Временные налоговые разницы при создании резервов по сомнительным долгам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Временные налоговые разницы при создании резервов по сомнительным долгам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организациям с просроченными долгами выгодно в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет быстрее вносить задолженности в расходы и не ждать три года исковой давности либо пока кредитора не ликвидируют.

Способы создания резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Используются следующие способы создания резерва:

  • интервальный способ;
  • экспертный способ;
  • статистический способ.

Простым языком, резерв является страховкой на случай расходов, которые нельзя было предусмотреть заранее.

Благодаря заранее подготовленному резерву, в учёте не образуются финансовые «дыры» из-за недополученных активов, при этом организация не переплачивает налоги.

В бухучёте резерв создаётся обязательно, если была выявлена сомнительная задолженность. В налоговом учёте — нет.

Создание резерва в налоговом учёте

Законодательство не обязывает компании в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам, однако и не запрещает этого делать для снижения налогообложения. Списать задолженность можно, если:

  • компания работает на ОСНО;
  • налог на прибыль считается методом начисления.

В налоговом учёте сомнительные долги признаются подобным образом, как и в бухгалтерском. То есть, платежи по задолженности были просрочены либо с высокой вероятностью будут просрочены.

Также отметим, что организации необходимо формировать резерв по сомнительным долгам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от отчётного периода по налогу на прибыль).

При формировании резерва в налоговом учёте рекомендуется закреплять данное решение в учётной политике.

Создание резерва по сомнительным долгам утверждается приказом. Проводки рассмотрим ниже. Сформированный резерв утверждается приказом.

picpicpicpcipcipic Пример приказа о создании резерва в налоговом учёте

picpicpicpicpic Схема создания резерва

ОР = сумма резерва за прошлый период – сумма безнадёжных долгов, возникших после предыдущего отчёта.

Читаем статью 266 п. 5 НК РФ:

  • если сумма текущего резерва больше ОР, то разница отражается во внереализационных расходах текущего отчётного периода;
  • если сумма резерва меньше ОР, то разница отражается во внереализационных доходах;
  • если резерва недостаточно для покрытия безнадёжных долгов, разницу нужно отнести в состав внереализационных расходов.

Проводки в бухгалтерском учёте

Если бухгалтер увеличивает (уменьшает) сумму задолженности (п. 4 ПБУ 21/2008), то проводка создаётся в том отчётном периоде, в котором произошли изменения (поскольку сумма сомнительного долга — это оценочное значение).

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Рассмотрим подробно, какими проводками отражается создание резерва сомнительных долгов.

Операция Проводка
Создан резерв по сомнительным долгам Дт 91«Прочие доходы и расходы» — Кт 63«Резервы по сомнительным долгам»
Частично погашена дебиторская задолженность (уменьшение суммы резерва) Дт 63, Кт 91
Остаток неиспользованного резерва присоединяется к финансовым результатам текущего периода Дт 63, Кт 91
Отражение возникшего отложенного налогового обязательства
отложенный налоговый актив
Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам», Кт 77 «Отложенные налоговые обязательства»
Дт 09 «Отложенные налоговые активы», Кт 68 «Расчёты по налогам и сборам»
Списание безнадёжного долга за счёт резерва, если сумма безнадёжного долга больше суммы резерва 2-2

В с. 266 НК РФ закреплен следующий порядок формирования:

Срок

Размер

Свыше 90 дней

Полная сумма

От 45 до 90 дней

50%

До 45 дней

Не увеличивает сумму РСД

Отражение в бухучете формирование резерва

Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен 63 счет «Резервы по сомнительным долгам», предназначенный для учета резервов. Основные проводки по формированию и использованию резерва будут следующими:

Хозяйственная операция Д К
На дату формирования резерва
Создание резерва по сомнительным долгам 91 63
На дату списания резерва
Списание безнадежного долга за счет резерва 63 62 (60,76,58-3)
На дату восстановления резерва
Восстановление резерва 63 91

Если контрагентом погашается задолженность, то проводка формируется такая же, как если бы проводилась простая оплата от покупателя — Д50 (51) К62(76).

Отражение формирования резерва в бухгалтерском учете

Суммы резерва по сомнительным задолженностям, отраженные в бухучете, являются оценочными. Их инвентаризация позволяет более-менее достоверно прогнозировать доходы в отчетном и наступающем периоде. Отражение сумм задолженности производится в «прочих расходах» на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам». Для этого выполняются следующие проводки:

Дебет 91-2 Кредит 63 — образован или увеличен уже имеющийся резерв.

При поступлении оплаты от контрагента, резерв на сумму поступления должен быть уменьшен. Тогда восстановление проводится с помощью учетных записей: Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76…) — поступили денежные средства от дебитора и Дебет 63 Кредит 91-1 — уменьшен резерв на сумму погашенной «дебеторки».

Общие правила формирования

При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:

  • формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
  • предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
  • формируется с разделением долгов по аналитике;
  • резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
  • при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.

Особенности признания и измерения дебиторской задолженности

Счета к получению – это денежные активы, которые возникли вследствие денежных обязательств клиентов за предоставленные товары либо услуги, которые были реализованы в течение деятельности компании. Счета к получению – это и есть дебиторская задолженность, которая должна быть подтверждена документами. Обычно это счет-фактуры, реже – письменные долговые обязательства. В счета включены суммы к получению за текущий год, который следует за балансовой датой, либо текущий операционный цикл компании (берется во внимание то, что длиннее). Срок погашения дебиторской задолженности – 30-90 дней. По истечении данного срока, счета к получению считают просроченными. В случае предоплаты или переплаты клиентом, сальдо счетов к получению – кредитовое. Такие счета переклассифицируют в обязательства, они не должны быть включены в дебиторскую задолженность.

Читайте также:  Как приватизировать комнату в коммунальной квартире – пошаговая инструкция

Дебиторскую задолженность разрешено признать тогда, когда признан доход, связанный с ней, и оценивается исходя из их номинальной стоимости за вычетом корректировок на сомнительные долги, скидок, возвращенных товаров.

(Как его рассчитать и отразить в декларации)

Рассмотрим такую ситуацию. У вашей компании, применяющей ОСНО, появились контрагенты, которые не смогли вовремя заплатить по своим обязательствам. В итоге образовалась внушительная дебиторская задолженность. К тому же у вас возникли сомнения, что эти долги вам вообще вернут. В таком случае имеет смысл создать резерв по сомнительным долгам . С его помощью вы сможете быстрее учесть в расходах возможные убытки от безнадежных долгов . Также резерв позволит скоординировать налогообложение прибыли с реальным финансовым состоянием вашей компании.

Внимание! Если вы раньше не создавали резерв, то можете начать это делать с нового года, закрепив свое решение в учетной политике .

А как сформировать, использовать такой резерв и отразить все это в налоговой декларации, вы узнаете из нашей статьи.

Статья 266 НК РФ.
Подпункт 7 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Статья 313 НК РФ; Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/[email protected].

В первую очередь, законодатели разделили правовое регулирование двух ситуаций. Когда фирма создает резерв по сомнительным долгам:

  1. по окончании налогового периода (по налогу на прибыль это календарный год – ст. 285 НК РФ);
  2. в течение календарного года.

Для первой ситуации законодатели уточнили, что размер формируемого резерва по сомнительным долгам, который фирма рассчитывает по итогам налогового периода, как и прежде, не может быть выше 10-ти процентов выручки минувшего календарного года.

Появилось более детальное правовое регулирование второй ситуации. Абзац 5 п. 4 ст. 266 НК РФ в новой редакции допускает возможность при расчете резерва ориентироваться на выручку отчетных периодов – квартала, полугодия, 9-ти месяцев. Однако введено жесткое ограничение. Его размер не может быть выше большей из величин:

  1. 10% от выручки за прошлый налоговый период;
  2. 10% от выручки за идущий отчетный период.

Выручку плательщики налога на прибыль продолжают считать по правилам для доходов от реализации. Этот вопрос регулирует статья 249 НК РФ.

Правовые и законодательные акты, которыми можно руководствоваться

  1. Налоговый Кодекс РФ с изменениями, вступившими в силу 01. 01.2020.
  2. Положение, определяющее порядок ведение бухучета, утвержденное Минфином (актуальная редакция Приказа № 34н от 11.04.2018)
  3. ПБУ 1/2008, утверждено Приказом Минфина № 106н (редакция от 28.04.2017).
  4. ПБУ 8/2010, согласно Приказу № 167н (с изменениями от 06.04.2015).
  5. ПБУ 10/99, утверждено Минфином на основании Приказа № 33н (редакция 06.04.2015).
  6. Методические указания как провести инвентаризацию финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина № 49 (действует редакция от 08.11.2010).
  7. Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями от 13.01.2020).
  8. Постановление Президиума ВАС № 13598/12 от03.2013.
  9. Много разъяснений найдете в письмах Министерства финансов, ФНС.
Читайте также:  Систему ФСИН собираются оптимизировать

Создание резерва по сомнительным долгам

Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике. Размер отчислений в резерв следует устанавливать в зависимости от платежеспособности должника и от степени вероятности погашения им долга.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Учет резерва – бухгалтерский или налоговый?

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Использование резерва

Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника.

Порядок списания

Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:

  • соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *