Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки пассажиров в автобусе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
Действующие регламенты
В Российской Федерации законодательными документами являются:
- Федеральный закон №220 (действующий от 13 июля 2015 года) в полной мере координирует существующие нормативы, регламентирующие перевозку людей на автобусном транспорте по регулярным маршрутам.
- Устав автомобильного транспорта и электротранспорта (легковые и грузовые авто, а также прицепы и полуприцепы, автобусы, троллейбусы, трамваи).
- Постановление правительства РФ №112 (действующее от 14 февраля 2002 года).
Правила перевозки пассажиров в автобусах междугороднего сообщения требуют, чтобы транспортные средства, используемые для таких целей, обладали мягкой подвеской, а также были оборудованы климатическими установками для кондиционирования воздуха, указателями аварийных выходов и мягкими сиденьями. Повышенная комфортабельность необходима при передвижениях на дальние расстояния. В случаях, когда предстоит проехать более 500 километров, требуется присутствие второго водителя.
Перевозить пассажиров в положении стоя можно только при соблюдении определенных условий:
- имеется достаточно места;
- предусмотрены поручни;
- протяженность маршрута не превышает семидесяти километров.
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г.
Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта.
Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
Статья 4. Виды сообщения
1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении.
2. Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
3. Перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.
4. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.
5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.
Права и обязанности водителя
Пункт 1 части 1 статьи 34.1. ФЗ № 220 требует, чтобы к управлению автобусом был допущен только водитель, который состоит в трудовых отношениях с перевозчиком в виде юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При этом сведения о таком водителе должны содержаться в реестре маршрутов пассажирских перевозок. В период подготовки к маршруту и выезду в рейс водитель должен соблюдать обязанности, которые регламентируются инструкцией конкретного перевозчика.
Учтите! Они заключаются в следующем:
- пройти предрейсовый медосмотр;
- проверить внешнее и внутренне состояние автобуса;
- заправлен ли автобус, в каком состоянии находятся шины;
- наличие и исправность зеркал заднего вида;
- работоспособность аварийных выходов;
- во время движения соблюдать установленный график прибытия к пунктам назначения;
- иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также водительское удостоверение, которые предъявлять по требованию дорожной Полиции;
- во время движения находиться в форменной одежде для водителя, если она предусмотрена перевозчиком;
- при остановке автобуса более чем на 5 минут выключать двигатель;
- выбирать скорость движения в зависимости от состояния дорожного полотна и погодных условий, с тем чтобы обеспечить безопасность движения;
- нести другие обязанности.
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
Необходимые документы
Вначале обсудим перевозчика, как ответственное лицо с надлежащей документацией. В прямые обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров входит наличие лицензии на право перевозчицкой деятельности. Работая от организации, он должен обладать договором, заключенным как с органами местного самоуправления, так и вышестоящими властями.
Обязательным документом также является свидетельство о госрегистрации транспортного средства, осуществляющего извоз, и паспорт намеченного маршрута.
Совершая регулярные рейсы, шофер должен иметь при себе следующий пакет документации:
- Свое действующее водительское удостоверение с разрешением на кат. «D».
- Маршрутный лист.
- Кассово-билетную накладную.
- План начального и конечного пунктов посадки.
- Таблицу с расценками на проезд до определенных остановок при междугородних сообщениях.
- Договор фрахтования.
Заказные перевозки пассажиров автобусами как на регулярной основе, так и временной оформляются договором фрахтования. Составляется данное соглашение между перевозчиком или фрахтовщиком и фрахтователем-заказчиком. Цель такого соглашения – обезопасить транспортировку путем соблюдения технической исправности ТС и выполнение водителем предъявляемых к нему требований.
При нерегулярных или единичных рейсах, например, туристические поездки, водитель обязан предъявлять договор с заказчиком и чек об оплате заказа. Остальные вышеуказанные документы остаются в силе.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
2) билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;
3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;
4) грузоотправитель — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;
5) грузополучатель — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза;
6) заказ-наряд — форма договора фрахтования;
7) контейнер — оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодное для многократного пользования и приспособленное для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза;
8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;
9) маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
10) объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;
11) остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;
12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;
13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;
14) путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;
15) расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
16) ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;
17) скоропортящийся груз — груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима;
18) специализированное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозки определенных видов грузов;
19) терминал — производственно-технологический комплекс, предназначенный для осуществления операций, связанных с перевозками грузов;
20) транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза;
21) фрахтователь — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
22) фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;
23) информационная система электронных перевозочных документов — информационная система, обеспечивающая обмен электронными перевозочными документами и сведениями, содержащимися в них, между участниками информационного взаимодействия, а также направление операторами информационных систем электронных перевозочных документов таких документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов;
24) государственная информационная система электронных перевозочных документов — федеральная государственная информационная система, обеспечивающая получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, от операторов информационных систем электронных перевозочных документов, обработку, хранение таких документов и сведений, содержащихся в них, представление таких документов и сведений, содержащихся в них, органам государственной власти Российской Федерации, а также выполнение иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;
25) соглашение об электронном документообороте перевозочных документов — соглашение об оказании услуг по направлению электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Такое соглашение является публичным договором и может также предусматривать оказание услуг по формированию электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них;
26) сопроводительная ведомость — перевозочный документ, оформляемый или формируемый при подаче порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю в случае, если погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства;
27) электронные перевозочные документы — электронная транспортная накладная, электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость;
28) электронная транспортная накладная — транспортная накладная, сформированная в форме электронного документа;
29) электронный заказ-наряд — заказ-наряд, сформированный в форме электронного документа;
30) электронная сопроводительная ведомость — сопроводительная ведомость, сформированная в форме электронного документа;
31) оператор информационной системы электронных перевозочных документов — юридическое лицо, включенное в реестр операторов информационных систем электронных перевозочных документов;
32) участники информационного взаимодействия — грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь, фрахтовщик, которые заключили с оператором информационной системы электронных перевозочных документов соглашение об электронном документообороте перевозочных документов.
2. Для целей настоящего Федерального закона понятия «информационная система», «электронный документ» используются в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Статья 6. Путевые листы
1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
3. Действие требований, установленных настоящей статьей, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».
Общие положения перевозок в автобусе
Общие правила перевозки пассажиров в автобусах
- пассажиром признается физлицо, которое заключило договор перевозки, или физлицо, в отношении которого был заключен договор фрахтования (п. 12 ст. 2 Устава);
- перевозчик – это юрлицо или предприниматель, принявшие на себя обязанности согласно договору перевозки о доставке гражданина в определенный пункт назначения (п. 13 ст. 2 Устава);
- контролирует исполнение законодательства в области перевозок и ее территориальные подразделения на основании Приказа Минтранса № 542 от 28 декабря 2020 года “Об утверждении…” (ст. 3.1. Устава);
- автобусное сообщение бывает 4-х видов – городское, пригородное, междугороднее и международное (ч. 1 ст. 4 Устава);
- перевозки делятся на 3 вида – регулярные, по заказам и перевозки легковым такси;
- обязательным требованием является наличие у водителя автобуса оформленного путевого листа с указанием обязательных реквизитов, представленных в Приказе Минтранса № 152 от 18 сентября 2008 года “Об утверждении…”;
- договор о регулярных перевозках является публичным, то есть должен быть заключен с любым пожелавшим его заключить лицом (ч. 1 ст. 19 Устава);
- регулярные перевозки осуществляются только по заранее установленным расписаниям и маршруту (п. 3 Правил).
Требования к автобусу
Требования к автобусу следующие:
- он должен находиться на праве собственности или ином законном основании у перевозчика (ч. 2 ст. 34.1. ФЗ № 220);
- обязательно на лобовом стекле, на заднем окне и на правой стороне кузова автобуса должен размещаться указатель маршрута (п. 29 Правил);
- указатель на лобовом стекле должен содержать названия начального и конечного пункта;
- указатель на правой стороне кузова должен содержать не только названия начального и конечного пункта, но и названия основных промежуточных пунктов остановки;
- высота указателя, размещаемого на лобовом стекле, должна быть не более 14 см (п. 31 Правил);
- также на ветровом стекле или на правой стороне кузова должна быть размещена информация о перевозчике (п. 36 Правил) – его краткое или полное наименование.
Внутри автобуса должна быть размещена информация, предусмотренная п. 37 Правил, а именно:
- название, адрес нахождения, номер телефона перевозчика;
- ФИО водителя и кондуктора;
- название, адрес и телефон контролирующего органа;
- номера мест для сидения (кроме автобусов, билеты на которые не предусматривают конкретные номера для сидения);
- цена проезда и провоза клади;
- указатели мест для людей с детьми и с ограниченными возможностями;
- указатели месторасположения огнетушителей, кнопок экстренной остановки ТС, аварийных выходов;
- правила использования ТС или выписка из таковых.
Автобус также должен соответствовать всем требованиям безопасности, установленным в 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года “О безопасности…” и проходить техосмотр каждые полгода (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170 от 1 июля 2011 года “О техническом…”).
Права и обязанности пассажира
Что касается пассажиров, которые пользуются общественным транспортом, они имеют следующие права:
- без ограничений приобретать билеты на поездку любым маршрутом регулярных перевозок независимо от перевозчика,
- знакомиться с расписанием движения автобуса не только в любом остановочном пункте, но и у водителя, осуществляющего перевозку по маршруту (п. 7 Правил),
- садиться в автобус и высаживаться из него в любом остановочном пункте, которые предусмотрены расписанием (пункт 11 Правил),
- потребовать остановить автобус на любом участке движения, предварительного уведомив об этом водителя или кондуктора (пункт 12 Правил),
- при наличии билета на проезд безвозмездно пользоваться залами ожидания, туалетами, которые расположены внутри зданий автовокзалов или автостанций (пункт 21 Правил),
- перевозить ручную кладь независимо от вида ее упаковки (п. 54 Правил),
- сдавать багаж водителю для размещения его в специальном отсеке автобуса,
- провозить с собой в городских и пригородных автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 7 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава),
- перевозить с собой в междугородних автобусах без приобретения отдельного билета детей в возрасте до 5 лет (пункт 1 часть 1 статья 21 Устава).
Запомните! Пассажир обязан:
- приобрести билет в кассе автовокзала или автостанции на проезд по маршруту, который следует хранить при себе до окончания поездки,
- предъявить билет для проверки по требованию кондуктора или контролера,
- при поездке с ребенком, который имеет право на бесплатный проезд, иметь при себе документ, который удостоверяет его возраст (часть 3 статьи 21 Устава),
- во время поездки соблюдать внутренние правила, которые установлены перевозчиком.
Понятие пассажирских перевозок
Пассажирские перевозки являются одной из важнейших отраслей национальной экономики и неотъемлемой частью единой транспортной системы. Главной задачей пассажирского автотранспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Перевозка пассажиров является основой коммерческой деятельности транспортных операторов, которые обеспечивают функционирование городской и междугородней транспортных систем, нормальную жизнедеятельность города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность получения жителями города товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня.
Пассажирские перевозки – это перемещение людей с использованием различных видов транспорта, которое характеризуется количеством перевезенных пассажиров и объемом выполненных пассажиро-километров. Пассажирские перевозки также определяют как особый вид услуг по перевозке пассажиров на регулярной и нерегулярной основе. К данному виду услуг относят также аренду транспортных средств с экипажем для осуществления перевозки пассажиров. Основной задачей организации пассажирских перевозок является удовлетворение потребностей населения в передвижении, с соблюдением требований безопасности граждан и их высококачественного обслуживания.
Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа по различным видам сообщения. Перевозки пассажиров осуществляются юридическими или физическими лицами (перевозчиками), как на платной основе, так и бесплатно. Коммерческие перевозки выполняются перевозчиком с целью получения прибыли и подразделяются на перевозки транспортом общего пользования и технологические перевозки. Пассажирские перевозки на бесплатной основе выполняются гражданами с целью удовлетворения личных (бытовых) нужд, а также общественными организациями в пользу органов государственной власти и местного самоуправления (перевозки военнослужащих, полицейских в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий и т. п.).
Перевозочный (транспортный) процесс на пассажирском транспорте представляет собой совокупность операций, выполнение которых обеспечивает перемещение пассажиров из одного пункта в другой, включая формирование пассажиропотоков, продажу билетов, подачу подвижного состава для посадки, посадку-высадку пассажиров.
Циклом перевозочного процесса называется весь комплекс выполненных операций, необходимых для доставки пассажиров. Он состоит из следующих элементов: движение транспорта, простои на промежуточных остановках, отстой на конечных пунктах.
Особое значение для оценки эффективности пассажирских перевозок имеют показатели качества. Для оценки качества пассажирских перевозок целесообразно использовать четыре основные критерия, а именно:
- безопасность или количество дорожных происшествий за определенный длительный период (год и более);
- уровень организации движения транспортных средств во времени (частота, ритмичность, точность соблюдения графика движения, а также зависимость от погодных условий);
- затраты времени на поездку с учетом времени на поездку к пункту погрузки, ожидания и скорости передвижения пассажиров;
- удобство использования транспорта – совокупность предоставляемых пассажирам удобств в пути следования, т.е. комфортабельность.
Правила пользования автобусами муниципальных маршрутов регулярных перевозок с регулируемым тарифом в городском округе город Нижний Новгород
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей”, Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (далее – Правила дорожного движения), Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом.
1.2. Настоящие Правила определяют порядок пользования автобусами городского транспорта общего пользования.
1.3. Настоящие Правила действуют на городских маршрутах и обязательны для исполнения перевозчиками и пассажирами.
1.4. Настоящие Правила размещаются в салонах автобусов городского транспорта общего пользования.
1.5. Нарушение настоящих Правил влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, города Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
2. Предприятия пассажирского транспорта обязаны:
2.1. Обеспечивать перевозку пассажиров в пункт назначения согласно установленному маршруту движения.
2.2. Соблюдать установленные графики движения на маршрутах автобусов городского транспорта общего пользования.
2.3. Обеспечить перед выездом на линию надлежащее санитарно-техническое состояние салонов, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с нормативными требованиями Правил дорожного движения, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
3. Обязанности водителя автобуса городского транспорта общего пользования
3.1. Водитель обязан:
3.1.1. При обнаружении или получении от пассажиров информации о наличии в салоне подвижного состава предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, а также запаха гари, дыма, огня действовать согласно инструкциям.
3.1.2. Неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения.
3.1.3. Обеспечивать перевозку пассажиров в строгом соответствии с требованиями эксплуатации подвижного состава, безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок.
3.1.4. Информировать пассажиров о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним, передавать другую необходимую информацию с помощью автоинформатора или транспортного громкоговорящего устройства.
3.1.5. В случае отсутствия кондуктора, осуществлять продажу проездных билетов только на остановках.
3.1.6. Ограничивать посадку пассажиров в зависимости от заполнения салона автобуса после оповещения пассажиров об окончании посадки.
3.1.7. Соблюдать трассу следования установленного маршрута и заданный график движения автобусов городского пассажирского транспорта общего пользования.
3.1.8. Осуществлять посадку и высадку пассажиров на оборудованных остановочных пунктах, предусмотренных схемой маршрута, за исключением нештатных ситуаций.
3.1.9. Обеспечивать безопасную посадку (высадку) и комфортные условия проезда пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
3.2. Другие обязанности водителя определяются его должностной инструкцией.
4. Порядок оплаты проезда и провоза ручной клади
4.1. Оплата проезда производится в соответствии с действующим тарифом, утвержденным постановлением администрации города Нижнего Новгорода.
4.2. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или льготный проезд в автобусах городского транспорта общего пользования, определяется в соответствии с законами Российской Федерации, постановлениями Правительства Нижегородской области и иными нормативными правовыми актами.
