается поощрение финансового характера или любая форма ответственности, выраженная в денежном эквиваленте.
В качестве наглядных примеров обязательств, которые не могут иметь выражение в виде определенной стоимости, можно привести следующие:
- отсутствие одного из основных членов комиссии, занимающейся приемкой работ или услуг;
- возвращение заказчиком суммы контрактного обеспечения с учетом нарушения установленных сроков, прописанных в соответствующем соглашении;
- отказ непосредственного заказчика от предоставления пакета документации, которая важна для поставщика в рамках доставки товаров.
В пункте №1 настоящего Постановления определяется факт того, что представленный нормативный акт был составлен для определения фактического порядка расчета следующих параметров:
- штраф, определенный в формате закрепленной суммы денежных средств, который начисляется за неправильное исполнение обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки – актуально для заказчиков;
- то же самое, но для поставщиков товаров или услуг;
- пени, которые начисляются за каждый день пропуска выполнения контрактных обязательств.
Другими словами, в соответствии с объективным набором требований, представленным в рассматриваемом Федеральном Законе, заказчику не могут начисляться дополнительные сборы за пропуск сроков, отведенных на исполнение заявленных обязательств. Это актуально для каждого конкретного случая.
Именно поэтому требования о взыскания пени с заказчика не могут быть прописаны в двусторонних соглашениях. Для такой категории лиц предусматривается только финансовая санкция, начисляемая за неполноценное или некорректное исполнение обязательств, полный перечень которых приведен в контракте.
Что касается пени, которые накладываются на одну из сторон соглашения за просрочку, то такая сумма начисляется в порядке, регламентированном статьей №34 Федерального Закона №44 от 5 апреля 2013 года. Представленный нормативный акт рассматривает вопросы контрактной системы в области закупок работ, услуг или стандартных товаров для обеспечения нужд на государственном или муниципальном уровне.
Для более наглядного понимания процесса расчета необходимо рассмотреть наиболее типичный для данной ситуации случай.
Заказчику поступил товар позже на 10 дней, чем было заявлено в заключенном с исполнителем контракте, а его сборка была осуществлена в течение следующих 10 дней. В рамках данной ситуации нужно обязательно провести подробный анализ проекта контракта. Получается, что понять фактическое исполнение условий договора.
В случае если товар должен был быть поставлен уже в собранном виде, то сроки будут пропущены на 20 дней, исходя из чего происходит начисление пени.
Обязательства по сборке необходимо уточнять, опираясь на то, в какой промежуток времени после передачи поставки товар должен быть собран. Неустойка за такую просрочку рассчитывается за определенное количество дней по договору.
В любом случае, во всех представленных ситуациях наблюдается просрочка исполнения заявленных обязательств.
Что касается непосредственной оплаты пени, то она должна проводиться на основании контрактных условий
При этом важно принимать во внимание статью 34 рассматриваемого Федерального Закона РФ №44
Сроки возврата обеспечения также определяются в условиях соглашения. Более подробную информацию об этом могут предоставить сотрудники Федеральной Антимонопольной Службы РФ.
Сроки начисления неустойки
Неустойка – это штраф или пеня, которую можно взыскать с поставщиков или участников закупок по 44-ФЗ за упущенную выгоду в связи с нарушением условий контракту. Но сроки начисления неустойки не могут быть произвольными.
Согласно 44-ФЗ, для начисления неустойки необходимо, чтобы поставщик или участник закупок не выполнил или ненадлежащим образом выполнил свои обязательства по заключенному контракту. При этом должны быть установлены и подтверждены факты ущерба или упущенной выгоды для заказчика.
Сроки начисления неустойки зависят от вида нарушения и устанавливаются каждым контрактом отдельно. Как правило, контракты содержат пункт о сроке начисления неустойки, который может быть указан в днях или в процентах от стоимости контракта.
Если контрактом не установлены сроки начисления неустойки, то согласно пункту 9 статьи 393 ГК РФ, в случае нарушения сроков платежа по контракту, интересы могут быть взысканы в виде неустойки в размере одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Расчет неустойки должен быть подтвержден документально. Если поставщик или участник закупок считает, что начисленная неустойка неправомерна, он может обратиться в суд с заявлением о ее пересмотре или снижении. Судья будет оценивать обоснованность начисления неустойки и принимать решение на основании представленных доказательств.
Совсем недобросовестно
Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).
Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).
Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»
Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».
Форум института госзакупок (москва)
Информация об изменениях: Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 Правила дополнены пунктом 4.1 4.1. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ. 5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.
рублей; б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн.
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.
Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).
Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.
Ответственность заказчика
Пеня
Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).
К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:
500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 = 1512,5 руб.
Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:
300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.
Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.
Штраф
Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).
Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту
Изменения вводит Постановление Правительства № 1042 от 30.08.2017.
Оно отменяет Постановление Правительства № 1063 от 25.11.2013 и кардинально меняет правила расчета неустойки за просрочку исполнения обязательств по госконтракту, а также за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий сделки как заказчиком, так и поставщиком. Постановление дополняет ст. 34 закона № 44-ФЗ, а именно части 5-9. В этой статье содержатся общие правила расчета неустоек.
Также изменения затронули Постановление № 570 от 15.05.2017. Во-первых, утратил силу абзац, в котором утверждались ранее сделанные изменения, утвержденные уже не актуальным ПП № 1063 от 25.11.2013. Во-вторых, подпункт «в» пункта 2 дополнили, теперь он предусматривает ответственность поставщика не только за на ненадлежащее исполнение госконтракта, но и за неисполнение вовсе.
Общим новым правилом является то, что сумма всех неустоек, выставленная как заказчику, так и исполнителю, не может превышать цену контракта.
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Рассчитывают их как процент от определенной цены контракта либо его отдельного этапа.
Плата за неустойку не взимается, если сторона докажет, что нарушение условий контракта произошло вследствие форс-мажора (ч. 9 ст. 34).
В отношении банковской гарантии № 44-ФЗ в п. 3 ч. 2 ст. 45 требует, чтобы такой документ включал обязанность банка-гаранта перечислить заказчику в качестве пени 0,1 % от суммы, которая должна быть выплачена поставщиком. Эти начисления производятся ежедневно после истечения установленных договором сроков.
Нормы, определяющие источники, из которых производится уплата неустойки ГК РФ или 44-ФЗ, в законодательстве отсутствуют. Поэтому можно сделать вывод, что заказчик и поставщик имеют возможность договориться о том, откуда будет удерживаться штраф или пеня (обеспечение, отдельная сумма, уменьшение платежей), чтобы оплата контракта за вычетом неустойки была произведена правильно.