Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для остановки трннспортного средства в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штрафы за неисправности, например, за проблемы с фарами, могут заработать уже в следующем году. Кроме этого, штрафовать хотят еще и за нечитаемые номера и использование зимней резины летом и летней — зимой. Автомобилисты в пабликах предполагают, что в случае принятия изменений в КоАП, инспекторы ГИБДД начнут чаще останавливать водителей.
Остановка транспортного средства
90. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
91. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные Кодексом .
Приложение N 1 к приказу Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2012 года, регистрационный N 25656), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 января 2024 г. N 7 (зарегистрирован в Минюсте России 5 июня 2024 года, регистрационный N 32585), от 16 июня 2024 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2024 года, регистрационный N 43062), от 21 сентября 2024 г. N 272 (зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2024 года, регистрационный N 46064).
84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекции (подразделения ДПС) .
А какие причины для проверки документов?
Теперь перейдем к пункту 106 правил, введенных Решением №664. Здесь, к счастью, причин гораздо меньше.
Законные причины, по которым аудитор может проверить документ, следующие
- Сотрудник увидел признаки нарушения правил дорожного движения или других правовых или нормативных актов (кроме того, он может только предполагать такое нарушение, но не без оснований)
- идентификация водителей, пассажиров или самого транспортного средства, а также перечисленные выше
- специальные меры по снижению аварийности и последствий,
- Также, если есть основания для прекращения действия пунктов 84.1-84.3 и 84.11 Правил (пункты 1-3 и 11 в списке приостановленных корней выше).
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет, в зависимости от места действия документа, никаких ограничений в действующем административном регламенте не обнаружено. И в первую очередь это касается причин и поводов этого процесса.
Единственное отличие в способе общения с AADE содержится в пункте 48 регламента. Здесь, после остановки транспортного средства, контролеру разрешается подойти не со стороны водителя (что следует делать в исключительных случаях), а, возможно, со стороны пассажира.
- Если существует риск для безопасности полиции (например, если транспортное средство может быть атаковано другим транспортным средством на автостраде).
- Если дорога грязная со стороны водителя,
- и по другим причинам.
Другими словами, единственным различием в условиях автострады/городской дороги может быть обязанность контролера связаться с водителем.
Причины вынужденной остановки
Из определения вытекают основные параметры вынужденной остановки:
- Машина не может продолжать движение из-за поломки (например, лопнуло колесо, заглох двигатель и т.д.).
- Передвижение невозможно из-за внезапно проявившейся симптоматики заболеваний, возникших у водителя или других людей, находящихся в салоне (закружилась голова, ухудшилось зрение, рвота и т.д.).
- Перемещение заблокировано внештатным препятствием (на дорогу упало дерево, выбежало животное).
- Груз, транспортируемый рассматриваемым ТС, стал создавать угрозу для движения и/или его участников (например, готов рассыпаться — по проезжей части или внутри салона, создавая проблемы для управления автомобилем).
Еще раз подчеркнем, что для применения ситуации вынужденной остановки, достаточно и одного из перечисленных обстоятельств.
Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ДПС
Работники ГИБДД должны иметь веские причины, чтобы остановить любого водителя. Если просто желает автоинспектор проверить документы без наличия соответствующего распоряжения, то это является грубым нарушением, поэтому такие действия могут привести к привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.
Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС могут быть следующими:
- нарушения ПДД, причем даже в ситуации, если они были зафиксированы не камерой, а визуально;
- есть информация, что конкретный водитель имеет отношение к определенному происшествию, причем он может являться не только виновником, но и пострадавшим или свидетелем данной аварии;
- автомобиль числится в розыске или угоне, но при таких условиях у автоинспектора на руках должна иметься ориентировка, где действительно значатся параметры машины, схожие с параметрами остановленного автомобиля;
- сотрудник ДПС должен регулировать дорожное движение, поэтому он может остановить водителей для освобождения полосы, но общение с инспектором при этом не происходит;
- требуется помощь автоинспектору или другим лицам, пострадавшим в аварии.
Проверка документов может выполняться исключительно на стационарных постах. В этом случае не требуется веская причина остановки. ГАИ постоянно вносит дополнительные моменты в свои регламенты, поэтому следует регулярно отслеживать эти изменения.
Какие действия выполняются водителем?
Владельцы ТС должны хорошо разбираться в том, на каких основаниях их машина может быть остановлена, какие действия обязательно выполняются автоинспектором, а также, каким образом они могут отстаивать свои права. Поэтому к основным действиям со стороны автовладельцев относятся следующие:
- Не следует резко покидать свой автомобиль и уходить, так как подобные действия могут расцениваться как попытка напасть на сотрудника ГИБДД или покинуть место преступления.
- Желательно потребовать от автоинспектора объяснения причины остановки транспортного средства, а если таковой нет, то водитель может не передавать свои документы для проверки или может позвонить в ГИБДД для общения с руководством конкретного автоинспектора.
- Если имеется веское основание для остановки, то передаются сотруднику ГИБДД для визуального изучения документы, к которым относятся водительское удостоверение и свидетельство о регистрации машины.
- Если машина принадлежит компании или ИП, то дополнительно передается путевой лист.
- Автоинспекторы часто запрашивают страховой полис ОСАГО, хотя этот документ не обязательно возить с собой, так как нужные сведения сотрудник ГИБДД может получить из документов на машину и имеющихся баз данных.
- Если на машине имеется знак, указывающий, что ею управляет инвалид, то автоинспектор может потребовать от водителя предъявления справки об инвалидности, причем этот документ должен предъявляться и в ситуации, если он запрашивается сотрудником полиции при остановке машины на парковке, предназначенной для инвалидов.
Никакие другие документы автоинспекторы не могут требовать от водителей. Им запрещено изымать документацию или требовать досмотра, так как этот процесс выполняется только при наличии понятых и веских оснований.
Как выполняется принудительная остановка?
Если есть веские основания для остановки ТС сотрудником ДПС, то нередко используется даже принудительная процедура. Она применяется после отказа водителя прекратить движение на основании знака, сделанного автоинспектором. Если не выполняется данное требование, то это является основанием для применения разных мер воздействия: погони, включения сирены и требования остановить машину через громкоговоритель. В отдельных случаях автоинспектор и вовсе может воспользоваться огнестрельным оружием.
После остановки водителя автоинспектор может не только составить протокол, но и арестовать нарушителя, после чего он доставляется в отделение полиции для оформления протокола. Нередко за отказ выполнить требования сотрудника ДПС водитель привлекается к уголовной ответственности.
Запрещенные участки дороги для остановки
Допустим, законные основания налицо, но везде ли инспектору дозволено потребовать остановку? Оказывается, не везде. Под запрет попадают участки автодорог, на которых ограничена видимость. Также нельзя останавливать машины до и сразу после поворота, перед вершиной подъема и после неё.
Запрещается остановка там, где стоящий автомобиль может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Это перекрестки, пешеходные переходы, железнодорожные переезды и иные места, где имеется какая-либо опасность для других водителей и пешеходов. Более полную информацию о них можно почерпнуть из примечаний к главному документу ГИБДД — «Наставлениям».
Выходит, что инспектор ДПС вовсе не всемогущий, у него гораздо меньше прав, чем может показаться.
Помните, на дорогах все еще встречаются два типа полицейских. Первые уверены в том, что все водители – профаны в законодательстве; вторые – что каждый автомобилист является потенциальным источником легкой наживы. Еще остались вопросы? Изучайте свои права и не позволяйте себя обманывать.
Контроль за техническим состоянием транспортных средств
Контроль за техническим состоянием транспортных средств проводится ДПС в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 № 196-ФЗ «О дорожном движении», Правилами дорожного движения и Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720.
Для общей проверки технического состояния автомобиля, сотрудники ДПС имеют право требовать от водителя предъявить следующие документы:
- Свидетельство о регистрации транспортного средства – подтверждает право владения и управления транспортным средством;
- Водительское удостоверение – удостоверяет правомочность лица управлять транспортным средством;
- Полис ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Подозрение в совершении правонарушения
В рамках действующего законодательства, сотрудники ГИБДД имеют право остановить автомобиль в случае подозрения в совершении правонарушения. Основанием для такой остановки может служить наличие признаков нарушения Правил дорожного движения или других норм правового характера.
Сотрудник ДПС вправе приостановить движение транспортного средства, если у него есть основания полагать, что водитель нарушил правила дорожного движения, управляет транспортным средством без соответствующих документов или нарушает общественный порядок.
Основные признаки нарушения могут включать:
- Превышение скорости движения автомобиля
- Неправильное обгонирование или перестроение
- Нарушение правил парковки
- Наличие неисправностей на транспортном средстве
- Отсутствие номерных знаков или нарушение их правильного оформления
Если сотрудник ДПС обнаруживает признаки нарушения, он имеет право обратиться к водителю с требованием предъявить документы для проверки и выяснения обстоятельств нарушения. Если водитель отказывается предъявить документы или не соблюдает требования сотрудника ДПС, его действия могут расцениваться как уклонение от ответственности.
Причины остановок без причины ДПС
Одной из возможных причин остановок без причины ДПС является случайное выборочное нарушение правил дорожного движения. Когда на дороге происходит массовое нарушение, например, превышение скорости или проезд на красный свет, сотрудники ДПС могут остановить произвольные машины в рамках проведения проверки. Это может создавать впечатление, что остановка является безосновательной.
Также, остановки без причины ДПС могут быть результатом профилирования водителей на основе их внешности, марки автомобиля или других внешних факторов. Сотрудники ДПС могут предпочитать останавливать автомобили, которые по их мнению наиболее вероятно нарушают правила дорожного движения. Этот подход, хотя и основан на статистических данных, может также восприниматься водителями как безразличное обращение и поиск повода для штрафов.
В целом, остановки без причины ДПС могут быть обусловлены различными факторами, включая случайное выборочное нарушение, профилирование водителей или даже ошибки со стороны сотрудников ДПС. Повышение прозрачности и объективности процесса остановки, а также более четкая ориентация на действительные нарушения правил дорожного движения, могут помочь уменьшить количество остановок без причины и улучшить взаимоотношения между водителями и ДПС.
Какие нарушения могут привлечь внимание ДПС в 2024 году?
В 2024 году, сотрудники ДПС могут обращать особое внимание на следующие виды нарушений:
- Превышение скорости. Всякий раз, когда водитель превышает установленный лимит скорости, его машина может быть остановлена ДПС для проверки документов и вынесения штрафа.
- Неправильная парковка. Если автомобиль припаркован в запрещенном месте или на тротуаре, он может привлечь внимание сотрудников ДПС, и водителю может быть выписано предупреждение или наложен штраф.
- Нарушение правил дорожной разметки. Если водитель игнорирует разметку на дороге, например, пересекает двойную сплошную линию или нарушает правила объезда разделительной полосы, его могут остановить сотрудники ДПС.
- Отсутствие документов. Если водитель не имеет у себя права на вождение, технический паспорт транспортного средства или страховку, его могут остановить сотрудники ДПС и выписать штраф.
- Тонировка стекол. Если стекла автомобиля слишком темные и не соответствуют установленным нормам, водитель может быть остановлен для проверки и подвергнут штрафу.
- Использование мобильного телефона. Если водитель пользуется телефоном во время движения без использования гарнитуры или громкой связи, его могут остановить сотрудники ДПС и выписать штраф.
Учитывая эти нарушения, водители должны быть особенно осторожны и соблюдать все правила дорожного движения, чтобы избежать остановки и наложения штрафов.