Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1.01.2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно правилам, работодатель может засчитывать не весь рабочий день в качестве охраны. Обязательно учитываются 30%, хотя в некоторых компаниях нормальной практикой является начисление полного объема времени.
Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей для 2023
Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:
Вид деятельности | Рабочее время |
---|---|
Ежедневный медосмотр | 15 минут |
Вождение | 4 часа |
Обед | не засчитывается |
Вождение | 2 часа |
Специальный перерыв | 15 минут |
Вождение | 90 минут |
Итог | 8 часов |
Соблюдение нормирования труда и отдыха по ЕСТР
Продолжительность управления
- Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
- Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
- Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
- Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
- Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
- Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
- Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.
Перерывы на отдых
- Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
- Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
- Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
- На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
- Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
- При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.
Продолжительность отдыха
- Продолжительность каждодневного отдыха между сменами на специальных стоянках должна быть не менее 11 часов. Время, отведенное на отдых, может быть увеличено с целью компенсации недостающего времени на еженедельный отдых или сокращено в случае его избытка. (например, в связи с простоем автотранспорта).
- Если на протяжении каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два или более водителей, каждый из них обязан воспользоваться правом на отдых в течение 8 непрерывных часов.
- В дни, когда продолжительность отдыха соответствует нормам, прописанным в первом пункте, его можно разделить на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 часов, но один из них должен быть не меньше 8 последовательных часов. Минимальная продолжительность отдыха в данном случае возрастает до 12 часов.
- Еженедельный период отдыха должен наступать после каждого шестого 24-часового рабочего периода, начинающегося по окончании предыдущего еженедельного периода покоя.
- Водитель может позволить себе не более 3-х сокращенных ежедневных перерывов между двумя любыми еженедельными промежутками полноценного отдыха.
- Водители в составе экипажа из двух и более человек вправе воспользоваться еженедельными перерывами на отдых, длительностью не менее 45 непрерывных часов, который должен быть организован перед ежедневным междусменным перерывом на отдых или сразу после такового. При необходимости этот отрезок времени может быть сокращен до 36 часов, если стоянка организована в месте приписки ТС или до 24 непрерывных часов — в любом другом месте. Если по какой-либо причине продолжительность отдыха сокращается, она должна быть компенсирована эквивалентным временем до конца третьей недели, наступающей за данной.
- Отдых, используемый в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, должен быть приурочен к очередному периоду покоя, длящемуся не менее 9 часов.
- Еженедельный период отдыха, должен начинаться по завершении шести суток, начинающихся после окончания предшествующего еженедельного периода бездействия. Если еженедельный промежуток отдыха захватывает обе недели, то он может быть засчитан к каждой из них поочередно.
- График сменности водителей должен быть составлен таким образом, что при подсчете общего рабочего времени нерабочие дни, предназначенные для еженедельного непрерывного отдыха, приходились на разные дни недели, при этом количество дней в каждом из месяцев должно соответствовать количеству полных недель данного месяца или превышать их число.
Законодательный акт внес изменения в режим труда и отдыха водителей.
Давайте посмотрим, какие нормы действовали и продолжают действовать в 2022 году.
ВРЕМЯ РАБОТЫ И ВРЕМЯ ОТДЫХА В 2022 ГОДУ
В актуальном Приказе Минтранса № 424 для водителей определяется два вида времени: время работы и время отдыха.
Время работы водителя включает в себя:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем;
- время работы, не связанной с управлением автомобилем (медицинские осмотры, предрейсовый контроль);
- погрузка, разгрузка, стоянки, простои.
До 2021 года в рабочем времени также учитывалось время охраны груза и присутствие в автомобиле во время управления вторым водителем. В настоящее время эти действия в рабочее время водителя не входят.
Время отдыха и перерывов водителей включает в себя:
- перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- еженедельный отдых;
- время перерыва между частями рабочей смены.
Обратите внимание, что специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем включен во время работы. Такой перерыв строго регламентируется в Приказе № 424: если водитель управляет автомобилем суммарно 4,5 часа, он обязан сделать специальный перерыв не менее 45 минут.
В свою очередь, время отдыха — это свободное время водителя, которое он может потратить по своему усмотрению. Во время отдыха водитель полностью освобожден от выполнения рабочих обязанностей.
С точки зрения законодательства, есть возможность вместо специального перерыва сделать перерыв для отдыха и питания (проще говоря, перерыв на обед). Но для того, чтобы не нарушать установленный режим труда и отдыха, его длительность должна составлять не менее 46 минут.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Для того, чтобы избежать аварийных ситуаций на дорогах из-за чрезмерной усталости водителей, Министерство транспорта утвердило требования к чередованию времени работы и отдыха.
НОРМЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ В 2022 ГОДУ
Расчет времени работы зависит от принятой системы учета.
При нормированном учете водители стандартно работают 5 дней в неделю по 8 часов. Такой учет очень прост для ведения, но он не является гибким и его бывает сложно подстроить под условия работы.
При суммированном учете есть возможность принять во внимание все нюансы работы водителей и оптимизировать график работы, не превышая законодательных норм. При суммированном учете продолжительность ежедневной смены водителя должна составлять не более 10 часов.
Пункт 6 приказа № 424 устанавливает, каким типам перевозок можно законно увеличить смену до 12 часов:
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения;
- водителям организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной, почтовой и других видов связи;
- водителям аварийных служб;
- водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций;
- водителям на инкассаторских автомобилях;
- перевозки на легковых такси;
- водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ;
- водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении.
Приказ регламентирует, что минимальное время для приема пищи, перерыва не может быть меньше получаса и больше 120 минут.
Каждодневный отдых, включающий периоды на перерывы в течение смены, дня представляют собой: двойную продолжительность времени отработанного периода, который предшествует отдыху. То есть при суммированном учете рабочего времени водителя ежедневное время не за рулем должно составить не меньше 11 часов. Законодатель разрешает его сократить до 9 ч, но не чаще 3 раз за период между сменами.
Допустимо разделение ежедневного отдыха на 2 или больше частей:
- Первая — до 3 ч;
- Вторая — максиму 9 ч.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2022 году
Давайте рассмотрим время работы и отдыха водителей на практике. Обычно используются следующие варианты учета рабочего режима:
- Ежедневно. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Агрегированные. Этот вариант полезен, если водители регулярно совершают много поездок в течение дня, и по этой причине ежедневный подсчет не может быть использован. Согласно новым правилам, контрольный период составляет 1 месяц, но он может быть продлен до 3 месяцев по соглашению с профсоюзом. В рамках 1 рабочего дня или 1 недели можно нарушать общепринятые правила, но при суммировании отработанных часов необходимо соблюдать время труда и отдыха водителей.
Согласно утвержденному режиму труда и отдыха водителей (приказ Минтранса России № 424), в рабочее время водителя включается время, затрачиваемое на
- управление транспортным средством;
- специальные перерывы для отдыха от вождения;
- работа, не связанная с вождением автомобиля.
Вот особенности системы рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей, действующей в 2022 году. Нормальная рабочая неделя составляет 40 часов. Однако в Указе № 424 нет строгого требования работать 8 или 7 часов в день. Допускается изменение количества рабочих дней и их продолжительности, но время работы и отдыха водителя автобуса или другого транспортного средства должно соблюдаться.
Ниже приведена таблица режима рабочего времени и времени отдыха водителя на 2022 год с учетом изменений.
Пример расчета рабочего времени водителя
Рабочее время водителя рассчитывается на основе всех действий в течение смены (время вождения + время без вождения + специальные перерывы):
Вид деятельности | Фактическое время | Время работы |
Эксплуатация транспортного средства | 4 часа | 4 часа |
Второй водитель на работе, но не за рулем | 4 часа | 2 часа (минимум 50%) |
Медицинский осмотр перед поездкой | 15 мин. | 15 мин |
Защита грузов и транспортных средств | 2 часа | 36 минут (минимум 30%) |
Отдых от вождения | 20 минут | 20 минут |
Во всех предприятиях должен быть документ – журнал учета, чтобы руководство транспортного предприятия могло отслеживать, кто из водителей, сколько времени находится на рабочем месте. Суммированный учет времени труда сотрудников по часам должен вестись в требуемом порядке и общее время труда не должно превышать 40 часов в неделю.
У дальнобойщиков действует другая система учета рабочего времени труда, потому что из-за дальних маршрутов они не могут постоянно подписываться в транспортном журнале учета, с установкой даты.
Труд любых российских водителей осуществляется в тяжелых условиях. Качество дорожного покрытия резко отличается от европейских автобанов. Поэтому соблюдение правил рабочего времени и времени отдыха позволит избежать нанесения вреда здоровью дальнобойщика.
Кроме того, предотвратить появление расходов на восстановление транспортного средства при попадании в аварию, вызванную усталостью водителя.
Изменения в режиме труда и отдыха водителя
Основной нормативный акт, изменяющий требования к законодательно закрепленному режиму труда и отдыха водителей в 2020 году — выпущенное Правительством РФ постановление № 1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД — добавляется отдельный раздел, посвященный оптимизации времени управления ТС для снижения аварийности.
Основное назначение всех изменений — синхронизация действующего в РФ законодательства с нормами ЕСТР. Требования ЕСТР по режиму труда и отдыха водителей используются в качестве базовых при планировании международных рейсов. С выходом постановления европейские нормативы стали обязательными также для водителей, выполняющих внутренние рейсы.
При этом, как и было сказано выше, обновленные нормы касаются только физических лиц. Управляющих грузовым транспортом. Это значит, что водитель должен перевозить грузы, находящиеся в личной собственности, и не получая при этом оплату за выполненные рейс.
Нормативы режима труда и отдыха для коммерческих перевозок не меняются. При планировании все также нужно ориентироваться на цифры из приказа №15 министерства Транспорта Российской Федерации (2004 год).
Законодательное регулирование
Особенности режима труда и отдыха водителей в соответствии со ст. 329 Трудового кодекса РФ устанавливаются Министерством транспорта РФ, для чего принят приказ Минтранса 15 (реквизиты: приказ №15 от 20.08.2004г.). Этим распорядительным документом утверждено Положение об особенностях режима работы водителей автомобилей. При этом в п.2 Положения указано, что оно регулирует только режим деятельности водителей, работающих по трудовому договору.
Основные правила труда и отдыха:
- продолжительность рабочей недели – не более 40 часов;
- при невозможности соблюдения такой нормы может быть введен суммированный учет рабочего времени с длительностью учетного периода – 1 месяц. В этом случае продолжительность смены не может быть более 10 часов, с возможностью продления в исключительных случаях до 12 часов;
- рабочий день может быть поделен на части;
- в рабочее время входит не только время нахождения за рулем, но и время перерывов;
- перерыв для отдыха не может быть менее 30 минут и более 2 часов.
Пользователи спрашивают – юристы отвечают
Что подразумевается под термином водитель-международник?
Такого понятия ни один закон Российской Федерации не содержит. В обиходе и на биржах по трудоустройству под водителями-международниками понимаются, как следует из самого названия, водители, совершающие рабочие поездки, перемещения за официальные границы Российской Федерации.
Каков режим труда и отдыха водителя международника? Определяется ли он приказом Минтранса №15?
Как указано в самом приказе в п. 2 утверждаемое им Положение распространяется только на лиц, осуществляющих перевозочную деятельность на территории Российской Федерации. Таким образом, при перемещении вне границ РФ водителю следует руководствоваться нормами труда и отдыха, принятыми на территории государств, где происходит поездка.
Исходя из текста этой же нормы Положение регламентирует режим работы водителей-дальнобойщиков при нахождении в границах РФ, а вне границ России следует исполнять правила соответствующей страны (или, например, Европейского союза при осуществлении поездки по территории стран-участниц ЕС).
Разделение рабочего времени на части
Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.
Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:
- трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
- пяти часов для остальных водителей.
При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.
Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:
Действия водителя | Фактическое время | Рабочее время |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Перерыв | 2 часа | |
Обед | 2 часа | |
Управление автобусом | 4 часа | 4 часа |
Итого | 12 часов | 8 часов |
Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.
Основная суть нововведений
Теперь жестко регламентируются временные рамки работы и отдыха водителей автобусов. Нарушение данных правил влечет за собой повышение риска возникновения аварий на дороге и административное наказание в виде взимания штрафов.
Нахождение за рулем шофера ограничивается 56 часами в неделю и не должно превышать 9 часов в день. Причем суточное вождение не должно быть непрерывным, может продолжаться не более 4-4,5 часов, после которых следует перерыв на отдых.
Кроме того, трудовое время за 2 недели не должно превышать 90 часов, но такое ранжирование не статично, возможно вырабатывать по 45 часов в неделю или перераспределить работу в соответствии с правилами — 56 ч одна семидневка, 34 ч другая.
Расчёт срока доставки груза из Европы в Россию
Иногда наши заказчики проявляют эрудицию, самостоятельно рассчитывают скорость перевозки грузов из Европы и выдают прогноз когда машина должна прийти на разгрузку. Информация которую мы рассмотрим, не обладает никакой практической ценностью, однако тем, кто хочет немного порезвиться в расчетах скорости доставки грузов, она должна понравиться.
Как говорил Александр Васильевич Суворов: Скорость нужна, а поспешность вредна. Опасность которую представляет собой движущийся грузовой автомобиль можно оценить по его массе и скорости:
- вес тягача – 7500 кг.
- вес прицепа – 7000 кг.
- средний вес груза – 20000 кг.
В итоге, общий вес транспортного средства полностью забитого грузом равен примерно 34.5 тонны.
Силу воздействия движущегося тела можно оценить по его импульсу. Сравним импульс тела грузовика массой 34500 кг. движущегося со скоростью 85 км/час и очень шустрого легкового автомобиля с двумя пассажирами массой 2500 кг и скоростью 150 км/час. Из школьного курса физики знаем, что Импульсом тела называют произведение массы тела на скорость его движения. P = m * v Единица измерения импульса — килограмм на метр в секунду (кг*м/с). P грузовика = 34500 кг * 23.6 м/сек = 814200 (кг*м/с) P легковой автомобиль = 2500 * 41.6 м/сек = 104000 (кг*м/с) Импульс грузовика, который двигается в два раза медленнее легкового автомобиля больше в 7.83 раза. Соответственно последствия от встречи с грузовиком, который еле едет будут в 7.83 раза печальнее чем встреча с легковым автомобилем летящем со скоростью 150 км/час!
Не только длительность времени, проведенного за рулем, но и перерывы должны быть тщательно продуманы и организованы в соответствии с приказом министерства.
В отношении длительности и периодичности отдыха, транспортное предприятие должно учитывать следующие требования законодательные нормы:
- обеденное время и перерывы не могут длиться меньше получаса и не превышают 2 часов;
- между сменами длительность перерыва должна учитывать продолжительность рабочего дня (например, при 8-часовом графике, отдыхать водитель обязан не менее 16 часов;
- суммированный рабочий график в пределах 1 недели предполагает право на двухсменный 12-часовой отдых, как обязательный минимум по закону.
Меньшая продолжительность отдыха между сменами возможна в следующих ситуациях:
- если грузоперевозка осуществляется в пределах 1 населенного пункта или его пригороде, рабочий график предполагает 9-часовую смену, однако после второго выхода на смену по закону положен 48-часовой перерыв;
- когда выполняется междугородний рейс, продолжительность отдыха может составлять 11 часов с возможным уменьшением до 9 часов не чаще 3 раз в неделю;
- в случае необходимости, при поездках на дальние расстояния межсменный перерыв может быть разбит на части с обязательной общей продолжительностью от 12 часов, из которых основной отдых длится, по меньшей мере, 8 часов подряд.
Помимо отдыха между двумя рабочими сменами, водитель грузового автотранспорта, как и любой наемный работник по трудовому законодательству, вправе рассчитывать на еженедельный выходной, с длительностью отдыха от 42 часов, без учета времени, отводимого на отдых между сменами в течение рабочей недели.
Таблица режима работы и отдыха водителей по тахографу
Законный интервал времени, необходимого для водителей дальнобойщиков определяется исходя из суммирования составных элементов, представленных в таблице.
Таблица 2. Отдых водителя.
Показатель | Действующая норма | Возможные отклонения |
Обеденный перерыв и отдых | 45 минут | 15 и 30 раздельно |
Междусменный или ежедневный | 11 часов | 9, но не больше 3 раз за 1 неделю |
Еженедельный | 45 часов | Не меньше суток |
Трудовое законодательство предусматривает возможные варианты, за счёт которых допускается снижение соотношения РТО для водителей.