Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правительство не будет повышать нормативы утилизации в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отходы производства образуются в результате переработки сырья и материалов в готовую продукцию. Остатки от сырья и материалов, которые полностью или частично потеряли свои свойства, и называются отходами. Отходы могут быть безвозвратными и возвратными. Первые из них не могут быть использованы предприятием повторно из-за технологических особенностей, а также не могут привлечь покупателя. Они утилизируются и никак не отражаются в учете.
Как учитывать возвратные отходы
С точки зрения бухгалтерского учета, возвратные отходы являются обычными материалами. Для их учета применяются счет 10 «Материалы», к которому открываются субсчета 10.1 «Сырье и материалы», 10.12 «Возвратные отходы». Рассмотрим, как происходит их учет на практике.
1 этап: учет количества. Когда ресурсы выбывают из производства, нужно посчитать количество (вес, объем или иную меру) готовой продукции и получившихся в результате производства возвратных отходов. Чаще всего применяются следующие способы:
- взвешивание;
- поштучный пересчет;
- расчетный метод (если прямое определение количества невозможно) – утвержденный норматив по отходам умножить на количество выпущенной продукции.
2 этап: оформление накладной. Это документ, являющийся основанием для оприходования таких отходов и последующего их хранения или движения как матценностей. При передаче на склад оформляют сдаточную накладную, при иных формах динамики – накладную на внутреннее перемещение (форма ТОРГ-13). Допускается составление приходного ордера (М-4), требования-накладной (М-11). Данная документация станет основанием для контроля материальных затрат в бухучете и налоговом учете.
3 этап: сдача на склад. Можно передавать такие отходы на хранение не только кладовщику склада, но и другому лицу, несущему материальную ответственность (как это принято в конкретной организации). Принимаются отходы по одному из вышеуказанных документов.
4 этап: выдача со склада. Когда возвратные отходы потребуется взять со склада для дальнейшего использования или отгрузки на продажу, нужно будет выписать новое требование-накладную. Для реализации предусмотрены формы М-15 или ТОРГ-12.
При намерении реализовать полученные возвратные отходы на сторону их следует оприходовать по цене реализации. Существует несколько мнений о том, что подразумевается под такой ценой. Одни эксперты считают, что цена реализации — это рыночная цена, определяемая по правилам ст. 40 НК РФ (Письмо Минфина России от 24.08.2007 N 03-03-06/1/591). Другие подразумевают под ней цену, которая фактически согласована между продавцом и покупателем (указана в конкретном договоре). Третьи считают, что это некая предполагаемая цена реализации, которая отличается от первых двух величин. Особенно актуален такой подход на фоне нестабильности цены на сырье.
Используя в примере условие об удорожании исходного сырья, а следовательно, и возвратных отходов, можно увидеть, что выполнение бухгалтерских и налоговых требований к оценке возвратных отходов, предназначенных для продажи, может привести к искажению показателя себестоимости продукции. Конечно, это частный случай, но законодательные нормы должны быть универсальны. Кроме того, добавим, что, каким бы подходом ни руководствовалось предприятие при оценке возвратных отходов на продажу, любой вариант цены должен соответствовать понятию рыночной (шаг 20%), однако даже при нарушении данного принципа сложно определить риски предприятия.
Пример 2. ООО «Древесина» не использует возвратные отходы — стружку и опилки — в производстве продукции, а реализует их на сторону. Средняя цена реализации данных отходов без учета НДС составляет 2 руб/кг, поэтому при оценке возвратных отходов бухгалтер руководствуется именно этой величиной. Выручка от реализации готовых изделий составила 590 руб., в том числе НДС — 90 руб. Себестоимость выпуска — 250 руб. Количество полученных возвратных отходов — 50 кг.
В бухгалтерском учете ООО «Древесина» будут сделаны следующие проводки:
В связи с повышением цен на пиломатериалы стоимость текущей поставки возвратных отходов (в количестве 50 кг) была пересмотрена и определена как 3,54 руб/кг, в том числе НДС — 18%.
Общий финансовый результат — 400 руб.
Предположим, что бухгалтер заранее знал о повышении цены на текущую партию возвратных отходов и решил оприходовать их по цене, которая уже согласована с покупателем.
В бухгалтерском учете ООО «Древесина» были бы сделаны следующие проводки:
Общий финансовый результат остался неизменным — 400 руб. как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, в связи с этим очевидно, что, как бы предприятие ни понимало термин «цена реализации», результат один и тот же. Однако на примере видно, что в условиях повышения цен на исходное и возвратное сырье себестоимость основной продукции стремится к нулю, а это, в свою очередь, считается искажением учетных данных, которые являются основой при составлении бухгалтерской отчетности для внешних и внутренних пользователей.
Здесь уместно сделать небольшое отступление и снова обратиться к документу «переходного периода» — Постановлению N 552 . В нем был изложен следующий принцип оценки возвратных отходов:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
- по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.
Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121.
Иными словами, пониженная цена исходного сырья (цена возможного использования) являлась критерием при оценке возвратных отходов в двух случаях: когда предприятие либо использует их в производстве продукции, либо реализует на сторону. Этот принцип перестал действовать в связи с появлением ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методических указаний по учету МПЗ и Налогового кодекса. Однако следует отметить, что в нем определенно присутствовал здравый смысл. Применение данного принципа было бы более правильным с методологической точки зрения, так как он обеспечивал формирование достоверных данных о себестоимости выпущенной продукции, финансового результата по основному виду деятельности и прибыли, полученной от реализации возвратных отходов (если предприятие не использует отходы в производстве). Если говорить условно, сейчас прибыль от продажи возвратных отходов является составляющей выручки по обычным видам деятельности.
Учет отходов из-за физического воздействия
Физическое воздействие на сырье и продукцию, как было сказано выше, обусловливает появление технологических потерь. Такие потери должны включаться в себестоимость сельхозпродукции. И по отходам этой категории есть нормативные значения. Правда, общего законодательно закрепленного норматива нет. Методика расчета нормы технологических потерь формируется и утверждается каждым сельхозпредприятием. Стандартным внутренним регламентирующим документом является технологическая карта.
Возникают в сельскохозяйственном производстве технологические потери при транспортировке сырья, фасовке продукции, очистке сырья от примесей, сушке с применением физических методов. В рамках техпроцесса физико-химические свойства сырья или продукции не меняются.
Бухгалтеру нередко приходится отражать в учете не только нормативные технологические потери, но и сверхнормативные. Первые включаются в себестоимость готового продукта, последние – в состав прочих расходов организации.
Для отражения нормативных, сверхнормативных технологических потерь делаются следующие проводки:
· Выявление потерь материально-производственных запасов или готовой продукции – Дт94 Кт10(43)
· Отнесение технологических потерь в пределах нормативных значений на себестоимость продукции – Дт20 Кт94
· Включение сверхнормативных технологических потерь в состав прочих расходов сельскохозяйственного предприятия – Дт91 Кт94
Безвозвратные отходы этой категории учитывают при налогообложении сельхозпредприятия и ИП на ОСНО, ЕСХН и УСН «Доходы минус расходы».
Когда признавать материальные расходы в виде технологических потерь? Налоговый кодекс (ст. 272) на этот счет указаний не дает. Практика показывает, что удобнее всего учитывать безвозвратные отходы на дату фактического выявления соответствующих расходов. Согласно ст. 254 НК, на сумму технологических потерь уменьшаются расходы на материалы, использованные в производстве. Речь идет о расходах, признанных на дату передачи материалов в производство.
Поправки создают задел на будущее
Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.
При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.
По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.
Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.
При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.
Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.
Президента попросили оказать поддержку реформе РОП
Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.
На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.
Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Росприроднадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.
В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.
Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.
Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.
«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.
Как различаются виды отходов
Разделение безвозвратных и возвратных отходов производится по их признакам:
Отходы возвратные | Отходы безвозвратные |
Сходство | |
Наличие материального воплощения* Являются продуктом процессов изготовления Изменили/потеряли свойства в полном объёме или их часть |
|
Различие | |
Приносят доход
Подлежат будущему использованию: — во всех видах процессов производства с увеличением затратной части — по назначению, не соответствующему первоначальному |
Не дают экономической выгоды
Не используются в данном производстве, но: — годны для изготовления других разновидностей товаров, продукции — возможен выпуск в качестве сопряжённых (попутных) продуктов |
Учет возвратных отходов производства: вопросы по возвратным отходам
Вопрос № 1. Можно ли квалифицировать как возвратные отходы годные запасные части, оставшиеся после ремонта основных средств?
