Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии на сельское хозяйство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.
Основные направления действия субсидирования АПК
Порядок и правила предоставления субсидий в рамках политики стимулирования сельского хозяйства, действуют по основным приоритетным направлениям:
- Субсидия на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, а также рационального применения имеющихся фермерских площадей.
- Материальная поддержка скотоводческих хозяйств и фермеров, занимающихся животноводством.
- Создание перерабатывающих предприятий, а также каналов сбыта готовой сельскохозяйственной продукции.
- Государственная поддержка предприятий и физлиц, что работают в сфере растениеводства.
- Поддержка развития и создания небольших фермерских хозяйственных объединений.
- Финансовые льготы для создания инновационных технологий и их дальнейшего внедрения в производственный процесс.
На самом деле планы государства в отношении финансовой поддержки АПК более дальновидны нежели просто увеличение доли отечественной продукции на товарных магазинных полках.
Руководство страны ожидает, что программа развития сельского хозяйства принесет следующие результаты:
- расширение существующего рынка сырья;
- рост уровня зарплат в этом сегменте экономики;
- создание новых рабочих мест;
- освоение ранее заброшенных сельскохозяйственных земель.
Планируется, что оказание помощи, предпринимаемой государством, позволит к 2020 году сформировать новую структуру АПК, что даст ему возможность активно самостоятельно развиваться. Но все это только перспективы. Но пока данная отрасль переживает далеко не самые лучшие для себя времена.
Бизнес-план фермерского хозяйства
Желание государства контролировать расходование средств, выделенных частным предпринимателям в качестве помощи, представляется совершенно логичным. Поэтому каждый претендент на грант или субсидию должен представить распределяющей бюджетные средства комиссии бизнес-план — подробное руководство по реализации проекта. Формат этого документа для участия в конкурсе на выделение финансирования несколько отличается от стандартных образцов, опубликованных в интернете: здесь акцент делается на обязательства по достижению определенных производственных показателей, цели субсидирования и ожидаемую социальную пользу. Таким образом, рекомендуемый для фермеров бизнес-план должен содержать следующие разделы:
Резюме проекта. В этой главе кратко упоминается такая информация, как:
- Название и цели проекта;
- Характеристика фермерского хозяйства;
- Стадия существования бизнеса (создание нового проекта или развитие уже работающего предприятия);
- Необходимый объем и предполагаемые источники финансирования, сумма ранее привлеченных инвестиций.
Описание претендента. Данный раздел содержит описание настоящих и предполагаемых задач предприятия:
- Профиль КФХ, текущие виды деятельности;
- Цели, достижение которых предусмотрено проектом;
- Имущество и оборудование, которое уже есть в наличии.
Описание продукции. Здесь нужно упомянуть основные характеристики продукции:
- Функциональное назначение и проблемы, которые она решает;
- Рыночную стоимость;
- Направления дальнейшего развития продукта и самого производства.
Социальная значимость. В этом разделе нужно упомянуть причины, по которым материальная помощь фермеру будет способствовать улучшению социальной ситуации в обществе:
- Количество необходимых для реализации проекта новых рабочих мест;
- Ожидаемое увеличение зарплаты сотрудников.
Производственный план. В данной главе следует подробно описать технологический процесс производства продукции, а именно:
- Существующую или новую технологию, которая будет использована в процессе реализации проекта;
- Мероприятия, направленные на контроль производства;
- Потребности в сырье, кормах, материалах, а также условия поставки таковых;
- Список санитарных и противоэпизоотических мероприятий.
Организационный план. В рамках раздела необходимо рассмотреть:
- Календарный план реализации проекта с упоминанием промежуточных показателей — например, объема производства или роста поголовья;
- План расходования средств, в том числе помощи начинающему фермеру от государства в 2020 году.
Маркетинговый план. Здесь нужно проанализировать рынок сбыта и обосновать возможность достижения успеха путем рассмотрения таких вопросов, как:
- Инвестиционная привлекательность отрасли;
- Общая и региональная емкость рынка;
- Наличие предприятий, занимающихся производством аналогов;
- Стратегия сбыта — прямые продажи, посредством дилерской сети, работа с оптовыми перекупщиками, организация филиалов.
Финансовый план. В данном разделе нужно разработать финансовую модель проекта на всех этапах его реализации, включая:
- Прогноз доходности и рентабельности;
- Потребность в средствах, схемы финансирования;
- Переменные и постоянные расходы;
- Расчет себестоимости продукции;
- Схемы и суммы налогообложения.
Результаты проекта. В этой главе рассматривают промежуточные показатели с разбивкой по годам и конечный результат проекта:
- Рост производства продукции, увеличение поголовья, достижение запланированного уровня доходности;
- Количество существующих и новых рабочих мест, размер зарплаты.
Бизнес план для получения гранта начинающим фермером составляется на весь период действия соглашения между соискателем и учреждением, выделяющим средства. Для программ субсидирования развития КФХ и семейных животноводческих ферм горизонт планирования составляет пять лет.
Развития сельского хозяйства в 2016 году: цифры и факты
Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.
Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы.
Отбор по конкурсу. Требования к кандидатам
Требования региональных властей к кандидатам различаются, а еще по областям существуют своим программы. Основное требование в большинстве случаев – это профессионализм фермера. Есть большая вероятность, что среди победителей окажется человек, который имеет высшее образование и опыт в ведении собственного хозяйства не менее 10 лет. Хотя, в основных требованиях таких критериев нет.
У фермера должны быть собственные средства, предназначенные для ведения бизнеса. Государственной комиссией допускается, что это может быть не вся сумма, а только часть, но не стоит сильно ориентироваться на минимальный порог 30%. Даже при его наличии поддержка может быть оказана человеку с большими финансовыми возможностями.
Грамотное бизнес-планирование – важный аспект одобрения заявки. Без планирования невозможно получить средства из федерального бюджета, поскольку комиссия не в силах самостоятельно представить, какую пользу может принести то или иное хозяйство.
Приоритетные направления
Каждая программа субсидирования, выделяя денежные средства, решает ряд задач, главными из которых являются рост кооперации сектора в регионе и увеличение рентабельности в фермерском хозяйстве. Именно для этого ежегодно выделяют денежные средства. Региональные власти могут изменять, дополнять и вносить иные коррективы в программы с целью удовлетворения потребностей региона.
Получить субсидию на развитие могут не все фермерские хозяйства. Они должны подходить по разным критериям. Начнем с того, что фермером в России может стать любой гражданин, не являющийся пенсионером. Он должен иметь среднее образование, закончить ВУЗ по выбранному направлению или пройти специальные курсы, как работать на ферме. Кроме того, он должен оформить свой статус юридически, то есть регистрировать предприятие в форме ИП или ООО.
Как получить субсидию начинающему крестьянскому хозяйству? Для этого оно должно удовлетворять ряду требований:
- доля третьих лиц в нем не должна быть выше 25%;
- для малого предприятия наемных работников должно быть не более 100 человек, а для микропредприятия — не больше 15;
- в то же время для каждого статуса предполагается предельное значение прибыли.
Как получить субсидию?
Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:
- Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
- К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
- Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
- Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.
Действующие государственные программы для улучшения жилищных условий
Программы, направленные на улучшение жилищных условий, действительно существуют. Но вот воспользоваться ими могут не все. Одни не отвечают необходимым требованиям, другие же просто не знают о такой возможности.
- Предоставляются субсидии для частичного погашения займов и кредитов, что были получены для возведения и покупки жилой недвижимости.
- Есть возможность получить субсидию для частичной оплаты цены недвижимости, что покупается при помощи кредитов и займов.
- Предоставляются субсидии для уплаты долга по жилищному кредиту при рождении малыша (в периоды субсидирования процентной ставки по кредиту).
- Субсидии на покупку жилого объекта предусмотрены для молодого специалиста такой отрасли, как здравоохранение, для работника дефицитной профессии.
Госпрограмма Для Молодых Семей По Кредиту Работающих Сельском Хозяйстве
№
п/п Наименования критерия Значение критерия, необходимое для отбора
1 2 3
1. Региональная программа:
1.1. определяет направления деятельности (отрасли) сельскохозяйственного производства для начинающих фермеров с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции, противоэпизоотических и фитосанитарных (карантинных) мероприятий определены
1.1.2. мероприятия региональной программы по поддержке начинающих фермеров разработаны в соответствии с требованиями градостроительного законодательства с учетом утвержденных или разрабатываемых документов территориального планирования
1. Приложение к Порядку отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм, утвержденному приказом Минсельхоза России от 22 марта 2022 г. № 198 (далее – приказ) изложить в следующей редакции:
Условия получения помощи
Условия получения субсидий зависит от вида дотаций, на которые претендует заявитель. Так, гранты на развитие КФХ выделяются претендентам, удовлетворяющим таким требованиям:
- российское гражданство;
- КФХ сформировано менее 2 лет назад, здесь трудится меньше 15 человек, прибыль хозяйство приносит менее 60 000 000 руб. в год без учета НДС;
- опыт работы в отрасли с/х – от 3 лет;
- получение материальной поддержки первый раз;
- проживание в регионе расположения КФХ.
Условия получения тройной субсидии:
- создание кооператива в соответствии с законом «О сельхозкооперации»;
- принадлежность сообщества к малому, среднему бизнесу;
- в кооператив входит 5 подсобных хозяйств, 3 других производителя с/х продукции;
- членство в ревизионном объединении.
Основные направления действия субсидирования АПК
Порядок и правила предоставления субсидий в рамках политики стимулирования сельского хозяйства, действуют по основным приоритетным направлениям:
- Субсидия на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, а также рационального применения имеющихся фермерских площадей.
- Материальная поддержка скотоводческих хозяйств и фермеров, занимающихся животноводством.
- Создание перерабатывающих предприятий, а также каналов сбыта готовой сельскохозяйственной продукции.
- Государственная поддержка предприятий и физлиц, что работают в сфере растениеводства.
- Поддержка развития и создания небольших фермерских хозяйственных объединений.
- Финансовые льготы для создания инновационных технологий и их дальнейшего внедрения в производственный процесс.
На самом деле планы государства в отношении финансовой поддержки АПК более дальновидны нежели просто увеличение доли отечественной продукции на товарных магазинных полках.
Руководство страны ожидает, что программа развития сельского хозяйства принесет следующие результаты:
- расширение существующего рынка сырья;
- рост уровня зарплат в этом сегменте экономики;
- создание новых рабочих мест;
- освоение ранее заброшенных сельскохозяйственных земель.
Планируется, что оказание помощи, предпринимаемой государством, позволит к 2020 году сформировать новую структуру АПК, что даст ему возможность активно самостоятельно развиваться. Но все это только перспективы. Но пока данная отрасль переживает далеко не самые лучшие для себя времена.
Минсельхоз изменит систему господдержки с 2020 года
2019 год для Минсельхоза станет переходным в совершенствовании системы господдержки, и с 2020 года в ней произойдут существенные изменения.
Об этом сообщила замминистра сельского хозяйства России Елена Фастова на конференции «Агрохолдинги России-2018», организованной «Агроинвестором». «Где-то мы не успеваем все сделать сразу.
Мы для себя взяли задачу 2019 год поставить пилотным, и к 2020 году внести заметные изменения в механизмы поддержки по трем видам субсидий — это единая субсидия, несвязанная и субсидия на литр молока», — рассказала Фастова.
По словам замминистра, эти виды субсидий предполагается разделить на две части. Первая часть — компенсирующая, которая фактически действует и сейчас, это поддержка на 1 га, на литр молока и т. д. И вторая часть — стимулирующая.
«То есть субъекты к нам будут приходить со своими проектами по развитию тех или иных направлений, которые специфичны именно для них, мы будем давать на эти проекты поддержку.
Такая мера дает возможность точечно развивать [разные сектора], при этом на федеральном уровне регулировать ситуацию», — пояснила Фастова.
В 2019—2025 годах из бюджета на развитие АПК будет направлено 2,33 трлн рублей
Правительство утвердило обновленную госпрограмму развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 года. Постановление кабинета министров от 8 февраля опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.
Объем бюджетных ассигнований на 13 лет указан в объеме 3,54 трлн руб., что на 126 млрд руб. больше, чем предполагалось в изначальном проекте Минсельхоза, опубликованном в сентябре 2018-го. В том числе 2,33 трлн руб. правительство предполагает выделить из федерального бюджета на развитие АПК в 2019—2025 годах. Так, в этом году на реализацию госпрограммы предусмотрено 303,6 млрд руб., на 2020 год — 294,8 млрд руб. В последующие три года сумма будет увеличиваться и составит 377,5 млрд руб. к 2023 году и 377,4 млрд руб. к 2024-му. В 2025 году госфинансирование АПК из бюджета ожидается на уровне 300,7 млрд руб.
Согласно новому паспорту программы, ее реализация, как и в действующей редакции, разбита на два этапа — программный (2013-2017 годы) и проектный (действует с 2018 года). Если целями первого этапа были обеспечение продовольственной независимости, ускоренное импортозамещение и повышение конкурентоспособности, то цели второго этапа — обеспечение продовольственной безопасности, повышение добавленной стоимости, обеспечение роста экспорта и инвестиций в основной капитал отрасли. Так, к 2025 году значение произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, должно достигнуть 5,8 млрд руб. против 3,7 млрд руб. в 2017-м, а индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства — 121,8% к уровню 2017-го.
Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2025 году, как и указывал Минсельхоз, планируется нарастить на 16,3% к уровню 2017-го, в том числе продукции растениеводства — на 18%, животноводства — на 11%, а выпуск пищевых продуктов — почти на 30%. Производство продукции растениеводства на мелиорируемых землях в стране за восемь лет вырастет на 17%, в том числе площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель в 2019 году предполагается увеличить на 90 тыс. га, в 2020 году — на 69 тыс. га, а лесо- и фитомелиоративные мероприятия будут проводиться на 100 тыс. га ежегодно в течение двух ближайших лет. Экспорт продукции АПК в соответствии с майским указом президента должен достичь $45 млрд. За счет регулирования рынков сельхозпродукции доходность сельхозпроизводителей все эти годы планируется обеспечивать на уровне не менее 10%.
На этот год в обновленной госпрограмме заложен рост сельского хозяйства на уровне 2,8%, а на 2020-й — 4,7%. В 2018 году также указан рост на 1,3%, несмотря на то, что ранее Росстат по результатам прошлого года зафиксировал падение в 0,6%. В конце прошлого года Счетная палата сообщала, что видит риски недостижения показателей госпрограммы и в 2019—2021 годах, что «влечет существенные риски» недостижения показателя и по росту экспорта продукции АПК. Минсельхоз заявлял, что в текущем году ожидает рост в 1,3%.
С этого года в порядок господдержки АПК внесен ряд изменений, которые предполагают корректировку в подходах к использованию единой субсидии, субсидии на возмещение CAPEX, а также в области страхования с государственной поддержкой и несвязанной поддержки в растениеводстве, рассказывала в конце прошлой недели замминистра сельского хозяйства Елена Фастова на конференции «Где маржа 2019». Как сообщает пресс-служба Минсельхоза, с этого года в рамках единой субсидии выделен отдельный лимит на поддержку страхования в размере 1,5 млрд руб. Для регионов, принявших обязательства по субсидированию этого направления, лимит увеличен, а для отказавшихся — уменьшен. Также в механизм льготного кредитования добавлен ряд направлений, в том числе короткие кредиты на приобретение молока-сырья для производства цельномолочной продукции, творожных и сливочных сыров, а также предоставление льготных кредитов на закупку мукомолами зерна у аграриев Урала и Сибири.
Оппонировали Боровому “практики” — фермеры из разных регионов России. Все они говорили о том, что необходимо сделать сельскую территорию более привлекательной для жизни, развивать кооперацию и смотреть на потребности людей. Наиболее ярким было выступление фермера из Ярославской области Вениамина Ковалёва. По его мнению, о развитии сельских территорий говорить рано. Прежде, чем развивать, их необходимо сохранить. Ковалёв вспомнил, что ни одна из подобных программ, включая брежневскую продовольственную, так и не воплотилась в жизнь, а работа над ошибками после этих провалов проведена не была. Он выразил надежду, что новую программу не постигнет та же участь.
— Спорить по вашей программе не с чем, всё сказано верно, но чёрт кроется в деталях, — заметил Ковалёв. — У нас слишком большая страна, чтобы подводить общий знаменатель, её необходимо разбивать на зоны. Я живу в своём Черноземье и не знаю ничего о проблемах Кубани и Дальнего востока. Зато знаю о проблемах севера. И у нас здесь сельские территории вымирают, а остатки ферм растаскиваются. В Вологодской области можно 50 км идти и там даже заросших полей не найдёшь — это уже леса. В десяти километрах от моего хутора есть школа. Так вот, за 30 лет из её выпускников работать на селе никто не остался — все уехали.
Кроме этого, Вениамин Ковалёв считает, что власти должны активизироваться и сами искать перспективных фермеров и предлагать ему объединять вокруг себя хозяйства и помогать в этом. По мнению ярославского фермера, региональной власти эту программу отдавать нельзя, потому что грамотно они не сделают.
Поддержала Ковалёва и глава КФХ из Псковской области Юлия Рощина. По её мнению, во главе угла должен стоять сельский житель, его возможность закрепиться на селе благодаря экономической составляющей. Село должно привлекать людей, а сейчас происходит наоборот. По словам Юлии, в её районе 25 лет назад было 26 колхозов, а сейчас всего два плюс шесть фермеров, которые с трудом держатся. Население 300 из 375 деревень не превышает пять человек.
— Люди должны иметь заработок, чтобы прокормить семью и приобрести жильё, и это должно происходить за счёт развития семейных ферм, — уверена Юлия Рощина.- Необходимо в каждом поселении произвести анализ имеющихся земельных ресурсов и возможность их использования. Нужно создавать условия для жителя, учитывая его потребности и создавать кооперацию.
Мы связались с председателем совета донской АККОР Алексеем Ждановым и спросили, что он думает о программе и на что при её реализации нужно обратить внимание . По его мнению, упор нужно сделать на развитие маленьких хозяйств и их взаимодействие с сельскими жителями и строительство дорог.
— Нужно выделять деньги на жильё для семей, которые готовы переехать в деревню, — считает Жданов. — Неважно, на строительство или на приобретение готового: главное, чтобы у людей была мотивация переезжать в село. А для этого необходимо возрождать деревни, строить в них дороги и помогать развиваться фермерским хозяйствам вместо того, чтобы создавать новые агрохолдинги. За ними нет никакого будущего. Я был во многих странах Евросоюза и США, там все переходят к развитию маленьких ферм. Вы только подумайте: где корове будет лучше жить? На огромном предприятии, где их три тысячи голов, или в небольшом хозяйстве, где о ней круглосуточно будут заботиться? Да и скотоместо на ферме сильно дешевле, чем в холдинге.
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы
- Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах).
- Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах).
- Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах).
- Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табака (в сопоставимых ценах).
- Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.
- Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий.
- Рентабельность сельскохозяйственных организаций.
- Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве.
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы
- Повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах с учетом переходящих запасов к 2020 г. до: зерно – 99,7%, свекловичный сахар – 89,7%, растительное масло – 88,6%, картофель – 98,7%, мясо и мясопродукты – 88,3%, молоко и молокопродукты –90,2%.
- Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. – на 44,7%, пищевых продуктов – на 60%.
- Обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%.
- Техническое перевооружение, реконструкция и строительство мелиоративных систем на площади – 10,3 млн. га.
- Рост производительности труда в 2020 г. по отношению к уровню в 2010 г. на 74,5%.
- Повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 25%.
- Доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 95%.