Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность несовершеннолетних». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Могут ли привлечь к ответственности родителей за правонарушения, совершенные их несовершеннолетними детьми
Ответственность за административное правонарушение несет тот, кто его совершил. Это правило непреложно, и вытекает оно из важнейшего принципа административного права — принципа вины. То есть наказать можно только за то, в чём человек однозначно виновен.
Таким образом, родителей нельзя привлекать к ответственности за правонарушение, совершенное их ребенком.
Однако это не означает, что родители остаются в стороне. Пусть косвенно, но они всё же отвечают за поступки своих детей.
Так, в силу п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны заботиться не только о здоровье своих детей, но и об их нравственном воспитании. Поэтому законодатель установил персональную ответственность для родителей несовершеннолетнего правонарушителя: допущение совершения ребенком административного проступка квалифицируется как неисполнение обязанностей по его воспитанию и подпадает под действие ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.
Санкция нормы не слишком строга — от 100 до 500 руб. штрафа, однако сам факт административного преследования как минимум не украшает биографию, а как максимум — служит сигналом о неблагополучности семьи для органов опеки.
Кроме этого, «детские шалости», подпадающие под КоАП, могут ударить по родительскому кошельку — в силу ч. 2 ст. 32.2 кодекса за несовершеннолетнего, не имеющего собственного источника дохода, административный штраф обязаны уплатить его родители.
***
Итак, привлекать к административной ответственности в Российской Федерации возможно с 16 лет. Наказание несовершеннолетним назначается на общих основаниях, с единственным исключением — они не подвергаются аресту. Кроме того, у подростков есть шанс отделаться профилактической беседой, но, как правило, это происходит только в случае совершения не слишком серьезного правонарушения впервые. Более подробно об особенностях привлечения несовершеннолетних к административной ответственности можно прочесть в тематической статье.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Комментарии к ст. 2.3 КОАП РФ
1. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста.
2. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.
Норма данной статьи Кодекса корреспондирует с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, УК РФ устанавливает, что по общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20). За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность в соответствии с ГК РФ (ч. 3 ст. 26). Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора по общему правилу с лицами, достигшими 16 лет (ст. 63). Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.
Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и в первую очередь уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу (п. 3 ч. 1 ст. 29.10, п. 3 ч. 1 ст. 29.12 и др.). Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет к его прекращению (ст. ст. 24.5 и 28.9).
3. Кодекс закрепляет принцип рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних специальными органами, основной задачей которых является защита прав несовершеннолетних (см. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.)).
Комментируемая норма ч. 2 данной статьи, оцениваемая в контексте ст. ст. 1.3 (ч. 3), 22.1 и 23.2, относит районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите, в случае совершения ими правонарушений (подробнее см. комментарий к ст. 23.2, а также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к несовершеннолетним нарушителям (упомянутый Федеральный закон в ст. 1 определяет несовершеннолетних как лиц, не достигших возраста 18 лет) наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет, — ч. 2 ст. 3.9). Меры административного наказания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 Кодекса), сообщить о поведении подростка его семье.
4. Часть 2 данной статьи допускает возможность освобождения лица в возрасте от 16 до 18 лет, совершившего правонарушение, от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Имеются в виду меры, налагаемые указанными комиссиями в соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.) и называемые мерами воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера).
Штраф, применяемый указанной комиссией, налагается на лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее самостоятельный заработок.
Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4.2); вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение — отягчающее обстоятельство (п. 3 ч. 1 ст. 4.3). Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя, защиту его прав и профилактику правонарушений (см. комментарии к ст. ст. 25.3, 25.11 (ч. 2), 27.3 (ч. 4), 27.6 (ч. 3), 29.5 (ч. 3)).
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
развернуть
- Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
- Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности
развернуть
- Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вне зависимости от категории административного правонарушения может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему предупреждения.
- Освобождение лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет от административной ответственности с применением других мер профилактического воздействия осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.
Статья 19.6. Заведомо ложное сообщение
развернуть
- Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, —
влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.
- То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —
Административная правоспособность. Дееспособность субъектов административного права
Под административной правоспособностью должна пониматься способность гражданина выступать субъектом административных отношений. Иными словами, это факт приобретения человеком возможности считаться личностью и полноценным гражданином в России, согласно чему можно пользоваться всеми социальными благами. Но в то же время, правоспособность может быть ограничена, если человек совершил уголовное или административное правонарушение. Согласно УК или ГК РФ в этом случае гражданин может быть временно ограничен в свободе передвижения, помещен в следственный изолятор.
Важно! Важно отличать понятия административной правоспособности и дееспособности граждан, поскольку это далеко не одно и то же. Так, правоспособность возникает у человека сразу по факту его рождения, а заканчивается с его смертью. А дееспособность — в 18 лет (или в 16 лет) в соответствии с законодательными актами. При этом дееспособность может быть прекращена, если комиссия органов опеки приняла решение о нарушении психического состояния человека. Важно также помнить, что дееспособность отно
сится к гражданским делам, в то время, как его синоним «вменяемость» определяется для уголовных разбирательств.
В отношении правовых статусов субъектов выделяют три понятия в области правоотношений:
- Правоспособность — это возможность иметь права и выполнять обязанности, которые не выходят за рамки нормативно-правовых актов. К примеру, каждый субъект России имеет право на получение образования. Также обязан отдать долг Родине — отслужить срочную службу в армии, что распространяется на мужчин.
- Дееспособность — это возможность реализовывать свои гражданские права. Это та ситуация, когда гражданин, к примеру, обращается в образовательное учреждение для получения базового объема знаний на бесплатной основе или служит в армии. Его действия и просьбы принимаются во внимание.
- Деликтоспособность — это способность нести ответственность за совершенные действия, в данном случае речь идет об административной ответственности.
Административная дееспособность наступает каждый раз частично — в определенном направлении и с наступлением возраста. Например, право гражданина на образование наступает с достижением узаконенного возраста, а наступление прав полицейского по факту поступления гражданина на службу.
Понятие и основные черты административной ответственности
Одним из средств правовой защиты установленных в нашем государстве отношений является юридическая ответственность.
Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Различают ответственность позитивную (перспективную) и негативную (ретроспективную). Первая предполагает осознание того, что именно и для чего делается, каковы могут быть последствия этой деятельности. Ее можно рассматривать как внутренний регулятор поведения, теснейшим образом связанный с долгом, обязанностью, как ответственность за будущее. Негативная ответственность понимается как отрицательная оценка содеянного, как реакция общества, государства на нарушение его интересов. Она выражается в применении санкций за нарушение определенных правил. Ретроспективный подход к ответственности является преобладающим.
Понятие административного правонарушения
Одним из важнейших признаков каждого из существующих видов юридической ответственности является наличие самостоятельного фактического основания применения санкций. Единственным основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. В
этом проявляется их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, поскольку без правонарушения нет ответственности.
Законодательное определение понятия административного правонарушения закреплено в ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном определении прежде всего следует обратить внимание на то, что правонарушение всегда представляет собой деяние, т. е. акт волевого поведения. Он включает в себя два аспекта поведения: действие или бездействие.
Действие – активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, а бездействие – пассивное невыполнение обязанности, т. е. человек должен был совершить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не совершил. Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12 КоАП РФ) – действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ) – бездействие.
Правонарушение как правовое явление характеризуется определенными признаками, которые отражают существенные стороны данного явления. Ими является противоправность, виновность, наказуемость, общественная вредность.
Противоправность – важнейший признак административного правонарушения. Она свидетельствует о том, что лицо нарушает запрет, содержащийся в административно-правовой норме. Если совершенное деяние не предусмотрено законодательством, то оно не может считаться правонарушением даже в случае пробела в законе.
Противоправность означает, что действиями (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.К ним относится, например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, правил дорожного движения, оборота оружия и др. При этом противоправное деяние не обязательно связано наступлением вредных последствий, достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных нормой права. Главное, что соблюдение этих норм контролируется мерами административной ответственности. В связи с этим совершение деяния, причинившего вред общественным интересам, но не предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ или иного нормативного акта, не влечет административной ответственности. Это означает, что применение норм административного права по аналогии не допускается.
Общественная вредность. В определении административного правонарушения, закрепленном в ст. 2.1 КоАП РФ, названный признак отсутствует, но он весьма важен для отграничения административного проступка от преступления.
Согласно ст. 14 УК РФ преступление признается общественно опасным деянием. При этом характер общественной опасности определяется прежде всего теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий и др.
Общественная вредность административных проступков обнаруживается в том, что, будучи отрицательным явлением в общественной жизни, они не влекут за собой тяжких последствий, способных причинить серьезный ущерб охраняемым законом объектам. В большинстве случаев административные проступки вообще не влекут вредных последствий, а содержат лишь возможность их наступления. Причина этого в том, что они являются нарушением различных общеобязательных правил, установленных в целях профилактики, недопущения вредных последствий. Поэтому само по себе нарушение или несоблюдение таких правил влечет административную ответственность независимо от наступления последствий.
Общественная вредность, являясь материальным признаком правонарушения, находит свое юридическое выражение в противоправности деяния, т. е. в признаке, в котором законодатель с большей или меньшей степенью полноты фиксирует социальные свойства правонарушения и, когда это возможно, количественные характеристики, позволяющие правоприменительному органу правильно квалифицировать конкретное правонарушение.
Виновность – это сознательное и ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей деятельности. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. То есть привлечение к административной ответственности без учета наличия вины невозможно.
Наказуемость как признак административного правонарушения означает возможность назначения наказания за совершение каждого правонарушения, угрозу наказанием при нарушении административно-правовой нормы. Однако следует иметь в виду, что далеко не все нарушения норм административного права могут рассматриваться в качестве проступков. Ими признаются лишь деяния, совершение которых влечет за собой применение мер наказания. Но компетентные государственные органы вправе освободить лицо от административной ответственности ввиду малозначительности деяния и ограничиться устным замечанием. Таким образом, реализация административных санкций не всегда сопутствует административному проступку, но возможность их применения является его обязательным свойством.
Административные правонарушения нередко граничат с преступлениями.
Поэтому важно знать критерии, позволяющие отграничивать правонарушения от преступлений.
В юридической литературе нередко высказывается мнение, что административные правонарушения и преступления являются общественно опасными деяниями. Качественное различие между ними проявляется в степени общественной опасности. При этом считается, что степень общественной опасности административных правонарушений значительно ниже, чем степень опасности преступлений.
Как уже отмечалось, общественная опасность характеризует антисоциальную сущность деяния. Общественная опасность преступления проявляется прежде всего в том, что данное деяние причиняет или создает угрозу причинения существенного вреда наиболее важным интересам граждан, общества и государства. Административные правонарушения таких последствий повлечь не могут и следовательно общественной опасностью не обладают.
Есть противоправные деяния, которые всегда квалифицировались и будут квалифицироваться как административные правонарушения. Например, нарушение правил пользования жилыми помещениями, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах. Вместе с тем существует немало деяний, которые в зависимости от ряда обстоятельств могут рассматриваться либо как административное правонарушение, либо как преступление.
Специфика установления возрастных критериев
Законы на сегодняшний день регулируют различные возрастные рамки, при которых подросток будет отвечать за свои проступки. Возраст наступления юридической ответственности контролируется Налоговым кодексом аналогично КоАП. Исходя из второго пункта статьи 107 названного кодекса, физлицо привлекается к налоговой ответственности с возраста 16 лет.
КоАП регулирует ситуации, при которых может наступить АО, и на гражданина наложат санкции: момент совершения проступка, день совершения адм. нарушения или, если проступок длительный – дата его выявления.
Когда выявляется факт совершения административного правового нарушения, требуется найти признаки оконченного проступка. Если нарушение имеет завершенный состав, то существует его состав. Момент совершения правового нарушения связан со временными рамками, на основании которых выявляется сам факт проступка. Отметим, что существует тождество терминов «время совершения противоправного действия (бездействия)» и «момент совершения административного правонарушения». Время осуществления длительного административного правового нарушения – проступка, проходящего на постоянной основе уже достаточно долго, – касается его выявления вне зависимости от того, когда началось совершения конкретного проступка (или бездействия).
Возраст наступления административной ответственности
При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).
Меры воздействия к несовершеннолетним
Основной смысл любого наказания, которое назначается судами или другими уполномоченными на то органами — перевоспитание правонарушителя. Для дел, связанных с подростками — это особенно значимо. Воспитательные меры, избираемыми комиссией, могут быть следующего порядка:
- наложение административного штрафа, который предусмотрен соответствующей статьей КоАП. Распространяется только на официально работающих подростков;
- обязать компенсировать весть причиненный ущерб. Это возможно сделать как денежной выплатой, так и восстановить разрушенное своим трудом. Для выплаты у подростка должен быть доход, такой как стипендия или другое пособие;
- объявление выговора с информированием о таковом учебного учреждения, в котором обучается несовершеннолетний, либо его места работы;
- выносится предупреждение. Это письменный документ, который вручается подростку без дальнейших последствий;
- обязать принести извинения пострадавшей стороне (если такая имеется). Это может быть сделано любым способом, включая публичный. Актуально только для дел, в которых наблюдается полное раскаяние правонарушителя;
- передача несовершеннолетнего под надзор общественной или государственной, религиозной организации. Целью такого действия также является перевоспитание;
- отправка ребенка в т.н. спецшколу, на деле — закрытое ПТУ, которое заменяет собой общеобразовательною школу для трудных подростков, по достижении ими 15 лет. Самое суровое наказание, практически не применяющееся. Может быть вынесено условно.
Нужно также отметить, что для правонарушений, которые были совершены с применением различных вещей, как то, громкоговорители, самодельное примитивное оружие, компьютерная техника и т.д. — эти вещи будут изъяты у подростка.
Со скольки наступает административная ответственность
Post navigation наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние.
- За систематические административные нарушения, 14 летний ученик школы может быть исключен из нее. В течение месяца, комиссия по делам несовершенно летних совместно с родителями, подростка обеспечивают трудоустройством или продолжением образования в другом учреждении. Постановление, вынесенное по делу, есть возможность обжаловать.
Для несовершеннолетних, которые нарушили закон в сфере административной ответственности, могут применяться следующие наказания:
- Принуждение принесения публичных извинений потерпевшему. Такой способ используется, если нарушение незначительное, а виновный раскаивается и очень сожалеет.
- Предупреждение. Его выписывают в письменном виде и вручают нарушителю. В уведомлении четко расписывают последствия повторного нарушения.
- Выговор. Он бывает строгим или обычным. Постановление о выговоре отправляется по месту обучения. Срок его действия 1 год, если за этот период других проступков не было, то оно снимается.
- Штраф. Эта мера наказания может быть назначена, если подросток получает стипендию, зарплату. К финансовому наказанию также можно отнести возмещение ущерба. Причем сумма ежемесячных выплат в пользу потерпевшего не должна быть больше 50% от оклада (стипендии, зарплаты).
- Установление наблюдения старших людей. Ними могут быть родители, учителя, трудовой коллектив и даже общественные организации.
Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Вопрос:
Кто может быть привлечен к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства?
Ответ:
К административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо. При привлечении к административной ответственности должностного лица следует убедиться, что именно привлекаемое должностное лицо несет ответственность за совершенное правонарушение. С этой целью необходимо ознакомиться как с уставом учреждения, так и с должностными инструкциями привлекаемого лица, а также с положениями его трудового договора. Например, устанавливая лицо, виновное в нецелевом использовании средств, нужно помнить, что у главного бухгалтера учреждения отсутствует единоличная возможность распоряжения бюджетными средствами, поэтому привлекать его к административной ответственности за нецелевое использование средств неправомерно.
Административная ответственность наступает с каких лет
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
По некоторым преступлениям ответственность наступает с восемнадцати лет. Например, половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказуемо, если совершено лицом старше восемнадцати лет.
Аналогично – за развратные действия без применения насилия в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступных или антиобщественных действий.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое хотя и достигло соответствующего возраста, но не могло вследствие отставания в психическом развитии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.
Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности имеет некоторые особенности. В частности, несовершеннолетний возраст рассматривается в качестве смягчающего обстоятельства при назначении уголовного наказания.
Постановка на профилактический учет
За курение в общественных местах несовершеннолетнего могут поставить на учет в ПНД. Система работает следующим образом:
- В полиции составляется протокол о правонарушении.
- Протокол отправляют в ПНД, где он должен быть обработан в течение трех дней.
- Начальник ОВД или его заместитель принимают окончательное решение о целесообразности постановки на учет.
Постановка на учет – не самое приятное событие, которое влечет несколько довольно неприятных последствий:
- данные о постановке на учет отправляются в образовательное заведение, где учится несовершеннолетний, а это может не лучшим образом сказаться на отношении одноклассников, учителей и руководства учебного заведения;
- данные о постановке на учет заносятся в личное дело учащегося;
- подростки, состоящие на учете, первыми попадают под подозрение в случае каких-либо происшествий в учебном заведении или в районе проживания;
- информация передается в районный военный комиссариат, а это может стать причиной того, что в дальнейшем подросток не сможет отслужить в армии и получить военный билет;
- факт постановки на учет может впоследствии стать причиной отказа при попытке поступить в престижный ВУЗ.
Обычно на первый раз подростку грозит только предупреждение, на учет ставят при неоднократных нарушениях закона.