Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уточнение местоположения границ земельных участков.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Какие нужны документы?
Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:
– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
– материалы лесоустройства;
– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
– документы по территориальному планированию муниципальных образований;
– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Сколько стоит межевание земельного участка
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. Стоимость работ определяют стороны договора на основе сметы.
Цена межевания зависит от множества факторов. Она может варьироваться как из-за расценок самой организации, которая проводит работы, так и от конкретного участка — его особенностей, конфигурации, расположения, размера и вида работ (образование нового участка, разделение, перераспределение земель).
В среднем цена услуги для граждан составляет до 20–30 тыс. руб. Например, стоимость работ по подготовке межевого плана на уточнение границ земельного участка площадью до 8 соток будет варьироваться в пределах от 12 тыс. руб. до 16 тыс. руб. Уточнение границ участка в 10 соток в регионе обойдется до 10 тыс. руб. Если нужно образовать участок под многоквартирным домом, то выставляется сумма примерно в 70 тыс. руб., привела примеры представитель АЮР.
Кроме того, законодательством предусмотрен вариант бесплатного межевания. Речь идет о случаях, когда по заказу уполномоченного органа проводится комплекс кадастровых работ на территории одного или нескольких кадастровых кварталов.
Комплексные кадастровые работы
Выше мы вели речь об уточнении границ, проводимом по желанию и за счет самого собственника. Однако кадастровые работы могут также производиться комплексно по заказу местных властей сразу на территории целого кадастрового квартала (-ов). В процессе этого в том числе происходит и массовое уточнение границ участков (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 42.1 закона № 221-ФЗ).
Такие работы имеют ряд преимуществ:
- они оплачиваются из бюджета муниципального образования или субъекта РФ, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета, а не за счет собственников (ч. 2 ст. 42.2 закона № 221-ФЗ);
- уточняются границы сразу всех смежных участков в пределах определенной территории, что сводит к минимуму риск пересечения границ или кадастровых ошибок, споров.
Определение границ земельного участка: как не допустить ошибок при уточнении
Уточнение границ земельного участка – это необязательная процедура при купле-продаже земли. Из-за этого многие граждане пренебрегают ею, но поступают так совершенно напрасно. На самом же деле, границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (абз. 10, п. 9, ст.
39.29 ЗК РФ). Юридическое закрепление всех технических параметров участка и их строгий учет помогут сохранить свою собственность как от посягательств соседей, так и от нападок властей. Кроме того, такие документы могут быть полезны после оформления наследства, при купле-продаже (чтобы аргументировать стоимость земли).
Сам термин означает процедуру, направленную на определение границ земельного участка, его размеров и координат поворотных точек по установленной законом схеме. Данную процедуру проводят уполномоченные организации (геодезические компании либо специальные подразделения местных органов власти). Вопросы межевания регулируются законом № 268-ФЗ, Земельным кодексом и Приказом Минэкономразвития № 582.
Уточнение границ земельного участка: что говорит закон
Уточнение границ участка земли — это совокупность действий и процедур, позволяющая установить и официально закрепить в ЕГРН площадь, конфигурацию и координаты поворотных точек (мест изломов границы ЗУ). Определение присутствует в ст. 43 ФЗ № 218.
Уточнение требуется, если надел уже поставлен на кадастровый учет, но декларативно:
- Точные границы, площадь, конфигурация не определены. Ранее при сделках с недвижимостью и госрегистрации на наделы закон не требовал от граждан проводить межевание. Границы и площадь устанавливались описательно, без координат. Это приводило к частым спорам между собственниками смежных наделов, к неправильному исчислению налогов.
- Границы установлены с точностью ниже нормы. Значение с 01.01.2017 введено Приказом Минэкономразвития № 90 от 01.03.2016. Так, сейчас погрешность при определении границ участков в СНТ составляет 0,2 м. До 2013 г. допускалась точность в 0,3 м. Внесенный в реестр в то время участок земли при попытке разделить или объединить с другим придется перемежевывать.
- У одной или более поворотных точек определены несколько координат.
Росреестр рекомендует гражданам уточнять границы своих уже учтенных участков по следующим причинам:
- это защитит землю собственника от посягательств третьих лиц, в частности, от захвата территорий соседями;
- участок без точных границ нельзя объединить или выделить из него другие наделы;
- в земельных спорах у собственника размежеванного участка есть преимущество: суд встанет на сторону того, кто закрепил границы своей земли официально.
Процедуру уточнения границ участков освещают следующие законодательные акты:
- ФЗ № 218 от 13.07.2015, ст. 43;
- ФЗ № 221 от 24.07.2007 (в той части, в которой он не противоречит ФЗ № 218);
- Приказы и рекомендации Росреестра и Минэкономразвития (так, письмо Росреестра № 19-00221/16 от 16.02.2016 отвечает на вопрос, как определять расположение поворотных точек, если сведений о них нет в правоустанавливающих и кадастровых документах).
Когда это необходимо?
Иногда складываются ситуации, когда без межевания не обойтись. Так, уточнение границ земельного участка необходимо тогда, когда его границы четко не определены. Иными словами если:
- отсутствуют данные о координатах местоположения участка, его границ;
- земля не состоит на учете в органах землеустройства (Росреестре);
- координаты определены неточно или ниже нормативной точности, чем установлено органами землеустройства;
- если координаты не позволяют точно определить местоположение указанных точек;
- если у 1 точки несколько различных координат.
Определить границы может принудить государство, подав иск или вынеся соответствующее судебное решение, может проявить инициативу собственник или иное заинтересованное лицо.
Есть ряд оснований для проведения данной процедуры:
- покупка участка со статусом «ранее учтенного». Иными словами, земля поставлена на учет, но данные об ее местоположении весьма приблизительные. Вполне вероятно, что могут возникнуть проблемы при дальнейших операциях с участком: продаже, завещании, строительстве. Даже если в документах есть данные о местоположении, лучше будет уточнить границы сразу после перехода земли в собственность;
- возникновение спорных ситуаций с соседями относительно того, кому принадлежит та или иная часть земли;
- судебный иск составляют тогда, если возникли подозрения, что одна из сторон пригородила себе часть чужой земли. На основании искового заявления выносится предписание об уточнении границ смежных земельных участков, иногда из-за отсутствия учета суду очень трудно принять решение;
- проведение работ по землеустройству;
- ошибки в кадастровых бумагах, ошибка инженера, проводившего работы. В этом случае проводится процедура признания межевания недействительным. А затем участок измеряют заново.
Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.
Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.
В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.
Как согласовать границы?
Данный этап выступает важной частью работ кадастровой направленности. Это относится к процедуре уточнения линий отдельно взятого земельного надела. Стоит понимать, что могут возникнуть ситуации, когда не удастся связаться с собственником участка. К примеру, это происходит, когда человек проживает за пределами страны. Тогда предусматривается, что инициатору потребуется направить уведомления всем, кто заинтересован в проведении указанной процедуры. В нем отражается о собрании владельцев смежных территорий.
ВНИМАНИЕ !!! Отправка осуществляется при помощи использования почтовых услуг. Гражданину потребуется использовать уведомления о вручении, чтобы подтвердить факт отправки.
Если письмо осталось невостребованным, то гражданину вернется отправление с пометкой о том, что не удается вручить письмо. Это происходит, когда с момента отправки документа прошло более месяца. Вернувшееся извещение потребуется приложить к межевой документации. Тогда границы территорий будут рассматриваться как согласованные. Эти правила отражены в правовых актах. По-другому ситуация складывается, когда гражданин отказывается от подписи сформированного акта. С него нужно требовать возражения в письменном выражении. Они прикладываются к заявлению о межевании. Вопрос рассматривается в судебном порядке.
Оспаривание результатов межевания
Есть случаи, когда можно провести процедуру признания межевания недействительным. В судебной практике известно множество таких исков. Например, если результат межевания не устраивает обоих соседей, то они могут устно урегулировать спор и составить новый проект. Затем с бумагами нужно обратиться в Росреестр, чтобы установить новое местоположение границ.
Также подлежат обжалованию новые границы после межевания, если они нарушают права собственников смежных участков, но при этом права на такой надел еще не возникли. При этом допускается подать иск в Росреестр. Оспорить его можно, если права возникли. Тогда иск подается соседям. Вполне возможно, что решение суда поддержит права других собственников и признает недействительными результаты проведенного межевания.
Можно оспорить результаты межевания при выявлении ошибки, допущенной инженером. Для этого придется подать иск в суд. В этом случае также можно добиться отмены нового местоположения границ. Решение суда может изменить местоположение границ участка и устранить ошибки в межевании.
Очень важно своевременно провести работы, затрагивающие вопросы землеустройства. Затраты невелики, но впоследствии такой учет сэкономит много времени и нервов. В дальнейшем при совершении любых сделок с землей не возникнет проблем. А возможные споры с соседями будут урегулированы без исков и вмешательства суда.
Процедура уточнения границ земельного участка не так то уж и сложна, как может показаться с первого взгляда. На самом деле, главное в выполнении пошаговых действий – четко соблюдать очередность и тогда результат не заставит себя долго ждать.
Как вы уже поняли из вышесказанных пунктов, уточнение границ земельного участка — это закрепленный в законе вид осуществляемых кадастровым инженером работ. При этом, в большинстве случаев, участок, номинально, считается ранее учтенным, то есть он уже имеет кадастровый номер, паспорт и план.
Уточнение границ имеет один большой плюс — он проявляется в том, что сразу же после данной процедуры вы можете объединять и разъединять участки. Это значит, что вам будет просто совершать разного рода сделки.
Теперь перейдем непосредственно к пошаговой инструкции. Как правило, эта несложная, но все же работа проходит в три этапа.
Первый этап – это подготовительные работы. Сюда входят следующие действия:
- сбор пакета документов;
- выявление сроков;
- выявление особенностей;
- подготовка собственников соседних земельных участков.
Второй этап более серьезный и предполагает уже активные действия:
- выполнение кадастровым инженером съемки;
- выполнение измерений на конкретно взятой территории.
Третий этап завершающий. Он предполагает:
- анализ полученных данных;
- выдача документа на руки собственнику;
- составление межевого плана земельного участка.
Образец межевого плана по уточнению границ земельного участка.
Во всех действиях производимых с участком должен быть соблюден порядок. Под порядком понимается установленная законом последовательность уточнения границ. Как правило, для начала, законодатель настаивает на том, чтобы собственник дал возможность кадастровым инженерам изучить все правоустанавливающие документы на данный земельный надел.
Зачастую больше всего времени у кадастрового инженера уходит на сбор необходимой информации и ее предварительный анализ. Если в ЕГРН и в правоустанавливающих документах собственника нет сведений о проведенных границах, он обращается к архивам, госфонду данных, изучает карты.
Работы на местности назначаются не менее чем через 10 дней после изучения ситуации и составления техзадания для геодезистов. Это время необходимо, чтобы уведомить заинтересованных лиц о проводимых работах.
В среднем геодезисты проводят работы на участке в течение 1-3 дней. На обработку информации и составление межевого плана уходит еще 2-4 дня при условии, что не возникли земельные разногласия с соседями. Росреестр должен принять заявления и внести корректировки в ЕГРН в течение 10 дней.
Таким образом, на всю процедуру уточнения границ земельного участка уходит в среднем 30–45 дней, если не возникли споры со смежниками.
Когда необходимо уточнить границы участка?
Самыми распространенными основаниями уточнения местоположения границ земельного участка являются следующие:
- Отсутствие в ЕГРН сведений о границах участка.
- Недостоверность сведений о границах земельного участка в ЕГРН.
- Сведения о границах участка в ЕГРН определены с нарушениями.
- Выявлена реестровая кадастровая ошибка в сведениях об участке.
- Координаты характерных точек границ участка отсутствуют или определены с точностью, отличной от нормативной.
- Координаты одной или нескольких характерных точек не позволяют однозначно определить их на местности.
Наиболее частая причина заказа межевания участка для уточнения границ и площади – оформление сделки с объектом недвижимости. Подготовка документов для продажи дома и приватизация земли под ним требуют привлечения кадастровых инженеров, которые проводят все нужные измерения и расчеты.
Основой для уточнения кадастровых границ являются сведения правоустанавливающих документов на земельный участок, а также информация о местоположении участка при его образовании.
При их отсутствии уточнение можно провести на основании природных или искусственных объектов, позволяющих однозначно идентифицировать местоположение участка. При этом используются следующие данные:
- Планы из технических паспортов объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.
- Материалы лесоустройства.
- Картографические документы, имеющиеся в местных органах власти.
- Сведения территориального планирования муниципальных образований.
- Проекты застройки территории.
Порядок и этапы уточнения границ
Межевание в рамках уточнения границ участка включает несколько этапов:
- Подготовительный. Сбор и подготовка необходимых документов: свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, кадастровый паспорт (если ранее проводилось межевание), план застройки, архивная документация. Выбор кадастрового инженера производится с учетом сведений на сайте Росреестра.
- Кадастровая съемка участка. На первом этапе кадастровый инженер изучает предоставленные документы, а затем выезжает на участок с необходимыми инструментами для проведения измерений. Специалист производит осмотр, замер границ и фотографирование территории, установку контрольных точек.
- Перед работами на местности нужно оповестить собственников смежных участков и получить от них разрешение. Владельцы соседних наделов не только присутствуют при замерах, но и подписывают акт согласования границ земельного участка, выражая согласие с результатами проведенных измерений.
- Подготовка межевого плана для уточнения границ. На этом этапе кадастровый инженер обобщает данные с полевого этапа измерений, сравнивает их с архивной документацией и составляет межевой план, прикладывая к нему акт согласования. Итоговый межевой план состоит из текстовой и графической частей.
- Согласование межевого плана в вышестоящих инстанциях. Помимо соседей в согласовании результатов принимают участие государственные и муниципальные органы, если участок граничит с землями, принадлежащими государству или муниципалитету. После этого кадастровый инженер обобщает документы, заверяет их подписью и передает для регистрации в Росреестр или Кадастровую палату.
- Регистрация результатов измерений. Уточнение границ земельного участка или его части путем межевания требует регистрации уточнений в территориальных органах Росреестра. Для этого кадастровый инженер или собственник участка передает межевой план на рассмотрение. По результатам сотрудники Росреестра вносят изменения в данные кадастрового учета, исправляют ошибки или выдают кадастровый паспорт на землевладение, границы которого ранее не были установлены.
Об уточнении местоположения границ земельного участка
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в случае, если в соответствии с Законом о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ст.39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Предметом согласования местоположения границ земельного участка с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременного являющейся границей другого земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (если договор аренды заключен сроком более чем пять лет).
По общему правилу исходя из положений частей 2, 3 статьи 40 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным:
-при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
-если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком — объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ в том числе уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка — объекта кадастровых работ.
Вместе с тем в соответствии с положением части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).