Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соцуслуги для пожилых людей: что вам положено и как это получить. Инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выборе между государственным и частным пансионатом для престарелых за пенсию, предпочтение чаще всего отдается последнему. Это связано не только с разницей в условиях проживания и уровнем комфорта, но и с процедурой оформления в пансионат.
Оформление в частный пансионат за пенсию
Что бы пожилого пенсионера определили в государственный дом престарелых, ему необходимо пройти множество инстанций:
- В первую очередь пройти обязательное медицинское обследование: получить необходимые документы о психическом здоровье и отсутствии опасных инфекционных заболеваний.
- Проинформировать социальные службы о своем переезде в дом престарелых и подать соответствующее заявление.
- Получить справку о наличии движимого и недвижимого имущества (если таковое имеется).
- После получения направления в дом престарелых, переоформить пенсию, чтобы без задержек получать ее в пансионате.
При оформлении в частный пансионат для пожилых за пенсию, пакет необходимых документов значительно сокращен. Обязательным в данном случае является предоставление данных о физическом и психическом состоянии пожилого человека, для предварительного оценивания его потребностей, во время проживания в пансионате.
Родные пожилого постояльца могут сами выбирать опции, которыми они могут воспользоваться при определении стоимости, правил и условий проживания в доме престарелых:
- Тип комнаты (проживание в одноместной или общей)
- Питание (количество приемов пищи в день, индивидуальный план питания)
- Наличие гигиенических и косметологических услуг
- Необходимость программы реабилитации после травм, заболеваний или операций.
Если пожилой человек одинок и его пенсии не достаточно для оплаты проживания в частном пансионате, он может решить данную проблему обратившись в агентство по недвижимости и сдать свое имущество в аренду. Часть полученных средств можно откладывать, а основной суммой покрывать недостающую долю для оплаты проживания.
Социальное обслуживание считается необходимым для лиц, в жизни которых присутствуют обстоятельства, резко ухудшающие ее качество:
-
невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;
-
наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;
-
присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;
-
невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;
-
конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;
-
отсутствие у человека постоянного места проживания, в том числе у того, кто еще не достиг возраста 23 лет и уже завершил свое пребывание в домах для детей-сирот;
-
отсутствие у человека места работы и денежных ресурсов для существования.
Какая в чем именно требуется помощь пенсионерам и пожилым людям?
Помощь пенсионерам и пожилым людям требуется всегда, особенно тяжело приходится тем, кто остался и один, имеет проблемы со здоровьем или попал в сложную жизненную ситуацию. Случаи бывают разные и их может быть довольно много:
- социальной помощи пожилым людям необходима в виду немощности стариков, утративших свои жизненные силы, приводит к тому, что они не могут обеспечить себя самым необходимым – например, продуктами, просто потому что не могут самостоятельно дойти до магазина;
- помощь одиноким пожилым людям особенно пригодится в случаях ограниченной физической способности пенсионеров вследствие заболеваний, обостряющихся именно в старости (таких, как болезнь Альцгеймера, старческое слабоумие, резкое ухудшение зрения или слуха, инсульт и т.д.) попросту не позволяют пожилым людям производить обычные человеческие действия;
- психологическая помощь пенсионерам нужна в случае, если есть зависимость пожилых людей от алкоголя, которая в молодом возрасте проявляется не столь сильно, а в старости приводит к неспособности самостоятельно справиться с этой психологической проблемой и к резкому ухудшению самочувствия – социальная помощь и внимание тут просто необходимы;
- оказание помощи пожилым людям может быть и чисто психологического плана, ведь зачастую старики теряют своих супругов (в таких случаях пожилым людям необходима психологическая поддержка) или начинают особенно остро переживать психические травмы, которые были получены когда-то в молодости и таким вот своеобразным эхом напомнили о себе в престарелом возрасте – так, Гуманитарно-благотворительный центр «Сострадание» поддерживает людей, переживших гитлеровские и сталинские концентрационные лагеря;
Обязанности соцработника
Социальный работник может приходить к лежачему старику несколько раз в неделю или ежедневно. В перечень его обязанностей входит:
· покупка продуктов питания, лекарств и т. д., а также их доставка;
· приготовление еды и кормление лежачего пациента;
· уборка и помощь в ремонте жилплощади;
· стирка или сдача одежды в химчистку;
· оплата коммунальных услуг;
· помощь в написании писем;
· посещение общественных мест, а также поликлиник;
· проведение гигиенических процедур;
· первая медицинская помощь;
· моральная поддержка (разговоры, чтение книг и т. д.);
· помощь в получении образования или профессии;
· помощь в оформлении документов, заполнении специальных форм анкет и т. д.;
· помощь в получении путёвок в санаторий или же иных медицинских услуг;
· оформление документов для получения ритуальных услуг.
И это только основные обязанности социального работника.
В каждом регионе у социального работника установлен свой перечень обязанностей, причём, на бесплатной основе. Если пожилому лежачему требуются дополнительные услуги, то они оказываются за определённую плату.
К тому же абсолютно каждый социальный работник ведёт журнал, куда записывает все совершённые покупки, а также оказанные услуги. В этом журнале обязательно ставится подпись, после чего все записи проверяются организацией.
Также социальные работники могут оказывать и разовые услуги. Например, отвести детей с ограниченными возможностями в садик, а также их потом оттуда забрать.
Престарелые люди в силу состояния здоровья зачастую не могут самостоятельно сходить в магазин за продуктами, купить лекарства, сделать уборку в доме. Если такой гражданин не хочет отправиться жить в дом престарелых, соцзащита должна обеспечить его помощью социальных работников. Что именно может входить в обязанности соцработников:
- помощь в бытовых вопросах;
- приготовление пищи;
- покупка продуктов и товаров первой необходимости (в том числе лекарств);
- организация досуга;
- уборка;
- стирка;
- проведение косметического ремонта;
- топка печи (если нет системы центрального отопления);
- подвоз питьевой воды (если нет водопровода);
- оплата коммунальных услуг и иных счетов;
- вызов доктора;
- сопровождение к местам отдыха и др.
Остаться дома среди привычных вещей
По данным центра НАФИ, в России живет около 7 миллионов одиноких пожилых людей. Они не ведут активную социальную жизнь: после 60 лет больше половины из них — 70% — замыкается на доме и быте. Усложняется ситуация и тем, что из-за проблем со здоровьем пожилые люди теряют мобильность. Фактически человек остается один, при этом остро нуждаясь в помощи извне.
82-летняя Софья Васильевна Рощина (фамилия изменена по просьбе героини. — Прим. ТД) живет в Твери в своей квартире на 12-м этаже. Она инвалид первой группы по зрению. Женщину беспокоят постоянные сильные боли в спине, груди и шее, из-за них ей тяжело передвигаться. Последние 17 лет она живет с внуком. Несколько лет назад он получил серьезную травму на заводе и теперь прикован к постели.
«Я за ним ухаживала сама. Это сложно, не каждый сможет поднять лежачего человека, обработать тело, поменять подгузник, — говорит Софья Васильевна. — В какой-то момент мне стало совсем тяжело. Еще и мои болезни обострились. Из-за головокружений на улицу выйти одна не могла — падала несколько раз. За внуком ухаживать сил не осталось. Социальный работник приходила два раза в неделю, приносила еду.
Родственников, кроме 84-летнего брата, у меня и нет — все умерли. Думала, как нам выжить
Началась сильная депрессия, которую пришлось лечить в психоневрологическом диспансере».
Бытовой помощи, которую сейчас соцработники оказывают маломобильным людям на дому, просто недостаточно, считает руководитель направления надомного ухода фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская. В 2017 году фонд предложил концепцию системы долговременного ухода за пожилыми людьми. «Сначала вошла в президентские поручения и комплекс мер по системе долговременного ухода. В прошлом году ее включили в пилотный проект в рамках нацпроекта “Демография”, — отмечает эксперт. — Все адресаты системы нуждаются в посторонней помощи. Речь идет о людях с ментальными, физическими и сенсорными нарушениями».
В пилотных регионах подопечный может получать по программе помощь на протяжении четырех часов в день: по данным Белелюбской, примерно столько времени нужно, чтобы действительно помочь пожилому маломобильному человеку. «Благодаря этой помощи он сможет остаться жить дома, не переезжая в интернат, — объясняет она. — Это огромная радость для многих, ведь дома всегда лучше: ближе к своему привычному окружению, образу жизни».
Кроме фонда «Старость в радость», в проекте участвует родственный ему фонд «Старшие». Он разрабатывает методологию, обучает специалистов по всей России — от чиновников до помощников по уходу. Со стороны государства проект курируют Минтруд и Минздрав, региональные администрации и Агентство стратегических инициатив.
Сейчас в проекте «Система долговременного ухода» участвует 20 регионов. К 2022 году его хотят распространить на все 85 субъектов России.
Как оформить родственника в государственный дом престарелых
Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.
Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.
Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- полис ОМС;
- заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
- справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
- СНИЛС;
- пенсионное удостоверение.
Утвержден профессиональный стандарт «Социальный работник». Он применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. В данном случае — для оказания социальных услуг. Последние подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-экономические.
Для каждого вида социальных услуг приведен перечень трудовых действий, указаны необходимые умения и знания.
У социального работника должно быть среднее профессиональное либо среднее общее образование. Требуется пройти профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте, а также учебный курс по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством. Нужно проходить медосмотры.
Социальный работник обязан сохранять конфиденциальность сведений о клиенте и соблюдать требования этического кодекса.
Организацией работы по социальному обслуживанию на местах для граждан пожилого возраста и инвалидов занимается Центр соцобслуживания населения. Необходимые услуги могут предоставляться на месте, в самом органе или же дома у нуждающегося.
Закон закрепил, что получателем соцуслуг может стать лицо, чьи условия жизни ухудшились в силу определённых обстоятельств. Например, из-за:
- наличия детей-инвалидов;
- получения инвалидности;
- отсутствия места для проживания;
- утраты дееспособности;
- невозможности обслуживать себя самостоятельно;
- проблем с социальной адаптацией;
- внутрисемейных конфликтов;
- тяжёлых заболеваний;
- отсутствия работы и денежных средств.
Независимо от основания, на котором запрашивается помощь, назначить её могут только по решению органов соцзащиты населения. Оказывается же она в муниципальных учреждениях или частных организациях, с которыми был заключён договор.
В декабре 2017 г. по поручению Президента Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Данная система включает в себя сбалансированную медицинскую помощь и социальное обслуживание в стационарной, полустационарной формах и на дому с привлечением сиделок и патронажной службы, а также по поддержке ухода в семье[19]. Организаторы проекта: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив и региональных администраций. Благотворительный Фонд «Старость в радость» отвечает за разработку методологии, на основе которой будет реализовываться данный комплекс мер.
Апробация данной системы в 2018 г. была в шести регионах Российской Федерации (Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях).
В 2019 г. еще шесть регионов включены в пилотный проект по созданию СДУ (Республика Мордовия и Татарстан, Камчатский край, Кемеровская и Кировская области, Ставропольский край). Стоит отметить, что к 2022 г. данная практика распространится по всей территории Российской Федерации. Пилотный проект будет реализовываться в течение трех лет.
Предоставление услуг в полустационарной форме осуществляется специальными организациями социального обслуживания граждан. Их предоставление возможно в определенное время суток (п. 2 ст. 19), при этом законом не детализируется порядок их предоставления.
Минтруд России разрабатывает примерный порядок оказания данных услуг на основе Федерального закона № 442-ФЗ, а конкретная детализация порядка оказания данных услуг осуществляется субъектами РФ и зависит от категории поставщика, формы социального обслуживания и вида социальных услуг (ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 442-ФЗ). Так, имеется Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н[20], в котором определяется примерный порядок, установленный для предоставления социальных услуг в полустационарной форме.
Круг получателей социальной услуги в полустационарной форме довольно широк. Услуги могут получить граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории России. Данный вид услуг может быть предоставлен также беженцам, которые признаны нуждающимися именно в таком виде социального обслуживания.
Прежде чем решить вопрос о предоставлении услуг, обязательно определяется нуждаемость гражданина именно в таком обслуживании, для этого гражданин подает заявление (письменно или в электронной форме). Примерный порядок для предоставления социальных услуг в полустационарной форме следующий. После принятия заявления от нуждающегося гражданина он должен быть проинформирован о порядке предоставления социальных услуг, о видах, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, о возможности их получения бесплатно. Получателю услуг (или его законному представителю) должен быть разъяснен порядок приема документов, которые необходимы для принятия решения о предоставлении ему такой услуги, затем сообщаются результаты принятого решения. Обязательным моментом является составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг для дальнейшего заключения договора. В договоре, как следует из его примерной формы, должны быть данные о предмете договора, о порядке взаимодействия сторон, о стоимости услуг и порядке их оплаты, об основаниях изменения договора или его расторжения, а также ответственность сторон, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ) должны предоставляться бесплатно, если материальное положение получателя услуги соответствует требованиям закона. Требования состоят в том, что на момент обращения за услугой среднедушевой доход получателя должен быть ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода, установленной законодательством субъекта РФ.
По вопросам оплаты полустационарных услуг граждане часто обращаются в суды, считая, что их права на получение бесплатного обслуживания нарушены. В некоторых случаях их не устраивает стоимость услуг. Так, в результате дорожно-транспортного происшествия истец Г. О.[21] получил телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью. В связи с полученной травмой истец полностью утратил трудоспособность, нуждается в постороннем уходе, медикаментах. Ему были оказаны лечебно-диагностические услуги и им были приобретены лекарственные средства, а также были произведены затраты на транспортировку в медицинские учреждения, в санаторий-профилакторий. В связи с необходимостью постоянного постороннего ухода им затрачены средства на услуги сиделки. Г. О. нуждался в лечении, приобретении лекарственных средств и медикаментов, постоянном постороннем уходе, санаторно-курортном лечении и при этом не имел права на получение этих видов помощи бесплатно. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ связывает условия бесплатного предоставления и получения социальных услуг с моментом обращения гражданина в уполномоченный орган субъекта РФ с соответствующим заявлением.
То обстоятельство, что своевременно истец не воспользовался правом на обращение в уполномоченный орган субъекта РФ с заявлением о предоставлении ему социально-бытовых услуг, не должно лишать его права на возмещение понесенных расходов. На момент возникновения у Г.О. необходимости в указанных видах помощи он не имел права на их бесплатное получение, что было исследовано судом первой инстанции и отражено в судебном решении, поскольку его доход превышал прожиточный минимум, установленный в субъекте Федерации.
При получении услуг в полустационарной форме гражданин нуждается не только в медицинских услугах, но и в получении питания. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 954н[22] утверждены нормы питания, которые носят рекомендательный характер и которые предусмотрены для полустационарной формы социального обслуживания. Централизованный порядок установления таких норм, безусловно, способствует единообразию правоприменения. Варьироваться данные нормы могут только в сторону улучшения и разнообразия.
Количество организаций полустационарного обслуживания зависит от потребностей субъектов РФ. Расчеты производятся, исходя из численности получателей социальных услуг, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых полустационарной организацией.
Например, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних целесообразно открывать, исходя из таких показателей: одна организация на 10 тыс. детей (лиц до достижения возраста 18 лет). Центр социального обслуживания населения рекомендуется открывать из расчета один центр на 50 тыс. населения. Данные показатели установлены Приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 934 н[23].
Министерством труда РФ[24] установлены единые требования общего характера в вопросах обеспеченности субъектов РФ организациями социального обслуживания. Среди критериев указаны: приближенность к месту жительства получателей социальных услуг, а также транспортная доступность организаций, в том числе для инвалидов, включая граждан с ограничениями возможности передвижения.
Важным и обязательным показателем является размещение таких организаций с учетом потребностей населения. Порядок предоставления социальных услуг на дому[25] во многом схож с порядком предоставления полустационарных услуг. Также заключается договор, при заключении которого получателей социальных услуг (или их представителей) следует ознакомить с условиями предоставления услуг на дому, с правилами внутреннего распорядка для получателей услуг. Получатели услуг имеют право на получение информации о своих правах, обязанностях, о возможных вариантах предоставления социальных услуг, а также о сроках и порядке их предоставления.
Социальное обслуживание – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, под которыми понимается действие по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи, в том числе срочной, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Услуги социального обслуживания делятся на восемь видов: 1) социально-бытовые; 2) социально-медицинские; 3) социально-психологические; 4) социально-педагогические; 5) социально-трудовые; 6) социально-правовые; 7) услуги для повышения коммуникативного потенциала ПСУ, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги.
Ключевым элементом социального обслуживания является индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Появление индивидуальной программы призвано полностью перестроить принципы администрирования социального обслуживания.
Стационарное обслуживание обеспечивает медицинскую и бытовую поддержку граждан. В стационарах предоставляются психологические и правовые услуги, услуги по организации досуга.
Оптимизация системы социального обслуживания населения и деятельности социальных служб является одним из приоритетных направлений модернизации социальной сферы на современном этапе.
Основная идея оптимизации системы социального обслуживания состоит в том, чтобы с одной стороны, создать условия, позволяющие населению в соответствии с действующим законодательством получать социальные услуги с учетом индивидуальной нуждаемости и потребности в них, с другой – сформировать действующую управленческую систему, основанную на использовании новых, методов, форм работы, стандартах и моделях практики социального обслуживания, которая позволит достигнуть эффективного уровня управления социальными службами в регионе.
Проведенное исследование в области стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста позволяет сделать вывод, что применение разнообразных технологий в досуговой деятельности в целом позитивно влияет на пожилого человека, улучшает его физическое и эмоциональное состояние, повышает уверенность в себе. Специалисты считают необходимым применение традиционных технологий в досуговой деятельности пациентов, таких как арт-терапия, музыкотерапия. Накоплен большой опыт по внедрению данных форм в досуг пожилых, и они успешно практикуются специалистами. Именно поэтому эксперты предпочли арт-терапию и музыкотерапию другим технологиям, считая их самыми оптимальными и необходимыми, и предпочли бы разрабатывать и применять программы по данным формам работы.
Как подать заявку о бесплатном помещении в дом престарелых?
Для приёма в социальный (государственный) дом престарелых пенсионер должен получить официальное направление в службе социальной защиты.
Департамент труда и социальной защиты населения отвечает за меры социальной поддержки, выплаты, социальные и реабилитационные услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Существенными обстоятельствами для помещения пенсионера в дом престарелых могут быть:
- выявленное слабоумие (различные деменции пожилого возраста);
- трудные жизненные условия, проживание вдали от родственников;
- прохождение курса реабилитации после болезни, который невозможно пройти в домашних условиях.
Первым делом, нужно зарегистрироваться в органах социального обеспечения по месту жительства. Для этого, вместе с самостоятельно и добровольно подписанным заявлением подаются:
- паспорт,
- СНИЛС,
- полис ОМС,
- пенсионное удостоверение,
- медицинская карта.
Кроме самого заявления и документов, подтверждающих личность заявителя, в органы соц. защиты необходимо представить целый пакет документов:
- Справка из БТИ (ПИБ) о наличии у пенсионера жилья;
- Заключение Медико-социальной экспертизы (МСЭ) о потребности человека в определённых мерах социальной защиты;
- Результаты медицинского осмотра разных специалистов (терапевт, кардиолог, невролог, дерматолог, нарколог, онколог, психиатр);
- Результаты флюорографии, общий анализ крови, анализ мочи.
Кроме того:
- Ветераны должны предоставить соответствующие удостоверения.
- Инвалиды 1 и 2 групп предъявляют свидетельство врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).
- Если пенсия используется для платы размещения ухода в доме престарелых, к документам прилагается справка о размере пенсионных накоплений и размере ежемесячных платежей.
Обслуживание лиц пожилого возраста социальными работниками проводится по двум схемам: патронажной и социального сопровождения. Они имеют существенные отличия. Патронаж предусматривает надомную работу, уход, создание условий для максимально комфортной жизни подопечного.
Социальное сопровождение выстраивается по иному принципу. Сопровождающий помогает подопечному участвовать в общественной жизни, самореализовываться в том статусе, в котором он находится на конкретный момент.
Сопровождение не ограничивается надомным обслуживанием. Его функции и задачи существенно шире. Так, организуется сопровождение пожилых в аэропорту, на железнодорожных вокзалах, в поездках на санаторно-курортное лечение, в больницы на обследования, на социальные мероприятия и т.п.
То есть услуга предусматривает оказание помощи различного характера, от психологической до транспортной (например, в Шереметьево сопровождение граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться специальными машинами).
Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.
Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:
- Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
- наличие тяжелых психических отклонений,
- наркотическая зависимость,
- алкогольная зависимость,
- прием психотропных препаратов,
- наличие карантинных болезней,
- наличие тяжелых инфекционных патологий;
- наличие открытой формы туберкулеза;
- наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
- Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
- Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
- Заявитель является лицом без определенного места жительства.
Из документов при обращении в органы соцзащиты понадобятся следующие бумаги:
- заявление на оказание социальной помощи на дому;
- заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы;
- справка из медицинского учреждения об отсутствии заболеваний, при которых получения социальной помощи невозможно;
- пенсионное удостоверение;
- справка о составе семьи;
- справка о величине доходов.
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Ведомством, отвечающим за предоставление социальной помощи на дому, являются органы социальной защиты населения – обращаться нужно в региональные отделения по месту регистрации. Алгоритм действий будет следующим:
- Гражданин лично или через представителя (должен иметь при себе паспорт РФ и нотариально заверенную доверенность на представление интересов заинтересованного лица) обращается в органы социальной защиты населения.
- Специалисты СЗН осуществляют проверку документов на достоверность указанных в них сведения, делают запросы в другие органы власти по каналам межведомственного взаимодействия. Документы нужны будут следующие:
- заявление;
- паспорт РФ;
- пенсионное удостоверение (при наличии);
- заключение из бюро медико-социальной экспертизы + индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов);
- справка о составе семьи (во многих регионах сведения запрашиваются самостоятельно специалистами СЗН по каналам межведомственного взаимодействия);
- справка об отсутствии заболеваний, которые могут стать препятствием к получению услуг по социальному обслуживанию;
- справка о величине доходов.
- Проводится комплексная проверка на предмет наличия противопоказаний к получению социальной помощи:
- наличие у заявителя тяжелых психических заболеваний и болезней, требующих особого специализированного лечения;
- открытая форма туберкулеза;
- наличие тяжелых инфекций, карантинных болезней;
- прием заявителем психотропных препаратов;
- наркотическая или алкогольная зависимость.
- Эксперты проверяют степень нуждаемости человека в получении оформляемых услуг (социальные работники будут назначены тем заявителям, кому помощь требуется более всего).
- Сотрудники СЗН приходят домой к заявителю с целью проверки условий проживания.