Ответ: Нет, нельзя, так же, как и другие ценности, возможные в применении после ремонта, реконструкции и модернизации ОС.
Вопрос № 2. Можно ли в бухучёте, оценивая возвратные отходы, применять другие методы, кроме отмеченных в методических рекомендациях?
Ответ: Существует метод оценки запасов по МСФО (действует на территории России с 2011 года). Это использование наименьшей из величин: 1. себестоимости и 2. чистой оценки продажи (расчётной продажной цены за минусом затрат на окончание производственного процесса или продажу). Он подлежит применению при условии указания его в учётной политике компании.
Вопрос № 2. Возможно ли применение предполагаемой цены реализации при налоговом учёте?
Ответ: Да, как правило налоговые инстанции не возражают против этого.
Вопрос № 4. Как исчислить пониженную оценку материалов, которую требует использовать Ответ: Налоговый кодекс при повторном применении отходов в процессе производства при расчёте прибыли?
Пониженная оценка отходов определяется бухгалтерией предприятия на основании данных экономических служб с учётом их разновидности, специфики техпроцессов, полезности материалов.
Порядок учета в области обращения с отходами
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Порядок оценки возвратных отходов можно выбирать один из двух:
Метод оценки |
Условие применения метода |
По пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования) | Если эти отходы могут быть использованы для основного (с повышенными затратами) или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции) |
По цене реализации (по полной цене исходного материального ресурса) | Если эти отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса |
Когда принять к учету?
Этот вопрос является дискуссионным, так как некоторые эксперты утверждают, что НК РФ не устанавливает особых правил в части определения момента отражения в учете возвратных отходов, а значит, и момента уменьшения величины материальных расходов на их стоимость. Эти рассуждения приводят к мысли о том, что возвратные отходы «появляются» в учете только в тот момент, когда они отпускаются в производство (на сторону). Отсюда возникают вопросы: как составить налоговую декларацию, если материальные расходы на производство продукции в полном объеме учтены в одном отчетном (налоговом) периоде, а возвратные отходы использованы (реализованы) в другом? Как отразить в учете стоимость возвратных отходов, если в периоде их фактического использования у предприятия отсутствуют материальные затраты (величина которых по общему правилу должна быть скорректирована)?
Вспомним фразу, ставшую крылатой: «Может быть, что-то в консерватории подправить?». Это как раз тот случай, когда теория не выдерживает проверки практикой. По нашему мнению, возвратные отходы следует сразу же оприходовать и оценить в момент возникновения. Аргументов несколько. Во-первых, согласно Методическим указаниям по учету МПЗ материалы в организации должны быть своевременно оприходованы (п. 48), в свою очередь, отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества (п. 111). В данный момент следует принять к учету и оценить возвратные отходы. Кстати, здесь также было бы удобнее исходить из их оценки по цене возможного использования, поскольку бухгалтер в этот момент может не располагать информацией о дальнейшей судьбе полученных отходов. Однако данный факт не должен влиять на момент принятия их к учету.
Во-вторых, наши оппоненты руководствуются в своих суждениях положениями ст. 272 НК РФ о порядке признания расходов. Так, датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов. Формально на эту дату имеются данные о полной стоимости исходного сырья, но отсутствуют данные о количестве и стоимости возвратных отходов. Однако не следует забывать о ст. 252 НК РФ и установленном в ней требовании в отношении обоснованности и документального подтверждения затрат.
Таким образом, наличие в бухгалтерском учете первичной документации о поступлении из производства возвратных отходов и методики их оценки будет косвенно опровергать экономическую обоснованность признанной в налоговом учете в полном объеме суммы материальных затрат.
Применение контрольно-кассовой техники
При осуществлении деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, есть один нюанс, на который необходимо обратить внимание. Речь идет о требованиях Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон №54-ФЗ).
В пункте 3 статьи 2 вышеназванного Федерального закона №54-ФЗ, перечислены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ). В перечне таких случаев содержится прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома.
Иначе говоря, Федеральный закон №54-ФЗ содержит прямое требование от субъекта предпринимательства при осуществлении наличных расчетов о применении ККТ. В данном случае у многих фирм и индивидуальных предпринимателей возникает вопрос, как может ими применяться ККТ, ведь деньги за полученный металлолом они отдают сдатчику, а не получают. Тем не менее, несмотря на всю абсурдность данного требования, налоговики требуют обязательного применения ККТ. Доказательством могут служить письма налогового ведомства, в частности: Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее — МНС Российской Федерации) от 9 апреля 2004 года №33-0-11/281 «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома», Письмо МНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №33-0-14/684@ «О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома» и Письмо Федеральной налоговой службы от 17 мая 2005 года №22-3-11/868@ «О применении контрольно-кассовой техники». Справедливости ради заметим, что все перечисленные документы не являются документами нормативного характера, однако легче от этого не становится. Ведь мало того, что такая точка зрения сформировалась у «налоговиков», судебная практика подтверждает, что и суды занимают аналогичную позицию. В качестве примера приведем Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 января 2006 года по делу №А29-6238/2005А, Постановление ФАС Поволжского округа от 23 марта 2006 года по делу №А72-3632/05-23/250, Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2005 года по делу №А65-22920/04-СА1-36, Постановление ФАС Уральского округа от 26 июля 2005 года по делу №Ф09-3106/05-С7 и даже Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04. В нем, в частности указано, что:
«административная ответственность, предусмотренная статей 14.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает независимо от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты».
Заметим, что решение весьма оригинальное.
На наш взгляд, сфера применения Федерального закона №54-ФЗ — это осуществление наличных расчетов между субъектами гражданского права, осуществляемых при продаже товаров (работ, услуг), а не при их покупке. Доказательством служит пункт 1 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ:
«Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».
То есть, сам закон ограничивает сферу своей деятельности, и пункт 3 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ не может ее расширить.
Фискальные же органы твердо стоят на своем: ККТ — обязательно! Хорошо хоть, что они при этом, в своих размышлениях, не идут еще дальше, а то вообще можно было бы прием металлолома рассматривать как оказание услуг.
Прием металлолома с оплатой его стоимости, по своей природе, является договором купли-продажи, регулируемым статьей 454 ГК РФ, а не чем-то иным. И если налоговые органы требуют применение ККТ, то по логике такой чек должен выдать именно продавец товара (физическое лицо), а не кто-то иной. Но Федеральный закон №54-ФЗ такого требования к физическим лицам не предъявляет.
Заметим, что проблема металлолома не является новой, о чем свидетельствует Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624, в котором судебное решение было вынесено в пользу налогоплательщика. То есть суд признал недействующим подпункт «м» пункта 2 перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745 «Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Напомним, что до вступления в силу Федерального закона №54-ФЗ, случаи, когда организации и учреждения могли осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ, были перечислены именно в этом перечне. И в подпункте «м» пункта 2 указано, что организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин в части осуществления приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома).
Несмотря на всю логику, ситуация такая, что налогоплательщику придется использовать ККТ. Ведь отсутствие ККТ приведет к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что с нашей точки зрения так же неправомерно, (обратите внимание на название статьи):
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».
Если же субъект хозяйственной деятельности решит обратиться в суд, то еще неизвестно, какое решение по этому поводу примет Ваш судебный орган. Будет ли он ориентироваться на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года №КАС02-624 или же на Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 февраля 2005 года №12126/04.
Теперь коснемся бланков строгой отчетности. Могут ли организации, принимающие металлолом, их использовать?
В качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров используется форма №БСО-11 «Квитанция», утвержденная Письмом Минфина Российской Федерации от 11 апреля 1997 года №16-00-27-14 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» (далее — Письмо №16-00-27-14). Код данной формы по ОКУД 0712611.
Квитанция состоит из двух разделов, непосредственно квитанции и корешка квитанции. В каждой из частей указывается наименование организации, принимающей вторсырье и ее адрес, серия и номер квитанции, номер приемного пункта.
О сдатчике вторсырья в квитанцию заносятся его фамилия, имя и отчество. В том случае, если сдается цветной металлолом, то в специально отведенные строки вписываются данные паспорта сдатчика.
Возвратные отходы в бухгалтерском учете
Итак, возвратные отходы производства – это сопутствующие продукты переработки сырья в основном производстве, возникновение которых требует соответствующего учета. Его регулирует п. 111 Методических указаний по учету МПЗ, утв. приказом Минфина РФ № 119н от 28.12.2001, требующий:
- определять стоимость отходов по цене возможного использования или продажи;
- сдавать на склад по накладным с указанием наименования и количества;
- отпускать возвратные отходы (ВО) при дальнейшем использовании на изготовление продукции по требованиям-накладным.
Стоимость учтенных отходов должна уменьшать стоимость ТМЦ, отпущенных в производство. Уточним: речь идет о снижении стоимости сырья, при переработке которого образовались отходы. Приходовать их необходимо в момент возникновения, и в этом же отчетном периоде следует уменьшить стоимость исходных ресурсов. Оценивают ВО в зависимости от перспектив дальнейшего применения:
- по цене возможного использования, если отходы подвергаются последующей переработке в предприятии;
- по рыночной стоимости ТМЦ, если ВО продаются как полноценный ресурс.
Предприятие обязано выбрать способ установления цены ВО, по которой их необходимо учитывать, закрепив его в учетной политике.
Какими документами оформляются отходы на складе
Те отходы, что выявлены при изготовлении продукции, обязательно должны быть:
- посчитаны и взвешены;
- сданы на склад.
Важно! Если сосчитать и взвесить полученные отходы не представляется возможным, применяется расчётный метод: количество продукции умножают на норму расходов, утверждённую документально.
Для сдачи и оформления прихода на склад и реализации используются такие документы, как:
Наименование формы | Документ |
МХ-18 | Накладная на передачу продукции на склад |
М-4 | Складской приходный ордер |
М-11 | Требование-накладная, которой фиксируется отпуск при повторном поступлении в производство |
ТОРГ-13 | Накладная на передачу товаров, тары при движении внутри фирмы |
ТОРГ-17 | Журнал, где фиксируется сохранность и движение продукции в переделах складов |
М-8 | Лимитно-заборная карта для отпуская при повторном использовании в изготовлении продукции |
М-15 | Накладная на отгрузку на сторону при отпуске другой организации |
ТОРГ-12 | Товарная накладная при продаже |
Какими документами оформляются отходы на складе
Те отходы, что выявлены при изготовлении продукции, обязательно должны быть:
- посчитаны и взвешены;
- сданы на склад.
Важно! Если сосчитать и взвесить полученные отходы не представляется возможным, применяется расчётный метод: количество продукции умножают на норму расходов, утверждённую документально.
Для сдачи и оформления прихода на склад и реализации используются такие документы, как:
Наименование формы | Документ |
МХ-18 | Накладная на передачу продукции на склад |
М-4 | Складской приходный ордер |
М-11 | Требование-накладная, которой фиксируется отпуск при повторном поступлении в производство |
ТОРГ-13 | Накладная на передачу товаров, тары при движении внутри фирмы |
ТОРГ-17 | Журнал, где фиксируется сохранность и движение продукции в переделах складов |
М-8 | Лимитно-заборная карта для отпуская при повторном использовании в изготовлении продукции |
М-15 | Накладная на отгрузку на сторону при отпуске другой организации |
ТОРГ-12 | Товарная накладная при продаже |
Промышленные отходы: бухгалтерский и налоговый учет
Промышленные отходы — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образующиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Их можно разделить на две группы: возвратные и безвозвратные.
• Возвратные отходы
— это остатки сырья (материалов), полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе изготовления продукции или выполнения работ, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
• Безвозвратные отходы
— это те отходы, которые организация не может использовать и реализовывать и которые подлежат захоронению, то есть изоляции в целях исключения возможности их дальнейшего использования, а также предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду.
К сведению!
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
1
В бухгалтерском учете организации порядок учета возвратных отходов регулируется:
— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. Приказом Минфина России от 9.06.2001 № 44н);
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н);
— учетной политикой организации.
Возвратные отходы могут приниматься на учет либо по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции), либо по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону (по цене возможной продажи) (см. п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ).
Стоимость учтенных возвратных отходов всегда относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство. Другими словами, возвратные отходы принимаются к учету следующей бухгалтерской записью: по дебету либо субсчета 10-6 «Прочие материалы», либо субсчета 10-3 «Топливо» счета 10 «Материалы» и кредиту счета их возникновения (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т. д.)
Напомним, что на субсчете 10-6 «Прочие материалы»счета 10 «Материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.);неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье);изношенных шин и утильной резины и т. п.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.