Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО: максимальный размер выплат в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наличие данной страховки не лишает права пострадавшую сторону требовать возмещения по ОСАГО, т.к. владельцы машин, застрахованных по КАСКО, имеют те же самые права и обязанности, что и водители, у которых есть только полис ОСАГО. В таком случае нужно передать оформленные документы по ДТП аварийному комиссару (если такая опция предусмотрена программой страхования) и ждать направления на ремонт.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Какие документы необходимо подать, чтобы получить максимальную сумму по страховке ОСАГО
Виновник в аварии должен предоставить страховщику такой пакет документации:
- Справка из ДПС об инциденте на дороге
- Копия протокола об административном нарушении
- Постановление либо отказ в заведении дела в суде об административном правонарушении в том случае, если они получены ГИБДД
Пострадавший в аварии должен направить страховщику такую документацию:
- Заявление на получение страхового возмещения
- Копии документов на транспортное средство: ПТС, СТС, соглашение страхования, доверенность (если интересы собственника авто представляет заявитель)
- Копия факса или телеграммы, которые подтверждают вызов на осмотр
- Документация, которая подтверждает затраты, которые в результате аварии понёс владелец автотранспорта: расходы на проведение дополнительных экспертиз, почтовые затраты и т.п.
- Копия гражданского паспорта
- Акт об оценке причиненного вреда
Внимание! Страховщик назначает экспертизу полученных дефектов, её осуществляет сертифицированный оценщик. На основе сделанной оценки рассчитывается калькуляция ущерба. В соответствии с ФЗ №40, на протяжении трёх месяцев с момента подачи сторонами полного пакета документации страховщик обязан выплатить пострадавшему страховую компенсацию.
От чего будет зависеть итоговый размер выплаты
Необходимо понимать, что максимальная выплата по страховке полагается далеко не каждому, кто является пострадавшим в ДТП. Если в результате ДТП причинен ущерб транспортному средству, то при расчете выплаты учитываю:
- цена деталей (запасные части);
- цена работы (при царапинах или сколах);
- услуги за работы на станции.
С недавнего времени выплата по полису может производиться не только в денежной форме, но и путем оплаты ремонтных работ на станции. В этом случае сумму ущерба выставляет станция, с которой у страховщика заключен договор. Никакие средства на руки клиент при этом не получает.
Если речь идет про выплату по здоровью, то в данном случае все решается персонально. При расчете выплаты учитываются:
- степень полученной травмы;
- оплата лечения;
- стоимость медикаментов.
Для подтверждения расходов потребуется предоставить все справки с медицинского учреждения и чеки, подтверждающие оплату. После получения документов компания перечисляет средства на личный счет потерпевшего.
Уловки страховщиков по сокращению выплат
При наступлении страхового случая СК пытаются развести бумажную волокиту, найти нарушения договора, всячески избегают или снижают максимальные выплаты. Потребуется помощь автоюриста.
Чтобы не уменьшили размер компенсации, потребуется независимая экспертиза.
Если на место ДТП прибудет страховой комиссар и предложит оформить европротокол, оцените хотя бы на глаз повреждения и прикиньте, сколько может стоить ремонт. Скорее всего, предложение было сделано отнюдь не из сочувствия к вам.
СК может предложить сразу получить незначительную сумму взамен на отказ от компенсации. Не соглашайтесь и не подписывайте бумаги раньше времени. Пусть страховщик выплачивает максимум. Затянуть процедуру оценки нанесенного ущерба компания может, но не имеет права. Если экспертиза не проводится в течение пяти дней или выполняется с нарушениями, закажите независимую. Если страховщик ссылается на проблемы с полисом виновника, идите в суд.
Когда ДТП правильно оформлено, условия страхового договора соблюдены, волноваться не о чем. Никакие уловки не сработают, если придерживаться требований закона. Это СК должна побеспокоиться, чтобы вы не подали на нее жалобу или иск. Поэтому старайтесь общаться со страховщиком так, чтобы оставались документальные подтверждения.
Форма компенсации по выплатам бывает:
- натуральная;
- денежная.
Натуральный вид возмещения стоит в приоритете. АО «АльфаСтрахование» в счет выплаты организовывает и проводит ремонтные работы зарегистрированных в РФ легковых ТС, находящихся в собственности граждан, на станциях техобслуживания, с которыми у компании заключены договоры. Такие СТОА есть в каждом субъекте, где у страховщика расположены филиалы. Новые автомобили со сроком эксплуатации до двух лет отправляют к официальному дилеру. На все виды работ, проведенных на станциях техобслуживания, предоставляется гарантия до года.
Страховое возмещение ущерба, причинённого зарегистрированному в РФ легковому авто в собственности гражданина, осуществляется в виде денежной выплаты при определённых условиях:
- полная гибель машины, то есть повреждения ТС не подлежат ремонту;
- смерть пострадавшего;
- потерпевший страхователь, здоровью которого по факту наступления происшествия был нанесен тяжкий или определенный как средней тяжести вред, выбрал в заявлении данный вид возмещения;
- стоимость ремонтных работ превышает лимит выплаты;
- потерпевший — инвалид, владеющий ТС, по медицинским показаниям, при оформлении заявления о возмещении ущерба выбрал данную форму выплаты;
- станции техобслуживания автомобилей из списка партнёров страховщика не соответствуют установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.
Стоит ли вообще заполнять извещение при ДТП?
Если мы напишем, что европротокол придётся составлять при любом ДТП, многие водители удивятся и подумают, что мы пишем какую-то ерунду. Но на самом деле, так и есть… Объясним, почему!
Европротокол — это не официальное название документа, а лишь «народное» определение способа оформления ДТП без участия ГИБДД. На самом же деле, потерпевшему или обоим водителям придётся заполнять извещение о ДТП. Именно так называется самокопирующийся бланк, который выдают страховщики при заключении договора ОСАГО.
И можно сказать, что это самое извещение необходимо заполнять всегда, при любом происшествии – по крайней мере, потерпевшему, намеренному обратиться по страховому случаю за возмещением по ОСАГО. Почему так?
Необходимые документы для осуществления ПВУ
Можно выделить два перечня документов, которые может запросить страховщик: обязательный и необязательный.
В обязательный комплект документов, которые страховая запросит без каких-либо сомнений, входит:
- извещение о ДТП;
- заявление;
- Копия протокола от сотрудника ГИБДД в установленной форме (или составленный на месте ДТП Евпропротокол);
- копии документов, на основании которых потерпевший владеет повреждённым транспортным средством;
- доверенность в случае, если интересы пострадавшего представляет иное лицо;
- квитанции об оплате расходов, понесённых в результате ДТП (услуги по эвакуации и хранению повреждённого автомобиля, а также иные затраты).
Дополнительно, при прямом возмещении убытков по ОСАГО в 2022 году, страховая компания может попросить у клиента следующие документы (по обстоятельствам и при необходимости):
- копия полиса ОСАГО от заявителя;
- реквизиты банковского счёта, на который будет произведена оплата (если пострадавший выбрал безналичный метод получения средств);
- копия водительского удостоверения;
- копия паспорта.
Выплата утраченного заработка при вреде здоровья
Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2023 году?
Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.
Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.
Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.
Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.
Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)
Возмещение вреда здоровью по ОСАГО
Количество денег, которое можно взыскать со страховой за полученные травмы, зависит от вида и степени тяжести повреждений. Компенсация производится за каждую из травм, но не может превышать максимального значения. Возмещение выплачивается до прохождения лечения, на основании определения тяжести состояния пострадавшего.
Для получения возмещения пострадавший должен предоставить страховой следующие документы:
- полис ОСАГО;
- паспорт;
- бланк заявления;
- протокол или постановление из ГАИ;
- справку из больницы, где будут расписаны все повреждения и необходимое лечение.
Также могут потребоваться и дополнительные бумаги:
- нотариальная доверенность, если подачей документов занимается не сам пострадавший;
- номер карты или счёта в банке при получении выплаты безналичным способом;
- судебное решение, если происходили какие-либо разбирательства (например – определение виновника) по поводу ДТП;
- согласие родителей или опекунов, если пострадавший ещё не достиг восемнадцатилетия.
Существуют законные причины, по которым страховая может отказать в возмещении. Такие как:
- Полученные травмы не являются следствием ДТП либо нет убедительных доказательств обратного.
- Пострадавший подстроил ДТП.
- ДТП произошло в результате каких-либо природных или антропогенных катаклизмов (пожары, взрывы, наводнения, радиационные заражения).
- Авария случилась из-за военных действий.
Что делать, если назначенной суммы не хватило?
Существует два типа выплат, предоставляемых страховой пострадавшему в аварии:
- Компенсация – фиксированная сумма, обязательная к выплате. Рассчитывается с учётом полученных повреждений. Выплачивается до лечения, на основании заключения врача.
- Возмещение – дополнительная сумма, выплачивается после прохождения лечения и включает все подтвержденные расходы, которые понес пострадавший в его процессе.
500 000 рублей – максимальная сумма выплаты по ОСАГО, которая включает в себя и возмещение, и компенсацию.
Затратами на лечение считается следующее:
- покупка лекарств и специального питания;
- оплата услуг специалистов, например сиделок;
- реабилитация в санаториях и подобных им заведениях;
- изготовление протезов.
Чтобы получить дополнительную компенсацию, необходимо обратиться в страховую компанию. Кроме документов, которые подаются при получении возмещения, потребуется:
- история болезни (она выписывается в мед. учреждении);
- чеки, квитанции и другие платёжные документы, которые могут подтвердить размер понесённых расходов.
Какие документы необходимо подать, чтобы получить максимальную сумму по страховке ОСАГО
Виновник в аварии должен предоставить страховщику такой пакет документации:
- Справка из ДПС об инциденте на дороге
- Копия протокола об административном нарушении
- Постановление либо отказ в заведении дела в суде об административном правонарушении в том случае, если они получены ГИБДД
Пострадавший в аварии должен направить страховщику такую документацию:
- Заявление на получение страхового возмещения
- Копии документов на транспортное средство: ПТС, СТС, соглашение страхования, доверенность (если интересы собственника авто представляет заявитель)
- Копия факса или телеграммы, которые подтверждают вызов на осмотр
- Документация, которая подтверждает затраты, которые в результате аварии понёс владелец автотранспорта: расходы на проведение дополнительных экспертиз, почтовые затраты и т.п.
- Копия гражданского паспорта
- Акт об оценке причиненного вреда
Внимание! Страховщик назначает экспертизу полученных дефектов, её осуществляет сертифицированный оценщик. На основе сделанной оценки рассчитывается калькуляция ущерба. В соответствии с ФЗ №40, на протяжении трёх месяцев с момента подачи сторонами полного пакета документации страховщик обязан выплатить пострадавшему страховую компенсацию.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Метод руководящего документа
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.