Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преступления против человечности — Crimes against humanity». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Формирование института данных незаконных деяний связано со становлением и развитием международного гуманитарного права, основная роль которого заключается в установлении принципов, норм и правил поведения сторон вооруженных конфликтов для того, чтобы гарантировать следование основным правам и свободам человека, способствовать облегчению страданий жертв данных противостояний, гарантировать защиту населения и комбатантов от бедствий войны, сюда же относятся недопустимые методы осуществления военных действий. В основе международного гуманитарного права лежит право Гааги, которое установлено рядом Гаагских конвенций о законах и обычаях войны.
Роль международного гуманитарного права в формировании института преступлений против человечности
Важно отметить, что ряд принципов и норм международного гуманитарного права используются независимо от оказания вооруженного сопротивления вооруженным силам или противодействия населения одной стороне конфликта.
Международное уголовное право необходимо для формализации ответственности физического лица за ряд посягательств на правоотношения, которые регламентированы международным гуманитарным правом. Это происходит при помощи обозначения структуры норм относительно военных преступлений, незаконных деяний против человечности, которые происходят во время ряда вооруженных столкновений как внутригосударственного, так и международного характера.
Но гуманитарное право выступает в качестве источника для классификации военных незаконных действий, в то время как ряд норм относительно преступлений против человечности в большинстве своем базируются на ряде принципов и норм международного права прав человека. В ряде положений относительно ответственности за незаконные деяния такого вида используется ряд категорий и понятий, которые выработаны международным гуманитарным правом. Речь идет о инструментах защиты гражданского населения.
Принимая во внимание Римский статут МУС, ряд преступлений важно классифицировать на преступления против человечности, не учитывая то, были ли они совершены во время военных действий вместе с рядом военных преступлений или в сумме с незаконными деяниями против мира. То, что совершено подобное незаконное деяние, будет важно, не принимая во внимание наличие вооруженного конфликта. Данные незаконные деяния затрагивают гражданское население. В качестве жертв данных незаконных деяний могут выступать гражданские лица, сюда же относится ряд лиц, которые находятся в местах заключения и содержатся под стражей; во время незаконных деяний, которые совершены в ситуации вооруженного противостояния – это ряд лиц, не принимающих или прекративших участие в военных схватках.
Важно знать, что нельзя воспринимать в качестве потерпевшего от незаконного деяния против человечности вражеских комбатантов.
В российском законодательстве преступления против человечества квалифицируются по 10 статьям, вошедшим в 34-ю главу Уголовного кодекса. Уголовная ответственность определена для частных лиц. Но нередко бывает, что в преступлениях виновно государство. Тогда к государству применяется международная ответственность, а к конкретному исполнителю приказа – уголовная в соответствии с законом страны, на территории которой совершено преступление, и которая его судит.
Тот факт, что человек действовал по приказу своего начальства, не снимает с него ответственности.
Не освобождает от ответственности также должность преступника. Им может быть даже глава государства. Но бывают виды преступлений против человечества, совершённые группами людей или конкретными политическими партиями, а не государством. Таковыми являются геноцид во время гражданских войн, действия наёмников в различных военных кампаниях и т.п.
Особенности и понятие
К числу подобных общественно-опасных действий относят такую группу противоправных деяний, которые посягают на нормальное сосуществование стран и их народов, представляют особую угрозу для человечества в целом.
Подобные нарушения всегда имеют под собой социальную подоплеку, ведь направлены они на здоровье и жизнь людей.
Это различные локальные или глобальные конфликты, причем, не только военные, но и экономические, политические, религиозные, этнические распри, которые самым негативным образом влияют на развитие многих государств — участников, а значит, и на жизнь и безопасность людей, проживающих в них.
Страдает генетическая динамика, меняются духовные и ментальные ценности представителей больших социальных слоев.
Данные преступления имеют международный характер, так как нарушают нормы международного законодательства.
Выделяют 2 больших группы подобных нарушений.
Это противоправные действия, нарушающие общие нормы международного права (санкции в этом случае не зависят от территории государства, на которой было совершено преступление), а также конвенционные, ответственность за которые регулируется законодательством определенных стран — участников конвенции.
Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК РФ).
Объективные признаки
Объект преступления — общественные отношения, складывающиеся по поводу нераспространения наиболее опасных видов оружия; предмет преступления — оружие массового поражения, запрещенное международным договором Российской Федерации.
Оружием массового поражения считается то, которое действует атомным взрывом или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие, а также любое разработанное в будущем оружие, обладающее разрушительными свойствами и характеристиками, сравнимыми с атомным и другими названными видами оружия.
Уголовный закон относит к подобным предметам химическое, биологическое, токсинное оружие.
Первое обладает способностью за счет своего химического воздействия на жизненные процессы вызывать летальный исход, временный инкапаситирующий эффект или причинять постоянный вред человеку или животным. Им являются в совокупности или в отдельности то ксичные химикаты и их прекурсоры; боеприпасы и устройства, предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет свойств токсичных химикатов; любое оборудование, предназначенное для использования непосредственно в связи с применением названных боеприпасов и устройств. Разработка, производство, накопление химического оружия запрещены соответствующей конвенцией, принятой в Париже 13 января 1993 г., ратифицированной Российской Федерацией 5 ноября 1997 г.
Под биологическим оружием понимаются любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус или другой биологический агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средства их доставки, созданные с целью вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или другого живого организма, заражение окружающей природной среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов. Не являются биологическим оружием биологические агенты, токсины либо средства их доставки, разрабатываемые, производимые, приобретаемые, сбываемые, транспортируемые и используемые в мирных целях, например профилактических или медико-защитных.
Поражающее действие биологического (бактериологического) оружия основано на болезнетворных свойствах микроорганизмов — возбудителей заболеваний людей, животных и растений. Это бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и токсические продукты их жизнедеятельности, используемые для военных целей с помощью живых зараженных переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов, клещей и др.) или в виде суспензий и порошков.
Токсинное оружие является разновидностью биологического оружия.
Его поражающее действие основано на болезнетворных свойствах токсичных продуктов микроорганизмов, природных ядов животного или растительного происхождения, их аналогов, полученных методами химического синтеза, белков, обладающих высокой биологической активностью и чрезвычайно токсичных для высших животных (рицин, дифтерийный токсин, ботулинический токсин и т. д.).
Разработка, производство и накопление запасов биологического и токсинного оружия запрещены Конвенцией от 10 апреля 1972 г., ратифицированной СССР 11 февраля 1975 г.
Ядерное оружие представляет собой оружие взрывного действия, основанное на использовании ядерной энергии, освобождающейся при цепной ядерной реакции деления тяжелых ядер либо термоядерной реакции синтеза легких ядер. Его распространение запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия, заключенным в Женеве 1 июля 1968 г., ратифицированным СССР 24 ноября 1969 г.
Объективная сторона состоит в разработке, производстве, накоплении, приобретении или сбыте оружия массового поражения.
Разработка выражается в проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ с целью создания данного оружия. Производство заключается в его изготовлении по имеющимся технологиям. Накопление предполагает образование запасов оружия массового поражения. Приобретение — получение предмета преступления любыми способами (покупка, обмен, получение в дар, присвоение находки и др.), кроме хищения и вымогательства. Сбыт означает возмездное или безвозмездное отчуждение оружия в пользу других лиц.
Преступление имеет формальный состав, считается оконченным в момент совершения любого из перечисленных деяний.
Субъективные признаки
Субъективная сторона выражается в вине в виде прямого умысла.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ).
Объективные признаки
Объект преступления — общественные отношения, складывающиеся по поводу применения в вооруженных конфликтах средств и методов, исключающих причинение воюющим излишних страданий и неоправданные жертвы среди мирных людей. Потерпевшими являются военнопленные и гражданское население.
Понятие военнопленных дано в Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. Ими признаются попавшие во власть неприятеля представители личного состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, ее ополчений и добровольческих отрядов, отвечающих определенным признакам, и некоторые другие.
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. распространяется на лиц, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей страны, гражданами которой они не являются.
Предметом преступления может выступать «национальное имущество», под которым понимаются материальные ценности государства, организаций и частных лиц на оккупированной территории.
Объективная сторона выражается в следующих альтернативных деяниях:
а) жестоком обращении с военнопленными или гражданским населением. Женевской конвенцией об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г. запрещены преднамеренное убийство, пытки, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное конвенцией.
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. добавляет к перечисленному незаконные перемещение или арест, взятие заложников;
б) депортации гражданского населения. Признаются незаконными совершаемые по любым мотивам угон и депортация гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или другого государства. Разрешается эвакуация оккупированного района в глубь оккупированной территории, если этого требует безопасность населения или особо веские соображения военного характера;
в) разграблении национального имущества на оккупированной территории.
Понятие и общая характеристика преступлений против мира
Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств.
Объектом рассматриваемых преступлений являются основы добрососедского, взаимовыгодного, мирного соседства и сосуществования государств, безопасность человечества. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье человека, отношения, обеспечивающие сохранность природы, отношения собственности.
Субъективная сторона преступлений против мира и безопасности человечества характеризуется виной в форме прямого умысла. Для отдельных преступлений обязательным признаком субъективной стороны является цель (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ст. 360 УК РФ).
Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Отдельные составы преступления в качестве обязательных предусматривают признаки специального субъекта (ч. 2 ст. 354 УК РФ — публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации).
Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта:
- преступления против мира;
- преступления против безопасности человечества.
К преступлениям против мира относятся:
- ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;
- ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;
- ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;
- ст. 359 УК РФ. Наемничество.
Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
Особенности правового регулирования преступлений против мира и безопасности человечества
Аннотация. Настоящая статья призвана показать особенности правового регулирования преступлений против мира и безопасности человечества в России.
- Современные акты международно-правового характера отражают меры персональной уголовно-правовой ответственности в отношении физического лица, которое преступило закон и виновно в преступлении против мира и безопасности человечества.
- Современная действительность говорит о том, что международные деяния, результатом которых являются крайне тяжелые последствия для жизнедеятельности человечества, становятся все более глобальными, как в смысле увеличения их количества, так и в смысле масштабов последствий.
- В силу важности и актуальности преступлений против мира и безопасности человечества, для всего мирового сообщества, в Уставе ООН и Декларации о принципах международного права, отражены самые значимые международно-правовые принципы: отказ от угрозы силой и использования силы в международных отношениях; разрешение споров мирными средствами; невмешательство во внутренние дела других государств; обязанность сотрудничать в соответствии с Уставом; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство всех государств; добросовестное выполнение международных обязательств.
Преступления против мира и безопасности человечества – не что иное, как преступления международного характера, посягающие на основополагающие начала жизнедеятельности мирового сообщества, посредством которых во всех государствах мира осуществляется охрана и обеспечение мирного положения.
Очевидным является тот факт, что борьба с указанными деяниями международного масштаба должна проводиться под началом ООН и с применением установленных рекомендаций. Именно это увеличит эффективность названных мероприятий.
Нормы международного права гласят, что всем странам мира в целях обеспечения собственной безопасности, в национальных системах права следует зафиксировать перечень рассматриваемых преступлений [6, с. 15].
Итак, обратимся к важным источникам международного права, в которых содержатся правила об уголовном наказании за преступления против мира и безопасности человечества. Это, конечно же, Устав Международного военного трибунала по делу главных военных преступников в Германии, виновных в развязывании Второй мировой войны, а также Устав Токийского международного военного трибунала [8, с. 27].
Обращает на себя внимание тот факт, что в данных Уставах определений преступлений против мира и безопасности человечества не существует. Уставы регулируют условия привлечения к ответственности за подобные уголовные деяния, а также категории последних.
Устав Нюрнбергского трибунала в статье 6 отражал такие категории преступлений против мира и безопасности человечества:
- преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных документов, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;
- военные преступления: нарушение законов или обычаев войны (убийство, истязание, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийство или истязание военнопленных; убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности и др.).
Состав преступлений военного характера изменили Уставом Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., а также Уставом Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, которые были совершены ими бесконечное количество раз, с применением особой жестокости на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г. [3.].
Названный количественный состав преступлений против военных расширили за счет внесения в него: экспериментов биологических; обязывание лиц из состава военных или гражданского населения нести службу в вооруженных силах врага; захват в заложники населения, а также прочие преступления.
К таким уголовно-наказуемым деяниям, как убийство, истребление, порабощение, ссылка, которые соврешались над простыми обывателями, вне зависимости от того, была ли это война, или мирное время, без принятия во внимание мотивов, указанные Уставы прибавили изнасилование, пытки, терроризм, а также заключение в тюрьму.
Стоит помнить, что перечень уголовных правонарушений против человечества расширили за счет включения геноцида (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), колониализма (Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.), применения ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), расизма и расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.), апартеида (Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.) [9, с. 169].
Еще один важный международный документ — Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г., который отражает правовую структуру значимый преступлений в сфере прав международного сообщества в общем плане (геноцид, преступления против человечности, уголовные деяния военного характера, уголовные правонарушения агрессии).
В данном контексте необходимо помнить, что полномочия Международного уголовного суда нацелены исключительно на те преступления, которые были обращены против человечества, а именно, совершенные при крупных, длящихся и повторяющихся нападениях в отношении населения; а также уголовно-наказуемые деяния военного характера, которые зафиксированы в рамках вооруженных конфликтов внутри конкретного государства.
Таким образом, очевидно, что нормы международного права категории преступлений против мира и безопасности человечества до сих пор не унифицированы, все же продолжают формироваться. Данное обстоятельство создает трудность в добавлении в национальные уголовно-правовые системы государств участниц четко систематизированных видов преступлений против мира и безопасности человечества.
Обратимся к ситуации нормативно-правового регулирования преступлений против мира и безопасности человечества в России.
Уголовный кодекс РФ в свое главе 34 (Преступления против мира и безопасности человечества) соотносится с актуальными нормамим международного права в этом вопросе [4].
Глава 34 УК РФ представлена следующими состава преступлений, которые отражаются в соответствующих статьях:
- статья 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»;
- статья 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»;
- статья 354.1 «Реабилитация нацизма»;
- статья 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»;
- статья 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»;
- статья 357 «Геноцид»;
- статья 358 «Экоцид»;
- статья 359 «Наемничество»;
- статья 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»;
- статья 361 «Акт международного терроризма».
Охарактеризуем данную категорию преступлений с точки зрения норм УК РФ.
Объектом родового значения в уголовных правонарушения против мира и безопасности человечества являются, во-первых, отношения общественно-правового характера, связанные с применением норм международного права и обеспечивающие охрану устоев взаимодействия населения и государства, во-вторых, фундаментальные правила сохранения мирных отношений Международного сообщества и безопасности (мирное разрешение споров, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная целостность, самоопределение народов и невмешательство во внутренние дела других государств, уважение прав человека и добросовестное выполнение международных обязательств).
Именно эти факторы обеспечивают гарантию мирного решения споров и разрешение конфликтов как для физических лиц, так и для целых государств, к тому же содержат правоохранительные принципы для жизни людей .
Исследуя структу раздела 12 УК РФ, можно отметить, что в нем содержится только одна глава 34, то есть родовой и видовой объекты рассматриваемых преступлений против мира и безопасности человечества идентичны между собой.
Обращает на себя внимание тот факт, что к таким признакам, которые обязательны для определенного круга преступлений против мира и безопасности человечества, в первую очередь относят предмет преступления (например, в ст. 355 УК РФ — химическое, биологическое, токсинное и другие виды оружия массового поражения).
Составы преступлений главы 34 УК РФ, в значительной мере, являются формальными.
Это говорит о том, что их объективная сторона в качестве обязательного признака содержит в себе лишь совершение проступка, который являет собой общественную опасность, а сами негативные последствия выходят из перечня элементов состава.
Лишь рассматривая экоцид и черты его объективной стороны, уголовный закон показывает, что это преступление влечет за собой наказание только тогда, когда, оно стало причиной конкретных общественно опасных последствий, например, экологической катастрофы [7, с. 50].
Как показывает анализ статей главы 34 УК РФ, большая часть преступлений против мира и безопасности человечества, характеризуются активными деяниями.
То есть, обязательными признаками объективной стороны этих уголовно-наказуемых деяний, (например в статье 356 УК РФ — применение запрещенных средств и методов ведения войны), являются те обстоятельства, которые сопутсвуют моменту уголовно-правового деяния, например при конфликте вооруженного характера.
Рассматривая субъективную сторону преступлений против мира и безопасности человечества, становится очевидным, что она представлена виной с формой прямого умысла.
Некоторые составы уголовно-наказыемых деяний данной категории, в качестве обязательных элементов субъективной стороны содержат в себе конечную задачу их исполнения (например, при геноциде – это полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы) [10, с. 465].
Субъекты, рассматриваемых преступлений, лица, которые достигли возраста 16 лет. Некоторые составы уголовно-наказыемых деяний данной категории, содержат необходимость наличия специального субъекта (к примеру, в статье 353 УК РФ – это лицо, занимающее высшие государственные должности РФ или субъекта РФ, в статье 356 УК РФ – это , участник вооруженного конфликта).
Таким образом, можно предложить определенную классификацию преступлений против мира и безопасности человечества, которая будет зависеть от их непосредственных объектов:
- преступления против мира (статьи 353-355, 361 УК РФ);
- военные преступления (статья 356 УК РФ);
- преступления против человечества (статьи 357-358 УК РФ);
- посягательство на принципы правового регулирования вооруженных конфликтов (статья 356 УК РФ);
- посягательство на неприкосновенность лиц и учреждений, пользующихся международной защитой (статья 356 УК РФ).
Понятие и общая характеристика преступлений против безопасности человечества
В группу преступлений против безопасности человечества входят геноцид и экоцид. Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.п. При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории. [7, c. 56]
Преступления против человечности — это убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Преступления против безопасности человечества:
- ст. 355 УК РФ. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;
- ст. 356 УК РФ. Применение запрещенных средств и методов ведения войны;
- ст. 357 УК РФ. Геноцид;
- ст. 358 УК РФ. Экоцид.
Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы — геноцид, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Понятие «нация» имеет двойственный характер: речь идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этого термина, то есть к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа — это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.). Термин «религиозная группа» не нуждается в расшифровке. Уголовный закон не выделяет специально ответственность за геноцид в отношении социальной группы, хотя Конституция РФ запрещает дискриминацию по признаку принадлежности к такой группе. По-видимому имеется ввиду, что понятие геноцида в отношении национальной группы охватывает и геноцид по социальному признаку. Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида законодатель в соответствии с международно-правовым его определением предусматривает и насильственное перечисление либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующей группы населения.
Когда в рамках процесса в Германии давали общую характеристику преступлений против безопасности человечества, деяния сформулировали как политику преследования, репрессий, уничтожения тех, кто противостоял власти нацистов. Такие руководители заключали людей в тюрьмы, не проводя судов, преследовали и унижали невинных, превращали людей в рабов, пытали, убивали. Такие обвинительные фразы и по сей день могут вызвать дрожь у впечатлительного человека.
В тот момент обвинили 19 человек, всех их признали виновными. Среди прочих в число обвиненных вошли Геринг, Гесс. Степень наказания варьировалась – кого-то заключили в тюрьму на десятилетие и больший срок, кому-то назначили смертную казнь. Это был самый большой суд, посвященный противоправным деяниям против социума. Он считается самым кровавым за историю человечества.
Причины правовых урегулирований
Работы над международным урегулированием таких преступлений ведутся с 1868 года. Именно тогда начали воплощаться в жизнь системы правовых отношений, призванных ограничивать участников вооружённых конфликтов в методах ведения боевых действий и определяющие права гражданского населения в зонах боев и на оккупированных территориях. Для этих целей приняты международные договоры, призванные обеспечить защиту жертв войны: раненых, военнопленных, гражданских лиц.
Такая концепция направлена на обеспечение общего правопорядка и мировой безопасности всех государств. Дело в том, что каждый последующий вооружённый конфликт становится более жестоким и политизированным.
Примеры: военный конфликт в Корее явил миру 9 единиц неизвестного ранее вооружения. В Персидском заливе появилось уже 100 новейших образцов вооружения.
Причины правовых урегулирований заключаются в том, чтобы ограничивать производство и применение оружия массового поражения и боевой техники, которая может послужить угрозой безопасности всему мировому сообществу.
Понятие и общая характеристика преступлений против мира
Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств.
Объектом рассматриваемых преступлений являются основы добрососедского, взаимовыгодного, мирного соседства и сосуществования государств, безопасность человечества. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье человека, отношения, обеспечивающие сохранность природы, отношения собственности.
Субъективная сторона преступлений против мира и безопасности человечества характеризуется виной в форме прямого умысла. Для отдельных преступлений обязательным признаком субъективной стороны является цель (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ст. 360 УК РФ).
Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Отдельные составы преступления в качестве обязательных предусматривают признаки специального субъекта (ч. 2 ст. 354 УК РФ — публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации).
Эти преступления делятся на две группы в зависимости от непосредственного объекта:
- преступления против мира;
- преступления против безопасности человечества.
К преступлениям против мира относятся:
- ст. 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;
- ст. 354 УК РФ. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;
- ст. 360 УК РФ. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;
- ст. 359 УК РФ. Наемничество.
Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
Ведение агрессивной войны — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
В соответствии со статьей 354 УК Р, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.[1, c. 256]
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Преступления против мира и безопасности человечества в международном праве
Законодательное закрепление мира и безопасности человечества в качестве объектов международной уголовно-правовой охраны обусловило две мировые войны, ставшие причиной безжалостного уничтожения миллионов жизней ни в чем не повинных людей.
Мир и человечества как объекты уголовно-правовой охраны были закреплены в Международного военного для суда и наказания военных преступников стран оси. 6 этого Устава преступлениями, подлежащими
Трибунала и влекущими за индивидуальную ответственность, действия:
— планирование, развязывание или ведение войны или войны в международных договоров, или заверений или участие в плане или заговоре, к осуществлению любого из действий (преступления мира);
— нарушения или обычаев войны, к относятся убийства, или увод в рабство или для целей гражданского оккупированной территории; или истязания военнопленных или находящихся в море; заложников; ограбление или частной собственности; разрушение городов или разорение, не оправданное необходимостью, и другие (военные преступления);
— истребление, порабощение, и другие жестокости, в отношении гражданского до или во время войны, или по политическим, расовым или мотивам в целях или в связи с любым подлежащим юрисдикции независимо от того, ли эти действия нарушением права страны, где они совершены, или нет (преступления человечности)
В представленных актах преступления мира и безопасности рассматриваются в качестве преступлений, под которыми понимать особо для человеческой цивилизации принципов и норм права, имеющих значение для обеспечения защиты личности и важных интересов сообщества в целом.[8, c.
После Нюрнбергского и процессов и создания Объединенных Наций по развитию нормативной необходимой для борьбы с против мира и человечества, продолжилась. 21 1947 г. Генеральной ООН была принята 177 об образовании Комиссии права. Данной были даны два во-первых, сформулировать международного права, Уставом Нюрнбергского и нашедшие выражение в его во-вторых, составить Кодекса законов о против мира и человечества, ясно место, которое быть отведено принципам. Однако в 1991 г. на своей сессии Комиссия права в предварительном приняла в первом проект этого который через секретаря ООН был направлен стран на предмет
Кодекс состоял из своеобразных Общей и частей. Часть включала нормы о видах преступлений, как о международных преступлениях мира и безопасности так и о преступлениях международного (например, о незаконном наркотических средств, об преступлениях и так далее). учета замечаний, от 22 государств, проект был обновлен и принят во чтении в 1994 г.
Как это обычно и бывает, о том, что на востоке происходит что-то страшное, поняли только через три десятка лет. Преступления так называемых коммунистических Красных кхмеров происходили в 70-е годы ХХ века, а суд международные органы созвали лишь в 2003-м. Несмотря на миллионы убитых жителей Камбоджи и соседнего Вьетнама.
В период с 1975 по 1979 год левоэкстремистское движение Пол Пота занималось репрессиями, депортациями, массовым истреблением людей и другими преступлениями против человечности. Коммунисты не принимали ничего западного и ненавидели интеллигенцию, поэтому попасть в расстрельную яму можно было даже за ношение очков или книжку с латинскими буквами. Также без лишних разговоров убивали всех религиозных людей, вьетнамцев, чамов и, конечно, тех, кто не был согласен с действиями правительства диктатора.
Несмотря на многочисленные задокументированные случаи пыток и убийств, левая интеллигенция запада долгое время не признавала, что в Камбодже происходит геноцид. Уже в конце 70-х Красных кхмеров свергли, а Пол Пот так и не дождавшись суда за свои преступления умер в 90-е. Таким образом, обвиняемых по делу Демократической Кампучии к началу XXI века осталось пятеро. До приговора дожили трое.
Канг Кек Иеу получил 35 лет, Нуон Чеа и Кхиеу Сампхан – пожизненное. Впрочем, учитывая возраст, Канг Кек Иеу тоже вряд ли доживет до своего освобождения. Удивительно, что из всего того объема людей, которые участвовали в геноциде, до суда «дошли» всего пятеро. Во многом это связано с тем, что Камбоджа отказалась полностью передавать дело о преступления против человечности международным инстанциям. Сами заседания проходили непосредственно в Камбодже, да и большинство судей представляют пострадавшую от действий коммунистов страну.
Таким образом, мы видим, что существуют серьёзные и непротиворечивые основания подозревать, что в ходе вооружённых конфликтов в Чечне, в Грузии, на Украине (включая ситуацию незаконной оккупации и аннексии Крыма) и в Сирии российские должностные лица, действовавшие в официальном качестве, и иные граждане РФ совершали широкомасштабные и систематические нарушения международного права, образующие целый ряд составов военных преступлений, преступлений против человечности и преступления агрессии, а также ряд нарушений российского законодательства, которые должны быть квалифицированы в качестве тяжких и особо тяжких преступлений по внутригосударственному праву. Жертвами данных преступных актов являются по меньшей мере десятки тысяч лиц, а сами преступления во многих случаях совершались демонстративно, в условиях очевидности. В этом состоит существенное отличие данной категории правонарушений от всех других, рассматриваемых в настоящем докладе.
Очевидно, что из-за особой тяжести описанных преступных деяний основным способом правового реагирования на них должно быть уголовное преследование. Ответственность за военные преступления предусмотрена в Уголовном кодексе РФ в статье 356 «Применение запрещённых средств и методов ведения войны» и статье 360 «Нападения на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой», за преступления против мира — в статье 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны» и статье 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» (следует обратить внимание на часть 2 — призывы к развязыванию войны с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации). Как отмечено далее в параграфе 3 главы 7, положения о международных преступлениях в российском законодательстве содержат значительные пробелы.
Кроме того, к самому широкому спектру нарушений, совершённых представителями государства, может быть отнесено действие статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Участники незаконных вооружённых формирований, действовавших на территориях иностранных государств (в том числе в «вооружённых силах ДНР и ЛНР», «частных военных компаниях»), могут быть привлечены к уголовной ответственности в России по части 2 статьи 208 УК РФ, при условии доказанного противоречия этих формирований интересам России.
Наконец, действия ряда должностных лиц могут быть описаны через диспозиции статей 282, 282.1, 282.2 УК РФ, которые предусматривают ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам принадлежности к группам, а также за организацию экстремистских групп и сообществ. Однако, учитывая серьёзные сомнения в правовом характере данных норм и дискриминационную практику их применения (об этом см. параграф 2.6 главы 2), авторы не уверены в совместимости данных положений закона с требованиями верховенства права.
Преступления, описанные в этой главе, могут также рассматриваться в качестве общеуголовных, однако, с точки зрения международного права, такая оценка может быть признана ненадлежащей формой правового реагирования.
Беспрецедентный для новейшей российской истории масштаб совершённых нарушений норм международного гуманитарного права и прав человека обостряет проблему возмещения причинённого вреда. Это особенно актуально для ситуации вооружённого конфликта в Чеченской Республике. Мы полагаем, что, с учётом масштаба и серьёзности совершённых в данном регионе нарушений, привлечение к ответственности виновных и исправление последствий неправомерного насилия относятся к числу самых сложных задач переходного правосудия.
В связи с почти стопроцентным уровнем безнаказанности и прекращением практически всех уголовных дел «за невозможностью установить лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых», не был возмещён моральный вред и материальный ущерб потерпевшим от преступлений, совершённых представителями государства. Исключения составляют единичные случаи: компенсации удалось получить лишь тем, кому они были назначены в соответствии с постановлениями Европейского Суда по правам человека. Однако процент таковых на фоне общего числа жертв, как мы уже сказали, представляется ничтожным. Следует, правда, отметить, что Российское государство провело широкую кампанию выплат компенсаций жителям Чеченской Республики за разрушенное в ходе боевых действий жильё. Однако эти выплаты никак не были связаны с признанием тех, кто их получил, потерпевшими от преступлений.
Особой восстановительной мерой, в которой остро нуждается чеченское общество, является установление истины относительно нескольких тысяч лиц, которые были подвергнуты насильственным исчезновениям. В значительном числе случаев родственники ничего не знают не только об обстоятельствах смерти своих «исчезнувших» близких, но даже о месте их захоронения. Сравнение несовпадающих между собой списков гиперлояльного российским властям чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева и списков правозащитного центра «Мемориал» показывает, что число таких жертв было никак не менее пяти тысяч. В то же время по сотням чеченских кладбищ разбросано огромное количество безымянных могил, в которых местные жители хоронили найденные ими трупы неизвестных соотечественников со следами насильственной смерти. Учётом этих захоронений никто не занимается, Российское государство год за годом саботирует настоятельные рекомендации международных организаций о программе эксгумации и генетической идентификации.
Сказанное о ситуации в Чечне до некоторой степени актуально и для ситуации с вооружённым конфликтом на Украине. Здесь число жертв тоже исчисляется очень значительными цифрами, а практика насильственных исчезновений, хотя и не столь ужасающая по количеству пропавших, также присутствует.
Другая глобальная проблема, связанная с Украинским конфликтом, — это возмещение ущерба лицам, пострадавшим в результате незаконной аннексии Россией Крымского полуострова. Авторы считают, что любые программы компенсации жертвам, а также группам пострадавших (например, крымскотатарскому народу) не достигнут своих результатов до тех пор, пока не будет проведена реституция, то есть восстановление первоначального положения пострадавших. Однако такая реституция вряд ли возможна без международно-правового урегулирования статуса незаконно отторгнутой территории. Поиск оптимальных путей и механизмов такого урегулирования представляет собой отдельную правовую и политическую проблему и выходит далеко за рамки темы настоящего доклада.
Читать далее
Глава 5. Иные серьёзные нарушения прав человека
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Преступления против мира и безопасности человечества (понятие, признаки и виды)
Преступления против мира и безопасности человечества делятся на три группы (ст. 6 Устава Нюрнбергского трибунала):
1) преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных документов, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;
2) военные преступления: нарушение законов или обычаев войны (убийство, истязание, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийство или истязание военнопленных; убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности и др.). Дополнен в 1991 и 1994 годах, в перечень были включены биологические эксперименты; принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля; взятие гражданских лиц в качестве заложников и др.;
3) преступления против человечности (убийство, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости), совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, либо преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью совершения или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутригосударственного права страны, где они были совершены. Уставы международных трибуналов дополнили этот перечень, включив в него такие преступления, как пытки, заключение в тюрьму, изнасилование и терроризм. Также добавлены – геноцид, колониализм, применение ядерного оружия, расизм и расовая дискриминация, апартеид.
Родовой объект преступлений против мира и безопасности человечества – общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права и обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (мирное разрешение споров, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная целостность, самоопределение народов и невмешательство во внутренние дела других государств, уважение прав человека и добросовестное выполнение международных обязательств), которые в целом обеспечивают мирное урегулирование споров и разрешение конфликтов между народами и государствами, а также охраняют безопасные условия существования человечества.