В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В связи с увеличением количества обращений по вопросу ненадлежащего оказания услуг региональным оператором по вывозу твердых бытовых отходов, Управление Роспотребнадзора по Орловской области разъясняет.

График вывоза мусора

Как часто должны вывозить мусор из контейнеров? График вывоза мусора, частоту, с которой приезжает мусоровоз, определяют местные власти. Поэтому в вашем регионе могут быть особенные правила вывоза мусора, продиктованные теми или иными особенностями обслуживания придомовой территории. Однако есть общие требования, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354:

  • Летом и при среднесуточной температуре свыше +5 °C твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в сутки.
  • Зимой и при среднесуточной температуре +5 °C и ниже твердые бытовые отходы вывозят не реже 1 раза в 3 дня.

Какие еще проблемы есть у мусорной отрасли

По данным «Российского экологического оператора», сейчас в зоне риска прекращения деятельности или банкротства из-за неплатежей находятся региональные операторы в 11 субъектах, вступивших в реформу. Значительная часть региональных операторов начнет массово банкротиться, что может привести к срыву выполнения показателей мусорной реформы, сказал РБК глава ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов) Руслан Губайдуллин. Среди основных проблем помимо неплатежей он назвал две:

  • Отсутствие у операторов доступа к информации о персональных данных плательщиков за вывоз отходов. «Необходимо поменять федеральный закон «О персональных данных» с тем, чтобы их могли предоставлять операторам региональные власти на бесплатной основе», — отметил он. По словам учредителя и директора Красноярской рециклинговой компании Ильи Ильина, отсутствие доступа к персональным данным плательщиков приводит к низкой собираемости платежей, некорректному выставлению счетов и невозможности взыскания задолженности за вывоз мусора в суде. Михаил Захаров отмечает, что такими данными обладает Федеральная миграционная служба, но в единую систему они не выгружаются. «Сотрудники компании выезжают в поселения, откуда должны вывозить отходы, и сами занимаются переписью, что увеличивает расходы регоператора», — сказал он.
  • Еще одна важная проблема — неработающая мера поддержки операторов, связанная с освобождением их от уплаты НДС, говорит Губайдуллин. Эти деньги компании могут вкладывать в модернизацию инфраструктуры, связанной с обращением с отходами. «У бизнеса возникает обязанность по восстановлению сумм НДС (то есть возврату государству части этого налога. — РБК), правомерно принятых к вычету. В результате регоператор обязан заплатить эти деньги в бюджет из своего кармана», — сетует глава ассоциации. По оценке «Чистой страны», сумма НДС, подлежащая «восстановлению» (выплате), составит до 10% от прогнозной необходимой валовой выручки операторов на 2020 год. «Региональные операторы, которые в прошлом году купили спецтехнику, например на 1 млрд руб., должны были получить из этой суммы 200 млн руб. возмещения из бюджета. Но в этом году, переходя на упрощенную систему налогообложения, таким регоператорам предстоит вернуть в бюджет обратно 170 млн руб., исходя из срока службы транспорта по вывозу отходов и остаточной стоимости, отметила Вергун. По мнению Губайдуллина, целесообразно было бы освободить региональных операторов от обязанности возвращать эти деньги государству, но для этого требуется внесение изменений в Налоговый кодекс.

Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота» Ксения Шанкина:

Если Вы живете в Москве, где в настоящее время не выбран региональный оператор для вывоза мусора (его планируют выбрать к 2021 году), тариф за услуги по вывозу ТБО включается в платежный документ. При этом управляющая компания обязана взять на себя услуги по вывозу мусора. Если мусор не вывозится, собственнику необходимо обратиться в УК с официальным запросом. Если даже в этом случае УК не отреагирует, обратитесь с официальной претензией в органы жилищной инспекции.

Если же Вы проживаете на территории субъекта, в котором определен региональный оператор по вывозу мусора, все равно необходимо помнить, что контроль за вывозом мусора осуществляет непосредственно управляющая компания. При этом собственники оплачивают вывоз мусора напрямую мусоровывозящей компании, как правило, через Единый расчетный центр (ЕРЦ), который выставляет квитанцию за эту услугу. И если раньше собственник заключал договор с УК, а УК – с мусоровывозящей компанией, то при наличии регионального оператора заключается трехсторонний договор между УК, ЕРЦ и мусоровывозящей компанией. В обязанности управляющей компании входит контроль вывоза ТБО, и в конце каждого месяца УК обязана предоставить данные об объеме вывезенного мусора в ЕРЦ.

