Инспектор по кадрам: обязанности и функции. Инспектор отдела кадров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инспектор по кадрам: обязанности и функции. Инспектор отдела кадров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кадровый специалист может быть назначен на должность и освобожден от нее только по приказу руководства организации. Данный работник является специалистом. Он должен подчиняться только своему руководителю.

Что делает инспектор по кадрам — должностные обязанности на предприятии

В целом, должностные обязанности инспектора по кадрам в первую очередь должны зависеть от специфики деятельности конкретного субъекта хозяйствования — ведь у каждого бизнеса есть свои организационные правила и нюансы. Однако знание общего перечня должностных обязанностей инспектора по кадрам будет полезно — как для составления на его базе конкретных должностных инструкций, так и для понимания в целом того, насколько актуальной является эта должность на предприятии. В базовом виде, должностные обязанности инспектора по кадрам выглядят следующим образом:

  1. Ведение кадрового учета на предприятии. Осуществление кадрового учета предполагает работу с базовой кадровой документацией, а также проведение любых организационных мероприятий, связанных с кадровым делом на предприятии. В том или ином виде, кадровый учет является прямой должностной обязанностью специалиста на рассматриваемой должности.

  2. Оформление кадровых операций. Осуществление приема на работу новых сотрудников, их увольнение, заполнение табеля учета рабочего времени — это тоже одна из базовых задач, которые ставятся перед инспектором по кадрам на предприятии.
  3. Ведение кадрового документооборота. Ведение практически любой документации, связанной с кадровым делом, в том числе различных книг учета, трудовых книжек, личных дел сотрудников, а также оформление и учет приказов чаще всего является одной из основных задач инспектора по кадрам.
  4. Учет трудового стажа. Правильный и соответствующий требованиям законодательства учет трудового стажа также входит в компетенцию большинства инспекторов по кадрам.
  5. Подбор персонала. Инспектор по кадрам может заниматься не только непосредственно работой с кадровыми документами и кадровым учетом, но также принимать участие в поиске и тестировании новых сотрудников или полностью быть ответственным за подбор персонала.
  6. Контроль кадровых показателей и разработка принципов их корректировки. Работа инспектора по кадрам может предполагать также обеспечение тактического и стратегического управления кадровой политикой предприятия или его отдельного структурного подразделения, включая как анализ, так и непосредственную разработку различных новых решений.
  7. Ведение военного учета. На предприятиях, среднесписочная численность работников в которых составляет менее 500 человек, задачи по ведению воинского учета могут быть возложены на занятого на другой должности сотрудника. И кадровики чаще всего оказываются специалистами, которые выполняют решение этих предусмотренных законодательством задач.
  8. Контроль трудовой дисциплины и охраны труда. Инспектор по кадрам может также заниматься в целом обеспечением трудовой дисциплины и контролем за ней. Также, часто специалисты данного профиля одновременно с этим решают все задачи, связанные с охраной труда на предприятии.

Это базовые должностные обязанности инспектора по кадрам. При практическом осуществлении трудовой деятельности перечень этих задач может как расширяться, так и сужаться, в зависимости от множества различных факторов, индивидуальных для каждого отдельного субъекта хозяйственной деятельности.

Присвоение квалификации специалисту по кадрам

Можно ли специалисту по кадрам со стажем работы три года присвоить квалификацию? Какие документы для этого нужны?

По-видимому, вопрос связан не просто с присвоением квалификации, а с возможностью повышения размера оплаты труда в связи с присвоением квалификации.

Согласно ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональный стандарт специалиста по кадрам пока не разработан (не удалось найти и его проект). Поэтому до его введения для определения необходимого объема знаний и умений специалиста по кадрам, его опыта, а также с целью составления должностных инструкций или проведения аттестации, работодатель может опираться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014; далее — Квалификационный справочник). Однако в этом документе интересующая нас должность не категорируется, и к специалисту по кадрам лишь одно требование: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

В то же время в Квалификационном справочнике установлены три уровня квалификации инженера по подготовке кадров:

  • инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет.
Читайте также:  Порядок регистрации автомобиля в 2023 году

Аналогичные требования к квалификации установлены Квалификационным справочником и по должности экономиста по труду.

Если рассуждать по аналогии, специалисту по кадрам со стажем работы три года можно присвоить II категорию.

Заметим, что муниципальные автономные учреждения вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).

Судебная практика Суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска, содержащего требования о приведении штатного расписания в соответствие с Единой тарифной сеткой, утвержденной органом местного самоуправления, об установлении оклада в размере согласно Единой тарифной сетке с учетом тарифного коэффициента, о начислении премии отказано правомерно, поскольку ответчик, являясь муниципальным автономным учреждением, вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады). Определение Иркутского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33-2938/12

Для государственных, бюджетных организаций Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н (в ред. от 11.12.2008; далее — Приказ № 247н) утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, в том числе и специалиста по кадрам. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 (далее — Приказ № 525).

После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 14.01.2014) ведомства, руководствуясь Приказами № 247н и № 525, издают приказы о введении новой системы оплаты труда работников, в которых приводятся профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих с указанием должностей и рекомендуемых окладов (должностных окладов).

Так, приказом одного из ведомств установлены следующие должности работникам кадровой службы:

  • в группе общеотраслевых должностей служащих II уровня — должность ведущего инспектора по кадрам IV квалификационного уровня;
  • в группе общеотраслевых должностей служащих III уровня:

Должностная инструкция инспектора по контролю за исполнением поручений

I. Общие положения

1. Инспектор по контролю за исполнением поручений относится к категории специалистов.

2. На должность инспектора по контролю за исполнением поручений назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 3 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.

3. Назначение на должность инспектора по контролю за поручениями и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению

.
(руководителя структурного подразделения)

Использование профстандартов на практике

Для грамотного применения работодателем профстандартов рекомендуется использовать следующие шаги:

  • Создать регламент, в котором описать вопросы их внедрения в кадровую документацию: сроки, этапы, ответственных менеджеров.
  • Провести исследование деятельности персонала: выполняемых обязанностей, требований к квалификации, параметров оценки результативности.
  • Обновить кадровую документацию с помощью подходящих профстандартов. Прежде всего это касается параметров трудовых договоров, штатного расписания, должностных инструкций.
  • Создание системы требований, которым должны будут соответствовать как работники, так и кандидаты на трудоустройство.

В результате данных преобразований компания получит возможности:

  • корректно отсеивать претендентов на позиции;
  • провести оценку персонала и его последующую переаттестацию;
  • провести организационные перемены в системе управления персоналом;
  • отправить сотрудников на соответствующее переобучение.

Так, если выяснится, что инспектор по кадрам не подходит под критерии своего профстандарта, то от него можно потребовать пройти новое профильное обучение.

Образование и обучение,опыт практической работы

Что интересно. Для работы с документами (обобщенная трудовая функция: документационное обеспечение работы с персоналом (А)) требуется наличие среднего профессионального образования (по программе подготовки специалистов среднего звена), не считая дополнительного, а вот для всех остальных 7 обобщенных функций только высшее образование, также с дополнительным образованием. Причем у некоторых трудовых функций конкретизируются непосредственно уровни высшего образования, например, для поиска и оценки персонала можно обойтись образованием уровня бакалавриата, а вот руководители отдела персонала (обобщенные трудовые функции: операционное (G) и стратегическое (H) управление) уже должны иметь высшее образование уровня специалитета или магистратуры.

Что касается опыта практической работы. Согласно указанному стандарту опыт работы (не менее 5 лет) требуется только для двух обобщенных трудовых функций: операционное управление персоналом и подразделением организации (G), стратегическое управление персоналом организации (H). Для всей остальной кадровой работы указанный стандарт требования к опыту работы не устанавливает.

Обратите внимание, в профессиональном стандарте специалиста по управлению персоналом среднее или высшее профессиональное образование указаны без привязки к его виду (специальности, направления), также отсутствуют коды ОКСО (классификатора специальностей по образованию), т.е. предполагается, что кадровик может иметь любое образование.

Хотя, все же стоит отметить, что наличие «профильного» образования является неоспоримым преимуществом при поступлении на работу, главное, выбрать специальность более близкую к предполагаемой кадровой работе (обязательны часы по трудовому праву).

Читайте также:  Гарантии реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск

Так сегодня можно получить образование:

  • менеджера (управление персоналом);
  • документоведа (документоведение и документационное обеспечение управления);
  • специалиста по документационному обеспечению управления, архивиста (документационное обеспечение управления и архивоведение);
  • юриста (юриспруденция) и т.д.

Для СЗВ-ТД подходит сразу несколько кодов выполняемой функции. Какой выбрать?

Бывает, что у сотрудника есть сразу несколько трудовых функций. Необходимо определить на какую функцию у сотрудника тратится больше времени, код этой функции и выбрать.

Пример. Бухгалтер совмещает обязанности кассира со своими обязанностями. Поскольку бухгалтерской работы у него больше, в графе 6 отчёта СЗВ-ТД укажите код для бухгалтеров — 2411.6.

Или такой пример. В небольшой компании специалист по кадрам занимается и подбором персонала, и ведением кадровой документации. Поскольку работы с документами у него больше, в графе 6 отчёта СЗВ-ТД у него будет код выполняемой функции специалиста по кадрам — 4416.6 «Служащие по ведению кадровой документации».

Коды выполняемых функций лучше определить заранее. Так вы быстрее заполните СЗВ-ТД при приёме или увольнении сотрудника. Ведь отчёт нужно сдать быстро — не позднее следующего дня с даты издания приказа.

С 1 июля при попытках представить отчет по новой форме работодатели в программах электронного документооборота видели информационное сообщение «Данный документ не прошел проверку well-formed». При получении такого сообщения работодателям рекомендовано повторить отправку формы СЗВ-ТД в старом формате.

Важно: СЗВ-ТД по новой форме начнем представлять в ПФР с 1 августа 2021 года.

Напомним основные изменения, которые были внесены в форму СЗВ-ТД еще Постановлением Правления ПФ РФ от 27.10.2020 № 769п:

Общероссийский классификатор занятий принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 № 2020-ст, его можно найти в справочных правовых системах или на сайте Минтруда.

Структура отдела кадров

Антонина Павловна устроилась на предприятие в отдел кадров еще давно, когда компания была небольшая: 85 человек с охранниками и уборщицами. Тогда она одна спокойно справлялась со своими обязанностями.

Предприятие разрасталось. Когда его численность перевалила за 100 сотрудников, в помощь Антонине Павловне в отдел кадров наняли трех специалистов.

Сейчас численность компании более 500 человек, отдел кадров также разросся. Теперь в нем работает 8 человек. В нашем случае кадровики распределены по подразделениям, за которые они ответственны. Например, Антонина Павловна отвечает за маркетинговое и финансовое подразделение. То есть она нанимает, увольняет, ведет учет только сотрудников этих двух подразделений.

Еще есть другой вариант распределения обязанностей: когда каждому кадровику назначается определенный перечень функций, но который относится ко всей организации. Например, один человек отвечает за аттестацию и обучение всего персонала, а другой – занимается оформлением приема, переводом, увольнением сотрудников, ведением личных дел и т.д.

Подведем итог:

  • на предприятиях численностью менее 100 человек достаточно одного специалиста в отдел кадров;
  • где сотрудников от 100 до 500 нужно 3–4 кадровика;
  • где более 500 человек – 7–10 кадровиков.

Однако это лишь рекомендация: каждый директор предприятия сам решает, сколько сотрудников нанимать. Отметим также, что кроме кадровых специалистов, на предприятии должен быть руководитель отдела кадров.

Как совет, особенно молодым специалистам: просто работайте. Да, иногда приходится работать много и кажется, что все зря.

Главное — поставить цель и идти к ней. Не отказываться от дополнительной работы, быть незаменимым, и вас оценят не на этой работе, так на другой.

Не идите в профессию, если не любите людей, не переносите монотонный труд (а его много!), не любите статистику, аналитику (это тоже есть и в достатке), а особенно, если не можете читать и понимать огромное количество нормативных документов. Нужно иметь высокий уровень обучаемости и умение анализировать.

При постоянном изменении законодательства нужно уметь быстро перестраиваться, оттачивать свои навыки. Перестать обучаться — выпасть из обоймы.

Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Специальность: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Форма: Очная

Ступень: Среднее профессиональное образование

Квалификация: техник-механик

Условия поступления: зачисление производится на основании результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего образования (среднего балла документа об образовании).

Сроки обучения: на базе 9 классов: 3 г. 10 мес.

Монтажники и механики по промышленному оборудованию пользуются большим спросом во всех областях производства. После завершения обучения выпускник может участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа; руководить работами, связанными с применением грузоподъемных механизмов при монтаже и ремонте промышленного оборудования; проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов; выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления; составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования; выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования; выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов; участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования; составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования; участвовать в планировании работы структурного подразделения; участвовать в организации работы структурного подразделения; участвовать в руководстве работой структурного подразделения; участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности; выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих.

Область профессиональной деятельности выпускников: Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; Ракетно-космическая промышленность; Химическое, химико-технологическое производство; Производство машин и оборудования; Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; Автомобилестроение; Авиастроение; Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности.

Читайте также:  Как оформить участок в собственность

Объекты профессиональной деятельности выпускников: промышленное оборудование; материалы, инструменты, технологическая оснастка; технологические процессы ремонта, изготовления, восстановления и сборки узловых механизмов; конструкторская и технологическая документация; первичные трудовые коллективы.

Виды деятельности:

  • осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы;
  • осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования;
  • организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию;
  • выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Выпускники могут работать на предприятиях различного профиля в качестве руководителей первичных трудовых коллективов (мастер участка, механик), технологов, конструкторов, слесарей механосборочных работ, слесарей-ремонтников, станочников по изготовлению и ремонту запасных частей промышленного оборудования.

Должности в отделе кадров

Структура отдела кадров определяется размерами и спецификой деятельности конкретной организации. Поэтому небольшие компании, в которых работает не так много сотрудников, часто даже не выделяют кадровую службу в обособленный отдел, так как в этом нет необходимости. Все вопросы, связанные с подбором персонала и оформлением сопутствующих документов, решает кадровый оператор, должность которого указывается в табеле о персонале как «Инспектор по кадрам» или «Специалист по учету кадров». Именно на него возлагается учет рабочего времени, составление графиков, разработка должностных инструкций, локальных нормативных актов и других документов по работе с персоналом.

Однако такая ситуация невозможна на крупном предприятии со штатом в несколько сотен человек и сложной организационной структурой. Чтобы справиться с таким объемом кадровой работы, создается специальное подразделение. Работодатель сам решает, как его назвать: отдел кадров, кадровая служба или как-то иначе. А задачи, которые выполняет один кадровик в небольшой организации, распределяются между несколькими работниками, занимающими должности в отделе кадров — перечень должностей, необходимых для эффективной работы с персоналом, также формирует работодатель. Чем разнообразнее должности, включенные в этот список, тем меньше разнотипных функций и задач возлагается на каждого из сотрудников. Иными словами, подбор персонала поручается одному специалисту, оформление трудовых договоров и распоряжений — другому, учет отработанного работниками времени — третьему лицу и так далее. Так, в организации появляются рекрутер, специалист по кадровому делопроизводству, табельщик и другие штатные специалисты, каждый из которых занимается своим направлением.

Особенности работы инспектора по кадрам

Без документооборота в компании не обойтись. Если нет грамотного кадровика с солидным опытом работы с нормативными документами, вряд ли кто-то сможет поддерживать кадровую документацию на должном уровне. Работа сотрудника документооборота может показаться утомительной и монотонной, особенно если он ведет статистику только для отчетности. Если инспектор по кадрам не только собирает, но и анализирует информацию, он сможет прогнозировать текучесть кадров (например, в связи с выходом на пенсию, призывом в армию, сезонностью).

Основная задача инспектора по кадрам — соблюдение трудового законодательства, то есть, проверка всех документов на соответствие закону. Все документы должны соответствовать закону до мелочей, чтобы не давать работнику лишнего повода для обращения в суд. Следовательно, инспектор по кадрам несет юридическую ответственность.

№ 122-ФЗ. И профессиональные стандарты станут обязательными для некоторых видов деятельности (ст. 195.3 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.). В этой статье будем говорить про профстандарты для кадровика и разбираться, какие навыки, образование и опыт работы должны быть у специалистов по кадрам.

Требования к кадровикам

Сначала о том, какие требования выдвигают профстандарты для кадровика…

Любой профстандарт содержит описание трудовых функций, требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, осуществляющих эти функции. В первом разделе профстандарта для специалиста по управлению персоналом определена цель этого вида деятельности: обеспечивать, чтобы система управления персоналом работала эффективно и помогала достигнуть целей организации (раздел I профстандарта кадровика).

В стандарте кадровика предусмотрено восемь основных трудовых функций (раздел II профстандарта кадровика). Они различаются по уровню квалификации, образования, а иногда и опыта практической работы. Подробности в таблице.

Должностная инструкция инспектора отдела кадров

1. Общие положения

1.1. Инспектор отдела кадров относится к категории специалистов.

1.2. Требования к квалификации:
Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 3 лет, в том числе на данном предприятии не менее 1 года.

1.3. Инспектор отдела кадров должен знать:
— законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по ведению документации по учету и движению персонала;
— трудовое законодательство;
— структуру и штаты предприятия;
— порядок оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников предприятия;
— порядок установления наименований профессий рабочих и должностей служащих, общего и непрерывного стажа работы, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам;
— порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности;
— порядок ведения банка данных о персонале предприятия;
— основы делопроизводства;
— средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
— правила и нормы охраны труда.

1.4. Назначение на должность инспектора отдела кадров и освобождение от должности производятся приказом генерального директора.

1.5. Инспектор отдела кадров подчиняется непосредственно генеральному директору.

1.6. Инспектору отдела кадров для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов Общества по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *