Что делать если учитель оскорбляет ученика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если учитель оскорбляет ученика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если разбирательство в отношении педагога не выявило нарушений в его поведении, а дети продолжают жаловаться, ничего не остается, как отправиться в суд. Или жаловаться в прокуратуру. Только надо учесть, что здесь мало одного заявления. Нужны более веские доказательства. Что это может быть?

  • Аудиозапись, на которой слышно, как педагог унижает ученика или учеников. Все можно записать на диктофон втайне от учителя.

  • Видеозапись. Снять видео незаметно не получится. И ребенок, которого унижают, не успеет этого сделать. Ему могут помочь одноклассники. Учитель начинает унижать? Кто-то снимает это на видео.

Если учитель оскорбляет ученика, статья ему за это «светит». Это административное правонарушение, не меньше. Но лишь в том случае, если потерпевший предоставит веские доказательства.

Бонус для родителей: что делать, если учитель ругает вашего ребенка

Устраивать учителю скандалы и угрожать прокуратурой не стоит. Решить проблему можно только спокойно и законно.

  • Шаг первый. Диалог.

Поговорите с учителем о проблеме наедине. Объясните, что вы не допустите оскорблений в адрес вашего ребенка.

  • Шаг второй. Жалоба.

Если мирный способ не сработал, необходимо обратиться к администрации школы. Напишите письмо на имя директора, перечисляя факты и обстоятельства, нарушающие права вашего ребенка на уважение чести и достоинства. Чтобы не быть голословным, объединитесь с другими родителями, столкнувшимися с проблемой, или предъявите доказательства — аудио- и видеозаписи.

  • Шаг третий. УНО или РОНО.

Обращение в специальную организацию — дело серьезное. Важно убедиться, что ругательства и оскорбления со стороны преподавателя не плод детской фантазии. Инспекция по контролю образования начнет дисциплинарное разбирательство, чтобы выяснить правдивость фактов и причины поведения педагога.

  • Шаг четвертый. Меняйте класс/школу.

Унижаемому — не принимать всё на за правду и на своё счёт. Это просто слова, который говорят об эмоциональном состоянии того, кто их произнёс. Но если Вас всё-таки задело, значит, что-то в Вас откликается на эти слова и действия нападающего. Речь не о том, что нужно воспринимать буквально то, что сказал обидчик. Нужно проанализировать эмоции, которые вызвала ситуация. Например: учитель говорит Вам, что Вы никогда не научитесь нормально говорить по-английски. Если Ваша самооценка адекватна, то Вы воспримете эти слова просто как эмоциональное субъективное мнение человека, который, может, вообще не является для Вас авторитетом. Причём сказанные в не самом лучшем расположении духа. Ведь известно, что люди, у которых всё хорошо в жизни, другим гадостей не говорят и не делают.

Но если Вас всё-таки задело, то нужно спросить себя «Почему?». Ответы могут быть разные: «А вдруг всё так и будет? И я не смогу оправдать ожидания родителей?» или «Я хуже всех. Все будут с меня смеяться. Я останусь неудачником» и т.п. Уже даже в этих примерах видны истинные корни проблемы: ожидания родителей или страх быть непринятым обществом. Спрашивайте себя , почему Вы этого так сильно боитесь. Разыграйте себе ситуацию, в которой всё так и происходит: Вы не выучили английский. Вы неудачник. Проживите в фантазиях это полностью. А потом вернитесь в реальность и подумайте, неужели всё так, как Вы рисуете себя в Ваших фантазиях? Ищите несоответствия. Убеждайтесь, что это Ваше заблуждение, которое Вы сами раскрутили с подачи человека, который Вас унизил. А еще подумайте: зачем этот человек это сделал. Ему от этого что? В любом случае, задавайте себе вопросы и думайте. Никто за Вас эту работу не сделает.

Теперь о человеке, который унижает. Ситуаций в жизни много. Нас здесь интересуют только те, которые происходят в учебном классе и со стороны педагога. Уважаемый учитель, если Вы унизили ученика, то извинения всегда помогают обоим. Далее стоит понять, почему Вы это сделали, чего Вы так боялись, почему хотели быть выше ученика? Принцип работы такой же, как и с тем, кого унизили. Задавайте себе вопросы и честно отвечайте. Вопросов будет много, один за одним. Например: Почему я обозвал его? Что я почувствовал, когда обозвал его? Разве он….? Почему я так решил? Я знаю об этом ребёнке абсолютно всё? Почему я позволяю себе обзывать человека таким….? Почему я ставлю себя выше него? Я имею право унижать человека? Я считаю себя «лучшим», а другие «хуже» меня? Почему? Я лучше других во всём? Получается, что что-то у меня получается лучше, а что-то хуже? Т.е. как и у всех? Т.е. я такой, как и все? А почему я позволяю себе чувствовать себя лучше, унижая другого? Почему мне нужно показывать своё превосходство над другими? После того, как причина найдена, нужно простить себя. Если начнёте себя обвинять, то обязательно получите наказание, ведь там, где есть вина — будет и наказание. Себя нужно понять, а затем подумать, какой урок Вы получили благодаря этой ситуации и изменить линию поведения, чтобы подобных эпизодов больше не происходило.

Что же делать в ситуации, если ученик оскорбляет и унижает учителя? Как правильно поступить в подобной ситуации? Конечно, самое главное нельзя опускаться до уровня обидчика и пытаться отомстить его же методами. Не надо в ответ оскорблять ученика. Потому что, как сказано выше, ученик от ответственности уйдет, а вот учителю может достаться по полной программе.

Что может сделать обиженный учитель? Поставить в известность о случившемся родителей ребенка, а также руководство школы. Не стоит пытаться решить проблему один на один. Надо попробовать коллективно разобраться в случившемся. Можно собрать по этому поводу педагогический совет. В итоге ученик должен попросить прощения у педагога.

Если это не единичный случай подобного рода, возможно что стоит обратить на этого ребенка более пристальное внимание. Может быть есть необходимость, чтобы с ребенком поработали психологи и социальные педагоги. Ведь если не пресечь такое поведение в начальной стадии, дальнейшее развитие событий может быть абсолютно непредсказуемым.

Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?

В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему?

Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес.

Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным.

Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору.

Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их. Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.

Вышестоящие инстанции

Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка.

Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).

Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.

Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Реклама на Forbes

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

Читайте также:  Как трудоустроиться в Беларуси россиянину: документы, правила

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Ответственность педагога

Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.

В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?

  • Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.
  • Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.
  • Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.

Ребенка обижают в школе учителя что делать

Образовательное учреждение – это место, где осуществляется обучение малыша не только грамматическим знаниям, но и дисциплинарным навыкам, нормам поведения и уважения друг к другу.

Если же ребенка унижают учителя в школе, тогда претензии родитель должен составлять, основываясь на статью 34-ю закона об образовании Российской Федерации. Он гласит, что ученика обязаны уважать, он должен быть защищен от насилия различного типа (физическое, психологическое).

Также в данном законе статье 48 имеются следующие определения:

  • Обязательства педагога;

Сюда входит соблюдение имеющихся норм – это правовые, этические и нравственные. Обязательно должна присутствовать уважительность к чести и достоинству учеников и остальных людей, с которыми имеются образовательные отношения.

  • Отсутствие прав;

Похоронная. Реальные коммерческие структуры, сражающиеся за каждый труп. У них есть свои люди в медицинских организациях, моргах и много где еще.

К вопросу о том, на основании какого закона работает МОРГ. Регулирует деятельность такого объекта закон под номером 8 ФЗ. В отдельных нормативных актах прописаны права и обязанности сотрудников морга. И никакой мафии там не предусмотрено.

Но это мало кого интересует. Существуют доказательства того, что ритуальщики узнавали о смерти человека, ещё в карете скорой помощи. Это к вопросу о том, как глубоко они проникли.

Все что их интересует: договор с вами. Поэтому они могут перехватить тело. И начать оказывать услуги, которые вы еще не пытались у них получить.

Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.

В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.

Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.

Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.

Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.

В жизни каждого человека наступают моменты страха и неуверенности в себе, заставляющие его повышать тон на окружающих людей. Такая эмоциональная нестабильность относится к психологическим расстройствам. Она может быть скорректирована различными способами – в зависимости от степени тяжести. Но для педагога психологическая уравновешенность является, пожалуй, главным условием работы в детском коллективе. Учитель ни при каких обстоятельствах не имеет права кричать на учащихся, особенно – переходить на личности.

В его силах создать идеальные условия для обучения в классном коллективе, а внутренние проблемы решать вне стен школы. Так педагог станет настоящим наставником для каждого ученика, даст им шанс выйти из образовательного заведения умными, честными и уравновешенными людьми. А вот крик учителя дает понять подросткам, что перед ними эмоционально нестабильный человек, неспособный завоевать авторитет.

Решение проблемы с учителем внутри образовательного учреждения

Суд, полиция, прокуратура – это крайние меры, прежде чем воспользоваться которыми всегда следует попытаться решить вопрос внутри школы. Регулирование преподавательской деятельности и защита прав учеников обеспечиваются законом «Об образовании в РФ» и прочими нормативными документами.

Читайте также:  Можно ли официально работать на двух работах одновременно?

В статье 34 закона указано, что учащийся имеет право на соблюдение в образовательном учреждении по отношению к нему гарантий по уважению чести и достоинства, защиту от оскорблений, унижения, насилия. Согласно 45 статье родитель ученика может защищать его интересы, направляя жалобы:

  1. руководству учреждения;
  2. комиссии по рассмотрению споров, созданной в нем;
  3. контролирующим органам в Министерстве образования.

Если учитель на уроке или в любое другое время оскорбляет ученика, унижает, угрожает, повышает голос, то тем самым он нарушает права ребенка.

Спокойствие, только спокойствие!

Первая реакция, когда оскорбляют, — защищаться. Хочется ответить агрессией на агрессию, эмоционально выразить возмущение, дать отпор. В подростковом возрасте это здоровая реакция. Но психологи однозначно не рекомендуют тебе выбирать такую линию поведения.

Лучшая тактика при встрече с грубостью — спокойствие и самообладание.

Ход дальнейшего диалога с учителем будет зависеть от нескольких моментов:

1. конфликтная ситуация произошла «один на один»;

2. учитель оскорбил тебя при одноклассниках.

Оскорбление — это всегда унижение человеческого достоинства.

Грубость, высказанная один на один, переносится легче, меньше травмирует психику. Тем не менее, важна твоя правильная реакция, чтобы в будущем защитить себя от грубых нападок.

Сохраняя спокойствие, предложи учителю аргументировать его мнение, затем вежливо попроси в будущем не унижать тебя.

В ответ на претензии ни в коем случае не оправдывайся, спокойно разъясняй свою позицию. Оправдываясь, ты поддерживаешь агрессию учителя, давая ему право и дальше действовать в таком же духе.

Спокойное объяснение выводит разговор на взрослый уровень, чтобы решить ситуацию конструктивно. Каждый учитель знает и осознает, что необходимо разграничивать оценку успеваемости и оценку личности ученика. Поэтому часто за оскорбительными словами или жестами скрывается банальная агрессия, личная неприязнь или профессиональное выгорание.

Если ты чувствуешь, что причина в этом, лучше перевести разговор в правовую плоскость. Покажи логическими доводами, что знаешь о своих правах и можешь отличить критику и оценку знаний от оскорблений и унижения личности.

Обычно в таких случаях конфликт угасает, так как учитель понимает, что закон на твоей стороне.

Бывает, что оскорбление становится досадной случайностью, непреднамеренным выплеском эмоций. В таком случае, особенно если это произошло без свидетелей, конфликт быстро исчерпывает себя.

На лицо, нарушение 152 статьи Гражданского Кодекса РФ о “защите чести и достоинства”, вы в праве потребовать возмещения, хотя бы морального вреда. Если докажете факт оскорбления: запись с диктофона, показания свидетелей и т.п.

Если имело место распространение ложных, порочащих сведений, то обвинить преподавателя можно по статье 128.1 УК РФ “Клевета”. Наказание в виде штрафа до 500 тыс. рублей (Тюремного заключение статьей не предусмотрено).

Оскорбление, высказанное при всем классе может попадать под пункт 2 этой же статьи, и наказываться гораздо более серьёзным штрафом в 1 млн рублей или обязательными работами на срок до 240 часов. (при достаточной доказательной базе)

НО! Практика такова, что ни по 152 ГК РФ, ни по 128.1. УК РФ наказать учителя не выходит. Обычно ему вменяют статью 5.61 КоАП РФ “об оскорблении личности” и символическое наказание в виде пары тысяч рублей.

Как же быть?

В школьном уставе прописаны требования к школьной форме и внешнему виду учеников, правила поведения на уроке. Но даже если ученик нарушает эти правила: приходит на занятия не в школьной форме, с синими волосами, в туфлях на каблуках, в макияже, опаздывает, плохо ведет себя на уроке, — его все равно не могут выгнать из класса. Такое действие будет грубым нарушением права ребенка на образование, и если будет доказана вина педагога, то его привлекут к дисциплинарной или даже уголовной ответственности (в зависимости от тяжести нарушения).

В каком-то смысле учителя лишены рычагов влияния: они могут сделать замечание, запись в дневнике, могут приглашать родителей для беседы, приглашать завуча в класс для решения сложной ситуации. Школа может собирать педсовет с участием родителей по поводу поведения ученика, подключать школьного психолога или даже детскую комнату милиции. Крайняя мера — исключение из школы.

Что делать если учитель оскорбляет ученика

Каждый педагог обязан придерживаться нравственных, этических, а главное – правовых норм.Кроме того, учитель обязан проявлять к ученикам уважение, не допускать оскорбления их чести и достоинства, соблюдать все правила профессиональной этики, а также следить за тем, чтобы ученики не применяли каких-либо способов унижения в отношении друг друга. Соответственно, ни о каком словесном, а тем более телесном, наказании не может быть и речи.Если ученик повел себя неправильно, нарушил какое-либо правило учебного заведения, недобросовестно относится к учебному процессу или же в чем-то не удовлетворяет требованиям учителя, педагог имеет право пригласить в школу родителей ученика, чтобы провести в их присутствии, а также в присутствии директора школы, воспитательную беседу.Лучшим решением со стороны преподавателя будет разъяснить ситуацию родителям и предоставить им возможность самостоятельно повлиять на ребенка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *