Произошло ДТП, какую сумму взыскивать с учетом износа или без?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Произошло ДТП, какую сумму взыскивать с учетом износа или без?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Выплата без учета износа по ОСАГО

Суть дела о взыскании со страховой компании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа

Пострадавший в ДТП обратился в «Росгосстрах» с заявлением о наступлении страхового случая, предоставив свой автомобиль BMW X5 на осмотр. Страховщик отказал водителю в возмещении ущерба, ссылаясь на то, что повреждения машины не соответствуют обстоятельствам ДТП. Тогда автовладелец произвел восстановительный ремонт за свой счет и заказал автоэкспертизу после ДТП, предъявив страховщику досудебную претензию. «Росгосстрах» претензию не удовлетворил, и потерпевший обратился с иском в суд.

Согласно судебной автотехнической экспертизе, стоимость восстановительного ремонта без учета износа составляет 346 300 руб., с учетом износа – 256 500 руб. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск потерпевшего частично и постановили взыскать в пользу истца стоимость восстановительного ремонта без учета износа. С такими доводами не согласилась судебная коллегия кассационного суда, ссылаясь на то, что, поскольку страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, то сумма должно рассчитываться с учетом износа.

Однако, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к иному выводу. А дело все в том, что страховая компания не исполнила свое обязательство по выдаче направления на ремонт на СТО, нарушив таким образом требования Закона об ОСАГО. При этом обстоятельств, по которым страховщик имел право заменить ремонт на страховую выплату, судами установлено не было.

Ссылаясь на п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ, Верховный суд указал на то, что должник должен возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Таким образом, поскольку при возмещении убытков кредитор должен был быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом, стоимость ремонта должна была считаться без учета износа изделий.

Вывод: при отсутствии должных оснований страховая компания не имеет права отказать в направлении на ремонт и заменить его выплатой с учетом износа.

Первый проверенный способ получить выплату без износа

Итак, выше мы рассмотрели первый способ получить выплату по ОСАГО без учета износа. Алгоритм действий такой:

  • 1. Обратиться в страховую компанию после наступления страхового случая за возмещением ущерба.

В заявлении не нужно конкретизировать способ возмещения ущерба.

Страховщик в течение 20 дней, отведенных законом, производит оплату восстановительного ремонта с учётом износа (в кассе страховщика или денежным переводом на Ваш банковский счёт).

Поскольку оснований (за исключением оснований для денежной компенсации, указанных в п. 16.1. ст. 12 Закона об ОСАГО) для выплаты не было, то Вам должны были выдать направление на ремонт. Расчёт должен был быть произведён без учёта износа.

Таким образом, и при выплате деньгами расчёт также должен быть произведен без износа.

  • 2. Подать заявление о разногласиях в страховую компанию с требованием доплатить разницу в ремонте с учетом износа и без учета износа.
  • 3. При отказе страховой компании в доплате обратиться к финансовому уполномоченному.
  • 4. При отказе финансовым уполномоченным в удовлетворении требований обратиться в суд.

В суде в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно добиваться дополнительных компенсаций:

  • за немотивированный отказ в страховой выплате – 0,05% от страховой суммы за каждый день просрочки;
  • за просрочку направления на ремонт или выплаты – 1% от суммы за каждый день;
  • за затянувшийся ремонт – 0,5% в день.

Справедливости ради стоит отметить, что у страховой компании имеются различные законные основания для уклонения от полного возмещения ущерба пострадавшему. Так, п. 15.2 ст.12 Закона об ОСАГО указывает на возможность возмещения вреда в форме страховой выплаты в случае, если у страховщика нет станций СТО, отвечающих требованиям данного закона. Например, нет автостанции в пределах 50 км от ДТП или места жительства потерпевшего или официальных дилеров для автомобилей младше 2 лет. Другим законным основанием может быть заключение соглашения с потерпевшим о денежном страховом возмещении, при выплате которого амортизация также учитывается.

Изменения в ОСАГО с 2022 года

Предполагаются изменения, которые касаются максимальной выплаты потерпевшему, жизни и здоровью которого причинен вред. С 500 тысяч рублей сумма выплаты увеличивается до двух миллионов рублей. При расчете стоимости восстановительного ремонта предполагается не учитывать общий износ автомобиля, его узлов и агрегатов. Это означает, что страховая компания должна починить машину с использованием только новых запасных частей – оригинальных или аналогов. У владельца разбитой машины сохраняется право взыскать недостающую сумму на ремонт в судебном порядке.

Читайте также:  Назначаем и оформляем на должность контрактного управляющего правильно

Страховые компании склонны завышать процент износа автомобиля, чтобы выплатить меньше за ремонт. Поправки в ФЗ об ОСАГО позволят застрахованному владельцу автомобиля отремонтировать автомобиль или получить выплату без учета износа. Одновременно страховая организация может получить право регрессного требования к виновнику ДТП при переплате за ремонт. Такая же возможность предусматривается и для потерпевшего ДТП, если суммы на восстановительный ремонт не хватило.

Износ по ОСАГО – одно из оснований для обращения в страховую компанию с претензионными или исковыми требованиями. Поправки в закон об ОСАГО повлекут существование удорожание полиса на 20-40%.

Часто страховые компании занижают выплаты, учитывая износ, который рассчитывают по своим правилам. Если заявитель не согласен с суммой возмещения, то ему следует провести независимую экспертизу и установить стоимость ущерба без учета износа. Далее:

  1. Заявитель составляет на имя страховой претензию о необходимости возместить ущерб в досудебном порядке.
  2. Подается обращение финансовому омбудсмену, который решает спор в административном порядке. Решение должностного лица обязательно для исполнения сторонами.
  3. Если результат промежуточного решения спора неудовлетворителен, то необходимо обращаться с исковым заявлением.

Ремонт автомобиля без учета износа должен проводиться с использованием новых запчастей. Также требования можно предъявить в течение гарантийного срока на восстановительные работы. Ответчиком в суде выступает страховая компания. При разбирательстве необходимо учитывать год начала эксплуатации машины, ее марку, модель, год выпуска, состояние ТС, предшествующее дорожно-транспортному происшествию. В судебном разбирательстве и на этапе подготовки дела, при проведении переговоров со страховой компанией желательна юридическая помощь.

Взыскание ущерба с виновника ДТП с учетом износа или без учета износа

5/5 (1)

Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Что гласит о взыскании износа по ОСАГО судебная практика 2019 года

В большинстве случаев требования истца удовлетворяются, однако, по ряду дел выносятся прямо противоположные решения.

Важно! Перед подачей иска важно проанализировать следующие моменты:

  • зачастую суд запрашивает у истца документальные подтверждения реальных расходов. Это могут быть акты выполненных работ, чеки, заказ-наряды. Однако если на момент рассмотрения дела пострадавшее в ДТП транспортное средство продано, объективно подтвердить расходы водитель уже не сможет;
  • ответчик по делу вправе подать ходатайство о проведении судебной экспертизы, результат которой сложно предугадать. В итоге сумма может оказаться гораздо меньше, а суд будет отталкиваться именно от нее. Истец получит меньшую сумму, к тому же расходы по оплате услуг привлеченного судом эксперта лягут на его плечи. А это порядка двадцати–сорока тысяч рублей.
  • требования о взыскании с ответчика штрафа за отказ в исполнении обязательств в претензионном порядке, а также неустойки за просрочку выплаты суд не удовлетворит. Подобного рода требования можно предъявить только к страховщику.
  • взыскание стоимости услуг представителя производится с проигравшей стороны, поэтому в случае отказа в удовлетворении заявленных требований, возместить расходы, связанные с оказанием платной юридической помощи, не получится.

Как оценивают сами водители новые меры по расчёту разницы в стоимости восстановления авто и суммой страховой выплаты по аварии?

Во-первых, это значительное достижение, так как можно увеличить сумму выплаты для восстановления автомобиля, пусть она будет даже разделена между страховой компанией и виновником, это не столь важно. Теперь в ремонт автомобиля можно не вкладывать собственные деньги.

Во-вторых, есть и обратная сторона вопроса. В соответствии с договором ОСАГО, восстановить испорченную машину обязана страховая компания, это основная функция приобретаемого полиса, который должен защищать, в том числе, виновных граждан. Они не всегда могут погасить большую сумму исходя из размера собственных доходов и расходов. Поэтому возмещение разницы в стоимости ремонта может затянуться. В этом случае пострадавший не получит нужной суммы вовремя.

Многие юристы предложили другой вариант решения проблемы, как они считают, более качественный и надёжный. А именно, внести изменения в Единую методику расчёта компенсации. Необходимо увеличить закупочную стоимость необходимых для ремонта деталей и постоянно расширять его номенклатуру. Это позволит правильно рассчитать стоимость ремонта и исключить расчёт стоимости деталей страховой компанией по самым низким в регионе ценам.

В любой ситуации, в соответствии с нововведениями, вы имеете полное право взыскать с виновника разницу в стоимости реального ремонта с рассчитанной стоимостью от страховой компании, не учитывая при этом износ деталей собственного автомобиля.

выплата с учетом износа или без такового?

Споры со страховой компанией приобрели весьма внушительный масштаб и стали для профессионального автоюриста или автоюриста весьма распространенной услугой, наряду с такими как «возврат прав» и «юрист по ДТП».

Опираясь на опыт работы автоюристов и автоюристов объединения «Адвок-Авто» в данной статье мы разберем вопрос страховых выплат с учетом износа и без него.

Согласно п. 63 п. б Постановления Правительства РФ №263 от 07.05.2003 г. «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: “при определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах”, т.е. страховая компания оплачивает возмещение с учетом износа деталей. Однако данное положение Закона нельзя применить при возмещении ущерба с виновного физического лица.

С одной стороны, с виновника аварии можно взыскать ущерб без учета износа, ссылаясь при этом на ст.15 ГК РФ, где указано, что под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Невозможно купить детали на автомобиль с конкретным износом (20%, 50%, либо иным, установленным независимой оценкой). В связи с этим, приходится покупать новые детали для восстановления автомобиля, это и должно считаться реальным ущербом (причем в данном случае будет лучше, если в исковых требованиях ссылаться не независимую экспертизу, а заказ-наряд и документацию об оплате на выполнение работ).

С другой стороны, если Вы — виновник ДТП, для снижения суммы взыскания с Вас, необходимо говорить о неосновательном обогащении со стороны второго участника при требовании о возмещении расходов без учета износа.

В соответствии с Решением Верховного суда РФ от 25.11.2003г. №ГКПИ03-1266 «необходимость учета износа деталей полностью соответствует требованиям ст.15 ГК РФ, поскольку позволяют потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключающее неосновательное обогащение с его стороны».

Таким образом, требования второго участника направлены на улучшение и модернизацию его машины, в связи с чем, эти требования не подлежат удовлетворению, так как по сути своей являются неосновательным обогащением, что подтверждается Решением Верховного суда РФ от 25.11.2003г.

В итоге можно резюмировать, что если вы ответчик, то есть основания снижать требования и платить с учетом износа. А если истец, то требовать к оплате полную сумму, то есть без учета износа транспортного средства. Практика в судах разнится. Одного правила пока нет.

Если машина подержанная

Очень многие автомобилисты владеют машинами, которые прежде имели других хозяев. Но и в этом случае можно купить КАСКО без учета износа. Тогда к стоимости полиса не только прибавятся 15% за условие. Он будет еще дороже из-за того, что машине 5, 7, 10 лет, значит, риск того, что она будет повреждена, по мнению страховщиков, выше. Если сравнивать цену КАСКО на авто одной и той же марки, но нового и подержанного, выяснится, что первый полис будет дешевле.

С другой стороны, отремонтировать разбитую старую машину недавно сошедшими с конвейера деталями весьма выгодно. Тем более, что процент износа на такие авто обычно больше 12%. То есть по КАСКО с учетом амортизации автовладелец может получить совсем крошечную сумму. Поэтому имеющим подержанные автомобили стоит страховать их, убрав из договора это условие. Особенно, если водитель неопытный или недисциплинированный, ездит по городу с интенсивным движением.

Максимальное изнашивание

Страховщики стараются минимизировать оплату страхового возмещения насколько это возможно. Однако государство определило, что более чем на 50% повышать амортизационные показатели нельзя. Даже если коэффициент износа составляет 70 или 80 процентов, менеджер по урегулированию убытков повышает уровень до 50%.

Полученный общий процент со значением 25 и т. д. так и будет применяться к общей стоимости автомобиля для определения степени его изношенности. Например, поврежденный бампер стоимостью 15 тыс. рублей за минусом 25% окупится только в 11 250 р. Эта сумма покрытия урона учитывает изношенность бампера.

Внимание! Оценка экспертизы считается совместно с поломками или отремонтированными деталями машины, полученными до наступления аварии. То есть, ранее полученные повреждения плюсуются к настоящему ущербу в пределах 25–45%.

Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО

Российское законодательство не определяет понятие “износ” для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.

Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.

Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.

Читайте также:  Налог на имущество физических лиц

С мая 2017 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 “О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств”. Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.

Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Но только, если речь не о европротоколе!

А вот в случае с европротоколом, подписываясь в качестве потерпевшего, вы даёте согласие на выплату вам суммы от страховой без каких-либо прав после этого.

Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.

Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:

  • оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
  • как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.

При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.

Поэтому, если ДТП было оформлено с помощью европротокола, а страховая выплатила с учётом износа недостаточно, то взыскать разницу без учёта износа ни с виновника аварии, ни со страховой в 2019 году уже нельзя.

Разницу взыскать с вредителя

Суды признавали правомерным взыскание разницы между полученным страховым возмещением и реально понесенными затратами на ремонт с непосредственного причинителя вреда.

Так, Верховный суд Республики Карелия в Определении от 05.08.2011 по делу N 33-2298/2011, ссылаясь на п. 1 ст. 15, ст. 931, п. 1 ст. 935, ст. ст. 1072, 1079 ГК РФ и подп. «б» п. 63 Правил ОСАГО, рассуждал следующим образом:

  • юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков;
  • взыскание с причинителя вреда денежных средств с учетом износа деталей и узлов не позволит истцу отремонтировать автомобиль, поскольку ремонт с применением бывших в употреблении запасных частей с конкретным размером износа в РФ не производится;
  • недополученная потерпевшим разница подлежит взысканию с причинителя вреда для восстановления нарушенного права истца в полном объеме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *