Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснения по вопросам обращения с ТКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В каких случаях покупку и установку контейнеров осуществляет управляющая компания?
Помимо регионального оператора обустройством площадок и установкой мусорных баков может заниматься управляющая организация. Это возможно в следующих случаях:
- Границы придомового участка оформлены в соответствии с действующим законодательством, а земля и постройки принадлежат не муниципальному образованию, а собственнику.
- Было принято решение на всеобщем собрании МКД об обустройстве территории под контейнеры и покупке мусорных баков. В этом случае обязательно уточняется размер финансирования, сумма определяется на основе точных и комплексных расчетов.
- Включение участка сбора твердых отходов, расположенного в придомовых границах, в территориальную схему обращения с мусором.
Представители ГЖН и ОМСУ часто используют практику, при которой оборудование площадок и покупка контейнеров возлагается на управляющую компанию. Однако такое решение можно считать незаконным, поскольку мероприятия нуждаются в определенных финансовых расходах. При отсутствии контейнеров и появлении очередной жалобы на УК накладывается штраф по причине нецелевой растраты средств, принадлежащих собственникам.
Большинство судебных решений в аналогичных случаях принимаются в пользу управляющих организаций, что заставляет ОМСУ выполнить непосредственные обязанности и установить контейнеры. Тем не менее, еще встречаются случаи, когда суд передает ответственность на управляющую компанию.
Установка контейнеров для твердого мусора и обустройство площадок, а также мест сбора отходов – важные мероприятия, от которых зависит состояние города. Именно поэтому важно определить ответственное лицо, обязанное следить за состоянием площадок. В противном случае необходимо писать жалобы в соответствующие инстанции, иногда к проверкам подключаются не только местные органы власти, но и Прокуратора.
Таблица. Как разнести данные по разделам реестра
Раздел реестра | Какие сведения и документы внести |
Данные о нахождении мест накопления ТКО | 1. Об адресе и (или) географических координатах мест накопления ТКО. 2. Схему размещения мест накопления ТКО* |
Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов | 1. Об используемом покрытии. 2. О площади места накопления ТКО. 3. О количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема** |
Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов | 1. Для юридических лиц – полное наименование и номер записи в ЕГРЮЛ, фактический адрес. 2. Для индивидуальных предпринимателей – Ф. И. О., государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства. 3. Для физических лиц – Ф. И. О., серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные |
Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО | Об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются отходы, складируемые в местах накопления ТКО |
* Схема размещения мест накопления ТКО отражает данные о нахождении мест накопления ТКО на карте муниципального образования масштаба 1:2000 (абз. 2 п. 16 постановления № 1039). ** Информацию о планируемых к размещению контейнерах орган местного самоуправления определяет с учетом предложений регионального оператора (абз. 3 п. 17 постановления № 1039).
Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки
Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:
- Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
- Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
- На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
- Устанавливается сигнализация.
- Ведется видеонаблюдение.
Нормативы по установке мусорных контейнеров во дворах многоэтажек
Перед возведением многоквартирного дома строительная компания выбирает участок для мусорных контейнеров. Отнестись к выбору места нужно ответственно. Неправильно выбранный участок может спровоцировать нарушения гигиенических нормативов и даже пожары. Удаленность от дома приведет к засорению других участков, потому что не все жильцы будут доходить до мусорных баков.
Согласование участков происходит в присутствии собственников недвижимости, управляющей компании и органов местного самоуправления.
Обязательным условием является удаленность объекта на 20 м и больше от домов, площадок для спорта, парковых аллей. Если такого места нет, то расстояние можно уменьшить до 9 метров. Но площадку нельзя обустраивать дальше 100 м от дома — делается это для удобства жильцов. Число баков рассчитывается с учетом количества проживающих и объема выбрасываемых ими ТКО.
Требования к мусоросборникам и контейнерам для сбора ТКО
Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утверждён Отраслевой стандарт 22-1643-85 «Мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия» (далее — ОСТ 22-1643-85), согласно которому мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (пункту 2.1).
В силу пункта 2.8 ОСТ 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными.
Пункт 2.9 ОСТ 22-1643-85 предусматривает, что крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом — не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.
Однако в силу положений Федерального закона «О техническом регулировании» требования государственных и отраслевых стандартов носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. Поэтому допускается установка контейнеров любой конструкции.
Таким образом, на федеральном уровне нет конкретных жестких требований к контейнерам для сбора мусора.
Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками
Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2017 г. по делу № 2-3247/2016).
Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов или нерегулярного вывоза ТКО.
За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор
Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.
Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.
Покупка и ремонт контейнеров
В регионах появились региональные операторы по обращению с ТКО. Старые обслуживающие организации, которые до этого вывозили мусор с площадок, забрали с собой свои контейнеры. Кто должен купить новые?
Региональные операторы в большинстве регионов уверены, что это должны сделать управляющие организации и ТСЖ. Но на самом деле, подобные требования незаконны и нарушают права потребителей коммунальных услуг.
Именно региональный оператор не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Указываются объём таких контейнеров и площадки накопления ТКО, где их планируется разместить (п. 13(1) Правил № 1156).
Контейнеры для накопления твёрдых коммунальных отходов приобретает и ремонтирует регоператор. Это его прямая обязанность, осуществляется она за счёт утверждённого тарифа.
Требования к организации площадки
Нормативы для оборудования мест накопления ТКО и их обслуживания регламентированы документами СанПиНа.
- Чтобы оборудовать место сбора отходов, требуется получить согласие муниципального образования города, СЭС службы и компании, занимающейся обслуживанием территории.
- От количества проживающих в жилом комплексе людей зависит число устанавливаемых на территории мусорных баков. Правила установки ограничивают данное количество 5-ю контейнерами.
- Контейнерная площадка должна оборудоваться бетонным основанием и находиться под уклоном, для облегчения перемещения мусорных баков.
- Ограждение контейнерной площадки выполняется с 3-х сторон, не исключаются варианты изготовления навеса. Места накопления мусора ограждаются конструкцией из металла или насаждениями, которые позволяют удержать мусор в пределах выделенной территории.
- Контейнеры предназначены исключительно для накопления твердых коммунальных отходов, запрещается выброс строительных и производственных отходов.
- Мусорные баки оснащаются плотно прилегающими крышками, которые выполняют функции: защищает от влаги, при выпадении осадков, исключают распространение мусора при сильном ветре, препятствуют проникновению животных
В сельской местности и поселках городского типа
СНТ (садовые некоммерческие товарищества), поселения городского типа, ГСК (гаражно-строительные кооперативы) собирают мусор на отведенных участках. Размещают баки вблизи домов, чтобы жильцам не пришлось далеко ходить.
Нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе сельской местности регулируются законодательством. Нередки следующие нарушения:
- Установка наполнителей на расстоянии менее 9 м от газораспределителя и электростанции.
- Размещение возле трассы и железной дороги. Площадка ограждается со стороны трассы и должна быть не ближе чем в 20 м от них.
Если в поселке есть лесной массив, или он является частью заповедника, то перед установкой нужно получить разрешение от природоохранной организации.
Управляющая компания должна регулярно вывозить мусор из баков, следить за чистотой на площадке в деревне.
Несанкционированный выброс мусора грозит нарушителю штрафом.
Нормы размещения мусорных баков для частных территорий
Для частных домов места оборудования помойных стоков, мусоросборников определяют сами жители. Располагаться контейнеры могут на отдалении 8-10 метров от домовладения. При возникновении спорных ситуаций вопрос решается с участием общественных представителей, комиссиями районной администрации, Советом депутатов.
Обслуживающая управляющая компания отвечает за:
- оборудование площадки для установки мусорных баков возле жилых домов;
- осуществлять транспортировку ТБО к специально оборудованным свалкам;
- соблюдение санитарных норм по уборке территории;
- организацию подъезда и освещенность контейнеров для мусора.
В какие контейнеры собирают ТБО / ТКО
СанПиН устанавливает основные требования к контейнерам ТБО. В благоустроенном жилфонде рекомендовано использовать металлические баки стандартных размеров или емкости, сделанные из прочного пластика. В частных домовладениях без централизованной канализации разрешено ставить мусоросборники из металла, пластика или дерева. Основные требования к контейнерам для сбора ТБО:
- прочность материала – корпус делается из листовой стали или отливается из жесткого пластика;
- герметичность закрывания – щель между крышкой и корпусом не должна превышать 4 мм;
- влагонепроницаемость конструкции;
- антикоррозионная стойкость достигается за счет окраски металлических баков с двух сторон;
- ровная и гладкая поверхность, чтобы предотвратить доступ мышей.
Для удобства выгрузки контейнеры делают с ручками для захвата их подъемниками. Общий объем и количество сборников мусора рассчитывают с учетом числа проживающих доме, норм накопления и сроков временного хранения отходов. Чем больше объем одного контейнера, тем меньше их нужно ставить на площадке, тем аккуратнее выглядит двор многоэтажки или общественная зона.
Требования к организации площадок под мусорные контейнеры
Мусорные контейнеры размещают на прилегающих к домам территории, предварительно обустроив под них площадку. Оборудование площадок – начальный этап работ по организации сбора ТКО. Требований к обустройству мест мусоросборников несколько:
- Размер площадки должен точно соответствовать количеству контейнеров, которые предполагается на нее ставить – не больше и не меньше.
- С трех сторон ставятся ограждения, возле которых желательно дополнительно высадить зеленые насаждения.
- С неогражденной стороны предусматривается подъезд автотранспорта, удобный для выгрузки мусора.
- Основание площадки делают твердым, ровным, влагонепроницаемым. Чаще под мусоросборники укладывают асфальт или бетонируют поверхность.
- Если контейнеры без крышки, то ограждение желательно сделать с верхним перекрытием, чтобы внутрь емкостей не попадал дождь, снег.
Правительство РФ запустило реформы, в рамках которых предусмотрен раздельный сбор ТКО. Ассортимент выпускаемых контейнеров значительно расширился. Условно все мусоросборники делят на два вида по типу установки:
- Баки надземного типа установки считаются мобильными. Маленькие ёмкости переносят руками, перекатывают на колёсиках, если таковые предусмотрены конструкцией. Отличительной чертой является небольшая площадь мусорного контейнера, который занимает около 1 м 2 места. Объёмные тяжёлые мусоросборники стационарные. Коммунальные службы их опустошают с применением спецмашин.
Наземные виды контейнеров для мусора различаются конструкцией. Они бывают:
- стандартные в виде ёмкости без крышки, колёс, ручек;
- с ручками для транспортировки (обычно баки маленького объёма);
- с крышкой, которая предотвращает распространение неприятных запахов, намокание отходов во время дождя, ограничивает доступ животных и птиц;
- с колёсами, обеспечивающими простоту передвижения контейнера по территории;
- комбинированные модели – с колёсами и крышкой.
Баки, имеющие увеличенный объём мусорного бункера, а также изменённую конструкцию, называют бункерами-накопителями. Они выше обычных мусоросборников, но имеют один заниженный борт. Предназначен бункер-накопитель ТБО для ручного заполнения крупногабаритным мусором.
Мусорный контейнер частный сектор
В отличие от городских многоквартирных домов, где вопрос установки мусорных контейнеров решается соблюдением санитарно-гигиенических правил, в частном секторе, ИЖС определить нескольким контейнерам одновременно удобное и безопасное расположение не всегда просто.
По основным требованиям статей СанПиН (№42-128-4690-88) мусорные контейнеры и жилые строения должно разделять расстояние минимум в 20 метров, максимум в 100 м. Но даже это правило часто невозможно соблюсти из-за особенностей застройки территории. У частных домов почти всегда есть индивидуальные огороженные земельные участки, и собственникам территорий и строений вполне предсказуемо не нравится размещение баков для сбора ТБО вплотную к забору.
Усложняют выбор места для установки контейнеров и площадок некоторые дополнительные условия: в загородных населенных пунктах необходимо учитывать множество других параметров:
- наличие подземных источников воды;
- границы земельных участков (красные линии);
- тротуары и пешеходные дорожки;
- удаленность от проезжей части;
- расстояние от ограждения домов.
Запрещено производить установку баков для сбора ТБО / ТКО и над подземными коммуникациями, вблизи сетей электропередач с проводами, провисающими ниже 6 метров (это может помешать машинной выгрузке при вывозе отходов).
Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора
Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.
В них входят следующие положения:
- При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
- СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
- Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
- Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
- Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
- Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.
Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.