4.3. Оплата проезда производится кондуктору (водителю) или через стационарный терминал АСКОП в салоне автобуса сразу после посадки в автобус до следующей остановки. Разовый проездной билет дает право только на одну поездку в одном направлении.
4.4. Оплата провоза ручной клади (размер которой в сумме измерений по длине, ширине, высоте превышает 120 см) производится путем приобретения разового проездного билета у кондуктора, водителя или через стационарный терминал АСКОП в салоне автобуса. Проездные документы для категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, не дают право на бесплатный провоз ручной клади.
4.5. Недействительными проездными билетами являются:
4.5.1. Билеты с истекшим сроком действия.
4.5.2. Неправомерно полученные или неправомерно используемые льготные проездные билеты (транспортные карты)
4.5.3. Билеты, не предназначенные для проезда в автобусах городского транспорта общего пользования.
4.5.4. Без наличия правильно оформленных документов, подтверждающих право льготного или бесплатного проезда.
5. Порядок проезда
5.1. Посадка и выход пассажиров разрешается только на остановочных пунктах после полной остановки автобуса.
5.2. Посадка и выход пассажиров производится:
– в автобусах, имеющих две двери, через обе двери. Преимущественным правом входа пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды, престарелые граждане;
– в автобусах, имеющих три двери – посадка через среднюю и заднюю двери, выход через все двери. Посадка через переднюю дверь разрешается пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам, престарелым гражданам и работникам пассажирского транспорта при исполнении ими служебных обязанностей.
5.3. Пассажиры обязаны:
5.3.1. Оплатить, не ожидая требования кондуктора (водителя), проезд и провоз ручной клади в течение одной остановки после посадки в автобус, приобрести проездной билет, распечатанный на бумажном носителе транспортным терминалом кондуктора (водителя) или через стационарный транспортный терминал в салоне автобуса. При оплате проезда и использованием именных Транспортных карт пассажиру необходимо предъявить кондуктору или водителю именную Транспортную карту, а также документ, подтверждающий право льготного проезда, в развернутом виде.
5.3.2. Сохранять проездные билеты до конца поездки.
5.3.3. Предъявлять для проверки все виды проездных билетов, а также документы на право льготного проезда контролеру, кондуктору, водителю или иным лицам, уполномоченным осуществлять контроль за оплатой проезда и соблюдением настоящих Правил.
5.3.4. В случае отказа оплатить проезд и (или) провоз ручной клади, а также при предъявлении недействительных проездных билетов по требованию лиц, уполномоченных осуществлять контроль за оплатой проезда и провоза ручной клади, покинуть салон автобуса на ближайшем остановочном пункте.
5.3.5. Соблюдать очередность при входе в автобус и при выходе из него.
5.3.6. Во избежание получения травм при входе и выходе из автобуса, а также во время движения автобуса держаться за поручни.
5.3.7. Освободить для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин места в салоне, обозначенные специальными надписями или символами.
5.3.8. При обнаружении в автобусе городского транспорта общего пользования забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких либо ценностей, а также почувствовав запаха гари, дыма или огня, незамедлительно сообщить об этом водителю или кондуктору.
5.3.9. По прибытии на конечную остановку маршрута освободить салон автобуса.
5.3.10. Соблюдать общественный порядок, настоящие Правила, а также быть взаимно вежливыми. Незнание настоящих правил не освобождает пассажиров от ответственности.
5.4. Пассажиры имеют право:
5.4.1. Бесплатно провозить с собой детей в возрасте до 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения.
5.4.2. Бесплатно провозить с собой одно место ручной клади, не превышающее по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) 120 см, детскую коляску, детские санки, приспособления, предназначенные для передвижения маломобильных групп населения (инвалидная коляска, костыли…), одну пару лыж в чехле или другой спортивный инвентарь в чехле или в сумке, музыкальный инструмент в футляре или чехле, а также мелких животных и птиц в клетке с глухим дном (корзине, коробке, специальном контейнере и др.), не превышающей размеры ручной клади.