Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно оформить Европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.
Как оформить ДТП для получения максимального возмещения с помощью электронных средств фиксации?
Для того, чтобы получить максимальную выплату в 400 000 рублей по европротоколу, необходимо правильно всё оформить. Для начала необходимо убедиться в том, что вы располагаете необходимыми техническими средствами для фиксации происшествия. Как мы уже указали выше, их 2 вида.
- Лимит в 400 тысяч положен, если у вас есть техническое средство контроля, которое фиксирует факт дорожно-транспортного происшествия, а также координаты транспортных средств и передает всю эту информацию через ГЛОНАС в таком виде, который пользователь не имеет возможности поменять.
- Либо если у вас есть смартфон или планшет, на котором установлено программное обеспечение с идентификацией пользователя через ЕСИА Госуслуг, с помощью которого будут фотографироваться поврежденные транспортные средства и вноситься информация о машинах и ДТП. Таких программ две, про них мы уже написали выше.
Нужно иметь в виду, что долго раздумывать, как оформлять ДТП, не стоит, так как при использовании специальных технических средств с «ЭРА-ГЛОНАС» надо будет нажать на кнопку и передать информацию не позднее чем через 10 минут после столкновения. А оформить через мобильные приложения – не позднее чем через 60 минут.
Как заполнить форму европротокола?
Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:
- при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
- заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
- старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
- заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.
Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.
- Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
- указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
- зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
- вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
- указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
- внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
- описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
- составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
- на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
- на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
- под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
- в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.
Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.
- Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
- Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
Как правильно оформить извещение при ДТП в 2023 году?
После того, как у вас оказался на руках бланк извещения европротокала, убедитесь в наличии у него оборотной и лицевой сторон. В 2023 году указанные на лицевой части данные обязательно должны быть отпечатаны на оборотной стороне. Заполнять поля европротокола надо простой ручкой. Гелевые чернила не подходят. Они будут размазываться. Карандаш тоже не годится, т. к. написанные с его помощью слова можно без особого труда стереть.
В бланке извещения при дорожно-транспортном происшествии каждый из водителей должен будет заполнить свою, отдельную колонку. Здесь должны присутствовать данные относительно их автомобилей. Соответствующая информация указывается на лицевой области бланка извещения, в специально выделенных полях.
Обратите внимание! Наличие повреждений на машине и их характер указывается в 14 пункте бланка. Надо заполнять его внимательно.
Действия виновника ДТП по европротоколу в 2023 году
Виновник дорожно-транспортного происшествия всегда рискует столкнуться с непредвиденными затратами. Вот почему ему надо проявлять внимательность при оформлении европротокола. Порой, сложно понять, во сколько обойдется ремонт отдельной детали чужого авто. Мнение о потерпевшем часто бывает субъективным и ошибочным. Чтобы получить примерное представление о стоимости восстановительных работ, имеет смысл связаться с дилером производителя автомашины.
Ежели вы, будучи виновником происшествия по европротоколу, подозреваете, что цена ремонта находится выше уровня максимальных выплат, в 2023 году лучше оформить аварию, воспользовавшись помощью сотрудников ДПС. Это потребует больше времени, но позволит избежать финансовых претензий.
Максимальные выплаты при оформлении ДТП с участием полицейских составляют 500 тыс руб. Виновника обязуют доплатить за ремонт автомобиля только тогда, когда цена восстановительных работ превышает эту сумму.
Если пострадавший по тем или иным причинам отказывается от обращения к работникам ГИБДД, виновник аварии должен запрашивать от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе он должен указать, что не имеет финансовых претензий в отношении вреда, нанесенного его автомобилю. Имеется в виду часть, превышающая уровень максимально возможной страховой выплаты по договору страхования, согласно европротоколу. В расписке потерпевший должен указать дату оформления этого документа и поставить свою подпись.
Желательно, чтобы потерпевшая сторона в ДТП указала дополнительные сведения:
- об автомобилях, выступивших участниками аварии;
- подробную информацию об участниках происшествия, в том числе номерах их водительских удостоверений.
Штраф за неоформление извещения
В 2023 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
Штраф за неоформление извещения
В 2022 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.
Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.
Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.
В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?
6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:
- с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
- с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
Что делать после оформления европротокола
Копию извещения о ДТП необходимо передать в страховую компанию, сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. При этом требуйте, чтобы вам дали копию с указанием, в какой день приняли, а также печатью.
Вместе с извещением предоставьте следующие документы:
- Заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
- Паспорт и водительское удостоверение.
- Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство.
- Банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит ущерб не в натуральном виде (отремонтировав транспортное средство), а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
Обстоятельства – основания (условия выплаты) возмещения в рамках лимита
Если между действующими лицами произошедшего события не возникло разногласий по вопросам оформления аварии, чтобы получить страховое возмещение в пределах установленного законодательно лимита (100 000,00 рублей – для всех жителей России и 400 000,00 рублей лимит – для лиц, зарегистрированных на территории столичных регионов), следует зафиксировать все имеющиеся данные о происшествии и передать их в АИС обязательного страхования.
Законодатель пояснил, что данные необходимо фиксировать «с помощью технических средств контроля» и применением специализированных программных продуктов, обеспечивающих фото фиксацию повреждений, полученных автомобилями.
Вновь введённая в действие норма может с лёгкостью ввести в ступор многих водителей. Какие средства использовать, где их взять, как эксплуатировать – вопросов больше, чем ответов… Волноваться не стоит. Под такими «техническими средствами», фиксирующими детали ДТП, закон имел в виду систему ЭРА-ГЛОНАСС, которой в обязательном порядке оборудованы все автомобили, выпускаемые с 2017 года.
Однако не стоит забывать – подавляющее большинство машин в России по состоянию на текущий момент всё же не оборудованы новомодным девайсом. По данным статистической отчётности, в 2017 году число транспортных средств, использующих программный компонент ЭРА-ГЛОНАСС, не превышало 1,5 миллионов. Более того, в государстве пока не разработано мобильное приложение, позволяющее фиксировать особенности ДТП, которое было бы лицензировано Российским союзом автомобильных страховщиков. Ещё более удручающим фактором является то, что упомянутый союз пока даже не сформулировал технические и функциональные особенности такого приложению.
Актуальные правила оформления европротокола
Прежде всего, стоит помнить о том, что образец заполнения извещения об аварии всегда можно найти на третьем листе бланка самого документа.
Сам бланк извещения о происшествии, утверждённый в унифицированной форме, разделён на две скреплённые между собой части. Отделять их друг от друга не следует – при заполнении верхней страницы документа на нижней автоматически формируется копия документа.
ВНИМАНИЕ !!! По желанию участвующих в аварии водителей каждая сторона может самостоятельно заполнить бланк личными сведениями и информацией о своём автомобиле, либо это делает один водитель. Комфортнее всего заполнять документ синей ручкой на твёрдом покрытии, поскольку все данные нужно вносить чётко и разборчиво.
В первых трёх пунктах извещения необходимо указать основные признаки аварии – время и точные координаты, а также количество повреждённых транспортных средств. Учтите, что по изменённым правилам европротокола таких средств не должно быть больше двух. В четвёртом подпункте бланка следует проставить цифру 0 или знак «прочерк», а в подпунктах 5, 6 и 8 – написать «Нет».
Если ДТП зафиксировано очевидцами, их персональные данные вносятся в подпункт 7.
Следующие 5 подразделов бланка дублируются в двух колонках – с обеих сторон страницы. Они предназначаются для внесения информации о транспорте, его владельцах и реквизитах страховых полисов.
Подпункт 13 бланка играет наиболее существенное значение для всего разбора происшествия: на схематически изображённом автомобиле участники ДТП должны отобразить точное место первого удара, нанесённого во время случившегося. Следующий пункт служит основанием закрепления непосредственно нанесённых повреждений, которое удостоверяется подписями сторон (пп. 15).
В центровой колонке подпункта 16 указываются конкретные обстоятельства произошедшего. Здесь допустимо пометить любым значком ряд клеток – всё зависит от особенностей и сложности манёвра. В конце раздела все участвовавшие в ДТП указывают количественное значение отмеченных клеток.
Завершающие разделы бланка извещения (пп.пп. 17 – 18) – это схематическое изображение ДТП. В них необходимо схематически обрисовать произошедшее событие, с картинкой дороги (желательно прописать на рисунке наименования улиц), дорожных знаков, разметки и, несомненно, транспорта, задействованного в событии.
ВНИМАНИЕ !!! Крайне критично для дальнейшего разбора аварии изобразить авто средства именно в таком положении, какое они имели в реальности в секунду происшествия, а также зафиксировать направление движения стрелками.
После завершения заполнения всех необходимых разделов бланка документ раскрепляют, и оба водителя отвечают на вопросы 7 подпунктов, расположенных на обратной стороне.
Можно оформить европротокол, если ОСАГО нет?
Нет. Наличие полиса ОСАГО — обязательное условие для европротокола. Если хотя бы у одного из участников ДТП не застрахована автогражданка, то выплаты или ремонта от страховой не будет.
Если полиса нет у виновника, то вред возмещать будет он сам из своего кармана в гражданском порядке. Если у потерпевшего нет страховки, то оформлять ДТП должны сотрудники полиции, а обращаться потерпевшему нужно будет в страховую виновника. Также потерпевший в любом случае получит штраф за отсутствие ОСАГО.
Поэтому, если Вы законопослушный потерпевший, а у виновника не оказалось страховки, то единственный вариант здесь получить выплату или ремонт от страховщика — это наличие у Вас страховки Каско, так как по ОСАГО страхуется ответственность виновника. Увы, но это так.
Каким образом можно получать компенсацию?
Далее, законом установлено, что вы имеете право получать компенсацию двумя способами. Ранее, до первого сентября 2014 года, вы получали только денежную сумму.
Теперь, законом внесены изменения, что если страховая компания имеет заключенный договор со станциями технического обслуживания, то она вам предлагает, в том числе как вариант, воспользоваться услугами этих станций.
То есть, чтобы вам не деньгами получать, а чтобы вы отремонтировали свою машину в какой-то станции.
Здесь, могу сказать сразу. Здесь, наверное, все таки решение будет оставаться за вами, либо брать деньги, которые вам насчитали, сумму, либо воспользоваться услугами СТО.
В любом случае, кому-то может быть выгоднее взять деньгами, а кому-то может быть выгоднее СТО.
Здесь уже чисто ваше будет решение, то есть закон просто предоставил вам альтернативу. Если раньше этой альтернативы не было, то сейчас она дана.
Что касается так называемого процента износа деталей, подлежащих замене при калькуляции той суммы, которая вам подлежит выдаче в счет возмещения вреда.
До вступления изменений, внесенных вышеуказанным законом, страховщики имели право обесценивать подлежащие замене детали до 80%. Потому что машины бывают разными.
Бывают машины старые пострадали, бывают новые. Но, все мы понимаем, откровенный хлам на дорогах ездит.
Так вот, им запретили на сегодняшний день опускать стоимость детали, подлежащей замене, с учетом износа. То есть, установив планку максимального износа 50%.
Все это влияет в лучшую сторону для того, чтобы вы получили большую компенсацию возмещения вреда имуществу, причиненного в результате ДТП.
Правила оформления европротокола при ДТП таковы:
- Бланк заполняется черной гелиевой ручкой (при отсутствии таковой допускается использование обычной шариковой);
- Первый лист бланка имеет две графы (для виновника и пострадавшего), контрагенты должны заполнить каждый свое поле:
- Сведения должны быть отражены корректно, максимально емко и в сжатом виде;
- Указываются объективные данные, касающиеся участников, свидетелей, видимых повреждений, дате, месте происшествия;
- Сведения, указанные каждым из участников не должны противоречить, либо указывать на ту информацию, которую не внес контрагент;
- Внесение изменений возможно только в крайнем случае и при согласии каждого участника;
- После заполнения лицевой стороны необходимо разъединить бланк и внести сведения на оборотный лист:
- Указывается информация о свидетелях;
- Каждый из водителей проводит указанную манипуляцию самостоятельно;
- Если поля оказалось недостаточно, продолжение пишут на белом листе бумаги, которое станет приложением (о наличии приложения, в обязательном порядке, нужно упомянуть в извещении);
- Участники ДТП должны поставить свои подписи в пунктах 15,18 – они будут свидетельствовать об отсутствии разногласий.
Обращение в страховую
После оформления ДТП по унифицированному бланку пострадавшая сторона должна обратиться в свою страховую компанию в течение 5 дней, в противном случае право на страховое возмещение может быть аннулировано.
Алгоритм действий таков:
- Наступление ДТП;
- Применение европротокола;
- Сбор необходимых документов:
- Бланк о ДТП;
- Заявление о возмещении убытков;
- Материалы фиксации ДТП;
- Заявление о том, что представленная доказательственная база не подвергалась фото-, видеомонтажу;
- Страховой полис;
- Удостоверение водителя;
- Доверенность (при наличии таковой);
- Паспорт;
- Регистрационная карточка автомобиля;
- Обращение в страховую компанию;
- Регистрация обращения;
- Проведение проверки и выявление виновника аварии;
- Вынесение вердикта;
- Выплата страховки.
Каков порядок заполнения бланка европротокола
Для того чтобы финансовая организация сделала выплату, документ следует корректно заполнить.
Как оформить европротокол:
Лицевая сторона |
|
Оборотная сторона |
|