Штрафы за неправильное обращение с ТКО и повторные нарушения

В статье 8.2 КоАП РФ появилось двенадцать частей, некоторые из них напрямую касаются управляющих организаций. Обновлённая статья предусматривает увеличение размеров штрафов за повторное совершение нарушений и причинение вреда здоровью лю­дей или окружающей среде.

За несоблюдение требований в области охраны окружающей сре­ды при сборе, накоплении, транспор­тировании, обработке, утилизации или обезвреживании (но не разме­щении) отходов управляющую организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Все перечисленные выше действия не касаются отходов животноводства.

В части 2 указанной статьи описана административная ответственность, которая наступит за повторное совершение правонарушения в течение года. Для юридических лиц это штраф от 250 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 4 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает отдельное наказание за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. Административный штраф для юридических лиц составляет от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ применяется по отношению к отходам, которые образуются в результате деятельности управляющей организации как юридического лица.

Часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ

Ужесточение наказания, связанного с повторным несоблюдением требований при размещении отходов на специализированных полигонах.

Часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ

Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ

Относится только к предприятиям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.

Как происходит вывоз строительного мусора

По установленной классификации, строительные отходы относят к 3 и 4 категории ТКО. И для грамотной утилизации следует обращаться в организацию, которая имеет соответствующее разрешение на работу с этими классами ТБО.

Законом разрешено утилизировать строительные отходы самостоятельно.

Но для этого следует выполнить ряд условий:

  • Грамотно рассортировать и упаковать мусор.
  • Обеспечить транспорт с погрузчиком (транспорт должен иметь лицензию на произведение подобных работ).
  • Подготовить пакет разрешительных документов (обычно, он состоит из 8 штук).
  • Доставить ТБО на специализированный полигон.
  • Оплатить (а при необходимости и предоставить Роспотребнадзору) квитанцию, где указана стоимость утилизации.

Очевидно, что проще заключить договор с лицензированной организацией на вывоз определенного объема строительного мусора. В этом случае гражданин сэкономит время и избавится от риска быть оштрафованным за несанкционированные действия.

Если жалобы в управляющую компанию, жил инспекцию не дают никаких результатов, то последняя инстанция, которая поможет навести порядок — это прокуратура. Заявления от граждан о нарушении прав принимает районная прокуратура. Важный момент — это приложение заявления с отметкой о принятии в управляющую компанию. Это подтвердит ваши слова о про информированности коммунальщиков и бездействии.
В оформлении заявления посодействуют работники прокуратуры. Немаловажным фактом в дополнение к заявлению будут датированные фотоснимки и подписи жильцов.
Прокуратура обяжет коммунальщиков навести порядок. В противном случае им грозит административная ответственность.

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О рекламе»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О государственной службе российского казачества»

  • Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ

    «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

  • Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность за незаключение договора на вывоз ТКО

Организация, занимающаяся обеспечением требуемых условий для сбора, хранения и вывоза отходов, – управляющая компания. Если не вывозят мусор, то можно просто позвонить или написать в УК. Контактные данные, включая телефон, электронную почту и сайт, указываются на платежных документах. Управляющая компания занимается заключением договора с региональным оператором на вывоз мусора, а для жителей стоимость включается в коммунальную платежку.

Обращение в УК – первый шаг при обнаружении переполненности мусорных баков. Например, организация не проконтролировала ситуацию и для исправления требуется только указать на факт нарушения. При отсутствии ответа или решения проблемы необходимо уже обращаться в другие организации и органы.

По законодательству РФ региональные операторы отвечают за обращение с отходами на выделенной территории. При неисполнении обязательств они несут ответственность и должны исправить несоответствие. Оператор непосредственно осуществляет вывоз при обеспечении требуемых условий сбора: количество и расположение контейнеров, возможность подъезда мусоровоза.

Жалобы, которые рассматривает оператор, связаны со следующими обстоятельствами:

  • перемешивание отходов при заборе мусоровозом, если применяется сортировка;
  • несоответствие платежей;
  • отсутствие регулярного вывоза: ежедневного при температуре выше 5 градусов, раз в три дня – при температуре ниже 5 градусов.

Бездействие регионального оператора требует привлечения местных властей к работе над устранением замечаний.

Отходы – общее название, к этой группе относятся отработанные вещества или предметы/изделия, потерявшие свойства, внешний вид. Они могут быть результатом производства, предоставления различных услуг, жизнедеятельности человека. Структура материалов при этом часто меняется вследствие естественного старения или эксплуатации, что приводит к потере свойств и сокращению срока службы. Мусором называются только предметы, изделия, материалы. Это твердые бытовые отходы.

За что предпринимателей штрафуют на сотни тысяч рублей

До июня 2019 года ст. 8.2 КоАП РФ была единственной, по которой привлекались к ответственности лица, нарушившие требования законодательства в области обращения с отходами, в том числе управляющие организации.

Она включала в себя составы правонарушений в области обращения со всеми опасными отходами и вещества­ми, в том числе разрушающими озоновый слой. Составы таких нарушений были сформулированы обоб­щённо, без конкретизации.

Но в июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ, который детализировал ст. 8.2 КоАП РФ, дополнив частями по видам деятельности в обла­сти обращения с отходами. № 141-ФЗ также ввёл в КоАП РФ новые статьи со специальными составами правонарушений при обращении с опасными веществами и отходами, значительно увеличив штрафы за них.

Размер штрафа за то или иное нарушение теперь различен для разных ситуаций, среди них:

  • первичные пра­вонарушения;
  • правонарушения, совершённые повторно в течение года;
  • действия/бездей­ствие, причинившие вре­д здоровью людей или окружающей среде, ставшие причиной эпидемии.
Читайте также:  Запись к жириновскому на прием лично в Москве

Предлагаем вам обзор новых частей и статьи КоАП РФ по правонарушениям в сфере обращения с отходами, которые так или иначе могут коснуться управляющих организаций.

Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).

А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.

Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.

Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).

Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).

Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).

И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).

Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.

Размер штрафа за выброс мусора в неположенном месте и статья КоАП

Нельзя оставлять отходы в подъезде многоквартирного дома и мусорить на лестничных клетках. Все должно быть помещено в специальные бытовые контейнеры, в противном же случае придется заплатить штраф за свалку мусора в доме, поскольку это нарушение несет за собой несоблюдение гигиенических норм и порождает антисанитарию.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ предусматриваются следующие административные наказания:

  • Гражданам – до 1 тыс. рублей;
  • Предприятию – до 20 тыс. рублей;
  • ИП – до 2 тыс. рублей.

Чтобы оплатить штраф, необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Если налагается на месте, то подписать соответствующий протокол.
  2. Взять/получить квитанцию на оплату штрафа. Выписывается компетентным органом или приходит по почте нарушителю, выявленному в базе данных.
  3. Оплатить квитанцию любым удобным способом.
  4. Ни в коем случае не выбрасывать!

Отходы – общее название, к этой группе относятся отработанные вещества или предметы/изделия, потерявшие свойства, внешний вид. Они могут быть результатом производства, предоставления различных услуг, жизнедеятельности человека. Структура материалов при этом часто меняется вследствие естественного старения или эксплуатации, что приводит к потере свойств и сокращению срока службы. Мусором называются только предметы, изделия, материалы. Это твердые бытовые отходы.

Количество мусора в России постоянно увеличивается. Например, за период с 2009 по 2013 г. объемы производства твердых бытовых отходов (ТБО) изменились с 3,5 до 5,1 млрд т. Большая часть – упаковочный материал.

Отходы условно делятся на группы с учетом разных определяющих факторов:

  • по происхождению: промышленные, коммунально-бытовые, военные;
  • по структуре: жидкие, твердые, газообразные;
  • по составу: биологические, техногенные.

Промышленные отходы не всегда утилизируются. К такой категории относят материалы, изделия, вещества, которые более не могут быть использованы. Вследствие производства появляются и отходы, которые допустимо применять повторно. Их используют уже на другом производстве (вторсырье). Кроме того, появляются и отходы, которые можно задействовать на том же предприятии, где они были получены.

К ТБО относится:

  • резина;
  • бумага;
  • текстиль;
  • кожа, изделия из нее;
  • стекло;
  • дерево;
  • пластик;
  • органические отходы;
  • крупногабаритные изделия и др.

Бытовые отходы организованно вывозятся на полигоны, что позволяет правильно утилизировать их. Как результат, улучшается экологическая обстановка. Для этого необходимо собирать отходы в специально определенных местах.

Самовольно организованные свалки и выброс мусора на улице предполагает штрафные санкции. Они определены законом.

Статьи КОАП РФ (от 30.12. 2001 N 195-Ф3, изм. от 30.12.2020), определяющие наказание вследствие нарушения правил обращения с отходами:

  1. Ст. 8.1 определяет санкции при нарушении экологических требований при строительстве и вводе в эксплуатацию и дальнейшем использовании зданий, территорий. Налагаются взыскания в виде штрафов за свалку мусора в разном размере для физических, должностных, юридических лиц. Причем сначала дается предупреждение о вероятности дальнейшего наказания.
  2. Ст. 8.2 содержит предписания для действий при нарушении требований в области охраны окружающей среды, которые касаются любых отходов, организации несанкционированных свалок. Размеры штрафов разные для гражданских, должностных лиц, предпринимателей, которые не являются юридическим лицом, и для юридических лиц. Причем также приостанавливается административная деятельность организации. При повторном нарушении закона, опять же, предусмотрены штрафы.
  3. Ст. 4.3 позволяет суду наказывать неплательщиков более строго – предполагается административное наказание за невыполнение закона или при регулярном его нарушении.
  4. Ст. 4.2 позволяет смягчить наказание. При этом возможны разные решения: замена административного наказания на штраф, уменьшение срока наказания или размера денежного взыскания. При раскаянии, добровольном исполнении наказания, во время беременности, при выполнении действий вследствие сильного волнения и в ряду других случаев решение пересматривается.

Основы законов:

  • № 7-ФЗ об окружающей среде: каждый обязан сохранять природу, беречь богатства, данные ею;
  • № 89-ФЗ об отходах: закон определяет полномочия органов самоуправления, регламентирует требования к обращению с отходами производственного и бытового типа;
  • № 96-ФЗ о воздухе: закон определяет нормативы выбросов вредных веществ, мероприятия по защите населения;
  • № 52-ФЗ о безопасности граждан: закон позволяет обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, определяет и позволяет устранить вредное воздействие на человека.

Возможные этапы обращения с отходами:

  • сбор в санкционированных местах;
  • перевозка туда, где мусор накапливается;
  • переработка;
  • хранение при условии, что будет обеспечена безопасность населения.

Разновидности нарушений этих этапов:

  • накопление мусора на участках, где это запрещено;
  • выброс отходов в общественных местах, на даче (за пределами своего участка), в лесу, природоохранных территориях, из окна дома, автомобиля;
  • сжигание твердых отходов;
  • несвоевременный вывоз мусора с территорий промышленных объектов;
  • хранение отходов, нарушающих безопасность населения;
  • складирование строительного мусора в контейнеры, которые могут использоваться для ТКО.

Крупные изделия (технику, мебель и др.), а также демонтированные конструкции ошибочно складывают в контейнеры для ТБО или рядом с ними. Это приведет к денежному взысканию.

Шашлыки, трава и мусор: какие штрафы ждут дачников в 2021 году

Мелкие нарушения – повод для общественного порицания. Если ситуация серьёзная, может последовать штраф. Например, за противоправное действие может последовать ответственность, установленная статьёй КоАП за выброс мусора в неположенном месте.

Можно вспомнить о любителях отдыха на природе, после которых остаются следы пребывания в виде кострищ, разбросанных окурков, одноразовой пластиковой посуды, бутылок, бумаги. Людям, которые привыкли вести себя «по-свински» на природе, в общественных местах следует знать об ответственности и дисциплинарных мерах, прописанных в статье КоАП 8.1 и 8.2.

Мусор это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению. Выделение разных групп отходов позволяет государству осуществлять контроль в области обращения с мусором. В данной статье пойдет речь о бытовом мусоре, включая отходы при ремонте и строительстве, краткое название которому ТБО.

Читайте также:  Субсидии на улучшение жилищных условий в 2023 году

В КоАП появятся штрафы за сброс мусора из машины

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

[1]

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Как и для иных видов коммунальных платежей, в случае неуплаты услуги по обращению с ТКО в отношении неплательщика может быть назначен штраф.

Так, согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ каждый собственник должен вносить плату за жилое помещение и ресурсы ЖКХ, включая обращение с бытовым мусором, ежемесячно до 10 числа месяца, идущего после периода, в котором была оказана услуга.

В случае несвоевременной оплаты квитанции, включая раздел «Обращение с ТКО», производится начисление пени. Ее размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Данная пеня исчисляется от суммы долга за каждый день просрочки. Такое правило прописано в п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Кроме того, собственники помещений должны помнить, что при неоплате услуги по вывозу и обработке бытового мусора, исполнитель данной услуги может взыскать с них имеющуюся сумму задолженности в судебном порядке.

По общему правилу главным лицом, ответственным за оказание услуги по обращению с ТКО, является региональный оператор. Данные организации избираются на конкурсной основе.

В случае, если собственник помещения обнаружил, что стоимость такой услуги рассчитана неверно, то он может предъявить соответствующую претензию в одну из следующих организаций:

  1. Отправить свою жалобу напрямую региональному оператору – такой вариант актуален для владельцев частных домов, которые заключили прямой договор с поставщиком услуги по вывозу и обработке бытового мусора.
  2. Обратиться в управляющую компанию – такой способ подходит для владельцев помещений в многоквартирных домах. Обычно в этом случае управляющая компания (ТСЖ, ЖК) самостоятельно заключает договор с региональным оператором. При этом она является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Дополнительно стоит отметить, что в случае бездействия ответственного лица, собственник помещения также может пожаловаться в Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию, прокуратуру или подать иск в суд.

Существуют следующие виды избавления от мусора:

  1. Выбрасывание строительного мусора. Большинство из нас знают, что выбрасывать оставшиеся от стройки отходы в контейнер для мусора запрещается, но это не мешает многим игнорировать установленное правило.
  2. Выбрасывание мусора из автотранспортных средств. Это не только засоряет обочины дорог, но и может стать причиной ДТП.
  3. Избавление от мусора в лесных массивах. Это довольно распространенный случай. Многие считают, что нет смысла везти остатки от мероприятий на свежем воздухе из леса обратно и выбрасывать их в контейнер, если можно безнаказанно выбросить их в овраг и прочие места.
  4. Выбрасывание мусора из окон жилых помещений. Несмотря на то что в каждой квартире есть мусорное ведро, многим не мешает выбрасывать его через окно. В больших городах это довольно распространенное явление.

Размер штрафа за выброс мусора в неположенном месте и статья КоАП

Нельзя оставлять отходы в подъезде многоквартирного дома и мусорить на лестничных клетках. Все должно быть помещено в специальные бытовые контейнеры, в противном же случае придется заплатить штраф за свалку мусора в доме, поскольку это нарушение несет за собой несоблюдение гигиенических норм и порождает антисанитарию.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ предусматриваются следующие административные наказания:

  • Гражданам – до 1 тыс. рублей;
  • Предприятию – до 20 тыс. рублей;
  • ИП – до 2 тыс. рублей.

Чтобы оплатить штраф, необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Если налагается на месте, то подписать соответствующий протокол.
  2. Взять/получить квитанцию на оплату штрафа. Выписывается компетентным органом или приходит по почте нарушителю, выявленному в базе данных.
  3. Оплатить квитанцию любым удобным способом.
  4. Ни в коем случае не выбрасывать!

Основы законов:

  • № 7-ФЗ об окружающей среде: каждый обязан сохранять природу, беречь богатства, данные ею;
  • № 89-ФЗ об отходах: закон определяет полномочия органов самоуправления, регламентирует требования к обращению с отходами производственного и бытового типа;
  • № 96-ФЗ о воздухе: закон определяет нормативы выбросов вредных веществ, мероприятия по защите населения;
  • № 52-ФЗ о безопасности граждан: закон позволяет обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, определяет и позволяет устранить вредное воздействие на человека.

Возможные этапы обращения с отходами:

  • сбор в санкционированных местах;
  • перевозка туда, где мусор накапливается;
  • переработка;
  • хранение при условии, что будет обеспечена безопасность населения.

Разновидности нарушений этих этапов:

  • накопление мусора на участках, где это запрещено;
  • выброс отходов в общественных местах, на даче (за пределами своего участка), в лесу, природоохранных территориях, из окна дома, автомобиля;
  • сжигание твердых отходов;
  • несвоевременный вывоз мусора с территорий промышленных объектов;
  • хранение отходов, нарушающих безопасность населения;
  • складирование строительного мусора в контейнеры, которые могут использоваться для ТКО.

Крупные изделия (технику, мебель и др.), а также демонтированные конструкции ошибочно складывают в контейнеры для ТБО или рядом с ними. Это приведет к денежному взысканию.

Следует использовать для этой цели специальные контейнеры, но они установлены не везде.

Когда планируется ремонт, нужно сразу продумать, куда вывозить отходы, какой контейнер для этого выбрать. Часто специальные емкости рядом с домом отсутствуют. Чтобы не получить штраф, выброс мусора должен быть организован самостоятельно. Для этого можно заказать транспортное средство и перевезти мусор на свалку. Альтернативный вариант – вызов работников, которые на своем транспорте вывезут все, что необходимо, на организованную свалку.

Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:

  • жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
  • садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
  • организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.

Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.

Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.

К таким категориям относятся:

  • федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
  • региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *