Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка класса КБМ водителя по базе РСА для ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По системе ОСАГО выделяют 15 классов автомобилиста: 0, М, 1, … 13. При отсутствии страховой истории будет присвоен коэффициент 1. Поэтому при определении цены все обозначенные выше факторы, помимо последнего. Чем больше лет водитель оформляет страховку и не обращается за компенсацией, тем более высоким будет показатель. Для каждого из них рассчитывается КБМ. За один «чистый» год он снижает стоимость страховых услуг на 5%. Данная скидка накопительная. Многие спрашивают: какой класс страхования ОСАГО лучше? Идеальный вариант – 13.
Как проверить класс автомобилиста
Чтобы узнать класс водителя для ОСАГО, необходимо обратиться на сайт Российского союза автостраховщиков или другой информационный ресурс, предоставляющий подобную возможность. Для получения сведений следует указать: фамилию, имя и отчество, дату рождения и номер удостоверения водителя. После введения информации будут предоставлены другие данные в отношении страховой истории автомобилиста. Поэтому получить нужные сведения можно независимо от даты оформления полиса и организации, предоставляющей услуги страхования.
Эта система может оказаться полезной водителям и страховщикам. Автомобилисты смогут получить сведения для переоформления полиса либо оформления нового. В этих случаях данные о КМБ не будут потеряны. Страховые компании могут проверить сведения об автомобилистах даже при изменении юридического лица и покупки нового договора. Такая система позволяет предотвратить мошенничество, когда автомобилисту уменьшается класс и проходит этап разработки новой документации.
Каждый страховщик имеет общую базу автомобилистов. Они также вводят информацию в систему. Действия производятся в такой последовательности:
- При покупке автогражданки в первый раз вся информация об автомобилисте, обозначенная выше, будет занесена в базу РСА.
- При обращении клиента за выплатой по страховому случаю в базу будут внесены поправки с обозначением величины выплаты и типа повреждений.
- При обращении автомобилиста к другому страховщику его работники могут проверить базу данных по номеру ВУ и получить сведения о страховой истории.
Классы страхования водителей
Существует 15 классов страхования. Первый обозначается буквой «М», последующие – числами от 0 до 13. Чем выше класс, тем ниже «Бонус-малус», влияющий на цену ОСАГО.
КБМ может как увеличить, так и уменьшить стоимость. Например, полис для водителей самого низкого класса «М» будет стоить в 2,45 раза больше, чем для автомобилистов 3-го уровня. Последние покупают ОСАГО по базовому тарифу.
Классность водителя изменяется каждый год. Показатель зависит от числа аварий. Если страхователь за указанный период не был виновен ни в одном в ДТП и не обращался за выплатами, то его класс повышается на один пункт.
Если водитель был признан инициатором хотя бы одном происшествии, то его «уровень профессионализма» для страховой уменьшается. Данные приведены в таблице класса аварийности, представленной ниже.
Если автолюбитель виновен в четырех или более ДТП (за один страховой год), то его класс опускается до «М».
Как проверить КБМ самостоятельно по таблице
Если у вас нет возможности узнать свой КБМ по ОСАГО в РСА, то можете проверить его по специальной таблице. Она утверждена Центробанком и применяется страховыми компаниями в ежегодном присвоении клиентам водительского класса. Для работы с таблицей приготовьте страховые полисы и выплатные дела по ДТП за последние годы. В левой колонке указан класс водителя, от литеры «М» до 13-го уровня. Напротив каждого класса стоит величина КБМ: от 2,45 до 0,50. Чем ниже уровень, тем выше класс и меньше рейтинг безаварийности бонус-малус. В колонках «Количество страховых случаев в течение года» тоже указан класс водителя, который отбрасывает вас на прежние значения за каждое совершенное ДТП.
Класс водителя | КБМ | Количество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 выплат | 1 выплата | 2 выплаты | 3 выплаты | 4 выплаты и более | ||
М | 2,45 | М | M | M | M | |
2,4 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Как повысить класс КБМ?
Повышение уровня в таблице коэффициента бонус-малус происходит на один пункт за каждый безаварийный год. Соответственно, водителям, не совершающим аварий, стоимость полиса автострахования с каждым годом обходится на 5% дешевле. Иногда случаются ситуации, когда коэффициент бонус-малуса понижается ошибочно, в результате некоего сбоя в системе учёта РСА. Здесь потребуется обращение в союз автостраховщиков с требованием внести исправления в базу данных и восстановить КБМ. В качестве доказательства своей правоты, следует приложить справку из ГИБДД об отсутствии за истекший год автоаварий, произошедших по вашей вине.
Другой случай — страховая компания ошибочно применяет к вам коэффициент, не соответствующий базе РСА. Здесь достаточно обратиться к специалистам данной страховой организации с просьбой перепроверить данные и произвести перерасчёт. При замене водительского удостоверения на новое, чтобы страховая компания автоматически не понизила ваш класс до базового третьего, следует обратиться в офис фирмы с соответствующим заявлением, где будет указаны номера нового и старого удостоверений.
Что такой показатель дает владельцу страхового полиса?
Наличие чистой страховой истории по ОСАГО – важное преимущество для каждого водителя. Не имея зафиксированных дорожно-транспортных происшествий, он получает выгодные скидки и бонусы, благодаря которым может сэкономить крупную сумму денег на страховке автотранспортного средства.
Страхователь, получивший за безаварийную езду пятый класс по ОСАГО, имеет полное право на снижение ключевого коэффициента в формуле расчёта стоимости «автогражданки». Таким образом, для такого водителя эта переменная составит 0,9. Такой показатель говорит о том, что страховка будет оцениваться на 10% ниже, нежели у начинающего водителя, который впервые оформляет страховой документ.
Поскольку страхование автомобиля по ОСАГО является обязательной процедурой, которая обусловлена действующим законодательством Российской Федерации, автомобилисты нуждаются в скидках на подобного рода услуги. Таким образом, чем выше класс, тем крупнее предоставляется скидка на дальнейшие услуги страхования в любой компании.
Необходимо подчеркнуть, что водитель может рассчитывать на разнообразные бонусы за безаварийную езду в течение определённого промежутка времени. Для этого достаточно не попадать в дорожно-транспортные происшествия по личной вине. Поскольку абсолютно каждое обращение водителя в страховую компанию для получения денежной компенсации за страховку фиксируется в единой системе, что, в свою очередь, портит историю.
Как повысить класс водителя
Класс водителя по КБМ повышается только при безаварийной езде. Чтобы повысить его, старайтесь не допускать страховых случаев по ОСАГО. Даже одна авария, возникшая по вашей вине, может очень сильно снизить класс.
Иногда информация о классе в базе РСА не обновляется, из-за чего действующая для него скидка не засчитывается. Об этом сразу нужно заявить менеджеру компании. Чтобы оспорить действующий коэффициент, требуется:
- Через сервис АИС РСА запросить распечатку информации о текущем показателе.
- На основе данного документа обратиться в свою страховую компанию и подать соответствующее заявление
- Проверить изменение класса в РСА
- Если страховка уже была оплачена по неверной цене — направить заявление в соответствующий банк о возврате денежных средств из-за неправильно рассчитанной стоимости
- Если оспорить низкий класс не удалось, можно обращаться в суд
Даже если вы сменили страховщика, класс водителя не обнуляется. Он является постоянным показателем в течение всего стажа вождения.
От чего зависит класс водителя
Не только КБМ оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Водительский класс формируется под влиянием целого ряда факторов.
На него прямо либо косвенно повлияет:
- Величина базовой ставки, которую государство назначает для каждого типа транспортного средства (легковой автомобиль, автобус и т.д.).
- Место регистрации клиента, так как в каждом регионе действует своя статистика ДТП.
- Марка автотранспортного средства (для каждой из них рассчитана определенная частота попадания в ДТП).
- Возраст клиента: чем старше, тем опытнее считается водитель.
- Стаж вождения: чем он выше, тем больше скидка.
- Число вписанных в страховку лиц: чем их больше, тем выше повышающий коэффициент.
- Статистика ДТП данного клиента.
Соответствие значения КБМ и классов до и после 1 апреля 2022 года
Для удобства мы совместили старую таблицу КБМ, действующую до 31 марта 2022 года и новую — после 1 апреля 2022. В которой наглядно видно как соотносятся старые и новые значения. Так же вывели столбец изменения в процентах, в котором видно, что начиная с 6 класса КБМ уменьшился, что немного снизит стоимость ОСАГО для опытных водителей.
Класс КБМ | КБМ после 1 апреля 2022 | КБМ до 31 марта 2022 | Разница (%) |
---|---|---|---|
M | 3,92 | 2,45 | 60 |
2,94 | 2,3 | 27,83 | |
1 | 2,25 | 1,55 | 45,16 |
2 | 1,76 | 1,4 | 25,71 |
3 | 1,17 | 1 | 17 |
4 | 1 | 0,95 | 5,26 |
5 | 0,91 | 0,9 | 1,11 |
6 | 0,83 | 0,85 | -2,35 |
7 | 0,78 | 0,8 | -2,5 |
8 | 0,74 | 0,75 | -1,33 |
9 | 0,68 | 0,7 | -2,86 |
10 | 0,63 | 0,65 | -3,08 |
11 | 0,57 | 0,6 | -5 |
12 | 0,52 | 0,55 | -5,45 |
13 | 0,46 | 0,5 | -8 |
От чего зависит стоимость страховки
Конечно сам по себе класс водителя не определяет сумму, которую у вас потребует страховая компания при оформлении полиса, однако именно от него зависит коэффициент страховой премии. Первоначальная же цена соглашения будет зависеть от ряда следующих параметров:
- водительский стаж. Основной и наиболее понятный параметр, определить который можно посмотрев на дату выдачи водительского удостоверения;
- тип транспортного средства. Указывается в ПТС, может быть легковой, грузовой и т.д.;
- мощность двигателя, измеряемая в лошадиных силах. Больше — дороже;
- возраст водителя. Группами повышенного риска принято считать водителей до 21 года и старше 65 лет соответственно;
- возраст автомобиля. Страхование новой модели обойдется значительно дешевле;
- регион регистрации владельца ТС. В соответствии с федеральным устройством России, каждый регион устанавливает свои коэффициенты ОСАГО. Различаться они могут крайне существенно. Так, в столице его значение равняется 2,0 тогда как, например в Чечне коэффициент составляет 0,6 пунктов;
- количество ДТП в которые попадал водитель;
- количество физ. лиц, которые будут допущены к управлению машиной и вписаны в страховой полис. Число их не ограничено, а коэффициент может достигать значения в 1,8 пунктов;
- срок действия страхового полиса. Компания заинтересована продать Вам полис на длительный срок и готова давать за это определенную скидку.
Ни на один из этих показателей класс водителя влиять не может. Они используются для расчета базового значения страховой премии, к которому уже и будет применяться КБМ.
Плюсы и минусы единой системы Союза Автостраховщиков (РСА)
Касаемо базы РСА, которая с 2013 года служит главным инструментом определения класса, а значит и размера скидки, то нужно отметить недостатки и этого метода подтверждения своего безопасного стиля вождения. Вас попросту могут не найти в этих списках. Происходит это по следующим причинам:
- банальная опечатка оператора, которая может быть допущена как при первоначальном внесении данных в базу, так и во время повторного поиска. Как правило, это касается номера водительского удостоверения;
- данные не были занесены из-за того, что агент вовсе не отсылал его туда, либо он был потерян в дороге. А вносить изменения в базу могут только авторизованные представители страховщика;
- вы оформляли предыдущий полис в компании-пустышке, которые до сих пор встречаются на российском рынке. Конечно же в базах РСА этот период отмечен не будет;
- проверка может быть осуществлена только на момент, следующий за датой окончания предыдущего полиса. Из-за нарушения этого правила, данные могут отражаться некорректно;
- технические проблемы самой системы хранения информации.
Возможные ошибки при определении класса
При расчете КБМ и определении класса водителя возможны различные ошибки. Рассмотрим наиболее частые проблемы при расчете класса:
- Класс может пропасть по вине сотрудников страховой компании. Ошибка может быть случайной или намеренной: часто менеджеры намеренно занижают класс, чтобы продать полис дороже. Водители, которые не знают о существовании классов, могут переплачивать до 55% от стоимости
- При покупке фальшивого полиса ОСАГО класс водителя не изменится. Если приобрести поддельный осаго, то информация в реестре не обновится и класс спустя годовой период может снизиться
- Водитель должен быть вписан в ОСАГО в дату оформления договора, чтобы его класс засчитался. Если договор уже начал действовать, то у вписанного водителя коэффициент не улучшится. Если договор был расторгнут раньше срока, то класс водителя будет равен показателю на момент заключения договора
- Класс может обнулиться после замены водительского удостоверения. КБМ привязан к номеру и серии прав — если они изменятся, то скидка не будет за ними закреплена. Чтобы этого избежать, заполните соответствующее заявление в отделении страховой компании
Классы страхования для владельцев авто
Законодатель установил около 13 классов для водителей. Нет истории страхования – вам автоматически присвоят класс 1. А что это означает? При расчете страховки учтут все вышеперечисленные показатели, кроме «История вождения».
Каждый новый год без аварий и страховых выплат – водителю будут присваивать более высокий класс и уже исходя из этого показателя и будет рассчитываться соответствующий КМБ (сократит сумму ежегодной страховки на 5%). Получается так: класс 4 – показатель составит 0,95, класс 5 – уже 0,9 и так по убывающей, соответственно. Получили самый последний класс – вам полагается скидка в размере 50% при оформлении стоимости полиса ОСАГО.
Важно: обязательно учтите, что каждая авария с ваши участием «обойдется» вам в копеечку! Будет понижаться ваш класс как водителя, а стоимость ОСАГО увеличивается. Например, самый маленький класс М – придется платить до 145% цены полиса (коэффициент составит 2,45). Попасть в категорию таких водителей вы можете, если более 4 раз в течение календарного года страховая выплачивала вам компенсацию.
У многих водителей нередко возникает вопрос о том, класс собственника ТС что это такое и зачем его нужно знать. В страховке данный показатель играет весомую роль, но его обычно рассчитывают компании, а не те, кто пользуется полисами. Такие мысли посещают каждого водителя, который пытается разобраться в сложившейся ситуации.
На самом деле вся проблема заключается в том, что далеко не все страховики имеют добросовестную репутацию. Именно поэтому они нередко предлагают своим клиентам завышенные тарифы. Вследствие этого обязательно укажите если известно свой класс при оформлении полиса ОСАГО.
Также стоит отметить, что сбои и ошибки технических средств – это тоже не редкость. Компьютер может просто ошибочно посчитать, категория какой страховки подходит конкретному водителю. К тому же в систему могут быть внесены неверные сведения, что иногда объясняется невнимательностью работников организации.
Особенности коэффициента страхования
В 2023 году узнать свой КБМ можно с помощью анализа основных параметров и итогового расчета. Конечная стоимость полиса складывается сразу из нескольких элементов. Самым важным из них является базовая часть, которая ежегодно устанавливается для всех и не зависит от желаний самих страховых компаний. Данное значение умножается на большое количество различных коэффициентов, которые зависят от возраста, стажа, аварийности, региона регистрации и многих других факторов. Данные множители могут быть как повышающими, так и понижающими, отчего стоимость полиса ОСАГО на один и тот же автомобиль для каждого водителя будет своя.
Любой водитель заинтересован в экономии при оформлении страхового полиса, поэтому улучшение значения КБМ важно каждому.
Как восстановить КБМ по ОСАГО в базе РСА?
Иногда сервис РСА выдает неверную информацию, указывая на отсутствие скидки или некорректно рассчитанный КБМ. Таким образом, стоимость следующей страховки будет завышена без всяких причин. В этой ситуации водителю необходимо восстановить КБМ по ОСАГО в базе РСА.
Как восстановить КБМ по ОСАГО:
- Обратиться к интернет-сервисам
На различных автомобильных сайтах предлагают быстрое восстановление КБМ. В основном, такие предложения платные.
- Отправить письмо в страховую компанию
Следует подать заявление на имя руководителя страховой компании, приложить предыдущий полис ОСАГО (копию) или справку от прежнего страховщика об отсутствии выплат по ущербу. В течение 10 дней страховая компания должна рассмотреть ваше заявление и ответить. Если этого не происходит, направьте жалобу в РСА.
- Написать жалобу в РСА
Подобное письмо можно отправить в онлайн-режиме через «страницу обращений в РСА» и по почте. В жалобе укажите свои Ф.И.О., дату рождения, номер водительского удостоверения, суть претензии и ее обоснование. Заявление рассмотрят в течение 30 дней. Если проверка будет положительной, КБМ восстановят.
- Обратиться в ЦБ РФ
В Центробанк можно обратиться только через интернет. На официальном сайте выберите «Страница подачи жалоб» → «Неверное применение КБМ (скидки за безаварийную езду) при заключении договора» и следуйте указаниям. Вам также понадобятся сканы документов (прежний страховой полис ОСАГО или справка об отсутствии выплат по ущербу). Претензию рассмотрят за 30 дней.