Что такое отчет ПЭК, как он выглядит, как заполнять и куда сдавать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое отчет ПЭК, как он выглядит, как заполнять и куда сдавать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

2-ТП (отходы)
Предоставляемые сведения

Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

Куда предоставляется

Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения

НПА

Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627

Срок сдачи

до 1 февраля

Кто предоставляет
  • ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО
Как предоставляется

В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП

Декларация о составе и свойствах сточных вод
Предоставляемые сведения

Декларация о составе и свойствах сточных вод

Куда предоставляется

Организация водопроводно-канализационного хозяйства

НПА
  • Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728;
  • Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644
Срок сдачи

до 1 ноября

Кто предоставляет

Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

Срок и порядок подачи отчета ПЭК по субъектам РФ

Отчетность представляется в Федеральный или региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, который осуществляет надзор над данным объектом в следующие сроки:

До 25 марта года, следующего за отчетным (Приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74).

Важно: Необходимо заранее (в течение отчетного года) провести все предусмотренные программой ПЭК мероприятия. Отчет, заполненный на основании протоколов лабораторных исследований или мероприятий, проведенных после отчетного года, считается оформленным некорректно и сведения указанные в таком отчете являются недостоверными.


НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА

    Отчет ПЭК — требования

    ПЭК, или программа экологического контроля, представляет собой очень важный элемент в ведении природоохранной деятельности в рамках каждого предприятия. Данная программа выступает в виде комплекса мер, реализация которых позволяет выполнять все действия для охраны окружающего мира и тем самым соблюдать все требования на законодательном уровне по контролю за влиянием на экологию.

    Данные требования распространяются только на те субъекты хозяйствования и предприятия, которые в рамках своей деятельности относятся к объектам негативного воздействия 1-3 категорий.

    На них распространяются следующие обязательства:

    • разработка и утверждение ПЭК;

    • осуществление проведения ПЭК путем назначения ответственных лиц, внедрения мероприятий контроля за количеством выбросов, ведения учета всех данных, реализации мероприятий по обращению с образовавшимися отходами;

    • составление соответствующих документов для фиксации всех данных учета и их последующее хранение для подачи отчетности и предоставления во время проверок надзорными органами;

    • подача отчетности в контрольные управления для подтверждения соблюдения экологического законодательства.

    Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

    Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

    Документ Наказание Регулирующие документы
    Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
    Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
    Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
    Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
    Расчёт и оплата экологического сбора
    Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
    Внесение платы за НВОС Штраф:
    • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
    • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
    КоАП РФ, статья 8.41
    Отчёт по программе ПЭК
    Штраф:
    • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
    • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
    • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
    КоАП РФ, статья 8.5
    Декларация о количестве выпущенных товаров
    Отчёт о выполнении нормативов утилизации
    Читайте также:  с какой суммы надо платить авансовые платежи по налогу на прибыль в 2021 году

    Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

    В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

    В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

    • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
    • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
    • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

    Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

    Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

    Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

    • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
    • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения — составляются предписания для их устранения в скором будущем);
    • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

    Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

    При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

    Кто должен проводить ПЭК?

    Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

    Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

    Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

    С 1 января 2019 года ПЭК осуществляют все предприятия I-III категорий НВОС. Требования к программе ПЭК сформулированы в Приложении 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74. Кроме программы, применяют Положение о производственном экологическом контроле – нормативный акт, который устанавливает основные правила осуществления ПЭК.

    Когда на производстве изменяются технологии, оборудование, источник сырья, на 10% и более увеличивается мощность или объемы производства, требуется провести новые замеры выбросов и внести необходимые корректировки в программу ПЭК.

    Документ приводят в соответствие новым условиям в срок до 60 дней. При отсутствии существенных изменений в производстве и законодательной базе единожды разработанной программой пользуются несколько лет подряд.

    Природоохранные мероприятия должны соответствовать программе: загрязняющие выбросы контролируют по методикам, указанным в программе ПЭК.

    На объектах I категории стационарные источники выбросов оборудуют автоматическими системами контроля.

    Основные задачи ПЭК:

    1. Предупреждение повышенного негативного влияния на окружающую среду, оперативное устранение нарушений.
    2. Исполнение организацией норм законодательства в сфере природопользования.

    Проведение предусмотренных программой ПЭК мероприятий фиксируют в журнале.

    Распределение полномочий и организация системы контроля в области обращения с отходами

    В программе требуется четко прописать перечень лиц, в чьи обязанности входит наблюдение за обращением с отходами.

    По каждому уполномоченному сотруднику необходимо указать его должность, ФИО и список конкретных должностных обязательств в этой области. Как правило, такие обязанности возлагаются на инженеров, технологов, экологов.

    Первоначально удобнее всего разделить всю систему ПЭК на структурные элементы:

    • надзор за присутствием у юрлица документов, устанавливающих правила в сфере обращения с отходами – как внутренних инструкций и журналов, так и внешних нормативных актов (формы стат.отчетности, паспорта загрязняющих веществ, проекты допустимых предельных значений размещения отходов и т.д.);
    • надзор за следованием правовым нормам – также речь идет как о внутренних приказах, распоряжениях и инструкциях, так и о федеральных и муниципальных актах;
    • контроль за инструктажами, профподготовкой и обучением лиц, которые имеют дело с отходами и загрязняющими элементами.

    Каждая составляющая часть этой системы должна быть подконтрольна конкретному сотруднику, компетентному по роду своей работы в соответствующих вопросах. Эти моменты прописываются как в их инструкциях, так и в программе ПЭК.

    Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

    Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

    • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
    • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения – составляются предписания для их устранения в скором будущем);
    • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

    Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

    При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

    Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

    Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

    При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

    • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
    • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
    • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
    • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
    Читайте также:  Как успешно пожаловаться на МФЦ: три способа подачи жалобы в 5 инстанций

    Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

    Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

    Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

    Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

    Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

    Отчет ПЭК — требования

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды — важный элемент природоохранной деятельности предприятия. Осуществление производственного экологического контроля это комплекс мер, которые предпринимаются предприятием для обеспечения выполнения мероприятий, связанных с охраной окружающей среды с целью соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

    Требования по осуществлению производственного экологического контроля касаются только предприятий, являющихся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) 1, 2, 3 категорий.

    Предприятия, осуществляющие свою хозяйственную и (или) иную деятельность на ОНВОС 1, 2, 3 категорий обязаны:

    • разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
    • осуществлять проведение производственного экологического контроля, а именно: назначать лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля, осуществлять проведение контроля за выбросами в атмосферный воздух, осуществлять ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов,
    • осуществлять документирование информации и хранение данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля,
    • предоставлять отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического отчета.

    Порядок проведения производственного контроля в области обращения с отходами

    Надзорные мероприятия осуществляются в несколько этапов:

    • осмотр локаций временного нахождения отходов – здесь внимание уделяется физическому состоянию этих точек (проверяют герметичность мусорных контейнеров, целостность покрытия площадок размещения отходов, наличие огнетушителей вблизи пунктов хранения легковоспламеняющихся отходов и т.д.), срокам вывоза загрязнений, соблюдению нормативных актов касающихся отходов, их сортировке и классификации;
    • оформление выводов по итогам проверки (если выявляются нарушения — составляются предписания для их устранения в скором будущем);
    • информирование (устно или письменно) руководства об итогах проверки.

    Также на каждом предприятии целесообразно установить периодичность плановых генеральных проверок. Частота их может варьироваться в зависимости от количества находящихся на балансе опасных элементов и их особенностей. Оптимальный вариант – раз в 2-3 месяца.

    При этом время от времени в организации должны быть инициированы внеплановые проверки (с целью получения информации об исполнении предписаний, например). И, конечно, осмотр отдельных элементов «опасных» объектов проводится регулярно и по мере необходимости.

    Программа ПЭК 2020, 2020 г. Образец, комментарии по заполнению

    После получения тома ПДВ программу можно подкорректировать.Информацию для заполнения вышеперечисленных страниц вы берете из проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.

    Если вы являетесь объектом малого, среднего предпринимательства, то обязанности разработки указанного проекта у вас не было, следовательно перечень отходов, код ФККО, класс опасности и количество отходов вы берете из отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (МСП).Следует сказать о нововведении с 01.01.2020 г.

    — обязанность по разработке проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов возникает только у предприятий 1 и 2 категории объекта негативного воздействия! Независимо от того, является предприятие малым, средним или крупным — если оно относится к 1 или 2 категории ОНВОС, с 01.01.2020 необходимо уже иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение!

    В противном случае это нарушение по статье 8.2.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *