Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грант на развитие сельского хозяйству начинающему фермеру в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если же говорить о госпрограмме в целом, то следует отметить, что такая стратегия развития позволит АПК развиваться не только прогрессивно, но и рационально при финансовой поддержки государства. Так, только в текущем году Правительство России планирует выделить из госбюджета свыше 237 млрд рублей на развитие сельскохозяйственного производства.

Недостатки субсидирования

Основной проблемой государственной программы является передача полномочий распределения средств региональным властям. Такой ход наверняка ничего хорошего АПК не принесет.

Кроме того, следует отметить и недостаточное финансирование программы в целом, что накладывает определенный отпечаток на темпы развития всей сельскохозяйственной промышленности. Без стабильного финансирования все попытки правительства простимулировать развитие в сельском хозяйстве будут бессмысленными.

Сельское хозяйство является достаточно сложной отраслью для начинающих: здесь вложение средств и получение первой прибыли разделяют месяцы, а порой даже годы тяжелого труда. Многие фермерские хозяйства пришли в упадок и разорились, потому что создавшие их бизнесмены столкнулись с разницей между теоретической простотой управления малым аграрным предприятием и реальной необходимостью ежедневной напряженной работы без выходных и праздников.

Соответственно, любой новичок в процессе изучения вопроса о том, как получить грант начинающему фермеру 2020, должен понять, что подобная особенность аграрного бизнеса хорошо известна конкурсной комиссии, а потому претендент на финансирование должен убедить ее членов в том, что он не только хочет, но и может производить сельскохозяйственную продукцию. Доказательством этой способности служат соответствующее образование, длительный опыт работы или ведения личного подсобного хозяйства, качественный бизнес-план и знание отечественного рынка.

Целевое назначение помощи

Согласно закону о помощи фермерам, получить деньги на создание или развитие КФХ можно исключительно в рамках реализации проектов, непосредственно связанных с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Целевое расходование финансирования предполагает:

  1. Покупку земельных участков, имеющих сельскохозяйственное назначение;
  2. Создание проектной документации для строительства, ремонта или модернизации объектов, предназначенных для производства или складирования продукции;
  3. Строительство, ремонт или модернизацию таких объектов;
  4. Обустройство подъездных путей к ним;
  5. Подключение цехов и складов к любым инженерным сетям;
  6. Покупку животных для разведения;
  7. Приобретение сельскохозяйственных агрегатов, инструментов, грузовых автомобилей, оборудования для переработки продукции;
  8. Покупку семян либо рассады с целью обустройства многолетних насаждений;
  9. Приобретение синтетических и натуральных удобрений, гербицидов.

Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам предназначена для решения несколько иных задач. Такая разновидность государственного финансирования предполагает:

  1. Покупку, строительство или ремонт жилого дома для одной семьи;
  2. Погашение ипотечных кредитов;
  3. Покупку грузопассажирского автомобиля;
  4. Покупку мебели или бытовой техники, компьютеров, инженерного оборудования;
  5. Подключение дома к инженерным сетям.

Любое имущество, которое было приобретено с привлечением гранта или помощи фермерам на обустройство, в течение следующих пяти лет нельзя продавать, дарить, передавать в аренду или вносить в качестве доли в уставном капитале предприятия.

Развития сельского хозяйства в 2016 году: цифры и факты

Кроме того, на развитие растениеводческой отрасли, инфраструктуры, перерабатывающих предприятий и логистики дополнительно будут планируется направить госсубсидии в размере 3,8 млрд рублей. В 2015 году государство увеличило субсидирование на развитие этих отраслей АПК в размере 29,2 млрд рублей. Данную безвозмездную финансовую господдержку смогли получить 79 субъектов хозяйствования РФ в рамках действия госпрограммы.

Виды субсидий для развития сельского хозяйства

В текущем году на развитие сельского хозяйства Правительством выделено более трех миллиардов рублей. Помощь государства распределяется по разным показателям следующим образом:

  • до полутора миллиардов рублей получают животноводческие фермы;
  • от 50 до 60 млн. рублей выделено на помощь в оформлении ЗУ в собственность;
  • порядка двух миллиардов уходит на обустройство начинающих фермеров.

Более чем в 80 регионах, включая Крым, фермеры смогут израсходовать средства на следующие нужды:

  • рост поголовья скота, общее развитие фермерского хозяйства;
  • покупку материала для посадки, кормов и удобрений;
  • закупку оборудования;
  • наделов земли для сельскохозяйственных нужд.

Госпомощь на сельское хозяйство распределяется таким образом, чтобы регионы, пострадавшие от санкций больше всего, получили наиболее ощутимую поддержку. Так, больше всего в текущем году средств выделено в Ставропольский край и Дагестан. Любой начинающий предприниматель может претендовать на субсидии, если будут соблюдены следующие условия:

  • деятельность оформлена юридически в форме ООО или ИП (а также КФХ);
  • имеется свое финансирование в сумме не менее ста тыс. рублей;
  • составлен подробный и реалистичный бизнес-план, где указана рентабельность предприятия, и предприниматель сможет убедить комиссию в этом.

Все деньги должны быть потрачены только согласно представленному плану, то есть иметь целевое назначение. Если же обнаружится, что расход производился иначе, предпринимателю предстоит вернуть все средства, данные государством, несмотря на то, что субсидия носит безвозмездный характер.

Другие виды поддержки

Некоторые предприятия оформили банковские кредиты на закупку скотины, машин для работы на земле, увеличения оборота. Господдержка в этом случае выражается в оплате процентов. Начинающий крестьянский предприниматель может получить до пяти миллионов рублей, и погашать их в течение 15 лет, в то время как льготный период составит пять лет. Если оформлен фермерский кредит, для получения субсидии на оплату процентов, предпринимателю нужно написать заявление и сдать его в комиссию для участия в конкурсе. Количество победителей зависит от общего финансирования, которое выделено на область.

Читайте также:  Какой Пенсионный фонд выбрать: государственный или негосударственный

Денежная помощь может направляться на обустройство быта на ферме. По нему предприниматель вправе потратить деньги, к примеру, на приобретение домашней мебели, строительство гаража или для самой фермы. Однако запрещается расходовать эти средства для покупки недвижимости и приобретать квартиру. Субсидия может расходоваться на строительство дома на селе. Каждый регион предполагает свои условия для предоставления такой помощи.

Еще государство может помочь в покупке оборудования и техники по договору лизинга. Начинающий фермер, получивший скотину или технику в лизинг, может рассчитывать на то, что 1/15 затрат ему оплатит государство. Такую поддержку также получают, составив заявление установленного образца и пройдя соответствующий отбор.

С 2012 года на основе конкурса отбирают «Лучшего фермера региона». В результате победы он не только получает денежный приз, но и делится своим опытом с начинающими предпринимателями.

Для семейных ферм также можно рассчитывать субсидии для сельского хозяйства в текущем 2017 году и следующем 2017 году на развитие. Как получить их? Государство готово покрыть 60% начальных расходов на производство молочных и мясных ферм. При этом часть остальной суммы может быть представлена собственными средствами и банковскими инвестициями. Для участия в этой программе подают заявление. А получающий субсидию помимо прочего, может не волноваться за сбыт своей продукции, так как это организуется властями. Также региональные власти выделяют средства, чтобы подключить хозяйство к инженерным коммуникациям.


Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

Поддержка фермеров в условиях действия санкций

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.

В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 — 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.

Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

Как получить субсидии для сельского хозяйства на развитие в 2022 году

  • приобретение земельных угодий с/х назначения;
  • разработка проекта и сопутствующей документации при выполнении строительных и реконструкционных работ на с/х объектах;
  • строительство дорожной инфраструктуры;
  • обеспечение средствами газо-, водо-, тепло-, электроснабжения;
  • покупка с/х животных и посадочных семян;
  • приобретение с/х техники, инвентаря, грузопассажирского авто и пр.
  1. Начинающие молодые фермеры и состоявшиеся предприниматели могут оформить субсидию на развитие и поддержку бизнеса. Под определение начинающий фермер попадают граждане России:
    • лица, имеющие специальное образование выше среднего;
    • зарегистрированные по форме ИП и/или глава К(Ф)Х, имеющий опыт работы в с/х.
  2. ИП не может подать заявку, если с момента регистрации не прошло 3 года или было реализовано продукции менее чем на 30 тыс. руб.
  3. В подпрограмме по распределению субсидии участвуют с/х кооперативы, индивидуальные подсобные хозяйства, микропредприятия,

Основные направления действия субсидирования АПК

Порядок и правила предоставления субсидий в рамках политики стимулирования сельского хозяйства, действуют по основным приоритетным направлениям:

  1. Субсидия на развитие мелиорации сельскохозяйственных земель, а также рационального применения имеющихся фермерских площадей.
  2. Материальная поддержка скотоводческих хозяйств и фермеров, занимающихся животноводством.
  3. Создание перерабатывающих предприятий, а также каналов сбыта готовой сельскохозяйственной продукции.
  4. Государственная поддержка предприятий и физлиц, что работают в сфере растениеводства.
  5. Поддержка развития и создания небольших фермерских хозяйственных объединений.
  6. Финансовые льготы для создания инновационных технологий и их дальнейшего внедрения в производственный процесс.

На самом деле планы государства в отношении финансовой поддержки АПК более дальновидны нежели просто увеличение доли отечественной продукции на товарных магазинных полках.

Руководство страны ожидает, что программа развития сельского хозяйства принесет следующие результаты:

  • расширение существующего рынка сырья;
  • рост уровня зарплат в этом сегменте экономики;
  • создание новых рабочих мест;
  • освоение ранее заброшенных сельскохозяйственных земель.

Планируется, что оказание помощи, предпринимаемой государством, позволит к 2020 году сформировать новую структуру АПК, что даст ему возможность активно самостоятельно развиваться. Но все это только перспективы. Но пока данная отрасль переживает далеко не самые лучшие для себя времена.

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2022 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие

Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами – приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:

  1. Корректировку бюджетной политики, направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
  2. Бюджетные дотации, выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
  3. Предоставление кредитов по льготным ставкам, приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
  4. Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль, составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.

В 2019—2025 годах из бюджета на развитие АПК будет направлено 2,33 трлн рублей

Правительство утвердило обновленную госпрограмму развития сельского хозяйства, продлив ее до 2025 года. Постановление кабинета министров от 8 февраля опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Объем бюджетных ассигнований на 13 лет указан в объеме 3,54 трлн руб., что на 126 млрд руб. больше, чем предполагалось в изначальном проекте Минсельхоза, опубликованном в сентябре 2018-го. В том числе 2,33 трлн руб. правительство предполагает выделить из федерального бюджета на развитие АПК в 2019—2025 годах. Так, в этом году на реализацию госпрограммы предусмотрено 303,6 млрд руб., на 2020 год — 294,8 млрд руб. В последующие три года сумма будет увеличиваться и составит 377,5 млрд руб. к 2023 году и 377,4 млрд руб. к 2024-му. В 2025 году госфинансирование АПК из бюджета ожидается на уровне 300,7 млрд руб.

Согласно новому паспорту программы, ее реализация, как и в действующей редакции, разбита на два этапа — программный (2013-2017 годы) и проектный (действует с 2018 года). Если целями первого этапа были обеспечение продовольственной независимости, ускоренное импортозамещение и повышение конкурентоспособности, то цели второго этапа — обеспечение продовольственной безопасности, повышение добавленной стоимости, обеспечение роста экспорта и инвестиций в основной капитал отрасли. Так, к 2025 году значение произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, должно достигнуть 5,8 млрд руб. против 3,7 млрд руб. в 2017-м, а индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства — 121,8% к уровню 2017-го.

Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2025 году, как и указывал Минсельхоз, планируется нарастить на 16,3% к уровню 2017-го, в том числе продукции растениеводства — на 18%, животноводства — на 11%, а выпуск пищевых продуктов — почти на 30%. Производство продукции растениеводства на мелиорируемых землях в стране за восемь лет вырастет на 17%, в том числе площадь введенных в эксплуатацию мелиорируемых земель в 2019 году предполагается увеличить на 90 тыс. га, в 2020 году — на 69 тыс. га, а лесо- и фитомелиоративные мероприятия будут проводиться на 100 тыс. га ежегодно в течение двух ближайших лет. Экспорт продукции АПК в соответствии с майским указом президента должен достичь $45 млрд. За счет регулирования рынков сельхозпродукции доходность сельхозпроизводителей все эти годы планируется обеспечивать на уровне не менее 10%.

На этот год в обновленной госпрограмме заложен рост сельского хозяйства на уровне 2,8%, а на 2020-й — 4,7%. В 2018 году также указан рост на 1,3%, несмотря на то, что ранее Росстат по результатам прошлого года зафиксировал падение в 0,6%. В конце прошлого года Счетная палата сообщала, что видит риски недостижения показателей госпрограммы и в 2019—2021 годах, что «влечет существенные риски» недостижения показателя и по росту экспорта продукции АПК. Минсельхоз заявлял, что в текущем году ожидает рост в 1,3%.

С этого года в порядок господдержки АПК внесен ряд изменений, которые предполагают корректировку в подходах к использованию единой субсидии, субсидии на возмещение CAPEX, а также в области страхования с государственной поддержкой и несвязанной поддержки в растениеводстве, рассказывала в конце прошлой недели замминистра сельского хозяйства Елена Фастова на конференции «Где маржа 2019». Как сообщает пресс-служба Минсельхоза, с этого года в рамках единой субсидии выделен отдельный лимит на поддержку страхования в размере 1,5 млрд руб. Для регионов, принявших обязательства по субсидированию этого направления, лимит увеличен, а для отказавшихся — уменьшен. Также в механизм льготного кредитования добавлен ряд направлений, в том числе короткие кредиты на приобретение молока-сырья для производства цельномолочной продукции, творожных и сливочных сыров, а также предоставление льготных кредитов на закупку мукомолами зерна у аграриев Урала и Сибири.

Читайте также:  Как оплачивается больничный в 2023 году

Минсельхоз изменит систему господдержки с 2020 года

2019 год для Минсельхоза станет переходным в совершенствовании системы господдержки, и с 2020 года в ней произойдут существенные изменения.

Об этом сообщила замминистра сельского хозяйства России Елена Фастова на конференции «Агрохолдинги России-2018», организованной «Агроинвестором». «Где-то мы не успеваем все сделать сразу.

Мы для себя взяли задачу 2019 год поставить пилотным, и к 2020 году внести заметные изменения в механизмы поддержки по трем видам субсидий — это единая субсидия, несвязанная и субсидия на литр молока», — рассказала Фастова.

По словам замминистра, эти виды субсидий предполагается разделить на две части. Первая часть — компенсирующая, которая фактически действует и сейчас, это поддержка на 1 га, на литр молока и т. д. И вторая часть — стимулирующая.

«То есть субъекты к нам будут приходить со своими проектами по развитию тех или иных направлений, которые специфичны именно для них, мы будем давать на эти проекты поддержку.

Такая мера дает возможность точечно развивать [разные сектора], при этом на федеральном уровне регулировать ситуацию», — пояснила Фастова.

Также по итогам 2018 года была увеличена господдержка садоводства, а с 2019 года в рамках единой субсидии добавлен 1 млрд руб. на закладку виноградников. «Одна из первоочередных задач, которые ставит президент — увеличение продукции виноградарства», — напомнила Фастова.

Что касается компенсации части прямых понесенных затрат, то замминистра подтвердила, что для тепличных комплексов этот вид господдержки закончится в 2018 году.

«В 2018 году будет 10%, в дальнейшем тепличные комплексы переходят только на льготное кредитование, капексов с 2019 года для теплиц не будет», — сообщила замминистра. В 2018-м и в последующие годы останется компенсация капзатрат на животноводческие комплексы, хранилища, селекционные центры.

«Мы стараемся оставить этот вид поддержки только для тех направлений, в которые бизнес идет неохотно либо они являются достаточно специфичными», — отметила Фастова.

Сохранится поддержка для льноперерабатывающих предприятий, а также появится компенсация капзатрат для предприятий, которые будут заниматься производством сухих молочных продуктов для детского питания. «Все вы знаете, что на сегодняшний день российских производств практически нет», — акцентировала представитель министерства.

Кроме того, Минсельхоз со следующего года обещает уделять пристальное внимание страхованию аграриев. По этому направлению следующий год также станет переходным. «Мы выделили страхование в единой субсидии отдельной строчкой, и теперь регион не сможет перераспределять эти деньги на другие цели.

Цели Государственной программы

  1. Обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
  2. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК.
  3. Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.
  4. Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.
  5. Устойчивое развитие сельских территорий.

Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств федерального бюджета составляет 2 482 552 291,26 тыс. руб. (в текущих ценах), в т.ч.

  • Минсельхоз России — 2 284 847 874,75 тыс. руб.,
  • Россельхозакадемия — 103 815 805,12 тыс. руб.,
  • Россельхознадзор — 93 888 611,39 тыс. руб.

Объем финансового обеспечения из средств федерального бюджета на реализацию

  • Подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» составляет 554 217 349,28 тыс. руб.,
  • Подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» — 701 882 347,16 тыс. руб.,
  • Подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» — 100 739 279,24 тыс. руб.,
  • Подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» -118 044 756,54 тыс. руб.,
  • Подпрограммы «Научное обеспечение реализации мероприятий Государственной программы» — 98 673 895,93 тыс. руб.,
  • Подпрограммы «Обеспечение функций управления реализацией Государственной программы» — 325 928 363,11 тыс. руб.,
  • ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»- 7 720 000,00 тыс. руб.,
  • Поддержка комплексной компактной застройки – 1 919 200,00 тыс. руб.,
  • ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» — 319 703 100,00 тыс. руб.,
  • ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» — 253 724 000,00 тыс. руб.

Объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы из средств федерального бюджета по годам составит:

2013 г. 216 385 900,96 тыс. руб.
2014 г. 257 209 362,36 тыс. руб.
2015 г. 282 025 745,47 тыс. руб.
2016 г. 305 387 000,34 тыс. руб.
2017 г. 325 551 332,23 тыс. руб.
2018 г. 343 909 031,58 тыс. руб.
2019 г. 365 691 337,20 тыс. руб.
2020 г. 386 392 581,13 тыс. руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *