Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года изменится порядок учета доходов работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Задачами бухгалтерского учета расчетов с персоналом являются: точное и своевременное документальное отражение фактических затрат труда в различных отраслях хозяйства; точное отражение объемов выполненных работ или выхода продукции и использованного рабочего времени; контроль за правильностью применения установленных норм и расценок, обеспечивающих точное начисление оплаты труда; контроль за количеством труда, вложенным каждым работником хозяйства, с целью точного исчисления заработка и выплаты его в установленные сроки; контроль за использованием установленного фонда оплаты труда и численности работников организации по их категориям; соблюдение порядка распределения оплаты труда по бухгалтерским счетам, обеспечивающего правильность исчисления затрат на объектах учета; широкое применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, в том числе в условиях подрядных и арендных отношений.
При осуществлении проверки проводится инспектирование бумаг:
- Проверка законности учета рабочего дня.
- Установление законности составления платежной документации.
- Установление правомерности учета депонированной зарплаты.
Аудитором производится также проверка сумм выданных зарплат путем расчетов. В частности, осуществляются следующие мероприятия:
- Установление обоснованности начислений. Все зарплаты должны быть выплачены в полном объеме. Сотрудникам производятся начисления за сверхурочную работу, труд в ночное время, выходные дни.
- Проверяется полнота отчислений по дополнительным зарплатам: выплаты по листу о временной нетрудоспособности.
- Проверяется полнота расчета общего дохода.
В рамки процедуры включена проверка обоснованности льгот по налогам. Проверяется законность налоговых вычетов, обоснованность использования ставок по налогам. Также аудитор устанавливает законность удержаний, произведенных по исполнительному листу. Одна из самых трудоемких задач – проверка соответствия показателей бухучета и регистров.
Какие учетные регистры проверяют
В ходе проверки аудиторы оценят, имеется ли у предприятия задолженность перед персоналом по оплате труда по счету 70, а также задолженность по уплате НДФЛ — по счету 68. Но не только.
Все проверяемые регистры:
Наименование регистра и счет БУ |
Цель проверки |
---|---|
НДФЛ при исполнении обязанностей налогового агента по счету 68.01 |
Правильность удержания НДФЛ |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению по счету 69 |
Правильность начисления взносов на ОПС, ОМС, СНС, пособий по временной нетрудоспособности |
Расчеты с персоналом по оплате труда по счету 70 |
Полнота и своевременность начисления и выплаты заработной платы |
Расчеты с подотчетными лицами по счету 71 |
Полнота и своевременность отчетов сотрудников по выданным под отчет суммам |
Расчеты с персоналом по прочим операциям по счету 73 |
Как правило, здесь отражаются удержания из заработной платы, например по недостачам |
Расчеты по исполнительным документам по счету 76.41 |
Обоснованность и правильность удержаний по исполнительным листам |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ).
Целями аудита расчетов по оплате труда являются:
- • проверка правильности расчетов по оплате труда;
- • подтверждение данных бухгалтерской отчетности по расчетам оплаты труда.
При этом решаются следующие задачи по проверке:
- • соблюдения трудового законодательства;
- • документального оформления операций приема и движения (перемещения, увольнения) работников, предоставления отпусков;
- • соблюдения штатной дисциплины;
- • правильности начислений и удержаний из заработной платы;
- • полноты и своевременности выплаты заработной платы;
- • правильности расчетов со внештатными сотрудниками, в том числе по срочным трудовым договорам, а также договорам гражданско-правового характера;
- • ведения аналитического и синтетического учета расчета с персоналом по оплате труда;
- • ведения аналитического и синтетического учета расчета с персоналом по прочим операциям;
- • достоверности отражения данных о расчетах по оплате труда в бухгалтерской отчетности;
- • правильности и своевременности начисления и перечисления в бюджет единого социального налога (ЕСН), с 2010 г. — страховых взносов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Учет выплат начисленной оплаты труда
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. Эти расчеты производят в расчетно-платежной ведомости (ф. № Т-49), которая, кроме того, служит и документом для выплаты заработной платы за месяц.
В ряде организаций вместо расчетно-платежных ведомостей применяют отдельно расчетные ведомости (ф. № Т-51) и платежные ведомости (ф. № Т-53). В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. Платежную ведомость используют лишь для выплаты заработной платы.
Аванс за первую половину месяца обычно выдают по платежным ведомостям. Сумму аванса обычно определяют из расчета 40 % заработка по тарифным ставкам или окладам с учетом отработанных работниками дней.
По истечении срока выдачи заработной платы из кассы кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку “Депонировано”, составляет реестр невыданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками сумму заработной платы. Суммы не выплаченной в срок заработной платы сдают в банк на расчетный счет.
На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовый ордер (ф. № КО-2), номер и дата которого проставляются на последней странице ведомости.
Для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации применяется журнал регистрации платежных ведомостей (ф. № Т-53а).
Он ведется работником бухгалтерии.
Выплаты, не совпадающие со временем выдачи заработной платы (внеплановые авансы, отпускные суммы и т. п.), производят по расходным кассовым ордерам, на которых делают пометку “Разовый расчет по заработной плате”.
Выдачу заработной платы и пособий оформляют следующей бухгалтерской записью: Д-т 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” К-т 50 “Касса”.
Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей бухгалтерской записью: Д-т 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” К-т 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, субсч. “Расчеты по депонированным суммам”. Задепонированные суммы заработной платы (не выданные в срок) должны быть сданы в банк на расчетный счет.
При этом составляют бухгалтерскую запись: Д-т 51 “Расчетные счета” К-т 50 “Касса”.
Учет расчетов с депонентами целесообразно вести в книге учета депонированной заработной платы, заполняемой по данным реестра невыданной заработной платы. Книгу открывают на год. Для каждого депонента в ней отводят отдельную строку, в которой указывают табельный номер депонента, его фамилию, имя, отчество, депонированную сумму и отметки о ее выдаче. Суммы, оставшиеся на конец года невыплаченными, переносят в новую книгу, открываемую также на год.
Последующую выплату депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру и отражают по дебету счета 76 и кредиту счета 50 “Касса”.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам.
Порядок выдачи денег под отчет и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.
Проезд к месту командировки и обратно, а также наем жилого помещения оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами (с учетом установленных ограничений на использование соответствующего транспорта).
Предел размера суточных, который не облагается НДФЛ, составляет 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и 2500 руб. за пределами России.
Подотчетные суммы учитывают на активном синтетическом счете 71 “Расчеты с подотчетными лицами”. Выдачу денежных авансов подотчетным лицам отражают по дебету счета 71 и кредиту счета 50 “Касса”.
Расходы, оплаченные из подотчетных сумм, списывают с кредита счета 71 в дебет счетов 10 “Материалы”, 26 “Общехозяйственные расходы” и других счетов в зависимости от характера расходов. Возвращенные в кассу остатки неиспользованных сумм списывают с подотчетных лиц в дебет счета 50 “Касса”.
Аналитический учет по счету 71 ведут по каждой сумме, выданной под отчет.
Не возвращенные подотчетными лицами суммы авансов списывают со счета 71 в дебет счета 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. Со счета 94 суммы авансов списывают в дебет счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” или 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” (если они не могут быть удержаны из суммы оплаты труда работников).
При командировке работников за границу им выдается аванс в валюте страны командирования. Полученную в банке валюту приходуют по счету 50 “Касса” с кредита счета 52 “Валютные счета”. Выданная под отчет валюта списывается со счета 50 в дебет счета 71 и отражается в учете в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ на момент выдачи. При возвращении из командировки и сдаче авансового отчета с приложением оправдательных документов задолженность подотчетных лиц списывается с кредита счета 71 в дебет счета 26 “Общехозяйственные расходы” и других счетов в зависимости от вида расходов по курсу на день представления отчета. При изменении за период командировки курса валют курсовая разница списывается на счет 91 “Прочие доходы и расходы”: положительная — на доходы (Д-т 71 К-т 91), отрицательная — на расходы (Д-т 91 К-т 71).
Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
Для обобщения информации обо всех видах расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и депонентами, используют синтетический счет 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”. К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 73-1 “Расчеты по предоставленным займам”; 73-2 “Расчеты по возмещению материального ущерба” и др.
На субсчете 73-1 “Расчеты по предоставленным займам” учитывают расчеты с работниками по предоставленным им займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика и др.). Величину предоставленного работнику займа отражают по дебету субсчета 73-1 с кредита счетов учета денежных средств (50, 51). При погашении займа кредитуют счет 73 и дебетуют счета учета денежных средств (50, 51) или счет 70 в зависимости от принятого порядка платежа.
Если работник не возвращает выданную ему сумму займа, задолженность списывается с кредита субсчета 73-1 в дебет счета 91 “Прочие доходы и расходы”.
На субсчете 73-2 “Расчеты по возмещению материального ущерба” учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба. Денежные средства, подлежащие взысканию с работников организации, списывают в дебет субсчета 73-2 с кредита счетов 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”, 98 “Доходы будущих периодов”, 28 “Брак в производстве” и др. Взысканные с работников суммы удержаний относят в кредит субсчета 73-2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе судом во взыскании ввиду необоснованного иска) и др.
К счету 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” также может быть открыт субсчет 73-3 “Расчеты за товары, проданные в кредит”. На этом субсчете учитывают расчеты с персоналом организации по приобретенным в кредит отдельным категориям товаров. Операция по оформлению кредита работнику отражается по дебету счета 73, субсчет “Расчеты за товары, проданные в кредит” и кредиту счета 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” или 67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”. Удержания из заработной платы работников в погашение задолженности по кредитам учитывают по дебету счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и кредиту счета 73, субсчет “Расчеты за товары, проданные в кредит”. При погашении задолженности по кредитам дебетуют счет 66 или 67 и кредитуют счет 51 “Расчетные счета”.
Аналитический учет по счету 73 ведут по работникам организации.
Аудит расчетов по оплате труда на примере ОАО «Икар»
1. Оценка системы бухгалтерского учета и контроля в ОАО «Икар»
1.1 Проверка обоснованности принятой учетной политики и ее соблюдение в отчетном периоде
Под учетной политикой ОАО «Икар» понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета ОАО «Икар» относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика ОАО «Икар» сформирована главным бухгалтером в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1997 г. №129-ФЗ и утверждена руководителем предприятия.
Таблица 2 – Обоснованность принятой учетной политики ОАО «Икар»
№ п/п |
Элементы учетной политики |
Нормативная база |
1 |
Рабочий план счетов бухгалтерского учета Применяется план счетов бухгалтерского учета, составленный на основании утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н. Аналитические счета определены самостоятельно |
Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ |
2 |
Методы организации учетной работы Руководителем предприятия введена бухгалтерия как структурное подразделение, во главе которой находится главный бухгалтер |
Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ |
3 |
Форма ведения бухгалтерского учета Введена журнально-ордерная компьютерная форма учета |
Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. №64н |
4 |
Технология обработки информации Обработка информации осуществляется автоматизированным способом |
Закон РФ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ |
5 |
Наличие правил документооборота и технология обработки учетной информации Принятым графиком документооборота урегулированы основные его правила, где оговорены ответственные лица, исполнители, сроки формирования и временной период хранения документов |
Приказ Минфина СССР от 29.07.1983 г. №105 |
6 |
Метод определения дохода для целей налогообложения Определяется по методу отгрузки |
Ст. 273 НК РФ |
Аудиторские процедуры сбора аудиторских доказательств
----------------------------¬ ----------------------------------------¬
¦Аудиторские процедуры сбора+--T--+ Порядок использования ¦
¦ аудиторских доказательств ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------------- ¦ L----------------------------------------
----------------------------¬ ¦ ----------------------------------------¬
¦ Пересчет ¦¦Подтверждение достоверности и точности ¦
L---------------------------- ¦ ¦математических подсчетов правильности ¦
¦ ¦начисления заработной платы и удержаний¦
¦ ¦из нее в документах в целях исключения ¦
¦ ¦счетных ошибок, в том числе и в ¦
¦ ¦результате сбоев компьютерных программ ¦
¦ L----------------------------------------
----------------------------¬ ¦ ----------------------------------------¬
¦ Аналитические процедуры ¦¦Оценка финансовой информации ¦
L---------------------------- ¦ ¦посредством анализа взаимосвязи между ¦
¦ ¦финансовыми и нефинансовыми данными ¦
¦ ¦с целью выявления наличия в финансовой ¦
¦ ¦отчетности существенных искажений [14],¦
¦ ¦путем применения тестов средств ¦
¦ ¦контроля и аудиторских процедур по ¦
¦ ¦существу ¦
¦ L----------------------------------------
----------------------------¬ ¦ ----------------------------------------¬
¦ Инспектирование ¦¦Исследование внутренней и внешней ¦
L---------------------------- ¦документации ¦
L----------------------------------------
Рисунок 3
Источник: авторская разработка.
Проверку системы внутреннего контроля необходимо проводить в соответствии с Международным стандартом аудита 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» в разрезе следующих направлений:
- контрольная среда;
- процесс оценки рисков в организации;
- информационная система, связанная с финансовой отчетностью, в том числе соответствующие бизнес-процессы, и информационное взаимодействие;
- контрольные действия, значимые для проведения аудита;
- мониторинг средств контроля .
Процесс документальной проверки
Для реализации всех поставленных перед аудитором задач нужно изучение широкого набора документации. К числу обязательных для рассмотрения относят:
- локальные акты предприятия, содержащие инструкционный и методический материал – положения об оплате труда, о премировании, коллдоговор, трудовые соглашения с сотрудниками, штатное расписание и др.;
- распорядительные документы;
- личные карточки работников;
- бланки, отражающие отработанное время или выполненные объемы работ – табели, наряды, больничные листы и др.;
- расчетные и платежные формы – ведомости начисления зарплаты, платежные ведомости, расчет отпусков и др.
После сверки и сопоставления первичных документов начинают анализ обобщенных данных. Для этого изучают сведения из финансовой отчетности с учетом ее приложений и письменных пояснений к ней. Обязательно анализируют корректность всех показателей в оборотных ведомостях и главной книге.
При аудите расчетов с персоналом по оплате труда проверяющему понадобятся карточки таких счетов:
- 68 – при проведении анализа правильности произведенных бухгалтером удержаний из доходов работников;
- 69 – его субсчета помогают отследить корректность расчета величины страховых взносов и полноту их перечисления;
- 70 – показывает правильность начислений по оплате труда и осуществленной выплате зарплаты и аванса;
- 73 – используют при анализе данных по прочим расчетам с сотрудниками компании;
- 76 – применяют для комплекса расчетных операций по алиментам.
- Итоги аудиторской проверки многое дают предприятию.
- Наличие сведений о нарушениях позволяет своевременно их исправить, наладить законное функционирование компании.
- Однако не всегда аудит дает нужные результаты. К сожалению, полностью законная работа предприятия в России – это не так просто. Пару ошибок можно обнаружить в любой компании. Однако они не должны быть крупными и систематическими.
- Если сама основа предприятия не является законной, вряд ли оно сможет работать долгие годы.
- Сознательные нарушения влекут за собой штрафы, порчу деловой репутации.
- На данный момент не все компании имеют полное представление обо всех нюансах законной деятельности. Работники также не осведомлены о своих правах.
Источники информации для аудита заработной платы
Данные о величине фонда начисленной заработной платы и численности работников содержит статистическая форма № П–4 «Сведения о численности и заработной плате работников». По данным этой формы производится расчет среднемесячной заработной платы работников организаций, среднемесячной заработной платы работников списочного состава, внешних совместителей, а также работников, выполнявших работы по договорам гражданско–правового характера.
При обобщении данных формы № П–4 рассчитывается среднемесячная заработная плата по группам организаций в зависимости от среднесписочной численности работников; среднемесячной заработной плате работников на одно замещенное рабочее место, часовой заработной плате работников списочного состава и внешних совместителей, часовой заработной плате работников списочного состава, часовой заработной плате внешних совместителей. Показатели формы № П–4 включают отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы к общероссийскому уровню, среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников в экономике региона, реальную среднемесячную начисленную заработную плату работников в сравнении с предыдущим периодом.
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда является одним из наиболее трудоемких объектов при проверке организаций. Операции по учету труда и заработной плате, как правило, многочисленны, осуществляются систематически, отличаются разнообразием и спецификой.
В данной статье рассмотрены практические примеры, в которых проанализированы сложные и актуальные вопросы по оплате и стимулированию труда работников, показаны возможности аудита оплаты труда, выполняемого с целью снижения налоговых рисков и устранения возможных конфликтных ситуаций со стороны работников. Представлены рекомендации по решению сложных и неоднозначных вопросов оплаты и стимулирования труда, которые основаны на положениях нормативных и законодательных актов, разъяснениях официальных органов.
Любой аудит — это независимая проверка и оценка деятельности организации специалистом-профессионалом или независимой организацией на договорной основе. Особенностью аудита, проводимого в последнее время, является следующий факт: заказчики, которые оплачивают обязательный или инициативный аудит, хотят получить дополнительные или сопутствующие аудиту услуги.
Как правило, это рекомендации профессиональных аудиторов по снижению рисков предпринимательской деятельности организации. В частности, клиенты нередко просят:
- провести аудит по оплате труда;
- проверить соблюдение трудового законодательства;
- проанализировать допущенные ошибки;
- составить подробный отчет о нарушениях;
- дать рекомендации для устранения нарушений в отчете.
Рекомендации, которые дают аудиторы, помогают избежать целого ряда ошибок, особенно в сложных и неоднозначных ситуациях, связанных не только с методами учета труда и заработной платы, но и с экспертизой кадровых документов и локальных нормативных актов организации. Грамотное и профессиональное решение вопросов оплаты и стимулирования труда снижает риски конфликтных ситуаций, влияет на экономическую и финансовую составляющие работы организации в целом.
Оценку эффективности системы внутреннего контроля по операциям, связанным с оплатой труда, аудиторы начинают с наличия локальных нормативных актов организации. Это объясняется тем, что сначала необходимо выяснить, имеются ли в организации внутренние системные документы, прямо или косвенно регулирующие вопросы оплаты труда.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы
Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.
С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).
С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.
Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Цель аудита – выражение независимого мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц или организация и соответствия порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.
Бухгалтерский учет, как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился несколько тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы “учета труда и заработной платы” отбирались, шлифовались и дополнялись всё новыми и новыми поколениями. В результате, заработная плата стала важнейшим элементом финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающая в сфере действия предприятия как звено управления, осуществляющая взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом. Многие страны, эпохи, общества внесли свой вклад в эту общественно-практическую деятельность людей.
Данная курсовая работа, посвящена аудиту расчётов по заработной плате в организациях розничной торговли. Изучение этой обширной темы будет рассмотрено на конкретном примере, а именно, аудита по оплате труда в организации ООО «Омега +», которая занимается розничной реализацией непродовольственных товаров.
Написание курсовой работы по дисциплине «Аудит» имеет большое практическое значение, так как её написание позволяет конкретно разбираться во всем многообразии финансово-плановых, учетных и аналитических данных, приобретают навыки собирать, обрабатывать и обобщать практический материал, анализировать его, работать с документами, учетными регистрами, отчетами, планами, составлять таблицы, графики, диаграммы и на этой основе делать соответствующие выводы и предложения.
Таким образом, при выполнении курсовой работы ставятся следующие задачи:
— систематизировать, расширять, углублять и закреплять знания, полученные при изучении курса «Аудит»;
— получить навыки самостоятельной работы с литературными источниками;
— научиться собирать, проверять, обрабатывать и анализировать практический материал, делать соответствующие выводы и предложения;
— выявлять недостатки в организации бухгалтерского учета, внутреннего контроля, финансового анализа.
Данная курсовая работа, помимо детального рассмотрения процесса и особенностей аудита по оплате труда в условиях конкретной организации, снабжена выводами и заключениями, а также приложениями, включающими разнообразные документы, которые подтверждают, содержащиеся выводы в представленной работе.
1. Нормативно – законодательная база учета оплаты труда
В качестве основной нормативной базы используются следующие законодательный и нормативные акты:
— Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, с изм. от 25.03.2004,(30.12.2008 №7-ФКЗ);
— Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2, принятый ГД и СФ РФ от 29.06.1994, утверждён приказом Президента РФ № 51 – ФЗ от 30.11.1994, (ред. от 27.12.2009 №352-ФЗ);
— Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2, принятый ГД и СФ РФ от 29.06.1998, утверждён приказом Президента РФ № 146 – ФЗ от 31.07.1998, (ред. 29.12.2009 №383-ФЗ с изм. от 01.01.2010);
— Трудовой кодекс Российской Федерации, ч. 1 и 2, принятый ГД и СФ РФ от 21.12.2001, утверждён приказом Президента РФ № 197 – ФЗ от 30.12.2001,(ред.от 25.11.2009 №267-ФЗ, с изм. от 01.01.2010);
— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», утверждённый приказом Президента РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ,(ред. от 30.12.2008 №307-ФЗ, с изм. от и под. 01.01.2010);
— Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждённые приказом Минфина РФ от 06.05.99 №32н, (ред. от 26.11.2006 №156н) и «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждённые приказом Минфина РФ от 06.05.99 №33н (ред.от 27.11.2006 №156н);
— План счетов бухгалтерского учёта и инструкция по его применению (Приказ МФ РФ от 31.10.2000 г. №94н), (ред. от 18.09.2006 №115н);
— Инструкция «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утверждённая постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213, (ред. от 11.11.2009 №916).
— Альбом унифицированных форм первичной документации по учёту труда и его оплаты (утверждены постановлением Госкомстата РФ № 1 от 05.01.2004 г.).
2. Объекты, источники информации и задачи аудита по оплате труда
Целью аудита расчетов с персоналом, является проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильность начисления заработной платы и удержаний из неё, правильность оформления заработной платы и отражения в учёте всех видов расчетов между предпринимателем и его работниками.
К числу основных комплексов проверяемых задач, ставящихся перед аудитором, при достижении поставленной цели, относятся:
1) соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;
2) учёт и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим – сдельщикам;
3) учёт и начисление повремённых и прочих видов оплат;
4) расчёты удержаний из заработной платы физических лиц;
5) аналитический учёт работающих (по видам начислений и удержаний);
6) сводные расчёты по заработной плате;
7) расчёт налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учёт налогов и платежей с фонда оплаты труда;
8) расчёты по депонированной заработной плате.
Представленные комплексы задач охватывают типовые учётные задачи, а также общие принципы организации расчётов по соблюдению трудового обязательства.
Источники получения информации в ходе аудита представлены на рисунке в приложении 4.
В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, разработанные НИПИ – статформом Госкомстата РФ. Ведение первичного учёта по унифицированным формам распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства.
Так, по учёту личного состава используются: приказ (распоряжение) по приёму на работу (ф. Т – 1), личная карточка (ф. Т – 2), учётная карточка научного работника (ф. Т – 4), приказ (распоряжение) по переводу на другую работу (ф. Т – 5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. Т – 6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. Т 8), штатное расписание.
По учёта использования рабочего времени и расчётов с персоналом используются: табель учёта рабочего времени и расчетов по заработной плате (ф. № Т – 12), расчетно – платёжная ведомость (ф. № Т – 49), расчётная ведомость (ф. № Т – 53), лицевой счёт (ф. № Т – 54).
Кроме того, применяются первичные документы по учёту выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), расчёты по счёту 76 в части расчётов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы – ордера ф. № 8 и 10 (при журнально – ордерной форме счетоводства) и иные учетные регистры по счетам 68, 69, 70, 71, 73, 76, 88 и др., Главная книга, баланс (ф. № 1).
3. Основные этапы аудита расчётов по оплате труда
Приступая к проверке расчётов с персоналом по оплате труда и прочим операциям аудитор также должен выяснить:
— какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии;
— имеется ли внутреннее положение по оплате труда и коллективный договор;
— списочный и среднесписочный состав работников;
— как организован учёт расходов по оплате труда.
На этапе планирования определяют стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разобрать общий план и программу аудита. Планирование состоит в разработке аудиторский организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объёма, графиков и сроков проведения аудиторской проверки, а также разработке аудиторской программы, осуществляемой объём, виды и последовательность аудиторских процедур.