Организация несения службы участковым уполномоченным полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация несения службы участковым уполномоченным полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все должности участковых уполномоченных полиции делятся на должности среднего и старшего начальствующего состава ОВД. Предусмотрена должность помощника участкового (младший начальствующий состав ОВД). Однако по неизвестным причинам в большинстве отделов эта должность отсутствует.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.03.2019 N 205

Должность участкового инспектора полиции была переименована в участкового уполномоченного полиции (ФЗ 163 от 29.12.2000 года).

Участковый – полицейский, который выполняет оперативно-служебные обязательства. Именно к участковым физлица, проживающие на той или иной территории, обращаются чаще всего при возникновении каких-либо проблем. По этой причине участковый – одна из основных и важнейших должностей в полиции. Участковый в некотором смысле – начальник на вверенном ему участке. Он выполняет массу обязательств.

Служба должностного лица многогранная – этот сотрудник знает, какие проблемы характерны для его участка. Он контролирует жизнь и законопослушных, и проблемных людей. Уполномоченное лицо обязано следить за всеми нововведениями, которые происходят в жизни населения на конкретном участке.

Участковые стремятся побудить граждан, которые живут на их территориях, помогать и содействовать работе сотрудников полиции, находить взаимопонимание друг с другом. В этом случае работа участкового действительно принесет результат. Он своевременно будет получать информацию о важных событиях – как произошедших, так и запланированных – и быстро реагировать, помогать, предупреждать незаконные действия и поступки.

Рассмотрим, за выполнение каких задач ответственен участковый в текущем году, каковы его права и полномочия, что он должен совершать при выявлении нелегальных действий.

Права участкового регламентируются Федеральным законом «О полиции», а также Приказом МВД РФ № 1166.

Участковые наделены следующими правами:

  1. Требовать от лиц прекращения противоправных действий.
  2. Спрашивать у гражданина паспорт, если есть подозрения в совершении преступления или нарушений.
  3. Запрашивать документы на осуществление деятельности (организации и физические лица).
  4. Приглашать граждан в отделение полиции (административные и уголовные дела).
  5. Собирать доказательства, составлять протоколы.
  6. Доставлять граждан в отделение полиции (при задержании).
  7. Перевозить лиц, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться для освидетельствования в отдел полиции (алкогольное или наркотическое опьянение).
  8. Своевременно осуществлять досмотр вещей, с которыми пришли вышеуказанные лица, досматривать их транспорт (автомобиль, мотоцикл и т. д.)
  9. Изымать предметы, разрешения на которые человек не имеет, но все равно носит их с собой (пистолет, нож).
  10. Осматривать подозрительных лиц, пришедших на массовые мероприятия. Если гражданин отказывается от досмотра, участковый вправе наложить запрет на посещение общественных мест и массовых мероприятий для этого человека.
  11. Останавливать транспорт и осуществлять проверку документов у автовладельцев, осматривать груз.
  12. Запрещать дорожное движение при наличии оснований (например, праздничный парад).
  13. Награждать граждан за помощь в раскрытии преступлений.
  14. Задерживать подозреваемых в совершении преступления лиц.
  15. При угрозе жизни для спасения людей участковые имеют право проникать в жилые помещения.
  16. Применять физическую силу, включая огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

На службе участковых называют не иначе как универсальные солдаты. И правда, это должностное лицо наделено обширными полномочиями.

В Приказе МВД РФ № 1166 от 31.12.2012 года прописано, что входит в обязанности участкового полиции:

  • он должен принимать необходимые меры по защите здоровья, жизни, прав и свобод граждан, закрепленных за ним на обслуживающей территории;
  • противодействовать преступности, контролировать общественный порядок и пресекать любые попытки его нарушения;
  • обеспечивать безопасность всех людей, проживающих на доверенной ему территории;
  • выявлять, предупреждать и раскрывать административные правонарушения, а также преступления;
  • обеспечивать порядок в общественных местах;
  • принимать участие в розыске лиц, которых обвиняют или подозревают в совершении каких-либо преступлений, скрывающихся от суда и следствия;
  • принимать участие в розыске лиц, пропавших без вести, в розыске несовершеннолетних, а также лиц, которые отказываются от принудительной госпитализации, назначенной им судом при наличии психических расстройств;
  • принимать участие в распознавании неопознанных трупов;
  • контролировать соблюдение гражданами законодательства по части оборота оружия;
  • обеспечивать безопасность дорожного движения на подведомственной ему территории.

Под профилактическим обходом понимается посещение участковым таких мест:

  • зданий, сооружений, которые находятся на вверенном ему участке;
  • подъездов, подвальных и чердачных помещений в жилых домах;
  • зданий, которые пустуют и подлежат сносу;
  • квартир, где живут люди, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел.

Участковый обязан проводить осмотр только в форменной одежде.

Если этот сотрудник полиции хочет посетить квартиру, где живет интересующий его человек, тогда он должен позвонить в звонок, представиться, назвав свою должность, звание, фамилию.

По требованию человека он обязан предъявить свое служебное удостоверение, а также сообщить цель своего визита.

Основные формы несения службы

Все полномочия, которыми наделен УУП, перечислены в Приказе МВД РФ № 205 от 29.03.2019 г. Согласно данному документу, их число достигает 90 пунктов — по существу, на участковых возложены почти все обязанности и функции полиции, которые они должны осуществлять на «закрепленной» за ними территории.

Тем не менее, если говорить кратко, то служба УУП сводится к 2 основным видам деятельности:

Самостоятельной работе — в ее рамках участковый полицейский обязан:

  • составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • рассматривать сообщения граждан о совершенных преступлениях (в порядке ст. 144-145 УПК РФ);
  • проводить профилактику противоправных и преступных действий на своем АУ (в том числе выявлять факты беспризорности, знать и контролировать адреса всех так называемых «малин» — мест сбора и жительства уголовных элементов, и т. п.);
  • выявлять и раскрывать преступления небольшой и средней тяжести;
  • оформлять документы по каждому случаю смерти человека в подведомственном ему районе вне больниц.

Помощи конкретным подразделениям полиции, расследующим преступления на его территории, а также другим госслужащим (судебным приставам, работникам военкоматов и т. д.) — в рамках данной деятельности участковый полиции должен:

  • сообщать в ДЧ полиции обо всех совершенных на его АУ преступлениях;
  • охранять место преступления до прибытия дежурной оперативной группы;
  • оказывать содействие сотрудникам МВД в розыске лиц, сбежавших из-под стражи, пропавших без вести, находящихся в федеральном розыске и т. д.;
  • пресекать преступления совместно с сотрудниками ППС;
  • содействовать коллегам из полиции/Росгвардии в охране общественного порядка в местах массового скопления людей;
  • оказывать помощь работникам военкоматов в розыске «уклонистов», проживающих на его АУ;
  • помогать судебным приставам входить в жилища граждан при исполнении ими их служебных обязанностей и т. п.

Закрепленные за участковым права

Выполняя свои служебные обязанности, участковый пользуется правами, предоставленными ему такими законодательными актами как: ФЗ «О Полиции», гл. 5 Приказа №1166.

В соответствии с упомянутыми актами участковый вправе:

  • потребовать от отдельных граждан, а также должностных лиц, находящихся (проживающих, работающих) в пределах вверенного ему участка, прекратить действия противоправного характера,
  • истребовать у лиц документы для подтверждения их личности в случае подозрения их в совершении правонарушения (преступления),
  • требовать от должностных, физ. и юр. лиц документацию в целях подтверждения законности выполняемой ими деятельности,
  • производить вызов граждан (должностных лиц) в участок в рамках рассмотрения админ. нарушения или же уголовного дела,
  • вводить запрет для граждан находиться на месте, где было совершено админ. правонарушение или же преступление, и настаивать на выполнении данного законного требования,
  • применять законные методы для сбора доказательственной базы, оформлять протоколы о совершении гражданами админ. правонарушений,
  • сопровождать в участок граждан или же принудительно доставлять их с целью рассмотрения вопроса о дальнейшем задержании,
  • осуществлять доставку лиц, пребывающих в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения в публичном месте в пределах вверенной территории, для прохождения освидетельствования в мед. учреждении. Условие – подвергшийся действию алкоголя (наркотиков) гражданин не в состоянии передвигаться сам,
  • принимая граждан, осуществлять осмотр имеющихся при них вещей, производить осмотр их транспорта, при наличии достаточных оснований полагать, что у них находится оружие, взрывчатка, наркотические и ядовитые средства,
  • производить изъятие запрещенных законом предметов при обнаружении отсутствия у человека разрешения и прочих законных оснований на их ношение при себе и хранение,
  • выполнять досмотр лиц, пришедших на проведение массового мероприятия, которых можно считать подозрительными. При отказе гражданина от досмотра сотрудник вправе установить запрет на нахождение в общественном месте, присутствие на конкретном массовом мероприятии,
  • останавливать движение ТС в пределах закрепленной за ним территории, требовать у водителей документы, осматривать перевозимые ими грузы, если возникли достаточные подозрения утверждать о противоправных действиях, в т. ч. с использованием перевозимого товара,
  • устанавливать запрет на перемещение транспорта на конкретном участке. К примеру, у представителя правопорядка есть право менять схему движения транспорта при проведении культурно-массовых мероприятий,
  • привлекать отдельных лиц, живущих на вверенной ему территории, для правоохранительных целей. За сотрудничество и оказание помощи в процессе раскрытия преступления обеспечивать финансовое вознаграждение таких граждан,
  • организовывать задержание граждан, которые подозреваются в совершении админ. правонарушения (преступления),
  • беспрепятственно проникать в помещения, предназначенные для проживания, с целью спасения жизни граждан и в иных крайних случаях,
  • в прямо предусмотренных законом случаях использовать меры физического воздействия, спец. средства, а также оружие.

Ответственность участкового Полиции

Прежде всего, участковый отвечает за добросовестное и полное исполнение обязанностей, возложенных на него должностью.

Говоря об ответственности участкового, также следует упомянуть и о необходимости сохранения им своего табельного оружия.

Важно! Будучи сотрудником Полиции, он должен неукоснительно соблюдать установленный регламент, в котором расписываются все правила ношения, хранения, использования оружия.

Читайте также:  Как организовать документооборот при транзитной торговле?

Также участковый отвечает за имеющуюся на его территории криминогенную обстановку. За что еще отвечает участковый? Дополнительно он должен отвечать за принятие мер, нацеленных на соблюдение гражданами принципов законности, и охранять общественный порядок на массовых мероприятиях, проводимых на обслуживаемой территории.

Если на территории, за которую отвечает участковый, планируется проведение мероприятий, то обязанность органов самоуправления, общественных организаций, администрации и т. д. – заблаговременно сообщить о данном факте.

Какие обязанности по выявлению и раскрытию преступлений

Запомните! При получении участковым сведений о совершении на обслуживаемой им территории преступления он должен принять следующие меры:

  • определить обстоятельства совершения уголовно наказуемого деяния – когда совершено, где совершено, зафиксировать приметы подозреваемого лица,
  • узнать, в каком состоянии находится пострадавшее лицо, уточнить сведения о нем, разыскать очевидцев происшедшего,
  • уведомить о факте совершения преступления оперативного дежурного, разъяснив основные обстоятельства,
  • при прибытии участкового на место совершения преступления до следственной группы он принимает меры для пресечения преступления, если преступные действия продолжаются. Когда обстоятельства позволяют выполнить задержание подозреваемого самостоятельно, такие действия проводятся. Предоставляется помощь пострадавшей стороне. Принимаются меры для сохранения следов, оставленных преступниками на месте. При необходимости уточнения данных дополнительно информируется оперативный дежурный,
  • при прибытии на место СОГ (следственно-оперативной группы) обязанность участкового – предоставить всю собранную информацию. Дальше сотрудник выполняет указание руководителя группы: на месте опрашиваются свидетели, производится их вызов к следователю для допроса и прочее.

Жалоба на сотрудников Полиции в Прокуратуру.

Права и обязанности участкового по закону

Участковый уполномоченный полиции, что это за должность? Какие у участкового права? Что должен делать участковый?

  • Это сотрудник полиции, за которым закреплен определенный территориальный участок города или поселения, где он отвечает за правопорядок, законность и охрану общественного порядка.
  • В России деятельность участкового по закону регламентируется ФЗ «О полиции» ; приказом МВД РФ от 31 декабря 2012 года No1166 » Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
  • Подчиняется участковый уполномоченный непосредственно начальнику подразделения участковых уполномоченных полиции.

Вопрос: Могу ли я не открывать дверь участковому, если у него нет при себе удостоверения?

Ответ: Да, можете. Ведь согласно пункту 23 Приказа МВД РФ № 1166 участковый при несении службы обязан иметь при себе не только служебное удостоверение, но и нагрудный знак, специальный жетон с личным номером, а также другие необходимые средства: свисток, огнестрельное оружие, портфель, средства ограничения подвижности, различные бланки документов и т. д.

Вопрос: Как часто участковый должен проводить профилактический обход?

Ответ: Согласно пункту 42 Приказа № 1166 МВД РФ он должен делать это ежедневно.

Вопрос: Имеет ли право участковый проникать в квартиру без согласия ее жильцов?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» участковый имеет право проникать в жилые помещения без согласия их жильцов в случае, если людям или их имуществу угрожает какая-либо опасность; если он знает, что в квартире находится лицо, подозреваемое в совершении преступления; если ему необходимо пресечь преступление; если ему нужно установить обстоятельства несчастного случая. Во всех остальных случаях он должен спросить разрешения у хозяев квартиры войти.

Вопрос: Нужно ли вызывать участкового, если престарелый человек умер в квартире естественной смертью?

Ответ: Да, обязательно. Независимо от причины кончины человека, участкового обязательно следует вызвать.

Вопрос: Участковый вызывает в пункт милиции для беседы. Обязан ли я туда идти или могу проигнорировать его приглашение?

Ответ: Если участковый просто приглашает человека, то тот имеет право не приходить. Но если человека вызывают, а не приглашают, в рамках административного дела или уголовного производства, тогда он обязан будет прийти. В противном случае к нему участковый примет меры по принудительному приводу в полицию.

Вопрос: Можно ли обратиться к участковому по поводу краж люков, вскрытия замков на чердаках и в подвалах?

Ответ: Да, можно. Вообще участковый должен регулярно проводить обход закрепленной за ним территории. Если граждане пожалуются ему, тогда он обязан пойти на место происшествия, выявить нарушение, а потом направить уведомление в эксплуатирующую организацию (например, в ЖЭК), чтобы они устранили выявленные недостатки.

Участковый должен знать, кто из жильцов домов, закрепленных за его территорией, ранее был осужден, кто состоит на учете в ПНД, у кого есть личное оружие, кто может поднять руку на жену и т. д.

Прием граждан, работа с материалами, профилактический обход – всем этим занимается участковый. Качественное исполнение участковым своих обязанностей – залог спокойствия граждан.

В 2023 году уровень преступности в России снизился. Немалая заслуга в этом и участковых на местах.

Приказ МВД РФ от 31.12.2012 N 1166

39. Участковый уполномоченный полиции для выполнения возложенных на него обязанностей пользуется правами, предусмотренными пунктами 1 — 5, 7, 8, 11, 13, 14 , 16, 18, 20 , 21 , 22 , 34, 36, 37 части 1 статьи 13, частью 2 статьи 14, частью 3 статьи 15, частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона «О полиции», а также другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции. (в ред. Приказа МВД РФ от 08.09.2016 N 526)

Помощник участкового уполномоченного полиции пользуется правами участкового уполномоченного полиции, за исключением права выносить в пределах компетенции постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания.

В том числе предусмотренными Инструкцией о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации, утвержденной приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. N 1298 (зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2012 г., регистрационный N 23298).

В том числе предусмотренными пунктом 31 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 (Зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2009 г., регистрационный N 14112), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 31 декабря 2009 г. N 1023 (Зарегистрирован в Минюсте России 27 января 2010 г., регистрационный N 16074), от 13 августа 2012 г. N 780 (Зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 г., регистрационный N 25652), от 3 октября 2014 г. N 857 (Зарегистрирован в Минюсте России 25 ноября 2014 г., регистрационный N 34905), от 22 декабря 2014 г. N 1123 (Зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2015 г., регистрационный N 35557). Далее — «Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». (в ред. Приказа МВД РФ от 08.09.2016 N 526)

В том числе предусмотренными пунктом 31 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

63. Участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями граждан, состоящих на профилактическом учете:

63.1. Освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в отношении которых судом установлены временные ограничения прав и свобод и обязанности, предусмотренных федеральными законами (то есть поднадзорными лицами), а также освобожденными из мест лишения свободы и имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего .

Пункт 26 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»; статья 50 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2011, N 15, ст. 2039. Далее — «Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»); статья 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; пункт 8 Порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденного приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 (зарегистрирован в Минюсте России 19 августа 2011 г., регистрационный N 21672), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 30 июня 2012 г. N 657 (Зарегистрирован в Минюсте России 30 июля 2012 г., регистрационный N 25046), от 25 июня 2014 г. N 534 (Зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2014 г., регистрационный N 33856). Далее — «приказ МВД России от 8 июля 2011 г. N 818». (в ред. Приказа МВД РФ от 08.09.2016 N 526)

63.2. Больными алкоголизмом или наркоманией, состоящими на учете в медицинской организации и представляющими опасность для окружающих .

Пункт 35 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

63.3. Совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих .

Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

63.4. Совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий .

Пункт 8 части 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции»; часть 4 статьи 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2485; 2011, N 7, ст. 901; 2016, N 27, ст. 4160). (в ред. Приказа МВД РФ от 08.09.2016 N 526)

63.5. Входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

63.6. Которым назначено административное наказание за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за их потребление без назначения врача .

Статья 41 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»; пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

Читайте также:  Как через ФСС возместить пособие и расходы на погребение: порядок с 13.09.2022

Таким образом, участковый занимается встречей граждан и рассмотрением от них обращений, работает с материалами, организует регулярные превентативные обходы по вверенной ему территории. Если участковый ответственно относится к своим обязательствам, то это гарантирует спокойную и безопасную жизнь людей.

По статистике, к 2020 году уровень преступности в нашей стране заметно снизился, и во многом это произошло благодаря слаженной и организованной работе участковых. Но и граждане должны содействовать работе этих сотрудников, при необходимости оказывая помощь.

  • Это сотрудник полиции, за которым закреплен определенный территориальный участок города или поселения, где он отвечает за правопорядок, законность и охрану общественного порядка.
  • В России деятельность участкового по закону регламентируется ФЗ «О полиции» ; приказом МВД РФ от 31 декабря 2012 года No1166 » Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
  • Подчиняется участковый уполномоченный непосредственно начальнику подразделения участковых уполномоченных полиции.

Следить за охраной правопорядка на территории образовательных учреждений, детских домов, интернатов, расположенных на вверенной ему территории.

Совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, возвращаясь к вопросу какая ответственность у участкового, он должен владеть исчерпывающей информацией о состоящих на учете, трудных подростках, проживающих у него на районе.

Законодательная база Российской Федерации

Основным нормативным документом, в котором описаны полномочия и обязанности участкового, является Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Данный приказ состоит из более чем 106 пунктов. Согласно приказу, участковый может даже выступать в качестве дознавателя в уголовном процессе на этапе предварительного расследования. Правда, этот пункт обычно остается лишь на бумаге, поскольку в реальности этим занимаются сотрудники органов дознания или оперативно-розыскных подразделений.

Согласно Приказу № 1166, участковый обязан:

1.Принимать требуемые меры для защиты здоровья, жизни, прав и свобод граждан, проживающих на закрепленной за ним территории.

2.Оказывать всяческое противодействие преступности, следить за соблюдением общественного порядка, организовывать пресечение любых попыток его нарушения.

3. Следить за обеспечением безопасность граждан, проживающих на закрепленной за ним территории.

4. Обеспечивать выявление административных правонарушений, а так же предупреждать и раскрывать их, а также способствовать и участвовать в раскрытии преступлений.

5. Заниматься обеспечением порядка в общественных местах.

6. Всемерно содействовать и принимать участие в розыске лиц, обвиняемых либо подозреваемых в совершении различных преступлений, которые скрываются от суда и следствия.

7. Принимать личное участие и обеспечивать содействие иным службам и подразделениям в розыске лиц, считающихся пропавшими без вести, несовершеннолетних, скрывающихся от принудительной госпитализации, и т.п.

8. Участвовать в проведении опознания трупов.

9. Осуществлять контроль за соблюдением гражданами законодательства в сфере оборота оружия.

10. Заниматься обеспечением безопасности дорожного движения на вверенной ему территории.

Обязанности Участкового в рамках служебной деятельности, как впрочем и других сотрудников полиции, определены так же в Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предо��вращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Одним из основных методов профилактики и выявления правонарушений является профилактический обход участковым вверенной ему территории. При этом участковый должен соблюдать требования действующего законодательства. Так, если он хочет посетить квартиру, с целью проведения каких-либо служебных мероприятий (беседа, выявление незаконно проживающих и т.п.), то он обязан быть одетым в форму. Он обязан позвонить в дверной звонок, а при отсутствии такового постучать, четко и разборчиво назвать свою должность, фамилию, звание; по требованию гражданина – предъявить служебное удостоверение, объяснить цель своего визита.

Также в рамках административного расследования участковый имеет право вызвать гражданина для беседы или дачи показаний повесткой. Однако необходимо понимать, что в случае неявки по административному делу, законом не предусмотрено никаких санкций. Санкции предусмотрены лишь в случае неявки по повестке в рамках уголовного производства.

При этом гражданину следует знать, что ст. 25 Конституции РФ провозглашает неприкосновенность жилища. Никто не имеет права проникнуть в жилище против воли проживающего, за исключением случаев, оговоренных действующим законодательством.

Организация деятельности участковых уполномоченных полиции

Данные обязанности в зна­чительной степени касаются рассмотренных ниже действий участкового уполномоченного полиции по прибытии на место совершения дорожно-транспортного происшествия. Кроме этого, участковый уполномоченный полиции при несении службы в сельском поселении должен:

— знать в пределах своего административного участка местонахождение селений, хуторов, усадеб, фельдшерско-акушерских пунктов, ветеринарных пунктов, станций, скотопрогоночных дорог, ферм, а также направление и состояние рек, шоссейных, грунтовых и железных дорог, горных троп, лесов, степень их проходимости, местонахождение и состояние гатей, мостов, переправ, бродов, а также местонахождение болот и степень их проходимости;

— посещать не менее двух раз в месяц наиболее крупные населенные пункты, рынки, станции, пристани, аэродромы и другие общественные места с массовым пребыванием граждан, а также осматривать малопосещаемые места, заброшенные строения и территории.

При получении информации о дорожно-транспортном происшествии и по прибытии на место участковый уполномоченный обязан:

— обеспечивать обозначение и ограждение места дорожно-транспортного происшествия с целью предотвращения наезда на его участников;

— устанавливать водителей, транспортные средства которых участвовали в дорожно-транспортном происшествии, и других причастных к нему лиц;

— осуществлять проверку документов у участников дорожно-транспортного происшествия, обеспечить присутствие указанных лиц на месте происшествия;

— выявлять свидетелей дорожно-транспортного происшествия и записывать их данные;

— принимать меры по сохранности вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию;

— выяснять вероятное направление движения транспортного средства, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия, устанавливать марку, тип, государственный регистрационный знак, цвет, а также особые приметы транспортного средства и сведения о водителе и владельце. Полученные при осмотре места дорожно-транспортного происшествия и опросе свидетелей сведения немедленно докладывать оперативному дежурному и в дальнейшем действовать в соответствии с его указаниями;

— при необходимости организовать движение транспорта в объезд места дорожно-транспортного происшествия и проведения аварийно- спасательных работ.

До прибытия следственно-оперативной группы на место дорожно-транспортного происшествия, в котором пострадали люди, он обязан: установить число пострадавших и тяжесть их состояния; вызвать выезд­ную бригаду скорой медицинской помощи и до ее прибытия оказать по­страдавшим первую помощь; организовать при необходимости доставку пострадавших в ближайшую медицинскую организацию; выяснить фами­лии, имена, отчества, места жительства и работы пострадавших; доложить прибывшему на место дорожно-транспортного происшествия руководите­лю следственно-оперативной группы (следователю, дознавателю) сведе­ния о причастных к дорожно-транспортному происшествию лицах и сви­детелях, сообщить о местонахождении вещественных доказательств, пе­редать документы участников дорожно-транспортного происшествия и действовать по его указанию.

Наставление также определены обязанности по несению службы участковым уполномоченным полиции на административном участке с образовательным учреждением. Участковый уполномоченный полиции, на административном участке которого находится образовательное учре­ждение, при несении службы обязан:

— знать структуру и режим работы образовательного учреждения;

— знать и анализировать оперативную обстановку на территории образовательного учреждения, вносить непосредственному руководителю предложения по повышению эффективности профилактической деятельности на территории образовательного учреждения;

Читайте также:  Организационные мероприятия при работе в электроустановках

— планировать и осуществлять свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении;

проводить профилактическую работу со студентами, совершившими административные правонарушения, а также иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности, на территории образовательного учреждения;

— использовать возможности общественных молодежных объединений по предупреждению преступлений и административных правонарушений среди студентов;

— участвовать в мероприятиях по проверке объектов образовательного учреждения, мест массового пребывания студентов на предмет антитеррористической защищенности и технической укрепленности;

— оказывать при необходимости руководству и профессорско-преподавательскому составу организационно-методическую и правовую помощь по вопросам профилактики преступлений и административных правонарушений среди студентов.

Таким образом, организация деятельности участкового уполномо­ченного полиции включает соблюдение установленных форм несения службы по графику, необходимое оснащение, ежедневный инструктаж перед заступлением на службу, проверку несения службы, знание норма­тивных правовых актов, оперативной обстановки, контроль за соблюдени­ем служебной и исполнительской дисциплины.



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции Украины

29 декабря 2006 г.

от 15 декабря 2006 года №1166

Об утверждении скидки с портовых сборов

В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 12.10.2000 N1544 «О портовых сборах» и с целью создания благоприятных условий развития проекта Евро-Азийского нефтетранспортного коридора ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить до 31 декабря 2007 года скидку в размере 50 процентов с портовых сборов (кроме административного) для судов, которые заходят под погрузку (разгрузку) нефтью на нефтетерминал «Южный», расположенный в акватории морского торгового порта «Южный», при таких условиях:

1.1. Выполнение грузопереработки нефти в объеме не меньше 9 млн. тонн в год осуществляется в соответствии с установленным графиком, приведенным в приложении.

1.2. В случае невыполнения графика за отчетный период (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) грузопереработки нефти на нефтетерминале «Южный», расположенном в акватории морского торгового порта «Южный», не применяется скидка на квартал, который является следующим за отчетным периодом.

1.3. В случае, если на конец квартала, в котором не была применена скидка, объем грузопереработки накопительным итогом достигнут к объему, определенному графиком, скидка применяется на следующий квартал.

2. Государственному департаменту морского и речного транспорта (Кушниренко А.В.):

2.1. Внедрить мониторинг объемов переработки нефти через нефтетерминал «Южный» и ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, информировать Министерство транспорта и связи Украины и в случае необходимости вносить предложения относительно корректирования размера скидки.

2.2. В установленном порядке обеспечить предоставление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Начальнику морского торгового порта «Южный» Гондзи О.Л., начальнику государственного учреждения «Госгидрография» Симоненко С.В., директору государственного предприятия «Дельталоцман» Бездольному В.В.

обеспечить согласно этому приказу начисление соответствующих портовых сборов для судов, которые заходят под погрузку (разгрузку) нефтью на нефтетерминал «Южный».

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Касапчука В.А.

Приложение

к приказу Министерства транспорта и связи Украины от 15 декабря 2006 года №1166

—————————————————————— / / Распределение объемов нефти /Всего / / / по состоянию на конец периода /за год/ / /——————————————-/ / / / I кв. / II кв. / III кв. / IV кв. / / / /(млн.тонн)/(млн.тонн)/(млн.тонн)/(млн.тонн)/ / /————-+———-+———-+———-+———-+——/ /Поквартальные/ 1,5 / 2,1 / 2,8 / 2,6 / 9,0 / /объемы нефти / / / / / / /————-+———-+———-+———-+———-+——/ / Накопление / 1,5 / 3,6 / 6,4 / 9,0 / 9,0 / /объемов нефти/ / / / / / ———————————-

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ВходРегистрацияОплатить доступ

Участковый уполномоченный полиции является представителем полиции, выполняющим свои служебные обязанности по защите личности от преступлений и других противоправных посягательств, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности на своем административном участке – закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России на районном уровне.

Правовой статус участкового уполномоченного, как совокупность его обязанностей, прав, компетенции и ответственности определен большим числом законодательных и подзаконных правовых актов. Основу правового регулирования деятельности участкового уполномоченного в настоящее время составляют Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г.

№ 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Здесь необходимо следующее уточнение: приведенные законодательные акты определяют основы правового статуса всех сотрудников полиции, включая участковых уполномоченных. Данные законодательные акты являются правовой основой прохождения государственной службы в органах внутренних дел и содержащиеся в них правовые нормы регламентируют правовое положение любого сотрудника полиции независимо от занимаемой должности. В то же время, правовая регламентация деятельности отдельных отраслевых служб полиции осуществляется подзаконными правовыми актами, как правило – ведомственными, и таким нормативным правовым актом, конкретизирующим в данном случае обязанности, права, ответственность участковых уполномоченных, а также регламентирующим организацию их деятельности является Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», заменившее ранее действующую Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденную приказом МВД России от 16 сентября 2002 г.

N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; 2010, N 14, ст. 1554; N 14, ст. 1555; N 23, ст. 2793; 2011, N 1, ст.ст. 10, 16; N 15, ст. 2025; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 50, ст. 7351; 2012, N 29, ст.ст. 3993, 4168. 82 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 16, ст. 1935; 2006, N 26, ст. 2779; 2007, N 49, ст. 6079; 2009, N 19, ст. 2279; N 48, ст. 5717; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 27, ст. 3867. 83 Пункт 210 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. 84 Пункт 211 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Снятие лиц, состоящих на учете в территориальных органах МВД России, с профилактического учета и прекращение индивидуальной профилактической работы с ними производится решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП. 70. Срок нахождения на профилактическом учете может продлеваться при совершении лицами, состоящими на профилактическом учете, административных правонарушений (против порядка управления и (или) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность) и поступлении на них неоднократных (двух и более) жалоб в течение года, решением начальника территориального органа МВД России по рапорту участкового уполномоченного полиции, согласованному с начальником ОУУП. 71.
При приеме участковым уполномоченным полиции административного участка представляет его должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, а при необходимости — руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории административного участка. 97.6. Контролирует несение службы участковыми уполномоченными полиции, соблюдение ими законности и дисциплины. 97.7. Не реже одного раза в квартал проверяет участковые пункты полиции, расположенные на территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России.
97.8. Организует учет и оценку результатов работы участковых уполномоченных полиции, принимает необходимые меры по повышению ее эффективности. 97.9. Проводит в пределах компетенции работу по подбору и обучению участковых уполномоченных полиции, организует наставничество. 97.10.

Уполномоченный сотрудник полиции при обнаружении правонарушений гражданами на закрепленной за ним территории, обязан:

  1. Установить личность правонарушителя.
  2. Составить протокол об админ. правонарушении. При необходимости он задерживает нарушителя, выносит ему определение о возбуждении административного дела, выносит постановление о назначении наказания в виде штрафа или предупреждения.
  3. Доставить правонарушителя, который потребляет наркотические или психотропные вещества в территориальный орган МВД.

Вопрос: Могу ли я не открывать дверь участковому, если у него нет при себе удостоверения?

Ответ: Да, можете. Ведь согласно пункту 23 Приказа МВД РФ № 1166 участковый при несении службы обязан иметь при себе не только служебное удостоверение, но и нагрудный знак, специальный жетон с личным номером, а также другие необходимые средства: свисток, огнестрельное оружие, портфель, средства ограничения подвижности, различные бланки документов и т. д.

Вопрос: Как часто участковый должен проводить профилактический обход?

Я всегда обязан открывать участковому дверь?

Многие задаются вопросом, а обязан ли я открывать дверь участковому без своего согласия? Участковый может проникнуть в квартиру без вашего согласия, если людям угрожает опасность, если у него есть сведения, что в квартире находится возможный преступник, если необходимо установить обстоятельства несчастного случая.

Таким образом, войти в ваше жилище участковый имеет полное право в следующих ситуациях:

  • для спасения жизни или имущества;
  • для обеспечения безопасности во время стихийных действий и при массовых беспорядках;
  • для задержания злоумышленников;
  • для пресечения преступных действий;
  • для фиксации обстоятельств несчастного случая.

Обо всех вышеперечисленных ситуациях участковый обязан рапортовать руководству отделения внутренних дел.

Общая характеристика должности

Участковые уполномоченные считаются ключевым связующим звеном органов правопорядка и населения. Они осуществляют оперативно-служебную деятельность в должности старшего либо среднего начальствующего состава. За каждым сотрудником закрепляется часть муниципальной территории, обслуживаемой местным подразделением МВД. В процессе работы служащие обеспечивают защиту здоровья и жизни населения от преступных посягательств, социальную реабилитацию граждан, нуждающихся в помощи. Участковые проводят работу с подростками и молодежью, условно осужденными, находящимися под наблюдением медучреждений. В целом сотрудники осуществляют разностороннюю деятельность, направленную на формирование благоприятных условий для реализации интересов и свобод населения.

Служба участкового по объему и важности задач, которые поставлены перед ОВД, роли, которую они исполняют в системе охраны порядка, находится на одной из ведущих позиций в структуре. Сотрудники выступают как ключевые представители органов внутренних дел на конкретной территории. Они находятся в непосредственной близости к гражданам, реализуют функции и задачи, которые относятся к компетенции почти всех служб, отделов, аппаратов, подразделений ОВД. Их должностной статус во многом предопределяет универсальность деятельности. Выполнение поставленных задач требуют высокого профессионализма, умений применять в своей деятельности различные методы и средства, психолого-педагогические навыки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *