Урок 28. Предложения с обращениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Урок 28. Предложения с обращениями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обращение указывает на человека или предмет, к которому адресована речь. Оно не служит членом предложения, соответственно, при синтаксическом разборе обращение никак не подчёркивается. Встречается в распространенной форме и всегда выделяется на письме знаками препинания.

Схема простого предложения

А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

Настя шла.

[-=].

Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть. Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член: Настя шла домой.

[-=…].

Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое. Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее: Снег.

[-].

Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

Вечереет.

[=].

Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

Желаю тебе добра.

[=…].

Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

Настя собиралась домой.

[-=…].

Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

Настя собиралась идти домой.

[-=…].

И сложное именное:

Настя рада быть полезной.

[-=…].

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    История обращения в русском языке

    А теперь, когда мы с вами освоили базовые правила в отношении произношения и написания обращений, можно немного расслабиться и погрузиться в небольшой исторический экскурс. Поверьте, будет интересно).

    Впервые, в этике обращения упоминаются в XVIII столетии в учебнике, который был составлен по распоряжению Петра I. Он рекомендовал не перебивать старших и не противоречить, ждать пока они закончат говорить. Он указывал чествовать родителей и обращаться к ним не иначе, как — «Что изволите, батюшка (матушка)?». Не приемлемым считалось сказать: «что, что надо».

    Тогда же в нашем языке появляется правило использовать «вы» и Россия приходит к использованию европейского стиля в поведении. В первоисточнике «вы», адресованное к одному человеку, означало «один стоит многих». Этим высказывалось уважение к человеку.

    Читайте также:  Как составить отказ от наследства

    На официальном уровне признавалась форма «милостивый государь». Это использовалось при разговоре с малознакомыми людьми или для сглаживания возникшей ссоры. Все государственные документы начинались именно так. Далее осталось одно слово, «государь», «сударыня».

    У военных такие правила подчеркивали субординацию: «Ваше благородие», «Ваше превосходительство». К низшему, по рангу, подчиненному – «господин», добавляя при этом имя или фамилию.

    Регалии и чины упразднились после Февральской революции. С того времени в языке нет альтернативы общей формы относительно мужчины или женщины, чего не скажешь об Европе. «Товарищ», «гражданин», которые были адресованы коллегам по партии, во время ВОВ стали использоваться как общепринятые. После распада СССР эти формулировки потеряли популярность и постепенно перестали применяться.

    Алгоритм составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение.
    2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
    3. Определите, простое или сложное предложение.
    4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
    5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
    6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
    7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
      • определение – волнистая линия
      • дополнение – пунктир;
      • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
      • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
      • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

      Алгоритм составления схемы предложения

      1. Внимательно прочитайте предложение.
      2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
      3. Определите, простое или сложное предложение.
      4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
      5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
      6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
      7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
        • определение – волнистая линия
        • дополнение – пунктир;
        • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
        • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
        • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

      Пунктуация при обращении

      Поскольку слово, выполняющее роль обращения, не является членом предложения, то оно выделяется знаками препинания. Если речь без восклицательной интонации, выделяется обычными запятыми.

      Родной, какой сегодня день?

      Спой мне, дорогая, романс.

      Если это слово стоит в начале предложения и интонационно выделяется восклицанием, ставится соответствующий знак. Первое слово пишется с заглавной буквы:

      Дружище! Как я рад тебя видеть.

      Если перед ним есть частицы, они не отделяются знаком препинания:

      О море! Как ты прекрасно

      Ах красавица! Чудесно выглядишь.

      Построение схемы предложения

      При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.

      Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП — круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

      В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.

      Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени — под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:

      Я пожалел1, что я не художник 2, который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра3.

      Как отличить обращение

      Поскольку отдельной грамматической формы без стилистических ограничений использования современный русский язык для обращения не предусматривает, оно употребляется в именительном падеже. Именительный падеж характерен и для подлежащего, и для выраженной существительным именной части составного именного сказуемого.

      • Саша, сегодня Валера – вратарь.
      Читайте также:  Налог с продажи машины в 2023 году в собственности менее 3 лет

      В предложении три слова в одной грамматической форме, но с разной синтаксической ролью, следовательно, падеж в качестве отличительного критерия не используется. Сказуемое опознаётся при постановке предложения в прошедшее и будущее время:

      • Валера был вратарём, Валера будет вратарём.

      Нулевая связка заменяется значимой и присоединяется к именной части.

      При разборе односоставных предложений без подлежащего нередкая ошибка – приписывание его роли обращению. От подлежащего обращение отличается тремя признаками.

      1. Интонация. Звательная интонация подразумевает выделяющий акцент на слове или словосочетании и паузу после.
      2. Отсутствие связи с остальными членами предложения. Подлежащее входит в грамматическую основу, связано сочинительной связью со сказуемым и подчинительной (в роли главного слова) с зависимыми второстепенными членами.
      Пример Связи
      Ответственный хозяин не выгуливает собаку без поводка. хозяин — не выгуливает
      хозяин — ответственный

      Обращение не является ни главным, ни второстепенным членом предложения, не связано вопросом с остальными элементами синтаксической конструкции, при синтаксическом разборе не подчёркивается. При удалении его из предложения смысл последнего сохраняется.

      Сложносочиненное предложение и его схема

      Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

      Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

      Работаем с первой частью: на небе — обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем — определение, выраженное прилагательным; мелкие — определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

      Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

      , [и=-]

      В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

      Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

      Вконтакте

      В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

      Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

      Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

      “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

      […],

      ↓что?

      (что …)

      ↓какой?

      (который …).

      “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

      […],

      ↓когда? ↓зачем?

      (когда …), (чтобы …).

      “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

      […],

      ↓чему? ↓чему? ↓чему?

      (что …), (что …), (что …).

      Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

      Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах . Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.

      Но, возможно, вам хватит этой статьи.

      Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.

      Пунктуация при обращении

      Поскольку слово, выполняющее роль обращения, не является членом предложения, то оно выделяется знаками препинания. Если речь без восклицательной интонации, выделяется обычными запятыми.

      Родной, какой сегодня день?

      Спой мне, дорогая, романс.

      Если это слово стоит в начале предложения и интонационно выделяется восклицанием, ставится соответствующий знак. Первое слово пишется с заглавной буквы:

      Дружище! Как я рад тебя видеть.

      Если перед ним есть частицы, они не отделяются знаком препинания:

      О море! Как ты прекрасно

      Ах красавица! Чудесно выглядишь.

      Схема сложного предложения

      В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

      Читайте также:  Может ли родитель выписаться из квартиры без ребенка?

      Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

      А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

      В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

      Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

      Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

      Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

      Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

      Горизонтальная схема предложения

      На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

      Пример.

      Я все вспоминаю тот день, когда
      ты устроилась в цветочный магазин, чтобы
      заработать денег, когда
      пришла домой с целой охапкой цветов, когда
      ты рассказала о более ценных вещах, чем
      деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая
      до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что
      все осталось по-прежнему.

      Схема сложного предложения.

      Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

      Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

      Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

      Схема здесь несложная […..], и […..].

      В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

      Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

      […..], (что ….).

      Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

      […..], (которым ….).

      Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

      Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

      Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

      […..] — […..].

      В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

      Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

      Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

      […..], (поэтому ….): [│ВВ│,…], и [….].

      Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

      Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

      (который ….).

      Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

      Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

      ↓ когда? ↓ зачем?

      (когда ….), (чтобы ….).

      В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

      Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

      ↓ что? ↓ что? ↓ что?

      (как ….), (как ….), (как ….).

      Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

      Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *