Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать про двойной обгон и обгон паровозиком: какое возможно наказание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для наилучшего усвоения понятия «двойной обгон», следует хорошо разбираться в разнице обгонных и опережающих действий. Обгоняющий водитель начинает маневрировать на одной полосе направления. Затем он опережает впереди идущий автотранспорт и делает возврат на первоначально занимаемый путь. Он никоим образом не создает помех другим водителям.
Однозначно ответить на вопрос, разрешен ли двойной обгон, затруднительно. Этот маневр требует предельной осторожности и быстрой реакции. Как упоминалось ранее, из всех авто, составляющих «паровозик», грамотно ведет себя управляющий первой машины. Что еще необходимо предпринять, чтобы обезопасить ситуацию при обгоне? Вот основные рекомендации:
- Сначала внимательно осматриваем дорогу и обочину, нет ли запрещающих знаков, сплошных линий, пешеходных переходов, шлагбаумов, тоннелей и сложных участков.
- Затем обращаем внимание на встречную полосу, нет ли приближающегося автотранспорта.
- Делаем обзор соседних авто, не готовятся ли они объезжать препятствие или опережать соседние ТС. Следим за сигналами поворотников как переднего, так и заднего автомобилей.
- Следующий важный шаг – это определение достаточной дистанции для необходимого разъезда и возвращения на первоначальную позицию.
- Включаем левый поворотник и, ускоряя езду на 15–20 делений, выходим навстречку. Чем выше скорость, тем скорее завершится маневр.
- Включаем правый поворотник и, обогнав машину, занимаем первоначальную позицию.
- Выключаем правый поворотник.
Чем двойной обгон отличается от обычного
Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.
Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:
- одно авто совершает обгон нескольких машин;
- несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
- вереница машин обгоняет другую такую же.
В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 20 от 25 июня 2019 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано, что пункт 11.2 Правил запрещает именно двойной обгон.
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Разновидности нарушений
Есть еще один маневр, который также иногда называют двойным – когда на встречной оказываются два и более авто и едут «паровозиком».
Невиновным в нарушении правил будет водитель, который начал обгон первым, однако доказать это можно только при наличии видеорегистратора или камеры. Иногда присутствующий поблизости инспектор ГИБДД также замечает, кто выехал первым.
Правила запрещают совершать маневр двойного обгона (11.2 ПДД), если водитель, следующий впереди или сзади, выезжает на встречку для обгона.
Отсутствие нарушения в ситуациях обгона доказать сложно: даже если происходящее видел сотрудник ГИБДД, то он мог не заметить, кто выехал на встречку первым, соответственно, виноватыми окажутся оба водителя или все водители, принимающие участие в маневре.
Как и где запрещено обгонять
Правила дорожного движения прописывают те ситуации, в которых водителю запрещено обгонять другие ТС. Список таких ситуаций есть в законе:
- Водитель видит, что машина впереди него приступила к совершению обгона другого ТС. В этой ситуации совершенно не важны габариты машин.
- Если автомобиль, который перегородил вам дорогу, включил поворот, то идти выезжать из своего ряда нельзя, пока он не закончит свой маневр.
- В случае, когда авто едущее сзади вашего транспортного средства, начинает обгонять вас, также нужно подождать и не совершать никаких действий.
- Автомобилист понимает, что после окончания маневра у него не будет времени и возможности быстро занять свою полосу движения.
Водитель должен хорошо знать ПДД и быть предельно внимательным на дороге. Также надо попытаться предугадать действия других участников движения.
Существуют также зоны, на которых выполнять двойной обгон категорически запрещается:
- Места пересечения автомобильной дороги с железнодорожными путями. Сюда относятся и те участки трассы, которые расположены за 100 метров до ЖД переезда и 100 метров после него. Связано это с тем, что они считаются опасными для совершения любых маневров.
- Мосты, тоннели и другие ограниченные территории.
- Пешеходные переходы также не подходят для совершения сложных траекторий движения. На этой территории есть вероятность столкнуться не только с машинами, но и с людьми.
- Места, где есть знак запрета “обгон запрещается”.
- Перекрестки регулируемые или нерегулируемые, когда по правилам вы обязаны уступать дорогу другим машинам. Кроме этого, на любых перекрестках движение всегда интенсивное, а значит опасное и не подходящее для совершения любых видов обгона (особенно двойного).
- Участки дорог с ограниченной видимостью, которые являются опасными по другим, не прописанным ранее причинам.
Также надо помнить, что обгонять ТС запрещается, если для этого надо пересекать сплошную линию.
Всеми этими правилами должны руководствоваться водители, так как в противном случае можно не только получить штраф, но и попасть в ДТП.
Разновидности нарушений
Есть еще один маневр, который иногда еще называют двойным маневром: когда две и более машины выходят на встречную полосу и едут, как поезд».
Водитель, первым начавший обгон, невиновен в нарушении правил, но это можно доказать только при наличии видеомагнитофона или камеры. Иногда присутствующий рядом инспектор ГАИ тоже замечает, кто ехал первым.
Правила запрещают выполнение маневра двойного обгона (11.2 SDA), если следующий или следующий водитель выезжает на встречную полосу для обгона.
Сложно доказать отсутствие нарушений в ситуациях обгона: даже если бы сотрудник ГИБДД видел происходящее, он мог не заметить, кто первым выехал на встречную полосу, соответственно, виноваты будут оба водителя или все водители, принявшие участие в маневре.
Обгон пробки через прерывистую
Те, кто попал в пробку, не могут выехать со своей полосы движения, обгоняя впереди идущие машины. С прерывистой разметкой водитель может только повернуть машину и вернуться.
В первую очередь это связано с запретом обгона машин без возможности вернуться на ту же полосу. Существует значительный риск того, что, проехав более сотни автомобилей, водитель не сможет сразу занять свою полосу движения и оказаться на полосе встречного движения, и это гарантированная авария.
Во-вторых, пунктом 11.4, запрещающим обгон автомобиля при плохой видимости на дороге. Видимость может быть ограничена помехами, создаваемыми в направлении транспортного средства, на расстоянии не менее 100 метров от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованных машинах или машинах, ожидающих пробки.
Нарушение правил обгона в этом случае влечет наложение санкции, установленной ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Это правило не распространяется только на транспорт спецслужб (скорая помощь, полиция, пожарная часть и т.д.), Если поданы звуковые сигналы и включены мигалки.
Опережение и обгон, в чем отличия?
Для наилучшего усвоения понятия «двойной обгон», следует хорошо разбираться в разнице обгонных и опережающих действий. Обгоняющий водитель начинает маневрировать на одной полосе направления. Затем он опережает впереди идущий автотранспорт и делает возврат на первоначально занимаемый путь. Он никоим образом не создает помех другим водителям.
Под опережением подразумевается увеличение скорости авто по отношению к опережаемому транспортному средству, едущему по соседней полосе. Опережение с перестроением связано с переходом опережающего автомобиля на соседнюю полосу попутного направления по отношению к опережаемому ТС. В противовес обгонным действиям, опережение с перестроением и без него не заканчивается на изначально выбранной позиции.
На заметку! В ПДД имеет место такой термин, как объезд препятствия. Напоминаем, что движущийся автотранспорт не является препятствием. Соответственно объезжать его как «помеху на пути следования» неправомерно.
Правила обгона двух и более транспортных средств подряд
Понятие обгона приведено в ПДД — пункте 1.2.
Так называют маневр, при котором автомобиль опережает одно или несколько ТС, выезжая при этом на встречную полосу движения, и после возвращается на прежнюю полосу.
Поэтому ответ на вопрос, разрешен ли двойной обгон, однозначный — да, но при определенных условиях.
Детальные указания относительно совершения такого маневра даны в главе 11 Правил.
Обгон одного или нескольких транспортных средств совершается с соблюдением определенных правил.
Прежде чем начинать обгонять транспорт, следует убедиться, что на встречке нет движущихся навстречу автомобилей или они находятся на удалении, достаточном для совершения маневра. При этом не будет создаваться опасность движения ТС на проезжей части или помехи участвующим в дорожном движении (11.1).
Требование уместно, так как любое движение по встречной полосе — это большой риск и для автомобилиста, и для прочих участников.
Если вдруг действия водителя привели к аварии, то виновным будут считать именно его.
Разве что водитель обгоняемого авто нарушил Правила и пытался помешать обгону — увеличил скорость во время маневра или же выполнил иные действия (11.3).
От обгона следует воздержаться лишь при определенных обстоятельствах (11.2):
Таким образом, запрет действует при маневрировании впереди или позади идущего транспорта.
Обгонять запрещено и при недостаточной скорости ТС — когда создается риск невозможности завершения маневра по этой причине.
То есть если водитель изначально видит, что с трудом догоняет на своем авто следующий впереди транспорт, обгонять нельзя.
Запреты действуют и на определенных участках (11.4):
Дополнительно следует учитывать и ст. 9.11 Правил.
Недопустимо ехать по встречке на дороге, имеющей двустороннее движение, если эта полоса отделена:
Пунктом определен запрет нахождения ТС на встречке, если она отделена сплошной (одинарной или двойной).
То есть если водитель заранее видит окончание прерывистой разметки и приближающуюся сплошную, обгонять не нужно.
Обгон пробки через прерывистую
Те, кто оказались в пробке, не могут двигаться вне пределов своей полосы, обгоняя стоящие впереди автомобили. При прерывистой разметке водитель может только развернуть авто и поехать обратно.
В первую очередь, это связано с запретом обгонять автомобили без возможности вернуться на ту же полосу. Есть существенный риск того, что, проехав больше сотни авто, водитель не сможет сразу занять свою полосу и окажется на встречке, а это — гарантированная авария.
Во вторую очередь — с пунктом 11.4, который запрещает обгонять авто, если на дороге затруднена видимость. Видимость могут ограничивать помехи, образующиеся по ходу движения ТС, как минимум в 100 метрах от него. Речь идет не только о строительных работах, но и о припаркованном транспорте или автомобилях, стоящих в пробке.
Нарушение правил обгона в данном случае повлечет наказание, определяемое ч. 4 ст. 12.15 КоАП.
Это правило не действует только для транспорта спецслужб (скорой помощи, полиции, пожарной части и пр.), если подаются звуковые сигналы и включены проблесковые маячки.
Любое несоблюдение правил движения, установленных действующим законодательством, может привести к возникновению аварийной ситуации или ДТП с причинением вреда транспорту, жизни и здоровью людей.
Поэтому за несоблюдение ПДД Административным Кодексом (КоАП) предусмотрено соответствующее наказание, которое может заключаться в наложении штрафных санкций или лишения права на дальнейшую эксплуатацию автомобиля.
Фиксацией нарушений занимаются сотрудники ГИБДД:
- при личном дежурстве на определенном участке проезжей части;
- с использованием камер фото или видео слежения, установленных вдоль дорог общего пользования.
Какое наказание может быть применено к водителю, который нарушил установленные правила обгона?
Вид и размер наказания представлены в таблице:
Описание правонарушения | Статья КоАП | Наказание |
Обгон на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге (не предоставление преимущества транспорту, имеющему такое право) | 12.13 | Штраф – 1 000 рублей |
Не использование световой сигнализации перед началом выполнения обгона | 12.14 часть 1 | — предупреждение; — штраф 500 рублей |
Выезд на полосу или трамвайные пути для совершения маневра «Обгон» при наличии запрета на такое действие | 12.15 часть 4 | — штраф в 5 000 рублей; — лишение прав на 4 – 6 месяцев |
Повторное правонарушение, предусмотренное статьей 12.15 часть 4 | 12.15 часть 5 | Лишение прав на срок до 12 месяцев. Если правонарушение выявлено камерами фото или видео фиксации, работающими в автоматическом режиме, то лишение прав заменяется штрафом в размере 5 000 рублей, так как отсутствует возможность определения личности водителя, управлявшего транспортным средством в момент совершения правонарушения |
Несоблюдение требований, которые установлены дорожными знаками или разметкой (обгон автотранспорта в зоне действия запрещающего знака) | 12.16 часть 1 | — предупреждение; — штраф 500 рублей |
Картинки двойного обгона в учебнике по вождению покажут любому водителю, как правильно совершать движения по манёвру. Зная пункт 11 ПДД, перед началом обгона обязательно нужно быть предельно уверенным, что на встречной полосе нет транспорта. Правила не включают в себя такого понятия, как двойной обгон.
Но в них прописано, что подобный вид маневрирования не проводят в случае, если:
- впереди идущий автомобиль не включил левый поворотный сигнал и начал выезжать для обгона машины, находящейся перед ним;
- движущееся за ним авто приступило к обгону;
- будет невозможно завершить перестановку без помех для обгоняемого авто.
Нужно следить, чтобы своими манёврами не создать препятствий остальным участникам дорожного движения.
Какой штраф можно получить?
Как было указано, в ПДД России отсутствует наказание за опережение с использованием полосы встречки. Неважно: двойной он или совершен методом «паровозика». Однако есть штраф за въезд на полосу встречного движения, так как для совершения почти любого обгона необходимо перестроится в поток другого направления. Такой регламент представлен в статье 12.15 ч.4 КоАп России.
Помимо основной части есть дополнение, в котором указано еще более жесткое наказание для тех, кто нарушил правило повторно.
Правонарушение | Правовая база административного кодекса | Санкции |
Выезд на полосу встречного движения | Статья 12.15 часть 4 | Материальное взыскание в размере 5 тысяч рублей или запрет на вождение машины на срок от 4 месяцев до полугода |
Повторный выезд на полосу встречного потока движения | Статья 12.15 часть 5 | · лишение водительского удостоверения на 1 год;
· материальное взыскание в размере 5 тысяч рублей (если нарушение было зафиксировано автоматической камерой) |
Объезд неподвижного объекта по полосе встречного потока | Статья 12.15 часть 3 | Материальное взыскание в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей |
Можно ли обжаловать постановление
На процесс обжалования у лица отводится 10 дней после получения постановления.
Для этого необходимо подробно изучить площадь дороги и все условия правонарушения. Убедиться в правильности и корректности линий разметки по всем правилам, условия видимости участка дороги, уточнить все нюансы и мотивы нарушения, на случай, если оно оказалось вынужденным. Все факты необходимо запечатлеть на фото, предоставить видео-фиксацию и правильно составить акт. Помимо вышеперечисленного, нужно пригласить двух свидетелей, которые подтверждают все отмеченное в акте.
С этим пакетом документов следует отправиться в управление ГИБДД, а уже после – в суд. Там есть возможность опротестовать штраф или уменьшить наказание, если будет доказан факт правоты.
Спартак Борисович Королёв
Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.
Остались вопросы по теме Спросите у юриста