Как стать учителем: основные способы и проблемы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать учителем: основные способы и проблемы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.

Что нужно знать о профессиональной переподготовке

Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.

На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов. Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.

Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.

Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.

В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:

  • очную;
  • заочную;
  • смешанную — очно-заочную;
  • дистанционную.

Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.

Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.

Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.

Можно ли стать учителем без педагогического образования

Согласно последним профессиональным стандартам учитель, ведущий трудовую деятельность в государственном учреждении, должен не только уметь донести знания по своему предмету, но и бороться с таким явлением, как буллинг в коллективе, помогать особенным детям, владеть цифровыми технологиями.

Дополнительные условия действуют для учителей русского языка и математики. Нужно понимать, что без профессионального образования, работа в школе невозможна. Если вы закончили другой вуз, но хотите узнать, как стать учителем в школе, то у вас есть три пути, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

Требования к навыкам учителя

Настоящий педагог должен соответствовать высоким стандартам, основной из которых гласит, что учитель – это всесторонне развитая личность. Его задача – ведение работы по многим направлениям параллельно, для чего нужно обладать определенными навыками. Вот их перечень:

Обучение:

  • Уметь планировать и проводить уроки.
  • Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей.
  • Объективно оценивать знания учеников.

Стоит ли становиться учителем

Прежде чем начинать искать информацию, как стать учителем начальных классов или учителем-предметником, определитесь для себя, зачем вы к этому стремитесь. Ведь не ответив на этот вопрос, легко разочароваться, так как профессия учителя, помимо преимуществ, скрывает в себе некоторые подводные камни, о которых нужно узнать как можно раньше.

Как стать педагогом без педагогического образования?

Стоит обратиться к юридической стороне вопроса и выяснить, что же сказано по этому вопросу в российском законодательстве. Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании», педагогическая деятельность, доступна людям, имеющим высшее либо среднее профессиональное образование без уточнения специальности.

Читайте также:  Расчет алиментов: примеры и калькулятор

Таким образом, можно сделать обнадеживающий для многих вывод: педагогическое образование не является обязательным условием преподавания. То есть стать преподавателем без педагогического образования реально.

Однако есть другой важный нюанс: правом обучать обладают лишь те, кто полностью соответствует квалификационным требованиям, которые прописаны в соответствующих справочниках, а также профессиональном стандарте. Такой стандарт, утвержденный в августе 2016 года, является общим для воспитателей в системе дошкольного образования и учителей в системе начального, основного и среднего, другими словами, преподавателей средней школы. В этом документе можно найти перечень трудовых функций, знаний и умений, необходимых для работы преподавателем, и, наконец, более конкретные требования к образованию.

Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно

АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога.

В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.

Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.

По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.

Подробно о применении профстандарта «Педагог»

Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

«К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

  1. Специальности среднего профессионального образования:

Воспитатель детей дошкольного возраста;
Учитель начальных классов;
Педагог дополнительного образования;
Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

  1. Направления подготовки высшего образования:

Как подготовить себя к репетиторству?

Репетитор — в первую очередь педагог, поэтому прежде чем начинать искать клиентов, стоит задуматься о том, сможете ли вы изложить имеющиеся у вас знания другим людям. Попробуйте взять одну из тем дисциплины и преподнести ее на бумаге, тщательно продумывая не только теоретический материал, но и возможности его закрепления на практике. Это очень важный шаг, поскольку если использовать исключительно метод лекций, то вряд ли ученик сможет освоить информацию в нужном объеме. Затем попробуйте порепетировать, представив перед собой клиента.

Читайте также:  Получить гражданство РФ в 2023 году

После нужно тщательно промониторить рынок услуг и определиться с ценой занятия. Занижать планку не стоит, постарайтесь найти среднее значение, руководствуясь еще и тем, сколько у вас опыта в этой работе.
Последний шаг – размещаем объявление на популярных интернет-площадках или в печатных изданиях и ждем заказчиков.

Не бойтесь делиться своими знаниями и опытом, когда на этом можно еще и зарабатывать. И не важно, что вы не педагог!

Зарплата учителя в России и за рубежом

Страна / регион Мин. зарплата/год Ср.зарплата/год Воспитатель в дет.саду Преподаватель англ. языка (ESL) Директор школы
Москва 4 339 USD 6 943 USD 3 732 USD 6 943 USD 6 278 USD
Регионы РФ 3 471 USD 6 075 USD 3 558 USD 6 075 USD 5 803 USD
США 36 500 USD 74 400 USD 56 850 USD 45 801 USD 108 125 USD
Великобритания 30 489 USD 66 323 USD 29 663 USD 38 352 USD 59 681 USD
Австралия 25 348 USD 51 663 USD 45 997 USD 51 013 USD 89 113 USD
Канада 36 289 USD 69 820 USD 32 713 USD 29 061 USD 71 591 USD
Германия 15 367 USD 33 252 USD 29 608 USD 25 827 USD 71 155 USD
Франция 19 478 USD 37 449 USD 30 563 USD 20 984 USD 74 958 USD
Южная Корея 19 130 USD 39 854 USD 19 121 USD 20 585 USD 45 101 USD
Гонконг 28 577 USD 59 663 USD 30 889 USD 33 107 USD 68 833 USD

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам.

И все же педагогическое образование для учителей обязательно.

По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Репетиторство онлайн: специфика и возможности

Вести уроки дистанционно – тенденция нынешнего времени. И виной тому не только заболеваемость, но и стремление снизить затраты времени и финансов на лишние передвижения, упростить и удешевить учебный процесс.

Специфика в том, чтобы составить информационно насыщенный и в то же время интерактивный урок онлайн, а также подобрать выполнимые дистанционно домашние задания и материалы для самостоятельного изучения. Урок не должен быть сплошной лекцией-монологом, но и не должен сводиться к проверке домашнего задания.

Плюс онлайн-формата для репетитора – возможность работать с учениками из других городов и даже стран.

Это хорошая работа для женщин в декрете или для жителей небольших населенных пунктов, где сложно было бы найти достаточно платежеспособных учеников.

Закон «О статусе педагога», проблемы педобразования

Самое главное за десятилетия событие в устройстве педагогической работы связано с законом «О статусе педагога». Этот документ обсуждался несколько лет и вступил в силу в декабре 2019 года.

Закон фиксирует много важных утверждений, например:

  • Ответственность за оскорбление педагога родителем или учащимся.
  • Право педагога заниматься только преподавательской работой. Дополнительная работа – за дополнительную плату и без принуждения.
  • Все представители профессии получили единый статус, который дает право на большой отпуск – 56 дней.
  • Зарплата всех педагогических работников повысилась на 25% с 1 января 2020 года. Сегодня по сведениям hh, это в средних значениях:
    — Учитель средней школы – 50 – 120 000 (крайне редко) тенге;
    — Назарбаев интеллектуальные школы – 215 – 250 000 тенге;
    — Воспитатель – 70 – 160 000 тенге;
    — Преподаватель колледжа – 42 – 150 000 тенге;
    — Преподаватель вуза – 70 – 150 000 тенге.
    Это предложения на старте, затем зарплата увеличивается: премии, категории.
  • Наставничество молодых учителей оплачивается, еще доплаты предполагаются для магистров, за классное руководство, проверку тетрадей.
  • Молодые учителя мужчины освобождаются от службы в армии.

Этого не записано в законе о статусе, но важное достижение и то, что запрещено заставлять учителей выписывать издания, которые им не нужны.

Читайте также:  Военные пенсии в России с осени 2023 года вырастут на 10,5%

Нерешенные проблемы:

  1. Учителя после 30-летнего стажа не смогут выходить на пенсию с адекватной пенсией, то есть раньше работников остальных сфер. Хотя пенсионеров больше не смогут увольнять среди учебного года, прямо в день рождения.
  2. Педагоги не будут получать «отпускные» в размере удвоенного оклада, как например, госслужащие.

Острый вопрос, не прописанный детально в новом законе, касается подготовки. Несмотря на то, что 85% вузов Казахстана готовят педагогов, качество недостаточно высокое.

В неспециализированных университетах:

  • Упускается психолого-педагогическая подготовка воспитателей, учителей и преподавателей: педагогические и психологические дисциплины в вузе не составляют и 10% учебного плана.
  • Теория преподается без выработки умений и навыков, которые можно применять на практике.
  • В вузе педагогическая практика минимизирована – всего 5% от времени обучения.
  • Преподавание дисциплин оторвано от педагогической направленности. Грубо говоря, учитель химии не знает методик ее преподавания.

Распространенные ошибки начинающих воспитателей

  • Отсутствие индивидуального подхода к детям. Воспитатели-новички часто видят в детях только черты, присущие определенному возрасту: «В 3 года ребенок начинает проявлять интерес к ролевым играм», «В 2 года ребенок спит днем 2 часа». Но даже в 2-3 года каждый малыш уже является полноценной личностью со своим характером, темпераментом, интересами, способностями. К тому же дети развиваются неравномерно – кто-то немного отстает, кто-то, наоборот, опережает сверстников по развитию. Поэтому даже в условиях большого количества детей в группе детского сада нужно стараться применять индивидуальный подход. Например, одному малышу в случае проступка объяснить его неправоту словами, другому поставить в пример героя любимой сказки, у третьего задействовать эмоции.
  • Неправильное использование системы поощрений и наказаний. Воспитатели часто не успевают или не хотят разбираться в поступках детей, стараясь как можно быстрее разрешить любой инцидент, наказать «виновных» и утешить «пострадавших». Из-за этого наказания и поощрения нередко бывают несправедливыми, что негативно сказывается на психологическом климате в детском коллективе, формирует у малышей искаженное представление о добре и зле. Воспитателю нужно правильно увидеть конфликтную ситуацию, объяснить виноватым их неправоту и избрать такой вид наказания, который не ущемит чувство достоинства ребенка, не унизит его.
  • Повышение голоса на детей. Делать малышам замечания, обращать их внимание на неправильное поведение можно и даже нужно. Это один из ключевых моментов воспитания. Но важна форма педагогического воздействия. Окрики травмируют психологическую систему чувствительного ребенка, делают его замкнутым. Если же малыш не из робких, он быстро привыкает к замечаниям на повышенных тонах и перестает их воспринимать. Поэтому воспитателю нужно строго, но спокойно общаться с провинившимися детьми, объяснять им, в чем и почему они не правы. Малыш должен понять, что он сделал не так, а не просто испугаться крика.
  • Отсутствие культуры речи. В дошкольном возрасте у детей активно формируется речь. Проводя с воспитателями большую часть дня, именно у них малыш учиться, как и что говорить. Поэтому работникам ДОУ очень важно общаться не только с воспитанниками, но и друг с другом правильно – четко произносить слова, грамотно строить предложения, избегать слов-паразитов, сюсюканья и т. д.
  • Нарушение субординации в отношениях с родителями. Молодые воспитатели часто хотят стать друзьями с мамами и папами своих воспитанников. Но это не ведет ни к чему хорошему. Нередко «приближенные» родители начинают рассчитывать на особое отношение к их малышу, игнорируют общие требования и т. д. Поэтому отношения между родителями и воспитателем должны быть партнерскими, но субординированными.

Карьера преподавателя

У людей этой профессии не так уж много возможностей для карьерного роста. Вы можете дорасти до заведующего учебной частью или завуча. В перспективе можно стать директором школы.

Квалифицированным преподавателям могут предложить руководящую должность в РОНО или ГорОНО.

Для сотрудников университета все происходит по той же схеме. При хороших тенденциях, Вам предложат место декана, после чего появится вероятность занять пост ректора.

Чтобы обойти конкуренцию, требуется показать высокий уровень педагогического мастерства. Успешность оценивается, прежде всего, достижениями его учеников. Их победы в олимпиадах и конкурсах – результат работы педагога.

Должность педагога может способствовать открытию частного бизнеса или курсов по изучению в России китайского языка, итальянского языка, французского языка, а так же занятиям репетиторством.

Преподаватель иностранного языка имеет реальную возможность работать переводчиком после окончания специализированных курсов, либо на фрилансе


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *