Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Часто задаваемые вопросы (FAQ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.

Как реализуется самостоятельная работа в Академии?

Самостоятельная работа слушателей — учебная работа, которая выполняется слушателями по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом слушатели должны сознательно стремиться к поставленной цели, используя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия слушателей, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы. В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы слушателей, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:

  • Работа с учебными изданиями.
  • Выполнение практических работ.
  • Проверочные контрольные работы.
  • Подготовка докладов, рефератов.

Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.

Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.

Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.

Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.

Чем профессиональная подготовка отличается от второго высшего?

Получить второе высшее образование по традиционным программам обучения можно только в вузе. За профпереподготовку отвечают лицензированные центры ДПО. Также пройти переквалификацию можно в вузах или ссузах, обучающих специалистов преимущественно очно. Учреждения допобразования проходят аккредитацию и регулярные проверки Рособрнадзора, а также подключаются к ФИС ФРДО. Также отличиями являются:

  1. Требуемый базовый уровень квалификации. Пройти переподготовку можно при наличии высшего, среднего или неоконченного профобразования. В ссузе нельзя получить высшее образование, а в вузе среднее специальное.
  2. Итоговый документ. При получении высшего образования в вузе выдается диплом бакалавра или магистра государственного образца, а при переподготовке — диплом установленного образца.
Читайте также:  Покупка квартиры юридическим лицом у физического лица

Пошаговый процесс профессиональной переподготовки

Разберемся, из чего состоит процесс получения второй специальности.

Шаг 1: Определитесь с учебным центром и выберите программу профпереподготовки

От того, насколько тщательно вы подойдете к решению этого вопроса, во многом зависит качество дополнительного образования и дальнейшее трудоустройство.

Для начала ознакомьтесь с представленными на сайте центра разрешительными документами – лицензией и аккредитацией.

Важно! Обязательно убедитесь, что обучающий центр имеет документально подтвержденное право на проведение курсов по профессиональной переподготовке.

Копии дипломов преподавателей курсов должны быть представлены на сайте, так же как и сведения об их профессиональной деятельности и практическом опыте. Если этой информации нет в Интернете, попросите документы для ознакомления при личном визите в образовательную организацию.

Отдавайте предпочтение тем курсам, которые самостоятельно разрабатывают методики и программы обучения. Этот факт подтверждает серьезный подход к преподаванию и гарантирует высокое качество оказываемых центром услуг.

Какие бывают виды переквалификации?

Принято делить профессиональную переподготовку на два вида, которые значительно отличаются друг от друга по длительности обучения:

  1. Переквалификация специалистов для выполнения нового вида деятельности, служит для смены профиля, не меняя радикально специальность. Такое обучение продлится минимум 250 академических часов, а в дипломе будет указана специальность без присвоения новой квалификации.
  2. Профессиональная переподготовка с целью получения новой квалификации. Такое обучение как раз и будет длиться более 1000 академических часов, зато в дипломе будет красоваться надпись о присвоении новой квалификации.

Дополнительное профессиональное образование. Это важно знать

  • Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.
  • Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.
  • Важно знать:
  • Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.
  • Почему это важно знать:
  • Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует.

И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”.

Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

  1. Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.
  2. Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.
  3. Рассмотрим этапы образования подробнее.

Кто может пройти переподготовку (требования)

Вы можете пройти обучение по программам профессиональной переподготовки, если:

имеете высшее или среднее профессиональное образование;

находитесь в процессе получения высшего или среднего профессионального образования.

Обратите внимание: некоторые программы профпереподготовки требуют определенной квалификации! Например, обучение медицинских сестер по программе «Диетология» возможно только при наличии среднего профессионального образования по специальностям «Акушерское дело», «Лечебное дело», «Сестринское дело».

Чтобы не запутаться в этих нюансах, советуем обращаться к помощи специалистов учреждения ДПО, где собираетесь пройти обучение. Они смогут подобрать программу, подходящую вашему уровню образования и предпочтениям.

Рассмотрен ряд вопросов по реализации программ дополнительного профобразования.

Например, разъяснено, вправе ли организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее диплом о начальном профобразовании, выданный ранее 1 сентября 2013 г. (до вступления в силу нового Закона об образовании). Указано, что такое лицо может пройти обучение по дополнительным программам, в т. ч. по программе профессиональной переподготовки.

Возник вопрос о том, можно ли занимать должность «учитель» или «преподаватель», имея высшее или среднее профессиональное образование, не относящееся к области образование и педагогика или к области, не соответствующей преподаваемому предмету. В этом случае следует пройти необходимое обучение по дополнительной профессиональной программе.

Педагогические работники имеют право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один 1 раз в 3 года. Отмечено, что организация мероприятий и их оплата входят в компетенцию работодателя.

Действующим законодательством предусмотрена выдача сертификатов специалистов медицинским и фармацевтическим работникам. Разъяснено, что они не относятся к документам о дополнительном профобразовании. Повышение или присвоение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Зачем нужен диплом о профпереподготовке?

Потребность в дипломе о профпереподготовке может возникнуть у профессионала, который имеет желание и потребность изменить направление своей проф. деятельности. Так, юрист, специализирующийся на международном праве, может переквалифицироваться в адвоката по уголовным делам. Тоже самое касается учителей: учитель истории может получить новую специальность учителя русского языка и литературы.

Другой случай, когда нужна переподготовка, касается новой специальности и профессии. Например, юрист может стать педагогом, инженер юристом, учитель госслужащим и т.д. Правила получения новой специальности на базе имеющегося профобразования регламентируется также отдельными нормативно-правовыми актами. Например, для медицинских работников таковым является Приказ Минздрава №707.

Что выбрать, второе высшее образование или профессиональную переподготовку

Парадокс, выпускники ВУЗов не могут найти работу по специальности, а предприятиям не хватает квалифицированных специалистов. Стремление, любой ценой получения первого высшего образования, приводит к крушению надежд молодого человека. Наступило время трезво оценить свои способности и выбрать нишу на рынке труда. Встает вопрос, что лучше, профессиональная переподготовка или второе высшее.

Читайте также:  Обмен неприватизированной квартиры, жилья

На основании государственного ФЗ № 273 от 29.12.12, соответствующих постановлений и приказов, получение дополнительного образования может продолжаться неоднократно. По окончании обучения присваивается новая специальность.

  1. На момент получения второго диплома ВУЗа, у студента должно быть высшее образование.
  2. Не всегда законченный институт укорачивает срок обучения другой специальности. Зачет пройденных предметов в каждом случае индивидуален.
  3. Платное обучение продлится 3 года и более.

Диплом престижного образовательного учреждения ценится выше, чем полученный в провинции. Для карьерного роста выгодно получить второе высшее образование в известном ВУЗе.

Цель дополнительного образование – получение узкой специализации. Упор делается на практическое применение полученных знаний. Обучение может идти как на базе ВУЗов, так и специализированных учебных центров. Получение профессиональной переподготовки позволяет:

  • углубить знания в своей профессии, повысить квалификацию;
  • расширить профессиональный кругозор, получить смежную специальность;
  • приобрести навыки и знания в другой сфере.

По окончании курса обучения выдается диплом о профессиональной подготовке. Курс в 500 часов, дистанционного, вечернего или заочного обучения окажется полезным при условии:

  • специализацию ведет преподаватель с практическим опытом работы, передающий новаторские методы и приемы;
  • обучение организовано на базе известного образовательного центра;
  • получение специализации ведется на совместных российско-зарубежных курсах.

Диплом не является вторым высшим образованием. Программы дополнительного образования отличаются целью. Они обеспечивают получение практических навыков. Специалисты обоих форм обучения имеют равные теоретические знания в профессии, но практические приемы в большей степени осваивают на курсах.

Отличия в оформлении дипломов

Диплом установленного образца

Диплом государственного образца

Дата решения Аттестационной комиссии о присвоении квалификации.

Дата решения аттестационной комиссии о выдаче диплома.

Наименование учебной программы и её код в ОКСО (Общероссийском классификаторе специальностей по образованию).

Вид профессиональной деятельности, на которую переучивался слушатель, и наименование присвоенной квалификации.

Ф.И.О. и подписи ректора вуза и председателя Аттестационной комиссии вместе с их подписями.

Ф.И.О. и подписи руководителя учебного центра и председателя Итоговой аттестационной комиссии.

Специальное звание, которое указывает на ступень в обучении и название специальности

Регистрационный номер диплома, который вносится в базу данных университета.

Регистрационный номер диплома по книге регистрации документов об образовании образовательной организации.

Для чего нужна профессиональная переподготовка?

Многие люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, по разным причинам не хотят или не могут работать по своему профилю. Пройдя переподготовку, они получают все теоретические знания для новой сферы, частично закрепляют эти знания на практике и приступают к профессиональной деятельности через непродолжительное (по сравнению со сроком получения второго высшего образования) время.

В большинстве случаев профессиональная переподготовка обязательна, если у человека нет профильного образования для работы на желаемой должности. Например, для занятия должности «психолог» высшего образования по направлению «Педагогика» или «Социальная работа» будет недостаточно. Чтобы человек с таким образованием мог строить карьеру психолога, ему нужна переподготовка по программе «Психология».

Если знания и навыки сотрудника, долгое время находящегося на той или иной должности, стали неактуальными или устарели, ему тоже нужно доучиться или переучиться по утвержденной программе, чтобы продолжать трудовую деятельность.
Внутрипроизводственная текучка, связанная с поиском сотрудниками лучших условий работы в других компаниях, и стремление руководства к взаимозаменяемости работников также являются причинами для прохождения дополнительного образования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *