Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень видов отходов относящихся к ТКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Список отходов включенных в ТКО
Ранее под ТКО подразумевался обычной мусор, ежедневно накапливаемый в домах, предназначенных для постоянного проживания. Условно он делился на две категории:
- небиологическую;
- биологическую.
После внесения изменений в законодательство в перечень ТКО добавили мусор, внешне схожий с бытовыми отходами, получаемый юридическими лицами и частными предпринимателями. Исчерпывающая информация о видах отходов включенных в список ТКО, размещена в свободном доступе на официальном портале Росприроднадзора. На сайте также можно бесплатно проконсультироваться в вопросе происхождения бытовых отходов.
По утверждению экспертов ТКО является частью общей классификации ФККО, в перечень которой входит:
- мусор после уборки территорий населенных пунктов;
- сор растительного происхождения после стрижки зеленых насаждений;
- офисные и бытовые отходы разных компаний;
- мусор после предоставления торговых, социальных, развлекательных услуг;
- крупные и мелкие коммунальные отходы;
- мусор с гостиниц, аэропортов, вокзалов.
По статистике половина мусора может перерабатываться. Остаток утилизируют или вывозят на свалки. Локация полигона подбирается региональной администрацией после согласования с жителями города, села или другого пункта.
Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
7 35 100 01 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
7 35 100 02 72 5 |
отходы объектов оптово-розничной торговли цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки |
7 35 151 11 71 5 |
Наименование отхода | Код ФККО |
---|---|
отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные |
7 36 210 01 72 4 |
мусор от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания, содержащий преимущественно материалы, отходы которых отнесены к V классу опасности |
7 36 211 11 72 5 |
отходы (мусор) от уборки территории и помещений социально-реабилитационных учреждений |
7 36 411 11 72 5 |
отходы очистки воздуховодов вентиляционных систем гостиниц, отелей и других мест временного проживания |
7 36 911 11 42 4 |
Размещение твердых бытовых отходов на полигонах
Самый распространенный способ обращения с твердыми бытовыми отходами – размещение на полигонах. Строительство и эксплуатация данных площадок должны отвечать нормативным требованиям. Перечислим некоторые из них:
- Максимально допустимый коэффициент фильтрации для материала, из которого образовано основание полигона – 0,00005 см/сек.
- По периметру полигона должна присутствовать нагорная канава для отведения загрязненных вод. Альтернативный подход решения задачи – перекачка жидкости на верхний слой мусора для интенсификации биотермического процесса.
- Обязательное условие – наличие качественной гидроизоляции, установки для сбора и обезвреживания загрязненных вод.
- На полигоне должна быть выделена хозяйственная зона для технического обслуживания (мойки) спецтранспорта, который перевозит твердые бытовые отходы.
Обращение с твердыми бытовыми отходами – прибыльное направление предпринимательской деятельности. Компании, которые оказывают услуги в данной сфере, всегда будут востребованы на рынке. Но так как ТБО представляет собой смесь отходов 4-5 класса опасности, для работы с ними необходимо получить лицензию Росприроднадзора. Для этого потребуется:
- подготовить огромный список документации;
- пройти промежуточные проверки в Роспотребнадзоре и согласования в других ведомствах;
- оборудовать производственную площадку в соответствии с требованиями нормативных актов;
- подготовить автомобиль для перевозки твердых бытовых отходов;
- обеспечить выполнение требований в вопросах квалификации сотрудников;
- создать условия для безопасного обращения с опасными отходами.
Что включает в себя ТКО
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
- Мусор из жилых помещений.
- Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
- Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
- Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
- Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
- Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
- Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Перечень кодов ТКО из ФККО
Можно выделить следующие коды ТКО.
Код ФККО | Что значит |
73110000000 | Из жилищ |
73120000000 | Уборка территорий городов, села |
73130000000 | Растительные отходы во время ухода за газонами |
73310000000 | От помещений, офисов, бытовых пространств |
73410000000 | От уборки вокзалов и так далее |
73420000000 | От уборки состава |
73490000000 | От эксплуатации общественного транспорта |
73500000000 | От торговли |
73620000000 | От мест проживания на время |
73640000000 | От мест, оказывающих соцуслуги |
73700000000 | От мест, оказывающих образовательные услуги и прочее |
73940000000 | От парикмахерских и так далее |
- Целенаправленность переработки ТБО. Меры по переработке отходов утверждены законом РФ и нацелены на ресурсосбережение. Разрешено применять на производстве вторсырьё, если имеются необходимые лицензии и сертификаты. Преимущества при использовании вторсырья трудно переоценить, приводятся только некоторые из них.
- Экономия времени и средств на выработку первичного сырья.
- Очистка территорий от отходов.
- Уменьшение негативного влияния ТБО на окружающую среду.
- Механическая переработка.
Механическая переработка мусора производится специальными механизмами для размельчения частиц, что приводит к уменьшению объёма вторсырья.
- Комплексная переработка мусора.
Комплексный подход предусматривает удаление отходов и переработку. Удаление происходит путём захоронения и сжигания, что неблаготворно сказывается на состоянии атмосферы. Переработка помогает повторно использовать мусор, но для этого необходим раздельный сбор. В некоторых городах он уже организуется.
- Биологическая переработка.
Для повторного введения в использование территорий бывших свалок проводится техническая очистка земель. После этого наступает биологический этап агротехнических работ – посев растений, способных восстановлению почв.
- Органические отходы.
Органические остатки используются для получения энергетических ресурсов, таких как биогаз или компост.
- Получение компоста из твердых бытовых отходов.
При захоронении мусора с преобладающей долей биологической массы возможно получение компоста. В дальнейшем его используют в сельском хозяйстве.
- Получение биогаза из твердых бытовых отходов.
Свалочный газ, образующийся на мусорных полигонах, содержит в составе метан. Применяя специальные газоочистительные машины, метановую смесь можно собрать и обогатить, тогда получится биогаз, пригодный для сетей населённых пунктов.
- Переработка ТБО с помощью пиролиза.
Пиролиз – сжигание отходов в бескислородной среде в печах при температуре около 1000°C. При такой переработке мусор не требует подготовки, ещё одним преимуществом является отсутствие загрязняющих атмосферу веществ. Выделяющуюся энергию тоже можно использовать в отопительных целях.
- Региональный оператор.
Исполняя закон 28.12.2016 года, органы исполнительной власти в результате тендера выбирают единого оператора по работе с коммунальными отходами, куда причисляют и ТБО. Это юридическое лицо, занимающееся утилизацией мусора в своём регионе.
- Вторичное использование твердых бытовых отходов.
Вторичной переработкой мусора занимаются специальные фабрики и заводы.
Нужно ли заключать договор с региональным оператором?
С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ). Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ. Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.
Типовая утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.
С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом ( Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).
Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года
Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:
- Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
- Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
- Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
- Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
- Собственниками нежилых помещений.
- Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.
ТКО — актуальные правила на 2020
В соответствии с изменениями Федерального законодательства все области РФ разрабатывают индивидуальные транспортные схемы вывоза твердых отходов. Исходя из формулировки статьи 1 ФЗ №89, ТКО — это:
- мусор, полученный в результате деятельности человека в домашних условиях;
- отходы, остающиеся после работы юридических лиц;
- техника, мебель и другие вещи непригодные для использования по назначению.
Какова роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО
Одним из самых частых вопросов, которые поступали на горячую линию Минприроды РФ, стал вопрос о роли управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов в новой схеме работы с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно ответу ведомства, УО и ТСЖ оставлено всего несколько функций:
- Создавать, содержать и убирать контейнерные площадки в том случае, если площадка расположена на придомовой территории МКД, которая включена в состав общего имущества МКД.
- По решению общего собрания собственников помещений в доме УО может стать исполнителем коммунальной услуги по обращению ТКО, от имени собственников заключать договоры с регоператором и закупать контейнеры для сбора отходов.
Эксперты ждут корректировок и разъяснений
Сейчас законодательством предусмотрена «мотивация» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы. С физлицами сложнее, потому что пункт, закрепляющий, что они должны обеспечивать сортировку отходов, вообще не подкреплен ни «кнутом», ни «пряником» и несет сейчас скорее декларативный характер.
В Указе Президента РФ от 21 июня 2020 г. № 474 определено, что к 2030 г. в России должна быть создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающая сортировку отходов в объеме 100%, а объем отходов, направляемых на полигоны, должен сократиться в два раза. «Если мы стремимся к достижению этих целей, то мы должны добиться понимания в обществе: зачем нужна сортировка, как происходит утилизация сданных отходов и так далее. Причем я убеждена, что экопросвещение нужно в равной мере и организациям», — уточнила директор экологического движения «ДОМ».
В новых условиях важно, чтобы каждый сотрудник разделял экологические ценности компании, по возможности участвовал в сортировке отходов, имел представление о том, какие отходы являются вторичными ресурсами и могут быть переработаны. В противном случае, по мнению отраслевых экспертов, наладить процесс подготовки вторичных ресурсов к передаче на утилизацию внутри организации будет очень сложно. Поэтому важно использовать целый комплекс экопросветительских мер для сотрудников: провести серию обучающих мероприятий, внедрить раздельный сбор в офисах, сделать экологичный образ жизни частью корпоративной культуры, выбирать экомероприятия — например, квизы, квесты — для совместного времяпрепровождения.
И для организаций, и для физических лиц экологическое просвещение — многоуровневая, системная и комплексная работа, которую надо начинать уже сегодня, чтобы получить результаты к 2030 г. — когда вступит в силу пункт закона, который запрещает захоронение вторичных ресурсов. Участники рынка предполагают, что к этому времени могут появиться какие-то пенитенциарные методы воздействия и на физических лиц, если при нормальной инфраструктуре и должном экопросвещении население все равно не будет сортировать мусор.
«На первый взгляд, внедрение раздельного сбора раньше, чем есть повсеместная инфраструктура для утилизации, кажется нелогичным, но основываясь на опыте реализации проектов по приему вторсырья на территориях, где нет раздельного сбора на муниципальном уровне, могу сказать, что как раз с точки зрения подготовки общества — это правильное решение», — резюмировала О. Кужель. При этом она добавила, что на привыкание, просвещение и все стадии принятия уходит довольно много времени, обязательно будут совершаться ошибки. Поэтому нужно начинать работать с тем, что есть, а не ждать идеальных условий.
В целом все опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что принятие закона об обращении со вторсырьем — большой шаг в правильном направлении. «Перерабатывая разные виды отходов, в том числе производственные, мы периодически сталкиваемся с предприятиями, которые нам говорят, что им проще выкинуть мусор, чем заниматься раздельным сбором и накапливать их отдельно на транспортную партию. Рассчитываем, что этот закон благоприятно скажется на том, чтобы таких ситуаций не происходило», — сообщил «ЭЖ» Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт».
Он отметил, что благодаря поправкам в общество закладываются правильные принципы того, что все вторичные ресурсы должны перерабатываться, а не захораниваться на полигонах. А. Свидовский считает, что в первую очередь влияние этого документа на себе ощутят небольшие предприятия. Нехватка финансирования, понимания, а также технического оснащения усложняют попытку правильной утилизации отходов.
В то же время на крупных предприятиях довольно хорошо работают со своими отходами. Ряд из них даже имеют специальные помещения для их сортировки, где стоят прессы, пресс-компакторы и другое необходимое для этого оборудование.
Отраслевые эксперты считают, что принятие закона о ВМР создало важный и нужный регуляторный базис для функционирования индустрии обращения с промышленными отходами и развития цикличной экономики в стране. «Соответствующие нормы законодательства создают правильные сигналы и экономические стимулы для бизнеса к разумной переориентации на практики вовлечения вторсырья в производство, сокращая при этом долю используемого первичного сырья (традиционных природных ресурсов)», — сообщили в АРВИС.
При этом в ассоциации подчеркнули, что применение вводимых норм на практике может потребовать «донастройки» создаваемой регуляторной системы и совершенствования законодательства в целях повышения прозрачности и эффективности функционирования индустрии обращения с промышленными отходами. О том, что закон еще не принял финальный вид и требует ряда уточнений, говорили и другие опрошенные «ЭЖ» эксперты.
Готовятся изменения в концессионное законодательство в сфере ТКО
Российский экологический оператор (РЭО) и Национальный Центр ГЧП обсудили предложения по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка в сфере обращения с отходами. В числе законодательных инициатив — возможность заключать концессионные соглашения для нескольких предприятий в разных муниципалитетах.
Планируется, что изменения будут внесены в Федеральный закон о концессионных соглашениях (№ 115-ФЗ). Законопроект призван увеличить инвестиционную привлекательность проектов по развитию инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), сообщил глава РЭО Денис Буцаев.
«Совместно с Национальным Центром ГЧП РЭО подготовил законопроект, который уточнит особенности регулирования концессий в сфере обращения с ТКО. Изменения, которые планируется внести в закон о концессиях, призваны увеличить инвестпривлекательность инфраструктурных проектов в сфере обращения с ТКО и регламентировать процедуры в отрасли. Среди предложений есть такие, как разрешение заключать концессионные соглашения в отношении комплекса объектов обращения с ТКО, в том числе расположенных в разных муниципалитетах, возможность корректировки размера валовой выручки по итогам госэкспертизы», — сказал генеральный директор ППК РЭО Д. Буцаев.
Законопроект устанавливает гарантии возврата средств в случае изменения регулирования, в том числе изменения территориальной схемы. Он предлагает обязывать регулятора предоставлять данные для конкурса и частной концессионной инициативы, исходя из которых будут рассчитываться тарифные и иные финансовые параметры концессии. Помимо этого, проект закона устанавливает правило о передаче объекта концеденту для проведения рекультивации, а также возможность возложить ее на концессионера при наличии финансирования со стороны концедента.
«РЭО провел совместно с Национальным Центром ГЧП совещание, на котором были выслушаны рекомендации по совершенствованию концессионного законодательства от участников рынка. Все предложения будут учтены при доработке законопроекта», — отметила руководитель департамента ГЧП ППК РЭО Александра Голованова. После того как будут определены конкретные изменения в закон, законопроект внесут на обсуждение в Правительство РФ.