Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гарантии детям-инвалидам на получение образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Внедрение Стандарта применительно к варианту 4 ФГОС НОО ОВЗ и варианту 2 ФГОС О у/о имеет свои особенности в связи с требованием к индивидуализации образования, учитывающего специфические образовательные потребности данной категории обучающихся.
- Для обеспечения реализации прав ребенка с ОВЗ на получение образования в общеобразовательной организации необходимо определить проблемные вопросы, объем и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и потенциал образовательной организации.
- Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования», программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», и осуществляется на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения, рекомендаций ПМПК.
- Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1). Решение ПМПК является основанием для организации органами образования определенных условий обучения. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПРА является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
- Образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют учителя и специалисты (учителя-предметники, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и др.). В штат специалистов образовательной организации, реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Педагоги образовательной организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы АООП НОО ОВЗ, АООП О у/о, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;
б) по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная психология»;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области специальной психологии.
Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
в) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
При получении образования обучающимися с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование) требования к кадровому составу, реализующему адаптированную образовательную программу, соответствуют выше обозначенным, с учётом психофизических особенностей конкретного обучающегося.
Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца. Кроме того, подготовка каждого члена педагогического коллектива к реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна осуществляться образовательной организацией (семинары, круглые столы и др.). Руководящие работники (административный персонал), наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием, должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о. При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
- Основным документом образовательной организации является Устав. В Уставе образовательной организации должно быть закреплено право на ведение педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и описаны формы организации данной работы.
- При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной организации должны быть разработаны локальные акты. При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие: правила приема обучающихся с ОВЗ, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями).
Кроме того, целесообразно иметь локальные акты:
— Положение об адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ;
— Положение о рабочей программе учителя;
— Положение об инклюзивном или специальном (коррекционном) классе;
— Положение о ПМПконсилиуме ОО и др.;
- Для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не способного освоить в полном объёме образовательный стандарт, образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа.
ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о предусматривают возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования, обучающихся с ОВЗ на основе показателей динамики развития обучающихся с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Перевод обучающегося с одного варианта ФГОС на другой или на обучение по СИПР осуществляется по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).
Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования при необходимости могут быть увеличены. Образовательная организация самостоятельно решает вопрос о продолжительности ступеней общего начального образования (от 4 до 6 лет). Увеличение продолжительности возможно за счет введения подготовительного или 1 дополнительного класса (в зависимости от варианта АООП), цель которых направлена на решение диагностико-пропедевтических задач.
- Перевод обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и (или) программу осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с момента предоставления его родителем (законным представителем), и подачи заявления на имя руководителя ОО.
- В образовательной организации необходимо проводить информирование родителей об особенностях и перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.
- Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Ч. 13 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ говорит о том, что «лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР). АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение умственно отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Обучение детей с умеренной, выраженной умственной отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитии по варианту 2 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не предполагает использования оценочной системы, что закрепляется локальным актом образовательной организации. При отчислении ребенка из образовательной организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок. Таким образом, обучение по АООП лицами с умственной отсталостью не предполагает получения ими начального, основного общего и среднего общего образования. Они не проходят государственной итоговой аттестации, поэтому выдаваемые им по окончании обучения документы являются документами об обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60 ч. 1). Образец и порядок их выдачи регламентированы Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». В отношении школьников с ОВЗ обучающихся по вариантам 2 АООП для глухих обучающихся, слабослышащих и позднооглохших, слепых обучающихся и слабовидящих, детей с нарушениями ОДА, школьников с ТНР, учащихся с ЗПР, а также школьников с нарушениями аутистического спектра особое значение приобретает проблема аттестации за период обучения на уровне начального общего образования, поскольку на этом уровне образования школьники обучаются по ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, а на следующих уровнях образования предполагается их обучение по ФГОС ООО и СОО, разработанных для всех обучающихся, возможно, с учетом специальных требований, которые будут разработаны для этих уровней образования школьников с ОВЗ.
- При предоставлении родителями (законными представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации обучения на дому, для них должно быть организовано индивидуальное обучение на дому. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие условия для проведения преподавателями общеобразовательного учреждения занятий на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности). Распределение часов индивидуального учебного плана обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных представителей).
- В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном Минобрнауки РФ. При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 и п. 1 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать образовательные организации до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК.
- Отчисление обучающегося согласно ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ означает издание распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о прекращении образовательных отношений. Обучающийся подлежит отчислению в следующих случаях: досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность; по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон; в связи с получением образования (завершением обучения).
Право и обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов в РФ
Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Конвенция о правах инвалидов требует от государств-участников принимать надлежащие меры к тому, чтобы:
- инвалидов не исключали из системы общего образования по причине инвалидности;
- инвалиды имели равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
- обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности инвалида;
- инвалиды получали в рамках системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
- принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Гарантии инвалидам в сфере образования
В сфере образования инвалидам установлены следующие гарантии.
1. Необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки:
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях.
2. Обеспечение получения образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида:
- основного общего;
- среднего (полного) общего
- начального профессионального;
- среднего профессионального;
- высшего профессионального.
3. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования:
Создание специальных профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов или соответствующих условий в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия указанных образовательных учреждений должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
- приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры;
- адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
4. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов:
В специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.
5. Обеспечение:
- инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой;
- инвалидам возможности пользования услугами сурдопереводчиков.
6. Предоставление дополнительных льгот и возможностей при получении образования:
- на уровне Российской Федерации;
- в отдельных субъектах РФ.
Особенности приема в ВУЗы для людей с ОВЗ
Практически для всех абитуриентов поступление в ВУЗ связано с целым рядом определенных трудностей. Самыми основными моментами для желающего поступить на бюджет становится хорошая подготовка к экзаменам с последующей их сдачей и своевременная подача всех необходимых документов.
Что касается детей с ОВЗ, то при поступлении в высшие учебные заведения им следует знать, что:
- ребенок-инвалид может претендовать на льготы при зачислении в учебное заведение при условии наличия бюджетных мест;
- дети с ОВЗ при достаточном уровне знаний (хорошей сдаче экзаменов) на бюджетное место зачисляются вне конкурсной основы;
- дети с физическими и психическими отклонениями могут проходить дистанционное обучение;
- при поступлении ребенка-инвалида на платное учебное место, государство по закону обязано компенсировать 50% стоимости обучения;
- студенты с ОВЗ имеют право получать социальную стипендию.
Данные особенности поступления и последующего обучения распространяются на большинство ВУЗов России, и, зная свои права, ребенку-инвалиду будет гораздо проще найти себе подходящий и свести траты за учебу к минимуму.
Возможные трудности при реализации прав
Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются ребенок и его родители:
- Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
- Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
- Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
- Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
- Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.
Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.
Варианты предоставления обучения
Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:
- создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
- подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.
Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:
- в виде семейного обучения;
- дистанционно;
- надомное обучение.
Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.
Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:
- отдельные уроки;
- кружки и дополнительные занятия;
- массовые увеселительные мероприятия.
Образование детей инвалидов
Отечественным законодательством зафиксирована обязанность каждого родителя формировать условия для получения образования детьми. Также, со стороны государства должна проводиться социальная политика, направленная на удовлетворение нужд учащихся, особенно граждан, требующих дополнительной поддержки.
Подробнее в статье: Образование инвалидов
Федеральный закон «О детях-инвалидах» фиксирует такие принципы осуществления социальной поддержки лицам с ограниченными возможностями:
- оснащение учебных заведений всех уровней дополнительными техническими приспособлениями;
- обустройство помещения для учебы;
- предоставление специальных книжек;
- установление права получения образования в домашних условиях, что сопровождается направлением учителей к детям.
Таблица № 3 «Установленные поощрения для детей-инвалидов»
Дошкольные учреждения | ООШ | ВУЗ |
Родители могут получить возврат части денежных средств, которые были потрачены на оплату детского сада. | Бесплатное питание в столовой. | Льготные условия поступления. |
Внеочередное распределение детей льготных категорий по учреждениям. | Предоставление канцелярских принадлежностей и спортивной формы безвозмездно. | Продление времени налогового вычета родителей до достижения ребенком 23 лет. |
Оборудование инклюзивных классов. |
Этот список не является полным, поскольку в государственных нормативно-правовых актах записаны обобщенные требования. То есть каждый инвалид детства должен получить возможность учиться в учреждениях всех уровней. Сами учреждения, а также муниципальные власти должны проводить работу по формированию достаточных технических условий, приглашению специалистов в области обучения инвалидов, а также воплощению в жизнь актуальных образовательных методик для лиц с ограниченными возможностями.
Обучение ребенка инвалида в обычной школе
Законодательство Российской Федерации определяет право ребенка –инвалида обучаться в общеобразовательном учебном заведении вместе с другими детьми. Школа не имеет права отказать родителям в зачислении такого ребенка в класс. Но есть множество нюансов, которые следует учитывать родителям.
Самое главное – обычная школа и обычный класс будут заниматься по общей для всех учеников программе, не адаптированной под нужды вашего ребенка. Это очень серьезный вызов – не все дети с ограниченными возможностями здоровья в состоянии усвоить обычную школьную программу. Любой психолог вам скажет, что, если ребёнок не будет успевать за сверстниками, он как минимум будет испытывать дискомфорт. Учителя при этом не смогут уделить ему повышенного внимания, так как перед ними стоят более объемные задачи – добиться результатов от всего класса. Снижать темп, отдельно останавливаться на каких-то сложностях, возникающих у вашего ребенка, никто не будет. Как результат – низкое усвоение программы плюс психологическое напряжение. В обычных школах, как правило, нет дефектологов, специалистов, которые помогли бы адаптироваться к школьной программе. Эта задача полностью ляжет на плечи родителей.
Можно, конечно, нанять тьютора, который будет посещать занятия совместно с ребенком, но это дорого, не каждая семья может себе позволить такие траты.
Как родителям подготовиться к обучению ребенка-инвалида в школе
Дети без проблем со здоровьем нуждаются в постоянной помощи с обучением, что уж говорить о детях-инвалидах. На плечи родителей в этой ситуации ложится основной груз, потому что без их помощи ребёнок точно не справится со сложной задачей. Родители должны разобраться в том, как устроен учебным процесс, обеспечить для ребёнка доступ к занятиям в очном или заочном формате, решить возникающие технические трудности. Потребуются затраты и материальные, и моральные.
Решить часть возникающих проблем поможет сторонняя помощь. Родителям следует быть в постоянном контакте с детским психологом, дополнительную помощь могут оказать органы социальной защиты населения. Снизить расходы поможет обращение в благотворительные фонды, которые могут оказать содействие в приобретении необходимого для обучения оборудования. Не стоит стесняться обращаться за помощью в органы власти, в Фонд социального страхования, в ПФР. Посильную помощь в защите законных прав могут оказать объединения родителей детей-инвалидов.
Чем же полезно инклюзивное образование?
Некоторые считают, что «особым» детям нельзя учиться вместе с обычными ребятами, так как они не способны овладеть тем объемом знаний, который является обязательным уровнем для их сверстников. Это с легкостью опровергает практика, которая показывает, что множество (если не большинство) детей с ограниченными возможностями – это «отличники» и «хорошисты», осваивающие школьную программу намного быстрее здоровых ребят.
Кроме того, многие родители, чьи «нормальные» дети посещают инклюзивные образовательные организации, опасаются того, что уровень образования в таких школах ниже, чем в обычных учебных заведениях. Но опять же, согласно статистике дети, учащиеся именно в инклюзивно ориентированных школах имеют высший уровень социального развития, поведения и успехов в учебе, что полностью опровергает общественное мнение.
Таким образом, можно выделить три основных преимущества инклюзивного образования:
- Во-первых, дети-инвалиды имеют возможность получить полноценное среднее и высшее образование, которое в будущем позволит им обрести достойную профессию, а значит ни от кого не зависеть.
- Во-вторых, эти «особые» дети не чувствуют себя изолированными, так как получают возможность участвовать в социальной жизни школы, принимать участие в различных проектах и мероприятиях, проявлять свои творческие способности, сражаться со своими комплексами и страхами, ощущать себя полноценными членами общества.
- В-третьих, дети с нормальным развитием, учащиеся в инклюзивных школах, становятся более толерантными, активными, коммуникабельными и открытыми, чем дети, посещающие обычные школы.
Теперь поговорим о том, с какими проблемами сталкиваются школы, практикующие методы инклюзивного образования, и дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в традиционных общеобразовательных организациях.
Ответы на основные вопросы
Вопрос | Ответ | Выдержка из нормативно-правового документа |
---|---|---|
Кто присваивает статус ОВЗ? | ПМПК. | «….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида? | МСЭ | «Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ? | Нет | «Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот? | Да | «Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725) |
Условия организации обучения
Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:
- путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
- домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.
Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.
Они описаны в таблице:
Звено обучения | Создаваемые условия |
Младшее (садики) | Создание специализированных дошкольных учреждений и групп |
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек) | |
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников | |
Обеспечение ДОУ специалистами:
|
|
Консультирование родителей по вопросам воспитания | |
Создание инфраструктурной доступности:
|
|
Среднее | Разработка специализированных программ |
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру | |
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками | |
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения | |
Предоставление качественного медобслуживания | |
Повышение инфраструктурной доступности зданий | |
Высшее и среднее специальное | Предоставление преференций по зачислению на первый курс |
Обеспечение дистанционной формой получения знаний |
Обучение детей-инвалидов в школе
Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.
Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.
Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.
Обучение на дому детей-инвалидов
В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.
Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:
- Семейная;
- Надомная.
Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.
Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.
Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:
- В центре дистанционного обучения. Занятия проводят штатные педагоги;
- Методическое сопровождение преподавания по месту жительства;
- Разработка программы обучения детей-инвалидов несколькими образовательными учреждениями.
Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.
Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время учителю и получить на него исчерпывающий ответ.
Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.
В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?
При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений. Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями. Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.
Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается:
— паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы: — копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка; — копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы — копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги; — копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности; — лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).
Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год. Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).
Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.