Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личная жизнь Алексея Учителя: 30-летний брак и роман с Юлией Пересильд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В интервью знаменитый кинодеятель рассказал, как однажды подсматривал за известной балериной Ириной Колпаковой, чтобы снять лучшие кадры из ее гримерки, когда она ранее отказалась его туда пускать. Алексей помогал своему отцу Ефиму Учителю снимать кино, посвященное знаменитости, и видел, что балерина после каждого выхода на сцену была выжатой, словно лимон. Он не побоялся и напрямую обратился к Колпаковой, чтобы она разрешила им снять ее в гримерке. Но она ответила решительным отказом.
Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.
«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».
Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью – требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде Алексей слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.
Самоубийство… телефоном
Сергей Грачёв, «АиФ. Здоровье»: Алексей Ефимович, вы как-то сказали, что на период съёмок фильма на сон у вас остаётся всего четыре часа в сутки. Зачем вам при вашем статусе убиваться в таком режиме? Или нравится себя мучить?
– Конечно, в таком режиме мне работать не хочется. (Смеётся.) Но моя беда в том, что помимо режиссуры я занимаюсь ещё и продюсированием, руковожу студией, где снимаются не только мои проекты. Кроме того, являюсь президентом кинофестиваля «Послание к человеку». Это крупный международный фестиваль, его каждый год надо готовить. Плюс к тому я веду мастерскую во ВГИКе. Каждый раз соглашаюсь её вести, а потом проклинаю себя: ну зачем я за это взялся?! Но на самом деле отказаться от всего этого практически невозможно. Понимаете, все эти проекты, дела, они уже давно мне как близкие родственники. Кажется, если ты от чего-то откажешься, это будет предательство с твоей стороны. Поэтому приходится работать в бешеном ритме, и времени на сон порой чудовищно не хватает.
– Но вы же не «железный человек»! Наверное, всегда можно построить свой график так, что и на отдых будет времени хватать.
– Можно, наверное, но у меня не получается. В этом смысле я по-хорошему завидую оператору Юрию Клименко, с которым мы работаем практически на всех моих картинах. У человека железные нервы просто! Вот едем мы, допустим, час в машине, и он на этот час может спокойно заснуть. Я так не могу. Даже после съёмок приезжаю в гостиницу в час ночи и начинаю о чём-то размышлять, что-то решать, кому-то звонить. Телефон – это вообще орудие самоубийства в моих руках. Он звонит беспрерывно! А если не звонит, значит, я сам в этот момент кому-то звоню. Я не умею расслабляться, при этом понимаю, насколько это ужасно и вредно. У меня не получается, даже когда я раз в два года выбираюсь на неделю куда-нибудь в отпуск. Мне, конечно, все говорят: «Не вздумай брать телефон! Отдыхай!» Естественно, телефон я беру. Через два-три дня начинаю нервничать – нужно что-то делать, куда-то бежать. Начинает казаться, что без меня всё разваливается, надо срочно заниматься делами.
– Условия съёмок бывают разные, в том числе экстремальные или почти экстремальные, как в случае с вашим фильмом «Край». Тут и заболеть немудрено… Что делать в такой ситуации?
– Не болеть!
– Просто суперрецепт!
– (Смеётся.) Ну, к сожалению, бывает всякое. Вот, например, в начале лета у меня всю съёмочную группу какой-то вирус сразил. Чуть ли не поголовно все чихали, кашляли и перезаражали друг друга. Но я во время съёмок как-то держусь. Обычно болячки у меня начинают вылезать наружу, как только заканчивается съёмочный период. По ходу съёмок же могу простыть, заболеть, как все, но всё равно заставляю себя вставать и работать. Отменяю смену в редчайших случаях – когда температура под сорок и я совсем не могу подняться с постели. Но такое было всего несколько раз за всю мою биографию.
– Вы сказали, что режиссёр обязан заряжать энергией, иначе ничего хорошего не получится. Но отдавать же всё время нельзя… Где-то нужно и подпитываться.
– Разумеется! Я черпаю энергию в окружающих меня людях – в тех, с кем работаю, общаюсь. Сейчас в картине у меня снимались такие отличные актёры, как Женя Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Гриша Добрыгин, и многие другие. Они меня очень подпитывают, дают творческий, жизненный импульс. Но это обоюдная реакция.
– Обоюдный вампиризм?
– Абсолютно точно! Но иначе никак… Обмен энергиями, перекачка психоэмоциональных состояний должны происходить обязательно. Если бы этого не происходило, я бы уже не выдержал.
От «Матильды» до «Цоя»
Не все картины режиссера принимаются критиками и публикой. Самым скандальным фильмом Учителя считается «Матильда» о любви русского цесаревича Николая (будущего царя) к балерине. Режиссер считает, что на самом деле скандал был раздут депутатом Милоновым. Тем не менее пиар получился нешуточным: о том, что на экраны выходит фильм «Матильда», слышали, казалось, вообще все в России, даже те, кто за новинками кино не следит. Пиар не помог кассе: фильм провалился в прокате. А все затраты на костюмы и декорации не помогли качеству: к примеру, на IMDB «Матильда» (на момент публикации материала) имеет оценку 5,3 по десятибалльной шкале (более двух тысяч рецензий), что, в общем, также является провальным результатом.
Недвижимость в Москве и Подмосковье на 120 миллионов рублей
После того, как между режиссером фильма «Матильда» Алексеем Учителем и Минкультуры возник спор о правомерности трат государственных субсидий, выделенных на съемку кинокартин, он может попасть под проверку правоохранительных органов. По данным Лайфа, силовики собираются выяснить, на что именно тратились казенные деньги. Как выяснилось, в последнее время режиссер обзавелся недвижимостью в центре Москве и в престижных районах области на общую сумму примерно в 120 миллионов рублей.
На прошлой неделе стало известно, что Минкульт отказался принимать снятую Учителем картину с рабочим названием «Сокровища Ермака», на которую ранее выделил 35 бюджетных миллионов. Выяснилось, что съемочная группа здорово отошла от первоначально согласованного сценария. В пресс-службе Министерства культуры Лайфу пояснили, что из-за нарушений авторам фильма было предложено два варианта: либо переснять картину в соответствии с утверждённым сценарием, либо вернуть бюджетные деньги. Киностудия выбрала первый вариант и уже начала переснимать фильм.
По данным Лайфа, силовики заинтересовались как расходовались средства на создание этой картины, и не мог ли именитый деятель искусства потратить их не на фильм, а на собственные нужды — в частности, на покупку недвижимости.
Как стало известно Лайфу, у семьи режиссера в Москве имеются две квартиры в элитных домах, а за чертой города — коттедж, 8 земельных участков, подсобки и гаражный комплекс.
Биография Алексея Учителя
Автор фильмов «Космос как предчувствие», «Матильда» родился в семье режиссера Ефима Учителя. С юных лет отец брал Алешу на съемки, и мальчик имел возможность наблюдать за процессом рождения кино, за тем как работает съемочная группа, актеры. В семилетнем возрасте Учитель-младший не только пошел в школу, но и поступил в кинокружок при дворце пионеров.
Окончив школу, Алексей предсказуемо собирался поступать на режиссерский факультет ВГИКа, но отец убедил его пойти более длинным путем, и сначала выучиться на оператора. Абитуриент согласился с доводами отца, что сначала нужно узнать об изображении все, но вступительные экзамены провалил. Год он проработал на свободных началах ассистентом оператора, набрался опыта, в 1969 году поступил во ВГИК, а в 1975-м стал дипломированным оператором. Сразу после получения диплома Учителя забрали в армию, а по возвращении из нее он устроила на работу на студию документальных фильмов в родном Ленинграде.
Пробой пера была его документальная картина «Рок» о главных героях русского рока Юрии Шевчуке, Викторе Цое, Олеге Гаркуше и Борисе Гребенщикове. Фильм вышел в 1987 году.
А в 1991-м Учитель и его жена Кира Саксаганская организовали киностудию «Рок». Организация помогает начинающим талантливым режиссерам в их работе. Благодаря поддержке Алексея и его супруги увидели свет дебютные картины Дуни Смирновой, Александра Рогожкина, Анны Матисон, Павла Руминова и других режиссеров.
В 1994 году Учитель снял свой первый художественный фильм – «Мания Жизели», в котором Галина Тюнина воплотила на экране историю жизни балерины Ольги Спесивцевой. В 2000 году вышла еще одна биографическая картина – «Дневник его жены», рассказывающая о частной жизни русского писателя Ивана Бунина.
А еще через три года вышел знаковый для Учителя настроенческий фильм «Прогулка», ставший его визитной карточкой. В картине сыграли свои дебютные кинороли Ирина Пегова, Евгений Цыганов и Павел Баршак. Последовавшие за «Прогулкой» фильмы «Космос как предчувствие», «Край» закрепили успех режиссера.
В 2008 году Алексей Учитель, биография и личная жизнь которого рассматриваются в статье, представил на зрительский суд картину «Пленный». Военная драма сразу же вызвала широкий резонанс. Мэтр затрагивает тему войны. Его интересует вопрос о том, способны ли к диалогу враги, оказавшиеся лицом к лицу.
Сюжет фильма позаимствован из произведения «Кавказский пленный» Владимира Маканина. В центре внимания зрителей оказываются события времен кавказской войны. Чеченцы перекрывают дорогу, заставляя федералов заплатить за проезд. У двух бывалых рядовых нет денег и оружия. Они ловят пленного, намереваясь им расплатиться за проезд. Однако этот груз оказывается более опасным и ценным, чем им представлялось.
Автор скандальной «Матильды» родился в семье режиссера Ефима Учителя, специализировавшегося на документальном кино. Ефим Юльевич был лауреатом Сталинской премии и прославился циклом документальных фильмов о борьбе жителей блокадного Ленинграда.
В детские годы Алеша часто бывал с отцом на съемках, а также посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, в которых занимался кино и фотоделом. Получив аттестат о среднем образовании, юноша перебрался в Москву, где отправился сдавать экзамены во ВГИК. Хотя сам Алексей хотел стать режиссером, отец посоветовал ему поступать на операторский факультет (для лучшего понимания визуальной части кинематографа).
С первого раза поступить во ВГИК не вышло, не помогла даже известная в кинематографических кругах фамилия. Завкаф документального кинематографа ВГИКа посоветовал абитуриенту отдать долг Родине в рядах советской армии, что сулило в перспективе поступление без экзаменов. Однако юноша отказался.
Карьера в документальном кино
По данным Википедии, карьеру в кино Учитель начал со съемок в документальных фильмах, первым из которых был «Сто тысяч я». Что до режиссерского дебюта, то тут данные расходятся: онлайн-энциклопедия указывает документальный фильм «Секрет Лауры» 1983 года, а сайт «Кинопоиск» и IMDB – документальную короткометражку «Сколько лиц у дискотеки?».
Следующей работой Алексея Учителя стала лента «Рок». Фильм вышел в 1987 году уже в эпоху Перестройки. В съемках картины принимали участие Борис Гребенщиков и «Аквариум», Антон Адасинский и «АВИА», Виктор Цой и «Кино», Олег Гаркуша и «АукцЫон», а также многие другие известные рокеры того времени.
Под конец существования СССР режиссер создал собственную киностудию, получившую название «Рок». Затронул тему рок-музыки режиссер и в следующей своей документальной ленте. В вышедшей в 1992 году картине «Последний герой» он создал образ лидера группы «Кино» Виктора Цоя, трагически погибшего незадолго до этого.
Последним фильмом Алексея Учителя как режиссера документального кино перед переходом к игровому стала драма «Баттерфляй», посвященная жизни и творчеству театрального мастера Романа Виктюка.
Фильмы Алексея Учителя
Год | Название |
1977 | Сто тысяч «я» |
1978 | Пуск. Портрет одного события |
1980 | Сколько лиц у дискотеки? |
1982 | Кто за? (Три эпизода на современную тему) |
1983 | Тебе доверена земля |
1983 | Акция |
1986 | Планета «Наташа» |
1988 | Рок |
1988 | Обводный канал |
1990 | Елы-палы, или Митьки в Европе |
1992 | Последний герой |
1993 | Баттерфляй |
1995 | Мания Жизели |
1997 | Элита |
2000 | Дневник его жены |
2003 | Прогулка |
2005 | Космос как предчувствие |
2008 | Пленный |
2010 | Край |
2013 | Восьмёрка |
2017 | Матильда |
Бывшая жена Алексея Учителя – Кира Саксаганская
Бывшая жена Алексея Учителя – Кира Саксаганская — продюсер. Также вместе с мужем она руководит киностудией «Рок». Они познакомились в далеком 1981 году. Режиссер не раз попадал в светскую хронику, как известный ловелас. Однако супруга никогда не устраивала громких скандалов, очевидно смирившись с тем, что он по-другому не может.
Кира Саксаганская родила двоих сыновей и всегда помогала мужу на съемочной площадке. Вдвоем они сняли много хороших картин.
Даже после того, как Алексей Учитель официально заявил, что он приходится отцом двух дочерей Юлии Пересильд – они не подали на развод. Папарацци не раз его видели вдвоем с новой возлюбленной, но пара никак не комментировала это.
Сейчас Кира Саксаганская продолжает вести все дела на киностудии мужа. Также занимает пост генерального директора международного конкурса «Послание к человеку», который проводится каждый год.
Биография и личная жизнь Учителя Алексея
Он появился на свет в последний день лета в Ленинграде. По воспоминаниям родных, в этот день шёл страшный дождь, и вдруг в момент его появления на свет засияла на небе яркая радуга. Мальчик был очень крикливым и требовательным. Он с юного возраста решил работать в артистической сфере, но кем именно пока не знал. Его отец — Ефим Юлиевич Учитель был выдающимся советским режиссёром-документалистом. Всем известен он стал после выхода на экраны страны документальных фильмов, рассказывающих о героической борьбе людей, живущих в блокадном Ленинграде, произошедшей в Великую Отечественную войну.
Мать — Войцеховская Нина Константиновна была интеллигенткой. Она работала в издательстве «Искусство», писала книги, посвящённые театральной сфере. Именно она — эта тихая и скромная женщина стала первым критиком фильмов Алексея и его отца.
С 5-летнего возраста наш герой стал бывать на съёмочной площадке. Он всему учился у своего отца. Но сначала его страстью стала фотография. Мальчик ходил и снимал всё вокруг. В школьные годы занимался в различных кружках. В 10 классе школы решил пойти по стопам отца, но по настоятельной просьбе последнего становится оператором. Правда, не с первой попытки.
Проучившись во ВГИКе в течение 5 лет, работать вчерашний студент стал в родном Ленинграде. Вскоре вышел первый его фильм «Сто тысяч «я»», после которого о нём заговорили, как о талантливом человеке. В течение последующих 10 лет он выпустил более 10 картин, но у публики они не вызвали интерес. По-настоящему знаменитым Алексей Учитель стал после выхода на экраны страны легендарного фильма «Рок», в котором рассказал о некоторых музыкантах, работающих в этом стиле — Борисе Гребенщикове, Викторе Цое, Юрие Шевчуке и других.
Жена Алексея Учителя – Юлия Пересильд
Жена Алексея Учителя – Юлия Пересильд – родом из Пскова. Она с детства мечтала стать актрисой театра и кино и уверенно шла к своей цели. В школьные годы ни один праздник не обходился без участия девочки. Она выступала в КВН, пела, посещала с концертами детские дома и интернаты.
После школы отправилась в столицу. Здесь окончила РАТИ и стала сотрудничать с различными театрами.
Начала сниматься в кино с 2003 года. Тем не менее обрела широкую популярность лишь спустя пять лет, снявшись в фильме «Пленный». Именно на съемках этой картины и происходит ее знакомство с Алексеем Учителем.
Актрису и режиссера не смутила разница в возрасте более чем в тридцать лет. Юлия стала для Алексея очередной музой. Они держали в тайне свои отношения на протяжении десяти лет. Журналисты приписывали актрисе романы с разными мужчинами, пытались узнать кто же на самом деле тот, от которого девушка родила двоих детей.
В прошлом году Юлия, наконец, призналась, что Алексей и есть отец ее дочерей. Следом эту информацию подтвердил и сам режиссер.
Кто и зачем назначил Фила из «Бригады» на пост замминистра образования России
В 2020 году Алексей Учитель приступил к съемкам 2 картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, по информации инсайдеров, в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появится только на архивных кадрах, а как такового персонажа артиста не будет.
Сюжет фильма охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер хочет приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки пройдут в городе на Неве, Латвии и Литве. Бюджет киноленты составляет 150 млн руб., и Учитель рассчитывает, что 90 из них выделит Фонд кино.
Роль директора школы Шашкина исполнил Дмитрий Мазуров. Актер снялся в более чем 170 фильмах и сериалах в различных амплуа — от лирического героя до генерал-майора ФСБ.
Наиболее известен по роли оперативника Паши Ткачева из детективных сериалов «Пятницкий» и «Карпов». Дмитрий Мазуров принял участие в съемках таких проектов, как «Молодежка», «Склифосовский. Реанимация», «Анна-детективъ» и др. Также артист попробовал себя в качестве телеведущего программы «Кино-кухня» на канале «Сони Интертеймент Телевижн».
В Ленинграде. Детство — это прекрасная пора, но оно всегда зависит от твоих родителей. Мой папа был довольно известным оператором и режиссером документального кино, они с мамой прожили все 900 дней блокады. Папа был одним из немногих, кто продолжал делать картины и снимал это страшное время. В общем, у него были две основные темы в работе: Ленинград и Россия, в том понимании, что он снимал фильмы о людях и приобщил к этому меня. Он любил своих героев, мне это тоже передалось. Я не могу снимать кино, хоть игровое, хоть документальное, если я в хорошем смысле не заражен любовью к своему персонажу. А мама всегда была нашим главным судьей, она работала редактором в издательстве «Искусство» и много занималась книгами о театре, поэтому мы часто посещали разные спектакли. Когда я был в среднеюношеском возрасте, мы даже побывали на спектакле «Гамлет» в исполнении Смоктуновского в БДТ. Я до сих пор помню это, особенно финал, когда Смоктуновский выходил на аплодисменты, у него был такой взгляд, он как-то так всех осматривал глазами… То, что там творилось в зале, непередаваемо. Я не помню, чтобы что-то подобное мне повстречалось где-то еще. С тех пор у меня осталась какая-то сумасшедшая любовь к театрам, будь они музыкальными, балетными или драматическими — это моя страсть. Но теперь я хожу туда не только с целью посмотреть на действо и драматургию, но и чтобы увидеть на сцене любимых мною или просто известных актеров. Московская театральная жизнь на сегодняшний день намного сильнее, чем петербургская, к сожалению.
Возвращусь к детству, проведенному в Петербурге: до моего девятого класса мы жили на Староневском проспекте, дом 168, он расположен не на самом Невском, а во дворе. Родители рассказывали, что этот дом построили пленные немцы. Мы жили на пятом этаже, лифта не было, двухкомнатная квартира. А потом нам дали квартиру в новом доме на набережной прямо с видом на Смольный и на Неву, хотя это район Охты — он не самый центральный, но если через речку, то это очень красиво. Мы переехали, это было приятно, но года через два-три прямо перед нами построили такой же дом и весь вид закрыли. А так там было потрясающе ночами, особенно белыми, все эти кораблики и разведенные мосты прямо перед тобой, стоящим на балконе пятого этажа в доме уже с лифтом, кстати.
Ленинград, Санкт-Петербург — это до сих пор моя боль и радость. Город, который до сих пор дает мне и жизнь, и эмоции, хотя я довольно много лет живу в Москве.
Естественно, в юношестве я ходил на съемки к отцу и во Дворец пионеров, в котором занимался сначала в киностудии, а потом перешел в фотостудию, где я провел все время до поступления. Там у меня был мой на то время мастер, Борис Ефимович Ритов, он дал мне многое. Но тем не менее я еще и довольно много занимался всякими видами спорта, включая даже бокс, правда недолго — мне разбили ухо, и мама меня забрала оттуда. Я тайно хотел стать футбольным тренером. Правда, я до сих пор считаю, что тренер — это очень близкая к режиссуре профессия, да и вообще футбол и кино очень похожи. Футбольный тренер — это режиссер со своими актерами, мизансценами и прочим. И я тайно пошел в институт Лесгафта, мне там отказали, потому что у меня не было звания кандидата спорта по футболу. Вопрос сам собой отпал, а я все же поступил во ВГИК.
Мы тогда жили с женой, совсем маленьким сыном Ильей и моей мамой вместе, папы тогда уже, к сожалению, не было. Я в то время заканчивал свою первую игровую картину «Мания Жизели». Мама довольно неожиданно ушла из жизни после двух инфарктов подряд. И мы попали в ситуацию, когда нам не с кем было оставить ребенка. В то время, хотя это было не так давно, мы еще даже не думали про нянь. И эта сложная бытовая ситуация натолкнула мою жену Киру на то, чтобы предложить мне переехать к ее родителям в Москву, ближе к ВГИКу. Мы сделали это довольно оперативно. Сначала жили все вместе: и ее родители, и мы — на Юго-Западе, в самом конце проспекта Вернадского. Потом разъехались. Надо сказать, что этот переезд был историческим с моей точки зрения. Я бы не снял те картины, которые на сегодня имею в своем багаже, да и жизнь сложилась бы совсем по-другому, если бы я не оказался тогда в Москве. Не знаю, хорошо это или плохо. Но для меня Москва теперь, при всей моей любви к Петербургу, важный и родной город. Я такой двоякий: очень люблю Москву и очень люблю Петербург. Естественно, я, наверное, если бы расставлял места, то дал бы обоим городам по золотой медали. Но Москва все же сделала меня другим. Она со своей конкуренцией даже в нашей среде дает мощный стимул, а я по природе своей люблю побеждать. И вот этой заведенности в Петербурге нет. Я люблю монтировать там, это дает другую подпитку. А здесь ты воспитываешь в себе при острейшей в хорошем смысле слова конкуренции гены победителя. Это дает тебе массу дополнительных сил и энергии, стремление находить в себе что-то другое. Я думаю, в Петербурге это невозможно.
На два города. У меня уже довольно много лет есть квартира рядом с Вознесенским проспектом, практически рядышком с Исаакиевской площадью. В Москве живу на улице Викторенко, у метро «Аэропорт». Очень комфортный район. Удобно и для наших детей — школа, детский сад. И для меня — в доме есть подземный гараж, что меня особенно прельщает, потому что я ненавижу выходить на улицу очищать от снега машину.
Например, в Петербурге есть некий миф про доброжелательность, но, к сожалению, с годами он исчезает. Хотя это качество встречается и в Москве. Все меняется. Я сторонник того, что везде есть люди плохие и хорошие, а где каких больше — сложно сказать.
Жена Кира Саксаганская: чем известна, семейная жизнь, дети
Алексей и Кира поженились в 1981 году
Супруга окончила Московский автодорожный институт в 1984 году. Является кинопродюсером, гендиректором международного кинофестиваля «Послание к человеку». Также работает на киностудии мужа. Кира – член Французско-Российской и Германо-Российской Киноакадемий.
Продюсированием женщина занялась в 2003 году (фильм «Прогулка»). В основном она работает в сотрудничестве со своим супругом. На ее счету картины «Космос как предчувствие», «Отдать концы», «Матильда», «Цой».
У Киры и Алексея двое детей: Андрей и Илья. Старший часто бывал на съемочной площадке с отцом, но после окончания школы решил поступать на экономиста. Младший занялся творчеством.