Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии в сельском хозяйстве в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы получить субсидию на сельское хозяйство, подают заявление с пакетом документов в территориальное Министерство сельского хозяйства РФ по месту регистрации фермы. Обращение рассматривается в течение 15 дней. После этого хозяйственник получает ответ.
Целевые направления расходования гранта «Агротуризм» определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации
«заявитель» – сельскохозяйственный товаропроизводитель (за исключением личных подсобных хозяйств), соответствующий критериям микро- и малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», зарегистрированный и осуществляющий деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, дополнительным видом деятельности которого является развитие сельского туризма.
Заявители, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям,предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029», в субъектах Дальневосточного федерального округа, могут быть зарегистрированы на территориях городов и поселков городского типа с численностью населения не более 100 тыс. человек.
«проект развития сельского туризма» – документ (бизнес-план), составленный по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в который включаются, в том числе:
1) затраты на реализацию проекта развития сельского туризма, предусмотренные в перечне затрат, финансовое обеспечение которых допускается осуществлять за счет средств гранта «Агротуризм», утверждаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
2) финансово-экономическое обоснование, предусматривающее срок окупаемости проекта развития сельского туризма не превышающий 5 лет;
3) плановые показатели деятельности, обязательство по исполнению которых включается в соглашение о предоставлении гранта «Агротуризм», а также обязательство об их достижении.
«срок окупаемости проекта развития сельского туризма» – период времени, за который сумма чистого денежного потока, генерируемого проектом развития сельского туризма, превысит сумму вложенных в него средств;
«плановые показатели деятельности» – производственные
и экономические показатели, включаемые в проект развития сельского туризма, в том числе объем производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими государственную поддержку на развитие сельского туризма, выраженный
в натуральных и денежных показателях, плановое количество граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посетивших объекты сельского туризма, получившие государственную поддержку и иные показатели, предусмотренные проектом развития сельского туризма. Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные плановые показатели деятельности.
В случае недостижения плановых показателей деятельности заявитель обязуется представить в адрес уполномоченного органа до 1 апреля года, следующего за годом, в котором показатель деятельности не был исполнен, письменное обоснование недостижения плановых показателей деятельности.
В случае выявления уполномоченным органом необходимости внесения изменений в проект развития сельского туризма и соглашение, заключенное между заявителем и уполномоченным органом, заявитель представляет актуализированный проект развития сельского туризма в уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня получения соответствующего решения.
Внесение изменений в плановые показатели деятельности возможно при условии их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании обращения уполномоченного органа.
Случаи, при которых допускается внесение изменений в проект развития сельского туризма и плановые показатели деятельности, методика оценки исполнения заявителем плановых показателей деятельности, а также меры ответственности заявителя за недостижение плановых показателей деятельности определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Общая информация про субсидирование сельского хозяйства
Для финансирования отрасли предусмотрено несколько действующих программ, которые преследуют определенные государственные цели:
- Умножение количества местных производств. Большими хозяйственниками могут стать даже начинающие фермеры.
- Защита от рисков. Эта мера направленна на хозяйственников, занимающихся делом в условиях сложной погоды. Страховка иногда получается очень выгодной.
- Уменьшение потерь из-за плохого урожая. Выплаты в этом случае могут производиться из федерального или регионального бюджета.
- Уменьшение цены на выпускаемые товары. Стоимость пшеницы регулируется на государственном уровне. За ее снижение предусматриваются дополнительные ассигнования.
- Правительственное распределение. Дотации поставляются в регионы согласно утвержденным планам. Для развития главных направлений создаются специальные прогнозы.
Отбор по конкурсу. Требования к кандидатам
Требования региональных властей к кандидатам различаются, а еще по областям существуют своим программы. Основное требование в большинстве случаев – это профессионализм фермера. Есть большая вероятность, что среди победителей окажется человек, который имеет высшее образование и опыт в ведении собственного хозяйства не менее 10 лет. Хотя, в основных требованиях таких критериев нет.
У фермера должны быть собственные средства, предназначенные для ведения бизнеса. Государственной комиссией допускается, что это может быть не вся сумма, а только часть, но не стоит сильно ориентироваться на минимальный порог 30%. Даже при его наличии поддержка может быть оказана человеку с большими финансовыми возможностями.
Грамотное бизнес-планирование – важный аспект одобрения заявки. Без планирования невозможно получить средства из федерального бюджета, поскольку комиссия не в силах самостоятельно представить, какую пользу может принести то или иное хозяйство.
Популярные вопросы и ответы
Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?
Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.
Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?
Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.
Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.
Дотации и региональные власти
Получение государственной помощи носит разный характер. При этом учитываются приоритетные направления региона. Немаловажную роль в принятии положительного решения представляет чиновничий аппарат. Представителям власти следует выбрать лучших и отклонить всех «проходимцев». Поэтому в задачи соискателя входит завоевание доверия со стороны государственных служащих.
Больше всего шансов получить субсидии на развитие имеют те хозяйства, которые имеют немалый опыт в этой области. Комиссия может приехать по адресу расположения фермы и лично убедиться в правильном расходовании денег. Но даже в случае, если фермер имеет не дюжий опыт, и вызывает доверие, однако занимается областью, в увеличении которой регион не нуждается, чиновники не дадут свое согласие на субсидию, грант, пособие или другую подобную поддержку.
В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом с использованием части средств гранта «Агростартап», внесенных крестьянским (фермерским) хозяйством в неделимый фонд сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:
- оборудование для производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, грибов и ягод, а также продуктов переработки указанной продукции, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции);
- оборудование в области аквакультуры (рыбоводства), по номенклатуре, определенной Минсельхозом России;
- сельскохозяйственная техника, специализированный транспорт, фургоны, прицепы, полуприцепы для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
В перечень имущества, приобретаемого сельскохозяйственным потребительским кооперативом в целях последующей передачи (реализации) приобретенного имущества в собственность членам данного сельскохозяйственного потребительского кооператива, входят:
- сельскохозяйственные животные (кроме свиней) и птица;
- рыбопосадочный материал;
- специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции (кроме свиноводческой продукции);
Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).
- специализированный инвентарь, материалы и оборудование, средства автоматизации, предназначенные для промышленного производства овощей в защищенном грунте, в том числе мини-теплицы площадью до 1 га;
Список указанного инвентаря, материалов и оборудования определяется уполномоченным органом.
- посадочный материал для закладки многолетних насаждений, включая виноградники;
- племенная продукция (материал), за исключением племенной продукции (материала) племенных свиней.
Определения и понятия.
«Сельские агломерации» — сельские территории, а также поселки городского типа и малые города с численностью населения, постоянно проживающего на их территориях, не превышающей 30 тыс. человек. Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;
«Сельские территории» — сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом. В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга;
Выделяемые государством средства имеют целевое назначение. На всех этапах расходования специальные органы будут осуществлять контроль над их расходом. Например, если начинающий фермер получил деньги на развитие сельского хозяйства, то тратить эти деньги он может только в соответствии с бизнес-планом, который он сам и разработал и предоставил в комиссию. По окончании квартала или года комиссия обязательно будет проверять куда ушли государственные средства. Если что-то комиссию не устроит и будут найдены нарушения в расходовании, субсидию придется возвращать.
Чтобы облегчить выяснение возможных спорных вопросов на протяжении всего времени следует сохранять чеки, накладные, квитанции, договора и многое другое, что подтвердит расходование средств. Кроме трат, комиссия также по прошествии определенного промежутка времени будет рассматривать и эффективность использования государственной денежной помощи: достигнуты ли задачи бизнес-плана, улучшилась ли доходность и рентабельность.
Какие направления деятельности считаются приоритетными
Программа активной поддержки сельского хозяйства рассчитана на 2013-2021 годы. Предполагается, что к тому времени отрасль окрепнет и будет расширяться самостоятельно.
Финансирование сельскохозяйственной области производства преследует следующие цели:
- освоение заброшенных или пустующих участков земли;
- создание новых рабочих мест и направлений работ;
- повышение уровня заработных плат в отрасли;
- расширение сырьевого рынка;
- замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.
Прежде чем выделять финансирование, власти изучают вопрос значимости сельскохозяйственных отраслей для нынешней экономики страны. На данный момент наиболее приоритетными направлениями считаются:
- инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
- помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
- оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
- проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
- открытие перерабатывающих предприятий;
- помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
- разработка плана рационального использования земельных угодий;
- мелиорация сельскохозяйственных земель.
Ошибка: Фермерское хозяйство выиграло конкурс на получение гранта на развитие, после чего ни разу не представило отчётов по расходованию выданных средств.
Комментарий: Одним из условий предоставления гранта на развитие является регулярное направление отчётов о проделанной работе и суммах потраченных денег. Только так можно доказать целевое расходование гранта.
Ошибка: Полученный семейным хозяйством грант планируется потратить на погашение кредита, взятого ранее на развитие бизнеса.
Комментарий: Перечень направлений расходования средств гранта чётко определён законом, и погашение процентов или основного долга по кредиту не является целевым использованием средств.
Законодательная основа государственной поддержки АПК
Основным юридическим актом, что регулирует деятельность различных структур в агропромышленном секторе РФ, является ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
Что же касается общей государственной стратегии развития АПК, то она полностью описана в рамках действующей программы по развитию этого сектора. В данной программе можно найти все существующие государственные инициативы, ориентированные на ускорение развития АПК. Кроме того, в этом документе описана субсидия сельхозпроизводителям, которая должна облегчить процесс выплаты ими кредитов, взятых на расширение бизнеса.
В рамках такой программы существуют различные подпрограммы, что вместе ускоряют процесс экономического роста субъектов АПК. Все корректировки и нововведения в существующую законодательную регулирующую базу вносятся с помощью отдельных постановлений правительства и разъяснительных листов.
В контексте рассматриваемого в этой главе вопроса многие начинающие фермеры и производители хотели бы иметь чёткое представление о том, как можно будет получить субсидию на развитие своего хозяйства. Этот вопрос очень важен именно сейчас, когда появилась уникальная возможность в получении государственной поддержки развития личных фермерских хозяйств, на которую в одном только 2017 году выделено более 3-х миллиардов рублей.
Государственная поддержка в зависимости от территориальной принадлежности выделяется по мере необходимости, то есть лишь тем регионам, которые сильнее всего ощутили последствия от санкций. Таким пострадавшим регионам, как правило, выделяются более значимые суммы.
Кто имеет право на получение грантов и субсидий
Субсидии привлекают бизнесменов тем, что это безвозмездная выплата. Основное требование для её получения — использование конкретно по целевому назначению. Величину субсидии и порядок её получения, как правило, определяют местные органы власти. Итак, кто может получить субсидию.
Во-первых, это начинающие фермеры и уже состоявшиеся предприниматели. Они могут подать заявку на получение субсидии на развитие и на поддержку бизнеса в сельской местности. Начинающие фермеры — это граждане России со среднеспециальным или высшим образованием, зарегистрированные как ИП или как глава К(Ф)Х с опытом работы в с/х. При этом ИП должен пройти регистрацию больше, чем 3 года назад или реализовать своей продукции больше, чем на 30000 руб.
Во-вторых, в подпрограмме по субсидированию могут участвовать с/х кооперативы, микропредприятия, индивидуальные подсобные хозяйства. Начинающее хозяйство имеет следующие признаки:
- штат малого предприятия насчитывает до 100 сотрудников;
- штат микропредприятия насчитывает до 15 сотрудников.
Также в состав предприятия входят юрлица, составляющие больше 25% уставного капитала, а прибыль не выше обозначенных в начале года значений.
Выделяемые государством средства имеют целевое назначение. На всех этапах расходования специальные органы будут осуществлять контроль над их расходом. Например, если начинающий фермер получил деньги на развитие сельского хозяйства, то тратить эти деньги он может только в соответствии с бизнес-планом, который он сам и разработал и предоставил в комиссию. По окончании квартала или года комиссия обязательно будет проверять куда ушли государственные средства. Если что-то комиссию не устроит и будут найдены нарушения в расходовании, субсидию придется возвращать.
Чтобы облегчить выяснение возможных спорных вопросов на протяжении всего времени следует сохранять чеки, накладные, квитанции, договора и многое другое, что подтвердит расходование средств. Кроме трат, комиссия также по прошествии определенного промежутка времени будет рассматривать и эффективность использования государственной денежной помощи: достигнуты ли задачи бизнес-плана, улучшилась ли доходность и рентабельность.
В 2020 году аграрный сектор экономики не сможет добиться стабильной прибыли без правительственной поддержки. В настоящее время отрасль субсидируется всесторонне. Целями программ помощи предприятиям сельского хозяйства в Российской Федерации являются:
- увеличение количества производителей. Выдаются кредиты на льготных условиях и, в первую очередь, инвестируются аграрные проекты;
- защита от рисков — компаниям, выращивающим культуры в сложных климатических условиях или занимающихся элитным скотом, предлагаются льготные страховки;
- снижение убытков сельскохозяйственных объектов при низком урожае — предусмотрены дотации;
- компенсация за снижение цены на социально значимую продукцию;
- грамотное распределение финансов — составляются планы субсидирования, делаются прогнозы приоритетности направлений.
Важно! Особенность государственной поддержки — распределение средств по принципу приоритетности деятельности.
Ошибка: Фермерское хозяйство выиграло конкурс на получение гранта на развитие, после чего ни разу не представило отчётов по расходованию выданных средств.
Комментарий: Одним из условий предоставления гранта на развитие является регулярное направление отчётов о проделанной работе и суммах потраченных денег. Только так можно доказать целевое расходование гранта.
Ошибка: Полученный семейным хозяйством грант планируется потратить на погашение кредита, взятого ранее на развитие бизнеса.
Комментарий: Перечень направлений расходования средств гранта чётко определён законом, и погашение процентов или основного долга по кредиту не является целевым использованием средств.