Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли распечатывать электронный ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможность получения электронного ОСАГО (е-ОСАГО) значительно упростила процедуру оформления страховки. Что это такое? Процедура оформления электронной автогражданки подразумевает заключение договора со страховщиком и получение страховки через интернет. Такое нововведение было реализовано благодаря внедрению единой базы РСА (Российского союза автостраховщиков). В 2017 году все автовладельцы имеют право не только продлевать договорные отношения со своим страховщиком в режиме онлайн, а и оформлять ОСАГО впервые.
Что такое электронный полис
Процедура получения е-ОСАГО выглядит следующим образом:
- пользователь выбирает интересующую его страховую компанию, которая занимается оформлением ОСАГО-онлайн;
- перечень страховщиков, предоставляющих эти услуги можно увидеть на сайте РСА;
- затем необходимо посетить сайт страховой компании, зарегистрироваться на нём и рассчитать сумму страховки, заполнив специальную форму;
- если полис оформляется впервые, нужно будет подгрузить скан-копии некоторых документов;
- затем страховщик высылает клиенту по почте реквизиты на оплату, а после того, как платёж пройдёт, пересылает ему договор, квитанцию об оплате, памятку с условиями страхования, перечень отделений компании страховщика и, конечно же, сам полис.
Электронное ОСАГО имеет такую же силу, как и бумажный документ. Его стоимость тоже не отличается. Поначалу такой сервис не был популярен среди страховщиков, так как он лишает возможности навязать клиенту ненужные дополнительные услуги, но сейчас каждый из них обязан предоставлять возможность оформления полиса ОСАГО в онлайн-режиме.
Нюансы использования электронного ОСАГО при ДТП
Если при остановках на дороге подтвердить наличие страховки достаточно просто, то при оформлении ДТП наверняка возникнут сложности:
- водителям предстоит заполнить извещение о ДТП по программе Европротокола или с участием сотрудника ГИБДД, т.е. потребуется печатный бланк;
- водители могут использовать форму извещения от любого полиса, поэтому достаточно будет взять письменный бланк у второго участника ДТП;
- если у обоих водителей электронное ОСАГО, им придется искать возможность и распечатывать бланк извещения в текстовом формате;
- при участии в оформлении инспектора ГИБДД он обязан указать свои реквизиты в письменном или электронном бланке.
Автозаконы изменились
1. В 2023 году должна заработать система автоматического выявления водителей без ОСАГО (камеры видеофиксации будут сличать госномер проезжающего автомобиля с базой данных страховщиков).
2. Пересмотрены тарифы на техосмотр (минимальная цена для легковых автомобилей установлена ФАС на уровне 913 рублей и принята в большинстве регионов страны, кроме Московской, Ленинградской и Амурской областей).
3. С 1 марта 2023 года вступают в силу обновленные ПДД:
· большая часть изменений относится к электросамокатам,
· запрет движения, остановки и стоянки на направляющих островках и островках безопасности;
· новый дорожный знак «Место зарядки электромобилей»;
· новая конфигурация знака «Парковка», совмещенная со знаком «Инвалид» или «Зона платной парковки».
4. Новый закон, регламентирующий работу таксистов:
· водить такси запретят гражданам с судимостью за насильственные преступления и с более чем тремя неоплаченным штрафами за нарушения ПДД;
· автомобили нужно будет обозначать шашечками и фонарем оранжевого цвета;
· службы вызова такси отныне несут ответственность за отбор водителей и за совершенные ими ДТП.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Зависимость от запчастей
Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.
Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.
Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.
Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.
Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.
Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.
С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.
Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.
Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.
Что такое техосмотр и сколько он стоит в 2023 году
Техосмотр — проверка технического состояния транспорта согласно строгим регламентам. Проводится уполномоченными операторами (автосервисы аккредитует РСА) и находится под контролем государства.
В ходе ТО проверяются:
- двигатель;
- тормозная система;
- функционирование стеклоочистителей;
- руль;
- наличие аптечки в необходимой комплектации и светоотражающего знака аварийной остановки;
- диски и обода колес (недопустимы трещины и признаки устранения дефектов сваркой);
- световые приборы;
- отсутствие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителя с водительской стороны.
После успешного прохождения ТО на руки выдают диагностическую карту, составленную в виде таблицы. В нее заносится информация о главных технических параметрах транспортного средства, которое подвергалось осмотру, данные о собственнике и автомобиле (государственный номерной знак, марка и модель, VIN двигателя).
Зачем ставить машину на учет
Водитель должен поставить на учет автомобиль вне зависимости от собственного желания, так как данная процедура является обязанностью каждого владельца ТС. Государство ввело это требование для облегчения контроля над автомобилистами и их транспортными средствами.
Польза от регистрации движимого имущества существует и для водителя. В случае угона автомобиля или совершения иных неправомерных действий в отношении авто поиск злоумышленников не составит большого труда для уполномоченных сотрудников правоохранительных органов.
Поставив машину на учет, автомобилист получит официальный номерной знак автомобиля, который будет содержать базовую информацию о месте регистрации транспортного средства. Стоит заметить, что на незарегистрированном автомобиле запрещено передвигаться не только по России, но и за границей.
Регистрация автомобиля предполагает обязательное получение документа ОСАГО. Данное обстоятельство позволит обезопасить водителя и снять с него ответственность перед другими участниками дорожного движения. Если же автомобилист будет водить машину без страховки и попадет в ДТП, он рискует потерять собственные средства.
Пробиваются ли по базе ГИБДД?
Сотрудники ГИБДД при остановке водителя за рулём авто или принимая в МРЭО, всегда требуют предъявить страховку. И, если раньше можно было просто показать бумажный бланк полиса, то теперь так просто не отделаться. Сотрудники получили доступ и возможность пробивать наличие действующего договора по базе. Ведь о каждом заключенном договоре страховщик обязан вносить сведения в базу страховщиков не позднее одного рабочего дня с момента его заключения.
Пока доподлинно не известно, как именно недобросовестные продавцы страховок создают видимость регистрации липового договора в базе, но на практике какое-то время после покупки фальшивого полиса информация о его заключении сохраняется.
Ключевой момент в том, что информация имеется какое-то время, причем непродолжительное.
Пошаговая инструкция внесения водителя в полис ОСАГО в страховой компании
Чтобы изменить список водителей в договоре ОСАГО, можно посетить офис страховой компании. При этом не важно, где владелец оформлял предыдущий документ. Внести изменения можно в любом из филиалов страховщика. Цена полиса от места внесения правок не изменится.
Самостоятельно вносить какие-либо записи в договор ОСАГО запрещено. Это расценивается как подделка документов и несет за собой ответственность.
Таким образом, вписать гражданина в ОСАГО можно за несколько простых шагов.
- В первую очередь необходимо направить СК заявление о желании внести изменения (в письменном виде). Как уже упоминалось выше, для этого достаточно обратиться в ближайший офис этой компании. В случае, если владелец страховки не может сам присутствовать при переоформлении, он может направить вместо себя другого человека. Однако в этом случае потребуется доверенность (последняя должна быть заверена нотариусом).
- Страхователю также следует подготовить документы, необходимые для изменения данных. Их список уже приводился выше.
- Далее все нужные данные вносятся в единую базу.
- После этого страховщик либо вернет водителю старую страховку с уже внесенными изменениями, либо выдаст новый бланк.
- В некоторых случаях может потребоваться доплата за внесение водителя в ОСАГО.
Для внесения изменений в ОСАГО требуется присутствие не владельца транспортного средства, а гражданина, заключавшего договор с СК.
Нововведения 2022 года не так сильно повлияли на порядок получения ОСАГО. Основным изменениям подверглись базовая ставка, а также стаж и возраст водителей. Для некоторых категорий граждан итоговая стоимость страхования увеличилась, а для некоторых – напротив, уменьшилась.
Существуют несколько важных нюансов при изменении полиса:
- После переоформления необходимо убедиться, что информация попала в базу данных АИС (особенно это актуально для электронных документов). Если водителя остановит сотрудник ГИБДД и увидит, что его нет в базе – будет наложен штраф.
- Вносить изменения без личного присутствия страхователя можно только по доверенности. И хотя допускается использование не заверенной бумаги, большинство СК их не принимают.
- Если владельцем ТС является юридическое лицо, для внесения изменений потребуется предоставить свидетельство о регистрации компании.
- Перед походом в офис СК следует убедиться, что все необходимые бумаги остаются действующими.
Коэффициенты страховых тарифов
1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Территория преимущественного использования ТС | Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин | Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей |
---|---|---|
Москва | 1,8 | 1,16 |
Московская область | 1,56 | 1 |
Санкт-Петербург | 1,64 | 1 |
Ленинградская область | 1,24 | 0,84 |
Екатеринбург | 1,64 | 1 |
Уфа | 1,64 | 1 |
Якутск | 1,16 | 0,76 |
Краснодар, Новороссийск | 1,64 | 1 |
Пермь | 1,8 | 1,16 |
Владимир | 1,48 | 1 |
Где взять электронный полис ОСАГО?
Электронные полисы ОСАГО появились в России с 1 июля 2015 года. С этой даты страховые компании получили право оформлять ОСАГО не только в офисе, но и на официальных сайтах. Поначалу водители относились к такому нововведению настороженно, да и страховщики не спешили переходить на электронные бланки. Впоследствии все оценили новшество, а по инициативе Банка России были внесены изменения в закон об ОСАГО. С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны продавать электронные полисы ОСАГО через свои официальные сайты.
Процедура покупки довольно проста. Подробнее о ней рассказано здесь. Купить страховку и распечатать полис ОСАГО можно даже на новую машину и на нового водителя. Для этого потребуется заполнить анкету и отправить сканы документов.
Официальный сайт страховой компании, а также сервисы РСА должны функционировать так, чтобы страхователь смог оформить электронный полис ОСАГО в течение 30 минут. Не допускаются длительные зависания, технические работы без предварительного предупреждения и показ множества рекламных роликов. Все эти аспекты находятся под контролем Банка России.