Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии федерального законодательного процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Новые законопроекты сначала разрабатывают в правительстве РФ, а потом их направляют в Парламент РФ. Затем, Госдума и Совфед осуществляют принятие или отклонение конституционных и иных федеральных новых законов.
Стадии законодательного процесса
Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:
1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;
2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;
3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;
5. опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.
Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.
Внесение законопроекта – законодательная инициатива
1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы.
Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ – это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной и денежной политики, несет за это ответственность и обладает информацией по этим проблемам (что делает важной и полезной оценку этим органом названных законопроектов). Такое заключение может играть роль в сдерживании законопроектов, влекущих неадекватные, неоправданные государственные расходы, которые невозможно покрыть из имеющихся государственных средств, в отстаивании финансовой политики Правительства.
Особенности законодательного процесса
Основной момент в создании закона представлен законодательной инициативой, то есть правом внесения законопроектов в законодательный орган, которое закрепляется за уполномоченными органами государства. Ст. 104 Конституции РФ гласит, что право законодательной инициативы закреплено за Президентом РФ и Советом Федерации (СФ), им пользуются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (ГД), Правительство РФ.
Также оно предусмотрено для законодательных (представительных) органов субъектов нашей страны, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в вопросах их ведения. Проект закона должен быть внесен в госдуму. Право законодательной инициативы предусматривает полное соответствие Регламенту ГД.
Теория правотворчества признает процесс создания законодательных актов в качестве процесса, который носит не одномоментный характер, а «растягивается» во времени. Первоначально происходит выявление в обществе определенной потребности в регулировании правовыми нормами социальной проблемы. Оно происходит спонтанно, при этом роль играет только мера остроты проблемы (вопроса), включая ее актуальность и значимость. Оценку потребности в правовом регулировании может осуществлять общество посредством своих институтов (лидеры, средства массовой информации, наука), так и определенный правотворческий орган или само государство. О назревании потребности в правовом регулировании говорят тогда, когда закон представляет собой максимально эффективное средство, преимущественную форму регулирования, если сравнивать его с прочими социальными средствами влияния.
Демократические реформы в нашей стране требовали правового закрепления свободы совести и религиозных убеждений. В этом процесс был издан ФЗ № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», в статье 3 которого была дана гарантия свободе совести и вероисповедания, включая право исповедания индивидуально или вместе с другими любой религии или не исповедовать никакую. В этом случае правовая форма в виде федерального закона представляет собой приоритетный способ государственного регулирования личных и политических свобод.
Право принимать законотворческое решение по судьбе законопроекта имеет законодательный орган. В Российской Федерации это Государственная Дума, которая и занимается осуществлением собственно «творчества права». Именно дума формирует, меняет или исключает правовые нормы, осуществляет интеллектуальную работу над текстами законопроектов. Правотворческая работа длительного характера (от нескольких месяцев до 1-2 и более лет), поэтому работа над каждым проектом может разбиваться на несколько этапов, которые логично и последовательно меняют один на другой.
Понятие и роль законодательной процедуры
Определение 1
Законодательная процедура (законодательный процесс) – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.
Замечание 1
По своей сути, законодательная процедура представляет собой серию юридически закрепленных правил, регламентирующих процесс издания законов. Она является основной частью правотворческой деятельности.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. В современной России выделяют пять основных стадий этого процесса:
-
подготовка проекта закона и внесение его в Государственную Думу;
-
обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием или отклонением;
-
одобрение или отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой;
-
подписание или отклонение (применение права вето) документа Президентом РФ;
-
публикация закона.
Замечание 2
Помимо основных стадий законодательной процедуры существуют и дополнительные. К ним относятся: повторное рассмотрение Государственной Думой законопроекта, отклоненного Советом Федерации, и повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой законопроекта, отклоненного Президентом России.
- Курсовая работа 450 руб.
- Реферат 250 руб.
- Контрольная работа 210 руб.
Правом законодательной инициативы обладают Президент и Правительство РФ, депутаты, сенаторы, региональные парламенты, высшие органы судебной власти. Все проекты федеральных нормативно-правовых актов рассматривает Государственная Дума.
Законодательный процесс: понятие и стадии
Определение 1
Законодательный процесс, его понятие и стадии включают порядок, в соответствии с которым разрабатываются, обсуждаются проекты законов в форме нормативных правовых актов, осуществляется принятие их высшим органом власти в государстве, что регулируется нормами права.
Рассматриваемый процесс в любой стране должен быть подчинен соответствующим нормам, правилам и даже иногда традициям, отходить от которых нельзя.
Каждая страна обладает собственной спецификой законодательного процесса, но общим для всех государств является регулирование создания законов с помощью конституции и законодательства; осуществление высшим органом власти в стране; законодательный процесс в виде процедуры, включающей последовательные, меняющие друг друга обязательные этапы. Проще всего будет рассмотреть этот процесс на примере России.
Этапы и стадии законотворческого процесса
В юридической теории и практике нередко происходит непроизвольная и ничем не оправданная подмена понятия и явления «правотворчество» и «законотворчество». Ибо когда мы говорим о стадиях процесса правотворчества, то по логике вещей должны рассматривать стадии процесса принятия, изменения или отмены всех вместе и каждого в отдельности нормативного правового акта. В тех же случаях, когда речь идет о стадиях процесса законотворчества, то рассмотрению подлежат лишь стадии принятия, изменения или отмены конституционных и текущих (обыкновенных) законов.
Законотворческий процесс — основная часть правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права — законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.
В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативного правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативного правового акта (официальный этап) процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии.
Специфика действия правовых актов во времени
После того как процедура принятия закона завершена, он начинает применяться по всей стране. Время действия акта отсчитывается с даты вступления его в силу, а заканчивается – с момента ее утраты. Последнее может обуславливаться разными причинами. Одной из наиболее распространенных считается истечение срока действия, установленного в законе. К примеру, вводилось чрезвычайное положение на один месяц.
Также окончание действия может быть связано с отменой закона другим документом, заменой действующей редакции на новую и пр. Как правило, нормативно-правовые акты обратной силы не имеют. Это означает, что если субъект совершил какое-либо нарушение, к нему будут применяться положения, имевшие силу во время этого события. Исключение составляют случаи, когда вновь утвержденный акт устраняет или смягчает ответственность за противоправное поведение, и прочие особо оговариваемые ситуации.
Законодательный процесс – основные этапы подробно
Если подать модель процесса создания законов упрощенно, то он следующий:
-
Инициатива. Сюда входит право конкретных органов и должностных лиц. ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты в Госдуму. После этого орган становится обязанным его рассмотреть. Перечень субъектов законодательного процесса, которым делегировано такое право, приведен выше. Почему перечень не такой большой? Тому служат две причины:
- Если увеличить этот список, то Государственной думе придется тратить большое количество времени на принятие или отклонение.
- Субъекты имеют достаточно много информации о социальной жизни, а вот о других государственных органах, и гражданах страны так сказать нельзя.
- Подготовка законопроекта. Она должна стартовать с выявления потребностей в создании правовых норм, основываясь на всестороннем изучении общественной практики, имеющихся сведений, представленных учеными, предложений гос. органов, политических партий. Также в процессе подготовки законопроекта могут принимать участие отдельные граждане и общественные объединения. Очень частый принцип подготовки законопроекта – отраслевой. Он далеко не самый надежный, поскольку проект готовит орган, отвечающий за определенную область. Время от времени появляются комиссии, которые занимаются вопросами подготовки проекта закона. Помимо этого, подготовка может осуществляться и на альтернативной основе.
- Обсуждение. Оно осуществляется на заседании органа законодательной власти и начинается с доклада представителя субъекта, который внес проект закона для дискуссии. После этого профильным комитетом законодательного органа дается заключение. После этого, происходит обсуждение, оценка законопроекта. Если требуются поправки, то они вносятся. Каждый раз, который предусматривает рассмотрение законопроекта, называется чтением. Всего их, как правило, три.
- Принятие. Оно происходит путем голосования. Причем голосовать можно не только за проект в целом, но и за отдельные его статьи. Чтобы принять обычные законы, хватает, как правило, обычного большинства депутатов. Ну и двух третей для конституционных. Далее закон рассматривается Совфедом. Если на протяжении двух недель он этого не сделал, то закон принят. Затем в двухнедельный период времени после этого закон подписывает президент, у которого также есть право вето на этот проект закона. Соответственно, если он им воспользуется, то тогда законодательный процесс возвращается на предыдущий этап.
-
Опубликование. Этот этап характеризуется тем, что полный текст закона размещается в печатном издании, который выходит официально. Без этой стадии никакой нормативный акт не может вступить в силу. Ведь в другом случае невозможно будет применение санкций за его неисполнение. Да и в целом, невозможно будет требовать соблюдение этого закона.
Публикация осуществляется на протяжении 10 дней в таких изданиях, как «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» и «Парламентская газета». Там же происходит публикация и других российских актов.
Что происходит с законом после его одобрения в Думе?
Федеральное собрание РФ порядок принятия законов четко соблюдает. Если акт одобрен, предоставляется 5 суток для передачи и принятия его Советом Федерации. Конституция позволяет акты, которые рассматривала Госдума, оставлять без обсуждений и автоматически утверждать принятые решения. Имеются исключения: когда принимается конституционный закон, такой регламент не предусмотрен. Нельзя оставлять без окончательного завершения законодательные акты, связанные с вопросами:
- бюджетными;
- налоговыми;
- финансовыми;
- валютными;
- кредитными;
- таможенными;
- ратификации и денонсирования международных договоров;
- государственной безопасности.
В любом случае законопроект является принятым, если члены Совета Федерации отдали половину своих голосов или вообще не предприняли попыток к его рассмотрению в течение 2 недель. В рабочем порядке могут возникнуть разногласия, для их преодоления понадобится создание согласительной комиссии, а проект возвращают вновь в Госдуму, чтобы не нарушить порядок принятия конституционных законов РФ или любых других, которые находятся под особым статусом.
Бывает, что между правительственными ведомствами происходят несогласия с решениями. Когда в Думе не принимают постановление от Федерального собрания, они опять голосуют, и на этот раз достаточно 2/3 от всех депутатских голосов. Каждый предпринятый шаг документально фиксируется соответствующими постановлениями. После всех согласований судьба закона решается Президентом.
Вето может быть относительным или абсолютным. В последнем случае парламент не имеет возможности его преодолеть. Соответственно, закон больше не поступает на рассмотрение. Абсолютным вето обладал император России. Относительный отказ может преодолеваться парламентом. Процедура принятия закона предусматривает определенные правила для снятия вето. Если в 14-дневный срок президент отклонил документ, то ГД и СФ вновь рассматривают его. В случае если при повторном обсуждении закон получит одобрение не менее чем 2/3 от общего состава парламента, Глава страны обязан его подписать. При этом утвержден должен быть акт в первоначальной (отклоненной президентом) редакции. То есть процедура принятия закона существенно сокращается, поскольку поправки в него не вносятся. На подписание после повторного утверждения акта парламентом президенту отводится неделя.
Другие нормативные акты
Кроме законов, в РФ принимаются и подзаконные акты. Эти документы утверждаются разными госорганами и направлены на конкретизацию положений ФЗ и ФКЗ. Подзаконные акты считаются вторичным звеном нормативной системы. Оно дополняет первичные положения, более конкретно регламентирует разнообразные группы отношений в обществе. Вместе с этим, такие акты выступают как нормативные. Они представляют собой официальные документы, включающие в себя общеобязательные правила. Принятие подзаконных актов производится преимущественно исполнительными структурами. Такие документы обычно имеют специфические наименования. К примеру, Указы резидента, Постановления правительства, Приказы министерств относятся к подзаконным актам. На региональном уровне также действуют исполнительные органы. Они имеют право принимать подзаконные акты. К таким органам относят администрации, правительства, управления, департаменты и пр. Порядок утверждения подзаконных актов устанавливается положениями о соответствующих уполномоченных структурах. Основное требование, которое предъявляется к этим документам, заключается в обязательном соответствии ФЗ и ФКЗ. Если выявляются противоречия в положениях, то применению подлежат законы, принятые на федеральном уровне.
Конституция: принятие федеральных законов
Процесс принятия федеральных законов предусмотрен Конституцией РФ. В статье 105 указано, что все законы принимаются после обсуждения депутатами ГД РФ. При этом необходимо, чтобы большинство депутатов проголосовало за законопроект, чтобы он был принят.
Важно, чтобы законопроект отвечал всем требованиям. Он не должен противоречить действующим законам, иначе требуется его доработка. Конституция обязывает передавать законопроект на рассмотрение в верхнюю палату парламента после его одобрения нижней. Сенаторы тоже должны изучить его положения и одобрить или вернуть на доработку.
Обязательно представители Совета Федерации должны рассматривать законопроекты, которые касаются следующих вопросов:
- государственного бюджета;
- введения новых налогов и сборов или внесения изменений к соответствующим законам;
- денежной эмиссии;
- вопросов таможенного регулирования;
- финансовой или валютной политики внутри страны или за ее пределами;
- ратификации или денонсации международных договоров и соглашений;
- войны и мира, а также защиты государственной границы.
Внесение поправок в законы
Периодически к действующим федеральным законам вносят поправки. Они необходимы, если изданный ранее закон потерял эффективность, появились новые ситуации, которые также нужно предусмотреть в ФЗ и так далее. Также иногда оказывается, что после публикации закона он противоречит действующему праву. Тогда требуется внести соответствующие поправки.
Все поправки надо вносить в установленном порядке. Они являются новым федеральным законом, который вносит изменения в действующий. Таким образом, депутатам придется обсудить все нововведения, а также предоставить проект в верхнюю палату для одобрения. После этого президент подписывает ФЗ, и он публикуется.
К одному правому акту может быть неограниченное количество поправок. В частности, в кодексы они постоянно вносятся, исходя из изменяющихся реалий.
Кто утверждает поправки в ФЗ?
В Государственной Думе проводится несколько чтений. Во время этих чтений депутаты обсуждают, рассматривают, предлагают и регулируют изменения и поправки в положениях ФЗ. После обсуждений в Государственной Думе все рассмотренные изменения в документах и бумагах передаются в Совет Федерации. Там анализируются поправки, предложенные депутатами Государственной Думы в течение нескольких недель. Если Совет Федерации принимает поправки, они передаются на подписание Президенту Российской Федерации, но в случае отклонения Советом поправок, проводятся другие процедуры.
Согласно , в случае отклонения изменений Советом Федерации бумаги передаются в согласительную комиссию. Уполномоченный орган обязан разрешить разногласия. Согласительная комиссия анализирует бумаги и изменения, предлагает решение и отправляет бумаги Государственной Думе.
Если эти лица не являлись на заседание, то рассмотрение данного законопроекта переносится на следующее заседание. А в том случае, если инициаторы повторно не явились, то законопроект может быть рассмотрен в их отсутствие. Законопроект считается принятым Государственной Думой, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Кем принимаются федеральные законы российской федерации
Федеральные принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией России.
Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Если за федеральный закон проголосовало более половины числа членов Совета Федерации или если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен данной палатой, то он считается одобренным Советом Федерации.
В статье 105 Конституции РФ четко указана структура принятия федеральных законов. Данная структура приемлет голосование государственной думы, одобрение советом федерации, а также подписание принятого законопроекта президентом страны. Такая структура позволяет исключить определенные ошибки трактовки законодательной базы, так как специалисты на всех этапах проверяют и перепроверяют законопроекты на соответствие конституционным нормам, а также уже созданным законам.
Стадии законодательного процесса
Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:
1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;
2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;
3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;
4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;
5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.