Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка налоговой ИП на ЕНВД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.
Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.
Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.
Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии — есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.
Соблюдайте ограничения!
Первое, что проверят ревизоры, — это обоснованность применения специального налогового режима. Ведь, если удастся выявить, например, нарушение установленных НК РФ ограничений для применения спецрежима, это будет чревато для компании серьезными последствиями: налоговики начислят налоги по общему режиму да плюс еще насчитают пени и предъявят штрафы. И даже возможность вернуть ранее перечисленные платежи по ЕНВД или «упрощенке» как излишне уплаченные вряд ли компенсирует компании такие потери.
Нормами НК РФ установлены запреты и ограничения при применении УСН. Так, запрещено применять УСН банкам, страховщикам, пенсионным и инвестиционным фондам, ломбардам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, частнопрактикующим нотариусам, иностранным организациям и др. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятно, что эти статусы не могут быть утрачены с целью перехода на УСН. С другой стороны, ограничения, например, по численности персонала, остаточной стоимости основных средств, участию других организаций и некоторые другие в принципе могут быть соблюдены компанией, намеренной применять «упрощенку».
Для целей уплаты ЕНВД также должны соблюдаться ограничения по численности работников и участию других организаций (пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, на ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную «упрощенку», учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общепита, если эти услуги оказываются самими учреждениями и необходимы для их функционирования, и др. (пп. 3 — 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
При несоблюдении ограничений, установленных пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, «вмененщик» утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором допущены такие нарушения.
На некоторых ограничениях для применения спецрежимов мы остановимся чуть подробнее.
Численность персонала
Одним из общих ограничений для ЕНВД и «упрощенки» является численность персонала — она не должна превышать 100 человек. Однако понятие численности и соответственно ее расчет для этих спецрежимов разные. У субъектов малого бизнеса, применяющих УСН, отслеживается средняя численность, а у плательщиков ЕНВД — среднесписочная численность работников.
В Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ указано, что среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется налогоплательщиком в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденными Приказом Росстата от 13.10.2008 N 258 (в ред. от 23.10.2009 N 234).
А Минфин России рекомендовал для определения средней и среднесписочной численности работников руководствоваться Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278, которым утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее — Указания), в частности формы N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (см. Письмо Минфина России от 21.07.2008 N 03-02-07/1-297).
Согласно Указаниям в расчет средней численности работников включается среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера (п. 80). При этом работники, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, учитываются при расчете численности как целые единицы в течение всего периода действия договора, совместители — пропорционально отработанному времени.
Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. п. 81 — 84 Указаний. Среднесписочная численность работников определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Чтобы рассчитать среднесписочную численность за месяц, необходимо просуммировать списочную численность работников за каждый календарный день месяца, включая выходные и нерабочие праздничные дни, и разделить полученную сумму на число календарных дней в этом месяце.
Среднесписочная численность работников за период, превышающий месяц, определяется так: рассчитывается среднесписочная численность за каждый месяц периода, а затем сумма полученных значений делится на количество месяцев в периоде.
Численность работников списочного состава за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если подряд следуют два выходных или нерабочих праздничных дня и более, в расчет берется списочная численность за рабочий день, предшествовавший выходным или праздникам.
Численность работников, в том числе среднесписочная численность, округляется до целых единиц и в отчетности показывается в целых единицах (пп. 84.4 Указаний).
Пример . ООО «Север» применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В компании установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). По состоянию на 1 мая 2011 г. в компании работали 95 человек, из них 90 человек работали по трудовым договорам (в том числе двое внешних совместителей), а с пятью были заключены гражданско-правовые договоры. Один сотрудник уволился 10 мая, а два новых сотрудника были приняты на работу по трудовому договору с 20 и с 25 мая. В течение мая один работник был направлен в служебную командировку по России, пять работников находились в ежегодных оплачиваемых отпусках, а двое — на больничном.
В списочную численность работников за май 2011 г. ООО «Север» включит всех сотрудников, за исключением внешних совместителей и работавших по гражданско-правовым договорам. Работники, находившиеся в ежегодных отпусках, командировках и на больничном листе, учитываются в списочном составе за каждый календарный день отпуска (командировки, болезни) как целые единицы.
Таким образом, среднесписочная численность работников ООО «Север» за май 2011 г. составила 88 человек [(88 x 10) + (87 x 9) + (88 x 5) + (89 x 7) = 2726: 31 = 87,935 = 88].
Расходы не расходы, если их нет в перечне?
У компаний, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, инспекторы проверят соответствие расходов, учтенных при определении налоговой базы, перечню расходов, приведенному в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень является закрытым. И, по мнению контролирующих органов, не подлежит расширенному толкованию, то есть расходы, не поименованные в нем прямо, или расходы, которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо его позиции, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются (см., например, Письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-11-11/22 и от 28.01.2011 N 03-11-06/2/09, УФНС России по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285@ и от 17.11.2010 N 16-15/120859 и др.).
Все расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252, абз. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К некоторым видам расходов предъявляются специальные требования (абз. 2 п. 2 и п. п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ). Проконтролируют ревизоры и правильность учета при определении налоговой базы по УСН убытков, полученных в прошлых налоговых периодах. Если компания уплачивает ЕНВД или применяет «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы», то уж обязательно проверят обоснованность и правильность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности.
Особенности камеральной проверки
Камеральная НП производится непосредственно в инспекции ФНС, то есть без нанесения визита налогоплательщику. Это процессуальное действие не требует документального обоснования, то есть специального решения руководителя органа ФНС, и осуществляется уполномоченными инспекторами в соответствии с их должностными обязанностями.
Базой для этого контрольного мероприятия является налоговая декларация, предоставленная индивидуальным предпринимателем в ФНС, а также документы, имеющиеся на ИП у налогового органа. Такая НП проводится в течение трёх месяцев с момента подачи декларации ИП.
Налоговая проверка после закрытия ИП
Ещё один случай, когда избежать проверки со стороны налогового органа не удастся – закрытие индивидуального предпринимателя, как субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с положениями НК, подобные мероприятия проводятся в обязательном порядке. Инспекции необходимо убедиться, что за время функционирования ИП не было допущено нарушений, и для этого инициируется выезд.
Правда, в законе существует лазейка, которой активно пользуются некоторые владельцы бизнеса. Если в течение определённого длительного периода физическое лицо-предприниматель не показывает никакой деятельности, приносящей прибыль, а обязательные отчёты по ЕНВД всегда сдаются с прочерками, оснований для проведения выездной проверки нет, так как истекает срок давности по потенциальным нарушениям. В этом случае можно закрыться без каких-либо проблем и ревизий. Однако стоит помнить, что всё это время придётся платить единый налог.
Руководствуясь законными правами, и чётко выполняя обязанности, предписанные Налоговым кодексом, предприниматель может полностью обезопасить себя от любых негативных последствий, связанных с проверками. Тот, кто знает, что с его документацией всё хорошо, не будет бояться подобных мероприятий.
Если же вы осведомлены о наличии ошибок, фактов обмана и махинаций, лучше заранее побеспокоиться об их устранении, чтобы избежать серьёзных негативных последствий.
Надеемся, данная статья поможет понять, где стоит искать проблемы, как с ними разбираться, и как действовать при сотрудничестве с налоговиками. Открыто идя на контакт, вероятность полюбовного разрешения конфликта будет значительно выше.
Налоговые проверки после закрытия ИП
Итак, мы приблизились к другому важному вопросу: как посчитать ЕНВД за квартал, в котором произошло закрытие одного из магазинов?
Первая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, зарегистрированы в разных налоговых инспекциях.
При закрытии одного магазина порядок действий четко прописан в налоговом законодательстве (п. 10 ст. 346.29 НК РФ). Там сказано, что размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается до даты снятия с учета в ИФНС, указанной в уведомлении о снятии организации (ИП) с учета в качестве плательщика ЕНВД.
При этом за тот месяц, в котором произошло снятие с учета, вмененный доход рассчитывается исходя из фактического количества дней работы магазина по специальной формуле, указанной в этом же пункте. Таким образом, фактически налог будет рассчитываться только за тот период, когда магазин работал.
Вторая ситуация: магазины, по которым применяется ЕНВД, находятся в ведомстве одной налоговой инспекции.
При закрытии одного магазина налоговое законодательство не содержит нормы, регулирующей порядок расчета ЕНВД в такой ситуации. Однако чиновники разрешают применять тот же порядок, который используется при полном прекращении деятельности на ЕНВД, то есть порядок, установленный п. 10 ст. 346.29 НК РФ (первая ситуация). Об этом говорят, в частности, письма Минфина РФ от 14.03.2018 № 03-11-06/2/15668, от 23.06.2017 № 03-11-11/39527, от 03.12.2015 № 03-11-09/70689 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 19.02.2016 № СД-4-3/2690).
Поэтому, исходя из разъяснений чиновников, ЕНВД по закрытому магазину следует считать за период с 1-го числа квартала по дату, когда торговая точка была закрыта.
Напомним, несколько лет назад эта ситуация была неясной. ФНС поясняла, что за месяц, в котором произошло закрытие магазина, налог следовало исчислять в полном размере, то есть без учета количества дней функционирования объекта (письмо от 18.12.2014 № ГД-4-3/26206). Минфин же считал, что за этот месяц площадь закрытого магазина не следовало брать во внимание вовсе. По их мнению, в данной ситуации происходило изменение физических показателей, при котором должны применяться положения п. 9 ст. 346.29 НК РФ (письма от 28.11.2014 № 03-11-09/60758, от 30.10.2013 № 03-11-11/46223). Согласия между чиновниками разных ведомств не было. Но теперь это уже не важно.
Следующий важный вопрос связан с декларацией по ЕНВД: в какую налоговую инспекцию и в какой срок ее необходимо представить?
И вот здесь уже именно вторая ситуация не вызывает сложностей: компания (ИП) не снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД при закрытии одного из магазинов, учтенных в одной инспекции, а значит, отчитывается по «вмененному» налогу в прежнем порядке. То есть декларация подается в общие сроки, в ту же налоговую инспекцию, в которой фирма (ИП) продолжает стоять на учете в качестве плательщика ЕНВД.
Напомним, что декларации по итогам налогового периода представляются «вмененщиками» не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ). Например, декларацию за I квартал 2019 года следовало подавать не позднее 22 апреля 2019 года (с учетом переноса 20-го апреля, приходящегося на выходной день).
А вот как быть в первой ситуации, когда в результате закрытия магазина компания (ИП) снимается с учета в качестве плательщика ЕНВД в конкретной налоговой инспекции?
Никаких особенностей по срокам представления декларации в данном случае налоговым законодательством не предусмотрено. На это обращено внимание и чиновниками ФНС России в письме от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Поэтому сроки направления «вмененной» отчетности по закрытому магазину те же.
Загвоздка в том, что к общеустановленному сроку организация (ИП) уже будет снята с учета в той налоговой инспекции, по которой она раньше числилась в качестве плательщика ЕНВД. В результате налоговая инспекция может не принять декларацию, что, кстати говоря, часто и происходит на практике. Оснований для подачи декларации в другую инспекцию (по месту нахождения «головного» офиса компании/месту жительства ИП) не имеется, ведь там организация (ИП) не числилась в качестве плательщика ЕНВД.
В итоге на практике часто возникает ситуация, когда ни одна, ни другая инспекция не хотят принимать декларацию по закрытому торговому объекту. Куда же все-таки направлять отчетность?
В инспекцию, в которой раньше компания (ИП) стояла на учете в качестве плательщика ЕНВД. И не важно, что к моменту подачи отчета организация уже снята с учета. Отказывать в приеме декларации данная ИФНС не вправе. Такие разъяснения содержатся в уже упомянутом нами ранее письме ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4431. Из этого письма также следует, что полученные декларации инспекция передаст новой инспекции в специальном порядке, установленном внутренним приказом ФНС России.
Но судя по жалобам вмененщиков, которым ИФНС отказывает в приеме деклараций, не все инспекции на местах осведомлены об этих разъяснениях.
Можно посоветовать направить декларацию по ЕНВД в бумажном виде. По крайней мере у организации (ИП) будет подтверждение факта ее подачи. Есть еще один вариант: воспользоваться правом досрочной подачи декларации, которое предусмотрено п. 1 ст. 45 НК РФ. Например, можно заранее оформить декларацию по ЕНВД и отправить ее вместе с заявлением о снятии с учета.
На самом деле для ИП не выделяется каких-то особых условий при проведении исследований. Нет специального регламента, который бы позволял проводить процесс нетрадиционным методом. Но при этом, зная о цели перехода на упрощенную систему налогообложения, а помимо этого — и о создании такого рода юридического лица (а главный смысл как раз в сокращении отчислений в пользу бюджета), органы будут максимально дотошны.
Используется два основных подхода, которые мы и рассмотрим.
Собственно, это означает – рядовые. И они производятся постоянно. Не в момент появления повода или сомнений, а в штатном режиме. Для инициации мероприятия необходимо сдать отчетность за определенный период. Как только декларация попадает на рассмотрение, она разбирается максимально тщательным образом. По итогам этой процедуры уже и принимается решение, будет ли проводиться что-то большее.
Как только документация по итогам года сдается, наступает работа налоговиков. И длится она может совершенно разный временной диапазон. Верхний порог – 3 месяца. А вот нижний не ограничен. Поэтому заняться конкретно вашим бизнесом сотрудники могут как в первую очередь, так и значительно после.
Что же конкретно исследуется:
- Была ли подана отчетность, и когда это было сделано. Как известно, существуют крайние сроки передачи. Поэтому нарушение их – это серьезный проступок. Но если ваша организация в принципе не выслала никаких документов, то последствия будут куда серьезнее.
- Обращается пристальное внимание и на корректность заполнения всех форм. Да, небольшие неточности – это обычный человеческий фактор. Но для ФНС – это также строгое отклонение. И нарушение правильной формулировки станет серьезным препятствием.
- Проведение расчетов же важнее всего. Если формуляр был нарушен – это неправильная подача. Плохо, но терпимо, придется вносить коррективы, но значительных претензий не будет. А вот ошибки в вычислениях итоговых сумм или в принципе любых цифр – это куда более проблемная ситуация. Ведь в таком ракурсе уже маячит преступный умысел. Возможно сокрытие данных, уменьшение или намеренное завышение результатов. Все это похоже на классическое «отмывание денег». И вопросы могут появиться уже не гражданского, а уголовного характера. Вплоть до судопроизводства.
- Еще одним пунктом исследования станут сведения, которые сотрудники указали в документации. Опять же, стоит быть предельно внимательными при заполнении.
Налоговые проверки бизнеса в 2021 году
ИП, не имеющие наемных работников при снятии с налогового учета никакую отчетность по страхованию не сдают.
Уплата взносов за себя производится не позднее 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения деятельности в качестве ИП включительно.
ИП-работодатели при прекращении деятельности обязаны сдать за своих сотрудников соответствующую отчетность
Примечание: в 2021 году отдельно сниматься с учета в качестве работодателя не нужно.
Отдельного срока представления в налоговый орган справок 2-НДФЛ по доходам, выплаченным сотрудникам за период с начала года до момента прекращения деятельности ИП, законодательством не установлено, в связи с чем их необходимо сдать в ИФНС не позднее 1 апреля года, следующего за тем, когда ИП снялся с учета.
Особого порядка заполнения указанного документа при закрытии ИП также нет.
Расчет сумм подоходного налога, исчисленного и удержанного ИП со своих сотрудников, подлежит сдаче в налоговый орган за период с начала года до момента снятия с учета.
На титульном листе Расчета необходимо указать код того периода, в котором происходит сдача отчета (сведения в расчет вносятся с начала года):
- 51 – расчет за I квартал;
- 52 – расчет за полугодие;
- 53 – расчет за девять месяцев;
- 90 – расчет за год.
Примечание: Отдельного кода при сдаче расчета ИП, прекращающего свою деятельность, законом не предусмотрено, в связи с чем налоговые органы рекомендуют использовать аналогичные коды, установленные для ликвидации организаций.
Сроки проведения мероприятий налогового контроля
Законодательство установило сроки проверок предпринимателей:
- Длительность камеральной ревизии составляет 90 дней.
- Срок проведения выездного мероприятия контроля – 2 месяца.
Исчисление периода производится на следующий после вынесения решения о проверке день и по дату составления справки об окончании проверки. Составлением справки занимается инспектор, назначенный на ревизию. Справка – внутренний документ инспекции, позволяющий определить срок, предоставляемый для написания акта.
Процедура проверки может быть продлена на срок до 6 месяцев в случаях:
- Приостановки мероприятия. Временное прекращение проведения мероприятия может возникнуть, если инспекция узнает о фактах, требующих получения дополнительных запросов. Проверка может быть приостановлена и по инициативе ИП при наличии уважительных причин – отпуска, болезни ИП или бухгалтера. Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально.
- Возникновения непредвиденных ситуаций, пожара, затопления документации и иных форс-мажорных обстоятельств.
- Других причин, допускаемых законодательством.
Процедура продления должна быть оформлена документально.
Налоговая проверка после закрытия ИП
Некоторых индивидуальных предпринимателей волнует вопрос о возможности проверки со стороны ИФНС после прекращения деятельности. Чаще всего выездные мероприятия контроля проводятся при закрытии ИП (аннулировании регистрации). При закрытии ИП на вмененке необходимость выездной проверки рассматривается в каждом случае отдельно.
Но процедура может проводиться в течение 3 лет после прекращения статуса ИП. Законодательно это разрешается. Механизм проведения мероприятия контроля не отличается от стандартной формы. При обнаружении фактов нарушения налогового законодательства физическое лицо может быть привлечено к ответственности. Поэтому прекращая вести предпринимательскую деятельность, не забудьте рассчитаться со всеми долгами перед налоговой инспекцией.
Понятие и виды проверок, проводимых ФНС
Органы ФНС на законодательном уровне наделены полномочиями по ведению контроля над добросовестным исполнением индивидуальными предпринимателями своих налоговых обязанностей (см. ).
Налоговая проверка (далее – НП) – это одна из форм такого контроля. При проведении этого мероприятия устанавливается корректность расчёта, своевременность и полнота оплаты бизнесменами обязательных взносов в бюджет. В процессе НП фактические данные предприятия, имеющие отношение к налоговому учёту, сопоставляются со сведениями их деклараций, поступивших в ФНС.
Право на осуществление НП закреплено за налоговыми органами ст. 87. Налогового кодекса РФ. Согласно положениям этой статьи, существует два вида проверок: камеральная и выездная. Они отличаются по месту, алгоритму, срокам проведения и объёму правомочий проверяющих лиц.
Доля других организаций
Для налогоплательщика на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций в деятельности фирмы не должна превышать 25 процентов. Исключение составляют предприятия потребительской кооперации и компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность людей с ограниченными физическими возможностями среди работников конторы составляет не менее 50 процентов, а их заработная плата превышает 25 процентов в фонде оплаты труда.
Вместе с тем, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25 процентов, но к 1 января она будет снижена до допустимого размера, организация вправе с начала года применять упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 29.01.2010 г. № 03-11-06/2/10).
Соблюдение этого ограничения на применение спецрежима налоговики проверяют с помощью изучения документов купли-продажи долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также сведений из ЕГРЮЛ. Бухгалтеру перед проверкой следует проконтролировать соответствие всего перечня бумаг предъявляемым к ним требованиям. Так, если изменения, после которых размер участия других организаций составит менее 25 процентов, будут внесены в учредительные документы, а заявление о государственной регистрации не подано, компания не сможет применять спецрежим (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4.10.2010 г. № А05-20122/2009, Определение ВАС РФ от 4.02.2011 г. № ВАС-12/11).
Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей
Проверка на основе имеющейся отчетности у налоговой может проводиться в случае, когда декларация не сдана. При обнаружении несоответствий, ошибок проверяющий инспектор может затребовать разъяснения и любые, необходимые для камеральной проверки документы. Только факт обнаружения неточностей и противоречий является основанием для предъявления предпринимателю таких требований. Исключение составляют плательщики, для которых предусмотрено льготирование, а также те, кто заявил о праве на возмещение налога (декларация по НДС).
Отреагировать ИП должен в течение 5 дней после вручения требований. Разъяснения ИП может дать в письменном виде, по телефону или в устной форме, посетив проверяющего инспектора в налоговой службе. За нарушение сроков и непредставление информации (документов) ИП привлекается к ответственности. При обнаружении правонарушений проверяющий обычно составляет акт камеральной проверки, доначисляет налоги.
Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН, ОСН принципиальных отличий от стандартной проверки такого рода не имеет и одинакова для всех предпринимателей. Во всех случаях в основе лежат одинаковые задачи, выполнение которых осуществляется согласно Налоговому кодексу РФ. Прежде всего – это поверка сдаваемой ИП отчетности налоговым инспектором. При правильном оформлении документации и своевременной ее сдаче проверка проходит быстро и без предъявления претензий ИП. Что же и когда сдают предприниматели на УСН, ЕНВД, ПСН?
Камеральная проверка ИП на ПСН
При патентной системе налогообложения ИП не сдает никаких деклараций, а лишь ведет книгу учета по расходам и доходам в бумажном или электронном варианте. Она содержит данные о прибыли за налоговый период, расходная часть у нее отсутствует. Деятельность ИП на ПСН имеет свою специфику.
Патент | Особенности деятельности | Отчетность без работников | Отчетность со штатными сотрудниками |
На розничную торговлю | Не нужен кассовый аппарат;
покупателю по требованию предъявляется любой документ при оплате |
Ведется учетная книга по прибыли и затратам;
ИП платит обязательные взносы в ПФР, ФОМС |
ИП ежегодно до 15 апреля подтверждает тип деятельности в ФСС;
необходимы: расчетная форма 4 ФСС каждый квартал, численность работников, справка 6-НДФЛ раз в квартал; ИП уплачивает НДФЛ и обязательные страховые взносы |
На оказание услуг | Клиенту вручается обязательно заполненный бланк строгой отчетности | Как и при розничной торговле | Та же, что и при розничной торговле |
Если ИП занимается не одним видом деятельности, а несколькими, то такую учетную книгу ему нужно вести отдельно по каждому виду. Учетная книга нужна инспектору для того, чтобы проверить, не превысил ли плательщик ограничение в 60 млн р. по годовому доходу. Это обязательное условие для тех, кто занимается предпринимательством на ПСН. Представляется книга учета по запросу.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос № 1: Какие санкции предусмотрены при непредъявлении документов в ответ на требования проверяющего инспектора?
Нарушитель штрафуется в сумме 200 р. за каждый документ, который не был представлен, если не было признаков правонарушений (п.1 ст.126 НК РФ ). Предусмотрена также административная ответственность (ст. 15.6 КоАП РФ ).
Вопрос № 2: Можно ли отменить закрытие ИП и сменить адрес, чтобы избежать камеральной проверки?
Никакие способы наподобие описанных не помогут исключить камеральный контроль. Все сдаваемые налоговикам декларации проходят проверку.
Вопрос № 3: Можно сдавать уточненную декларацию после составления акта проверки?
После обнаружения ошибок, несоответствия, противоречий и т. п., декларант обязан внести уточнения и исправления, а затем представить проверяющему уточненной вариант. Также плательщик сборов имеет право вносить нужные изменения в декларацию и представлять ее с уточнениями. Если подобная декларация подана после установленных сроков сдачи, то это не является нарушением.
Вопрос № 4: Отправляются ли результаты проверки (акт) по электронной почте?
Нет. Составленный акт проверки о нарушении вручается лично плательщику (либо его представителю) за подписью получателя (или под расписку с представителем), а также может доставляться по почте.
Вопрос №5: Сколько раз проводится камеральная проверка при ЕНВД?
Камеральный контроль при всех режимах налогообложения осуществляется на основании сданной отчетности. Это значит, как только декларацию (отчетность) сдали, сразу на протяжении 3 месяцев ее будут проверять.
Камеральная проверка фирм на спецрежимах проводится практически незаметно для организаций. Фискалы сами исследуют поступающие к ним бумаги и обращаются в компанию только тогда, когда данные вызывают у них вопросы. Однако бухгалтеру предприятия всегда важно знать, на что обратят внимание инспекторы при исследовании материалов фирмы. Самый важный аспект, который интересен ревизорам — правомерность применения спецрежима. При нарушении любого из параметров, установленных для ведения учета на УСН или ЕНВД, организацию могут перевести на общую систему налогообложения.
Если использование «упрощенки» или «вменеки» не вызывает сомнений, фискалы переходят к дальнейшему исследованию отчетности и сверяют данные с декларациями за предыдущий период. При УСН главным предметом исследования становится соотношение показателей строк 060, 070, 090 раздела 1, а также строк 240–280 раздела 2. Все расчетные величины должны соответствовать заложенным формулам. У фирм на «вмененке» проверяют строки 030 раздела 1, строки 110 раздела 2 и строки 060 раздела 3. Также детально изучается налоговая база, с помощью сопоставления строки 100 раздела 2 и строки 010 раздела 3.
Во многих регионах введены льготные ставки налогов для организаций на спецрежимах. В этом случае в задачу инспектора также входит проверка права на применение льготы.
Когда исследование бумаг завершено и ошибок не найдено, фискалы завершают камеральную проверку, но акт не составляют (п. 5 ст. 88 НК). Это делается только в случае выявления нарушений: инспекторы обязаны написать итоговый документ в течение 10 дней по форме, утвержденной Приказом ФНС от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ (абзац 2 п. 1. ст. 100 НК). Акт подписывается задействованными в контрольном мероприятии инспекторами и лицом, в отношении которого проводилась ревизия (п. 2 ст. 100 НК).
В случае несогласия с выводами и предложениями фискалов, фирма в течение 15 дней с момента получения итогового документа вправе представить в соответствующую инспекцию возражения. К жалобе бухгалтеру желательно приложить бумаги, которое подтвердят позицию компании (п. 6 ст. 100 НК).