Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как развенчать церковный брак: процедура, причины, обряд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Венчание – это церковное Таинство, то есть священнодействие с незримым участием Самого Господа. В этом Таинстве Бог освящает брачный союз Своей благодатью. Таким образом, естественные отношения между мужчиной и женщиной обретают духовное измерение и брак становится ступенью на пути ко Господу. Образно это показано в Евангельском рассказе о чуде превращения воды в вино, совершённом Христом на свадьбе в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11).
Измена – главное основание для развода
В Ветхозаветные времена мужчина имел право законно развестись с женой по самому незначительному поводу. Достаточно было всего лишь написать разводное письмо. После исхода из Египта еврейский народ был испорчен язычеством и имел низкий духовной-нравственный уровень. Моисей был вынужден ввести закон о разводных письмах, чтобы хоть как-то поддерживать порядок.
В Новом Завете Господь отменяет это временное правило, чтобы вернуть человека к первоначальному Божественному замыслу о браке:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:8-9).
В отличие от грубого ветхозаветного, обновлённый человек Нового Завета призван к любви и прощению. Поэтому Христос указывает лишь одно уважительное основание для развода – супружескую неверность, которая является страшным грехом.
Интимные отношения мужа и жены (пусть даже и невенчанных) делают их одним целым. Они скрепляют и развивают взаимную любовь двух людей. Если же один из супругов вступает в плотскую связь с посторонним человеком, он предаёт вторую половину и оскверняет свои тело и душу. Благословлённый Богом священный союз попирается в угоду эгоизму и похоти. Супружеская неверность растлевает душу, разрушает любовь и семью. Прелюбодеяние разрывает единение с Богом, и без покаяния душа грешника умирает для спасения:
«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
В то же время измена не обязательно должна заканчиваться разводом. Протоиерей Сергий Гусельников отмечает:
«Есть случаи супружеской измены, которые всё же бывают поправимы. Совершивший измену осознаёт её как тяжкий грех, просит прощения и кается в этом грехе на Исповеди, обещая перед Богом больше не совершать предательства. И если вторая половина находит в себе душевные силы простить, принять покаяние, то семья восстанавливается. Хотя рана может остаться на всю жизнь. Мне такие случаи известны».
Развенчание церковного брака: мнения священников
Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.
Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:
«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».
Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.
Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:
«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».
Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:
«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ЦЕРКВИ
Актуальность развенчания возникает при желании повторно совершить таинство Венчания после вступления в новый брак. Церковный развод может быть допустим в тех случаях, когда нет возможности сохранить семью. После церковного развода возможно повторное вступление в брак для невиновного в разводе супруга.
Часто приходится слышать вопрос: как можно развенчаться в Церкви или как расторгнуть церковный брак? Однако в Церкви такого понятия как развенчание нет. Не существует и особого обряда или последования, которое могло бы аннулировать совершенное венчание в церкви. Для того чтобы расторгнуть Церковный брак, необходимо обратиться в епархиальное управление. Каждый вопрос о предоставлении церковного развода или развенчании, решается индивидуально.
Отношение к браку в ранней Церкви
В Церкви Нового Завета был распространён аскетический идеал безбрачия и полного посвящения христианина Господу. Эти настроения усиливались в эпоху гонений, когда у первых христиан были сильны эсхатологические настроения, ожидание скорого Второго пришествия, «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор. 7:29), — писал апостол Павел. «Я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32-33).
Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].
Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.
Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].
Второй брак в ранней Церкви
Возможность развода неразрывно связана с возможностью вступления во второй брак после развода для невиновной, пострадавшей, стороны. Поэтому необходимо рассмотреть отношение ранней Церкви к самой возможности второго брака для христиан.
Восточная Церковь понимала брак как вечный союз, который не прекратится в вечности: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Поэтому один и единственный брак на всю жизнь был и является идеалом для Церкви.
Христианские священники должны быть примером для всех верующих, поэтому единобрачие для них является обязательным условием [33]. Поэтому в первоначальной Церкви существовало мнение, что и для мирян вторые браки недопустимы даже в случае смерти супруга. Его выражал в некоторых своих посланиях апостол Павел. «Остался ли без жены? не ищи жены». «Жена если же муж ее умрет, блаженнее, если останется так, по моему совету», то есть безбрачной, «а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7: 39–40).
Надо сказать, что и в языческом греко-римском мире существовал идеал супружеского посвящения и верности, которая распространялась и на время после кончины супруга [34]. Святитель Иоанн Златоуст в своем слове «К молодой вдове. О воздержании от второго брака» также призывает вдов не вступать во второй брак. Он вдохновлялся примером своей матери-христианки Анфусы, которая в двадцать лет осталась вдовой и не выходила потом замуж, посвятив свою жизнь воспитанию сына [35]. Однако уже в первохристианские времена Апостол Павел понимал, что такой подвиг не всем под силу. «Юных же вдовиц отрицайся» (1 Тим. 5: 11), — писал апостол Павел, напоминая о соблазнах этого состояния. «Безбрачным же и вдовам говорю: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 8–9). «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7: 39).
В сборнике конца III — начала IV веков, называемом «Апостольские постановления», относительно «молодых вдовиц, поживших малое время с мужем» сказано: «А женщинам молодым, по кончине первого их мужа, да будет позволен и второй, чтобы не впали они в нарекание диавольское и во многие сети и в безрассудные и вредные для душ похоти, привлекающие более наказание, нежели прощение» [36].
Приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7: 39) стали основой отношения Церкви к второбрачию вдов и вдовцов, а впоследствии и тех разведённых, которые были невиновны в расторжении брака.
Какой брак Церковь может признать утратившим каноническую силу?
Согласно церковным канонам брачный союз прекращается со смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор 7:39). При жизни супругов брак должен сохраняться. Существуют обстоятельства, при которых Церковь признает брак утратившим каноническую силу:
а) отпадение одного из супругов от Православия;
б) прелюбодеяние (измена) одного из супругов (Мф 19:9) и противоестественные пороки;
в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет, при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
Брешь в отношениях размером с ребенка
– А куда исчезают отношения? Люди ведь именно ради отношений женятся и выходят замуж – любят друг друга, тянутся друг к другу. Появляются дети, семья растет, жена воспитывает, «спасается чадородием», муж работает, все это естественный ход событий – а самое главное, любовь, уходит. Почему?
– Насчет выражения «женщина спасается чадородием» не все так однозначно. Скажем, в свое время из-за этого сложилась скандальная ситуация, когда отец Ианнуарий (Ивлиев) – один из специалистов в области новозаветных текстов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, очень хорошо владеющий древнегреческим языком – разбирая этот текст, показал, что там говорится немножко о другом.
По его версии, понимать текст следует так: женщина спасается, несмотря на чадородие. Не в том смысле, что чадородие вредит спасению, конечно же. Если посмотреть сам текст, там сказано: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:13-15).
В общепринятой трактовке получается, что сам факт чадородия спасает: рожай и спасешься. А отец Ианнуарий предположил другое: по тексту получается, что женщина, рожая детей, уже не может принимать такого активного участия в миссии, много молиться, оказывать поддержку неимущим, как могла бы, если бы не было детей. Она вынуждена вкладывать много сил в детей, в житейские заботы и меньше – в духовную жизнь, но, несмотря на это, она спасается. Бог проявляет к ней особую милость, учитывая сам факт того, что у нее много детей, однако при условии проявления ею веры, любви и святости с целомудрием.
Спасает же именно вера, любовь, святость и целомудрие, несмотря на чадородие и связанные с этим житейские заботы.
Кстати, греческая частица διά имеет много значений, поэтому текст может быть переведен как «за чадородие», «через чадородие», «в чадородии», «в течение чадородия», а также «для чадородия» и «несмотря на чадородие». Фраза еще может быть переведена как «ради рожденного чада» или «через рожденное чадо», то есть – если из ребенка вырастет благочестивый христианин, то благодаря этому будет спасена и мать. Речь в этом случае идет не о физиологическом процессе родов, а о рождении человеческой личности, о воспитании ребенка в вере и благочестии.
Какова процедура повторного брака в Церкви?
Для проведения повторного венчания людям, уже бывшим в церковном браке, необходимо обратиться в епархиальное управление и подать прошение на имя правящего архиерея о развенчании, то есть о снятии венцов, о снятии благословения. Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ.
Подать прошение может только муж или только жена, присутствие обоих супругов необязательно. При этом надо предоставить следующие документы:
1) паспорт
2) свидетельство о расторжении первого брака в ЗАГСе
3) свидетельство о заключении первого церковного брака
4) письменное согласие на расторжение церковного брака от первой (первого) супруги (супруга).
Развенчаться против воли второго супруга нельзя. Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в грехе, который стал (может стать) причиной развода, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить. Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет.
Если развенчание происходит по причине того, что супруг потерял дееспособность, болен неизлечимой болезнью, то следует предоставить медицинские документы, подтверждающие это; если первый супруг умер, следует предоставить свидетельство о смерти.
Когда ваше заявление будет рассмотрено, вас вызовут на беседу со священнослужителем, который попросит назвать причины, подтолкнувшие вас к разводу. В случае, если причины не являются уважительными для Церкви, вам могут отказать в повторном венчании.
Весомыми причинами для расторжения брака Церковь считает:
- измену одного из супругов или противоестественные пороки
- аборт, сделанный женой без согласия мужа, без необходимости по медицинским показателям
- смену веры одним из супругов (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии)
- неспособность к супружеской жизни и, как следствие, к продолжению рода, потеря дееспособности мужа или жены
- болезни, угрожающие здоровью будущих детей (СПИД, сифилис и другие)
- вступление мужа или жены в другой брак
- алкоголизм и наркоманию одного из супругов
- риск нанесения ущерба здоровью одним из супругов второму
- сводничество
- длительное отсутствие одного из супругов
- несоответствие христианским канонам: брак между родственниками, брак до достижения совершеннолетия
- попытка суицида.
Особенности процедуры
Под развенчанием подразумевают развод по разрешению священнослужителя. Во времена правления церкви браки заключались только с согласия священников. Они выполняли роль современного ЗАГСа. Развод тоже давали священники. При этом должны быть веские основания для завершения брака, прописанные в церковном уставе. Пока супруги не получили свидетельство о развенчании, они не могли жениться, выходить замуж повторно.
В наши дни официальным органом, регистрирующим браки, является ЗАГС. Развод тоже происходит по заявлению одного из супругов либо двух. Несмотря на это, осталась «привычка» венчаться в церкви, а значит, и получать развенчание нужно тоже в случае развода. С одной стороны, так и должно быть, ведь люди, которые начинают «играть» по правилам православия, должны полностью их придерживаться. Однако на самом деле нет никаких последствий, если процедура развенчания не будет выполнена.
Многие верующие уверены, что в процессе венчания в церкви происходит благословение Бога на брак, а значит, он будет счастливым. Если быть точным, Бог венчает пару в тот момент, когда происходит знакомство женщины и мужчины, а если копнуть вглубь, то в момент рождения. Бог каждому создал пару и в определенный момент делает так, чтобы супруги встретились.
Сколько раз можно венчаться
На вопрос о том, сколько раз можно венчаться, церковь отвечает довольно однозначно. Если получить согласие на венчание во второй раз вы можете без особых проблем, то когда вы пойдете за разрешением на венчание в третий раз, на вас посмотрят откровенно осуждающе. Не исключено, что попытаются наставить на путь истинный, напомнив, что метаться от жены к жене (от мужа к мужу) не достойно истинно верующего человека.
Фактически, максимальное количество раз, которое человек может венчаться — три. Особенно, если вам еще не исполнилось 50 лет. Но третий раз могут и не благословить.
Вот толковое видео по этому вопросу, в частности о третьем браке:
Однако некоторые священники могут иметь другое мнение.
Проходить процедуру венчания более трех раз считается тяжким грехом! Да и в принципе в представлении церкви жениться более одного раза, без объективных на то причин, не следует. Получить разрешение на повторное венчание без порицания по церковным канонам может только вдовец (вдова).
Подходите к процедуре венчания достаточно ответственно и серьезно, обращайтесь в храм, только если вы уверены в крепости ваших брачных уз и готовы заключить союз не только перед людьми, но и перед Богом. Помните о том, что ответственность за сохранность брака несут двое людей и вы должны быть уверены в своем партнере, с которым решили связать жизнь, в том, что оба вы готовы сделать все, чтобы ваш брак не распался.
Читать еще: График назначения прививок против полиомиелита
Причины, по которым можно расторгнуть церковный союз
Нужно понимать, что православная церковь против разрушения семьи и всеми силами, старается сохранить семью. Расторжение брака в православие считается грехом. Институт семьи создан по воле Божьей, и разрушение его канонов является преступлением против самого Господа.
Согласно Божьему закону, у каждого человека должен быть свой партнер и он быть одним и на всю жизнь. Они должны взяться за руки и пройти свой жизненный путь от начала и до конца. Пережив вместе все тяготы и радости совместной жизни.
Принять человека со всеми его плюсами и минусами является очень тяжелой и трудной задачей. Но согласно священным писаниям именно пройдя через невзгоды человек, очистится и найдет спасение у Бога. Когда человек дорожит своей семьей и ценит ее у него намного больше шансов стать ближе к господу.
И не смотря на старании церкви сохранить семью. Существуют определенные причины, которые церковь считает значимыми для расторжения церковного брака. Самой важной причиной считается прелюбодеяние. Остальные причины будут приведены ниже:
- Употрeбление наркотических веществ или злоупотрeбление алкогольной продукцией;
- Венерические заболевания у человека;
- Проблемы с психическим состоянием;
- Один из супругов принял другую веру;
- Создание новой семьи, брака;
- Один из партнеров совершил преступление, за которое назначается уголовная ответственность;
- Причинение физического вреда одним супругом другому. Так применение силы в отношении детей;
- Человек, которой пропал без вести, которого не могут найти больше пяти лет;
- Решение сделать aбopт, без уведомления и согласия своего мужа. Аборт не является основанием, если он был необходим в связи медицинским заключением;
- Союз был заключен против воли одного из партнеров;
- Бесплодие;
- Сексуальная связь родственников.
Все перечисленные случаи рассматриваются священнослужителем в индивидуальном порядке со всеми подробностями. Если же вы решили прийти в церковь и расторгнуть брак по причине ссоры, вы получите отказ.
В каком порядке необходимо действовать
После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который можно пройти в течение 2–3 недель.
В первую очередь, чтобы развенчаться, надо посетить тот приход, где происходило венчание, нужно постараться пообщаться именно с тем священником, который проводил таинство. Если это невозможно, обращаются в церковь, которая находится в непосредственной близости. С мужем и женой общается настоятель, который проводит частную беседу, узнает причины принятия такого решения и рассказывает о последствиях.
Далее, инициаторы процедуры пишут прошение на имя Управляющего Епархией. В документе должна быть указана дата венчания и место, где супруги венчались, рассказана полная история семейной жизни. После этого, нужно назвать причины, которые послужили основанием для развенчания. Все необходимо подтвердить официальными документами и справками, заверенными юридически. Кроме того, к прошению настоятель прикладывает свой рапорт, в котором излагает личное отношение к случаю.
В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:
- выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
- если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
- свидетельство о венчании;
- согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
- документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.
Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака
Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:
- неверность одного из супругов;
- принятие другой веры мужем или женой;
- повторный брак при наличии уже существующего;
- венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
- исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
- попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
- заключение одного из супругов в тюрьму;
- невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
- кровосмесительный брак.
Как получить церковный развод после венчания?
Если вы всерьез решили получить церковный развод, вам следует вместе с бывшей половинкой обратиться в епархиальное управление и написать там прошение на имя духовника. Оно должно содержать описание истории вашей семьи, к нему прилагается документ о месте и времени венчания, описание причин развода, оригинал и копия свидетельства о расторжении гражданского брака. Пишет прошение один виновник процесса, но к нему обязательно прикрепляется письменное согласие второго.
Православной церковью почитается институт семьи, любой развод истолковывается как большой грех, в совершении которого есть вина обоих супругов, поэтому разрешение Владыки будет получено лишь тогда, когда бывшие муж и жена осознают это и искренне раскаются. Не зря последними словами прошения будут: «Прощу прощения за расторгнутый брак». Лишь после такой процедуры люди будут готовы со всей серьезностью создать новую семью перед Богом.
Церковь вчера и сегодня
Мы знаем, что в начале 20 века верующие люди, и в частности, прихожане евангельских церквей подвергались жестоким гонениям. Мужчин-служителей расстреливали, отправляли в ссылки и лагеря, лишали возможностей для получения хорошего образования и карьерного роста. Это привело к тому, что в церквях количество женщин во много раз превышало количество мужчин. Учитывая, что церковь благословляла только браки с единоверцами, многие прихожанки так и оставались одинокими. Некоторые вступали в брак с «неверующими» без венчания, а потом возвращались с покаянием в церковь. В советском обществе разводы хоть и были, но считались чем-то неприличным, а в гонимой церкви, да еще и с огромным гендерным перекосом, они были практически немыслимы.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как подать в суд на установление отцовства: права отца
После крушения «железного занавеса» ситуация коренным образом изменилась. В 90-х гг. 20 века в нашей стране у людей появилось больше прав и свобод, в том числе и от нравственных устоев, что, конечно же, отразилось и на семейных ценностях. В этот же период времени в евангельских церквях началось пробуждение, на служения стали приходить мужчины и женщины, люди разных возрастов. Тогда же начали открываться первые реабилитационные центры для алкоголиков и наркоманов. Так сложилось, что именно евангельские церкви стали первопроходцами на этом пути, предложив наиболее эффективные программы помощи зависимым людям.
На сегодняшний день эти программы признаны ведущими экспертами в области наркологии. Служение достигло больших масштабов. Некоторые церкви возникли именно благодаря служению наркозависимым людям. В некоторых крупных церквях сегодня более половины (!) прихожан – бывшие наркоманы.
Что нужно для церковного развода
Есть заповедь – «… что Бог сочетал, того человек да не разлучает…». Церковь не развенчивает или не прекращает существование брачных уз. В Епархии дают только справку о том, что прошлый брак перестал существовать, как свершившийся факт.
В случае, если супруги развелись, а потом опять сошлись, то повторно в церкви их не венчают. Процесса развенчания не предусмотрено. Логическое обоснование в том, что, по мнению служителей церкви, венчание не отменялось, а было лишь зафиксировано, что церковный брак перестал существовать.
Процедура развенчания непростая, длительная. По правилам, сначала обращаются в ту церковь, где проходило венчание. Если это невозможно, то обращаются в любой храм. После разговора с настоятелем о том, что спасти семью не удалось и по каким причинам, пишут прошение в Епархию о развенчании в церкви. В обращении излагают историю семейной жизни, доводы о невозможности сохранения семьи.
К заявлению прилагают:
- копию о расторжении брака;
- копию свидетельства о венчании;
- заявление от бывшего супруга (супруги) о том, что нет возражений.
Церковь рассматривает вопрос о признании брака недействительным только по существующему списку причин в соответствии с внутренним документом «О канонических аспектах».
После составления прошения, приложения копий документов, в том числе подтверждающих причины развода, свое личное прошение прикладывает настоятель, который проводил беседу. Такой комплект направляется в Епархию. Обычно вопрос развенчания рассматривается в течение месяца. Но не каждое прошение удовлетворяют.