Какие законы о недвижимости заработают в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие законы о недвижимости заработают в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В каких случаях можно приватизировать муниципальную или государственную недвижимость, и стоит ли это делать? Обо всём по порядку. Приватизация — это процесс, в котором происходит оформление в собственность жилой недвижимости.

Как проходит приватизация квартиры поэтапно в 2022 — 2023 году?

Если ранее она предоставлялась по договору найма от государства. В советское время квартира, комнаты в коммунальных квартирах, частные дома, коттеджи и землю выдавали сотрудникам предприятий.

Сейчас рассчитывать на такое жилье могут только малоимущие граждане. Для получения муниципального жилья подтверждается доход на каждого члена семьи. Он должен быть меньше суммы прожиточного минимума на каждого. Прожиточный минимум отличается в различных регионах РФ.

Для приватизации жилой недвижимости, нужно подтвердить факт проживания в квартире по договору социального найма. Это трудоёмкий процесс, требующий внимательности и определённых знаний.

Рекомендуем доверять процесс приватизации юристам. Сложности могут возникнуть, если один из зарегистрированных в квартире уехал, и неизвестно где он находится. После прохождения процесса приватизации, документы о праве собственности направляются в налоговые органы, и в управляющую компанию.

Документы для приватизации.

Установленные нормативные акты не оговаривают точного списка справок, необходимых для приватизации. Перечень может отличаться в зависимости от региона или населённого пункта. Точный список документов нужно уточнять в администрации населённого пункта.

В Москве для проведения приватизации жилья собирается следующий пакет документов:

  • Копии паспортов зарегистрированных лиц. Для детей до 14 лет предоставляется копия свидетельства о рождении.
  • Заполненное заявление на приватизацию. Форма заявления предоставляется в местном отделении МФЦ или в администрации города.
  • Договор, на основании которого происходит проживание в муниципальном жилье.
  • Договор социального найма в Москве не предоставляется. А в Санкт-Петербурге он необходим для приватизации. Данные правила устанавливаются органами местного управления.
  • Технический и кадастровый паспорт недвижимости.
  • Выписка из домовой книги с указанием всех зарегистрированных лиц в квартире.

Что такое приватизация квартиры, зачем она нужна?

Понятие и основные принципы проведения процедуры передачи в частные руки муниципального и государственного жилья определяет Федеральный Закон от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно определению, это добровольная и безвозмездная передача в собственность гражданам РФ помещений, пригодных для жилья. Сюда же относятся и помещения, которые были ими ранее забронированы.

Любое неприватизированное ранее жилое пространство в статусе муниципального или коммунального, а также общежития, может быть оформлено проживающими в собственность. Среди явного преимущества можно назвать возможность получить его бесплатно. Подавляющее большинство жилья уже имеет законных владельцев.

Приватизированное жилье выделяется категориям граждан:

  • военнослужащим;
  • служащим в структурах государства;
  • отнесенные к незащищенным слоям населения.

Жить в неприватизированном государственном или муниципальном помещении человек может по договору социального найма и распоряжаться им не имеет права. Это распространяется на все сделки с недвижимостью, а также возможность прописать кого-либо без согласия муниципалитета (кроме ребенка, не достигшего совершеннолетия).

Квартиры и комнаты, которые ранее были получены от государства для проживания, могут быть даны в частные руки при соблюдении ряда условий:

  • вправе приватизировать жилье каждый из проживающих в квартире или комнате по договору найма в части конкретной площади, указанной в документах, или равными долями между жильцами;
  • обязательно наличие у всех из претендентов постоянной прописки в данном помещении (временно прописанные участие принять не могут);
  • приватизировать жилье гражданин может только один раз в жизни при отсутствии имеющегося в собственности другого жилого объекта. При этом учитываются интересы тех, у кого права были нарушены и восстановлены судом, им допустимо снова участвовать в приватизации;
  • приватизация не обязанность, а право. Это значит, что человек может отказаться от нее, оформив его в письменном виде и заверив нотариусом. Однако право приватизации своей доли передать невозможно.

Платная приватизация квартиры, сколько стоит платная приватизация

Если вы хотите приватизировать квартиру, проверьте, отвечает ли ваша ситуация следующим требованиям:

  • вы гражданин Российской Федерации;
  • вы занимаете жилое помещение на условиях социального найма;
  • занимаемое вами жилое помещение является собственностью города Москвы;
  • вы никогда прежде не использовали право на участие в приватизации на территории Российской Федерации (это правило не распространяется на тех, кто стал собственником жилого помещения в порядке его приватизации, не достигнув совершеннолетия);
  • у вас есть согласие на приватизацию жилого помещения всех имеющих право на приватизацию этого жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Что такое приватизация и зачем она нужна?

Приватизация жилого помещения – это бесплатная передача жилья, которое принадлежит государству, в собственность гражданина. Приватизация позволяет жильцу распоряжаться квартирой в полной мере — продать, передать по наследству, дарить или сдавать в наем.

Читайте также:  Лишение родительских прав: основания и последствия

Кто может приватизировать квартиру?

Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям:

  • Вы имеете российское гражданство;
  • Вы занимаете квартиру по договору социального найма;
  • Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет);
  • Квартира находится в собственности государства.

    Расходы на приватизацию через агента или агентство

    Специальные агентства в разных городах предлагают гражданам услуги оформления бесплатной приватизации жилья. Это значит, что каждый член семьи пишет доверенность и забывает о процессе, пока не получит регистрационное свидетельство на приватизированную квартиру.

    «Средний ценник» на услуги агентств составляет 20-60 тысяч рублей, в зависимости от региона. В Москве и Санкт-Петербурге, разумеется, приватизация через агентство обойдется дороже, чем в Воронеже или Костроме.

    Пошлины и получение платных документов, как правило, оплачиваются отдельно. Указанная сумма – лишь плата за то, что вам не придется отпрашиваться с работы или брать отгул, куда-то ехать, стоять в очередях, вступать во взаимодействие с госслужащими, вникать, каких данных вам не хватает для получения той или иной справки, и как их добыть. И еще за срочность. Приватизация через агентство обычно занимает 2-3 недели, а самостоятельная 2-3 месяца.

    В принципе, поручить вместо вас оформить ваше право на приватизацию квартиры можно любому человеку, который не пугается «присутственных мест» и хорошо ориентируется в правовых вопросах. Особой компетенции выполнение этой задачи не требует. Если у вас нет подобного знакомого, начинающий юрист-практик охотно возьмется за эту простую задачу.

    Юристы подробно расскажут, какие документы понадобятся для приватизации, и, возможно, один из специалистов согласится помочь вам оффлайн за разумное вознаграждение.

    Цена будет значительно ниже, чем в агентстве.

    Пошаговая инструкция по приватизации квартиры через МФЦ

    Для получения права собственности на жилье необходимо разрешение от Жилищного комитета. После этого гражданин должен зарегистрировать жилплощадь в Росреестре. Приватизация квартиры через МФЦ в 2023 году – наиболее удобный способ получить услугу, так как в многофункциональном центре можно как подать документы на разрешение Жилищного комитета, так и внести жилье в реестр недвижимости.

    Чтобы оформить приватизацию квартиры в МФЦ нужно предварительно записаться на прием. Для этого необходимо зайти на региональный сайт многофункционального центра или позвонить по телефону горячей линии в вашем регионе и выбрать дату и время посещения.

    Обратите внимание, что для записи для получения госуслуг Росреестра в некоторых областях действует отдельная телефонная линия.

    Кто и что может приватизировать

    В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

    Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

    У кого есть право Что могут приватизировать
    Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
    Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
    Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

    Хоть приватизация формально заявляется как бесплатная, в реальности потратиться нужно. Общая сумма затрат зависит от того, на какой стадии до начала процесса находится оформление документов.

    Потратить деньги придется на оформление таких документов:

    • технический паспорт – минимум 1 200 рублей;
    • выписка из ЕГРН – 350 рублей;
    • доверенность (если кто-то не может подать документы лично) – 1 500 рублей;
    • нотариально заверенный отказ от приватизации – от 3 000 до 4 000 рублей в зависимости от количества тех, кто отказывается;
    • госпошлина за регистрацию права собственности – 2 000 рублей, при подаче заявления через Госуслуги – 1 400 рублей.

    Итого в самом экономном варианте придется потратить 1 400 рублей – это если все документы есть, а заявление на регистрацию подается через «Госуслуги».

    Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

    Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

    В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.

    Читайте также:  Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении

    Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.

    Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.

    Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

    Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.

    Особенности приватизации бывших общежитий

    На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

    Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.

    Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.

    Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).

    Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

    С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

    На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.

    Читайте также:  Назначаем и оформляем на должность контрактного управляющего правильно

    Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

    Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

    Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

    Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.

    Можно ли прописать такое право в договоре дарения

    Право проживать в подаренной квартире возникнет у дарителя, который указал в договоре, что он останется прописанным и будет пользоваться квадратными метрами. По поводу правомерности такой дарственной существуют разные мнения.

    • Большинство адвокатов считают недопустимым вписывать в договор дарения пункты, утверждающие право на пожизненное проживание в квартире бывшего собственника. Юристы усматривают в этом акте попытку прикрыть обычный договор ренты квартиры.
    • ГК РФ п. 1 ст. 572 прямо указывает, что дарение не должно быть осложнено никакими встречными требованиями со стороны дарителя. Право пожизненного проживания в этом контексте рассматривается именно как встречное предоставление – обязанность предоставить право пользования жильем бывшему собственнику. В связи с прямым законодательным запретом такие пункты договора недопустимы.
    • Есть третье мнение. Юристы советуют оформить два отдельных документа. Первый будет оговаривать дарение имущества, а во втором должно быть закреплено право бывшего собственника на пожизненное проживание. Однако судебная защита второго документа под большим вопросом.

    Как приватизировать квартиру в Беларуси

    Наниматель жилого помещения и совершеннолетние члены его семьи должны подать заявление о приватизации в службу «Одно окно» местного исполкома. Заявление подписывается нанимателем и всеми совершеннолетними членами семьи. К заявлению нужно приложить паспорта всех заинтересованных (в том числе свидетельства о рождении несовершеннолетних), письменное нотариально заверенное согласие отсутствующих членов семьи, документы о льготах, чеки «Жилье» (если таковые имеются).

    Примерно через месяц будет принято решение о приватизации квартиры, определена ее стоимость и порядок оплаты (сразу или в рассрочку, на выбор нанимателя). В администрации нужно будет получить квитанцию на оплату необходимой суммы. После того как деньги будут внесены в кассу, наниматель получает на руки решение. С ним отправляется к местному нотариусу, после чего с администрацией заключается договор купли-продажи. После подписания договора наниматель должен сходить в кадастровое агентство, зарегистрировать договор купли-продажи, право собственности и получить техпаспорт. Заключительный шаг – посетить с техпаспортом обслуживающую организацию и заключить договора на обслуживание. Вот, в общем-то, и всё.

    И в заключение – национальное агентство инвестиций и приватизации, несмотря на свое название, к приватизации не имеет никакого отношения. На самом деле оно является государственной организацией по привлечению прямых иностранных инвестиций в РБ.

    Межевание придомовой территории в МКД перед приватизацией – обязательная процедура, позволяющая установить четкие границы участка, расположенного возле одного или нескольких строений. Как правило, инициаторами мероприятия выступают местные власти, однако, при отсутствии финансирования, данная обязанность возлагается на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.

    Процедура межевания состоит из нескольких этапов:

    1. Проведение общего собрания жильцов, результатом которого становится голосование.
    2. Обращение в органы местного самоуправления для уточнения границ территории.
    3. Изготовление проекта компетентной организацией.
    4. Утверждение готовой проектной документации собственниками МКД на общем собрании.
    5. Обращение к кадастровому специалисту для изготовления межевого плана.
    6. Регистрация земельного участка в Едином государственном реестре.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *