Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В каких странах покупать автомобили и как доставить их в Россию в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Похоже, при условии сохранения текущей пошлинной политики на ввоз иномарок, наш рынок продолжит пополняться подобными ввезёнышами из Европы. С одной стороны, они восполняют огромную брешь, позволяя людям купить относительно недорого свежий нашпигованный «семейник» на технологичных агрегатах.
Спрос на электромобили в мире будет расти, а в Германии — нет
Закон администрации Байдена о снижении инфляции предусматривает выделение около 430 миллиардов долларов в течение десяти лет, что должно привести США к более экологичному будущему. Помимо прочего, правительство обещает каждому покупателю электромобиля налоговую льготу в размере 7,5 тыс. долларов — при условии, что автомобили были собраны в США.
Это регулирование также распространяется на все другие сектора и, вероятно, в первую очередь нацелено на Китай. Однако, по данным Немецкой банковской ассоциации, это достаточно расплывчато, чтобы исключить также компании из других стран, такие как немецкие производители автомобилей, которым пришлось бы строить больше производственных площадок в США.
В Германии в последнее время значительно увеличилось число новых регистраций электромобилей. Это, в частности, связано с тем, что с июня 2020 года новые зарегистрированные чисто электрические транспортные средства с ценой менее 40 тыс. евро субсидируются выплатой в размере 6 тыс. евро от федерального правительства и 3 тыс. евро от производителя автомобилей. То есть в общей сложности сумма субсидии составляет 9 тыс. евро. Покупатели гибридных авто также получают скидку до 6,75 тыс. евро.
По оценкам Института CAR, к концу 2022 года электромобили должны составлять почти 28% автомобильного рынка Германии. Это будет около 720 тыс. электромобилей, из которых 326 тыс. — это гибридные машины, а 394 тыс. — полностью электрические автомобили.
С января 2023 года субсидия будет снижена, а цены на электроэнергию резко возрастут. Даже государственное торможение цен на электроэнергию не приносит облегчения. Поэтому большинство экспертов предполагают, что следует ожидать значительного падения продаж новых электромобилей.
Что такое параллельный импорт простыми словами?
В обычных условиях правом привоза своей продукции на территорию РФ обладает исключительно официальный импортер. Он сам устанавливает цены на свою продукцию в России и реализуют ее через официальных представителей (дилеров). В обход официального представителя доставка продукции — запрещена. В некоторых группах товаров, там, где исполнение закона трудно проконтролировать, этот запрет регулярно нарушался. В первую очередь это касается одежды и микроэлектроники. С автомобилями все было куда жестче. Последние необходимо растаможить и поставить на учет, что невозможно в случае с «серым автомобилем». Фактически покупателям были доступны лишь машины собранные на территории России или официально завезенные импортером.
В связи с уходом большинства автопроизводителей из России, правительство временно разрешило доставку товаров из-за рубежа по схеме параллельного импорта. Теперь завоз автомобилей и запасных частей может производить любое юридическое и физическое лицо. Разрешение официального импортера более не требуется, а его мнение не учитывается. При этом для постановки ввезенного автомобиля на учет требуется уплатить таможенную пошлину и утилизационный сбор (в соответствии с тарифами). Что касается установки комплекса ЭРА-ГЛОНАСС, то до 23 февраля 2023 года, в соответствии с постановлением правительства РФ, эта процедура является необязательной.
Оформление ЭПТС на ввозимый автомобиль
На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. Без ЭПТС автомобиль нельзя поставить на учёт в ГИБДД. В этом документе содержится вся необходимая информация, позволяющая отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС служит для подтверждения права собственности на автомобиль, он потребуется при покупке и продаже, а также при розыске угнанного автомобиля. Наша компания поможет на ввезённый в Россию автомобиль оперативно оформить ЭПТС. Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.
Покупка авто на Российском рынке
Самым простым способом является покупка на внутреннем рынке, т.к. не нужно тратить время и силы на покупку, пригон, растаможку, приобретение и установку кнопки Глонасс и оплату утилизационного сбора. Все это уже сделано предыдущим владельцем, импортером или официальным дилером. Остается только выбрать нужную модель, цвет, комплектацию и многое другое необходимое новому владельцу.
С февраля текущего года Армения и Казахстан очень популярны для покупки авто. Граждане Российской Федерации и раньше катались в эти страны за машинами. Причём в Казахстане производят некоторые импортные марки авто, есть на рынке и завезённые из-за границы. Раньше можно было неплохо заработать пригоном авто из этих стран постсоветского пространства.
К примеру, зарабатывающие на пригоне люди рассказывали, что только этим летом Hyundai Tucson в Казахстане стоил около 2,2 млн рублей, а в РФ его можно было продать за 2,9 млн. Chery Tiggo 8 Pro стоил в Казахстане немного больше 2 млн рублей, а в РФ его стоимость достигала 3,2 млн. Примерно такой же разбег цен был и с Арменией. Это объяснялось низкими таможенными ставками на пригон авто из-за границы. Но на сегодняшний день и эти страны оказались в дефиците — спрос повысился, автомобилей на всех не хватает, цены начали расти. Пригон авто из Казахстана или Армении обойдётся примерно в 1 тыс. евро.
Как платить за автомобиль?
Выгода от покупки автомобиля в странах Таможенного союза может быть получена за счет разницы курсов валют — доллара и рубля, но только если считать по официальным котировкам ЦБ. По такому курсу в России трудно купить необходимое количество наличных долларов. Не купите вы и местные валюты по официальному курсу. Ни в одной из стран Таможенного союза ЕАЭС. А если считать по актуальному курсу, выгоды при покупке автомобиля вы не получите.
Владимир Желобов, директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр», считает, что некоторые модели в странах ЕАЭС действительно продаются дешевле, чем в России. Например, востребованную на вторичном рынке Toyota Camry 2020 года с пробегом 21 500 километров в Гомеле можно приобрести за 2 млн российских рублей, в РФ аналогичная модель будет стоить 3–4 млн рублей.
При этом покупка автомобиля с пробегом в Белоруссии чревата рядом проблем. К ним относятся отсутствие возможности обмена валюты по официальному курсу, а также дополнительные траты на дорогу. Перелет в Минск из российских городов обойдется примерно в 5–10 тысяч рублей, обратная дорога на купленном авто — около 20 тысяч рублей с учетом топлива, отдыха, использования платных дорог. При этом владельцу авто придется оплатить утилизационной сбор, займет время процесс оформления и получения сертификата безопасности конструкции ввезенного автомобиля. Это добавит к стоимости купленного авто еще примерно 100 тысяч рублей. Также нужно помнить о том, что вблизи погранпостов проявляют активность мошенники, угонщики и иной криминальный элемент.
Коллегу поддерживает Владислав Хайновский, заместитель генерального директора по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом».
Возросший спрос на ввоз автомобилей с пробегом из Белоруссии объясняется укрепившимся курсом российского рубля по отношению к белорусскому, относительно доступной логистикой, единым таможенным пространством с отсутствием пошлин. Но стоит учитывать, что общая финансовая выгода по итогам такого приобретения после постановки на учет в России может быть нивелирована. Это связано с дополнительным утилизационным сбором, затратами на перегон автомобиля, услугами подборщиков. Кроме этого, купить белорусскую валюту по официальному курсу затруднительно. Помимо обмена валюты нужно учитывать транспортные расходы. И это еще не все. Предстоят регистрационные действия в обеих странах, оплата сертификата безопасности конструкции автомобиля. В итоге получается ощутимая сумма.
Похожая картина и с большинством подержанных автомобилей на рынках всех стран Таможенного союза. Исключения, вполне возможно, есть, но их надо выискивать и как следует проверять и перепроверять, чтобы не нарваться на мошенничество. То есть оплата покупки наличными долларами — фактически единственная возможность купить автомобиль в странах ТС более-менее выгодно.
Однако следует помнить, что с 2 марта 2022 года указом президента России временно запрещено вывозить из РФ больше $10 тыс. наличными (или эквивалент в любой другой иностранной валюте) на одного человека. Так что за тем же Kia Sportage 2018 года придется отправляться минимум вдвоем. А это значит, расходы на поездку увеличатся вдвое.
Растаможка авто из Германии не старше 3 лет
Для расчета стоимости ввоза «молодых» автомобилей из Германии не старше 3 лет используйте следующую таблицу:
Цена авто (в Евро) | Размер пошлины в процентном соотношении от объемов двигателя |
До 8 500 | 54 % или не меньше 2,5 € / 1 см3 |
8 500 – 16 700 | 48 % или не меньше 3,5 € / 1 см3 |
16 700 – 42 300 | 48 % или не меньше 5,5 € / 1 см3 |
42 300 – 84 500 | 48% или не меньше 7,5 € / 1 см3 |
84 500 – 169 000 | 48% или не меньше 15 € / 1 см3 |
Свыше 169 000 | 48% или не меньше 20 € / 1 см3 |
Информация актуальна для новых машин с минимальным пробегом, где указана фактическая цена и возраст ТС. Например, недорогой автомобиль из Германии в 2023 году можно растаможить за 2,5 Евро из расчета на 1 см3 от объема двигателя и заплатить таможенный сбор в размере 54% от стоимости авто.
Почему покупка нового авто из-за рубежа не имеет смысла?
С самого начала хотим предупредить читателя – самостоятельно привозить из-за границы имеет смысл только подержанные (от трех лет) автомобили, так как на них действует «льготная» разновидность таможенной пошлины, которая рассчитывается исходя из года выпуска и объема двигателя автомобиля. Она составляет относительно разумную сумму по сравнению с новыми автомобилями.
На ввоз новых автомобилей физическими лицами (с момента выпуска которых прошло менее трех лет) законодательством Евразийского союза установлены ставки от 48 до 54% стоимости автомобиля, но не менее фиксированной величины за каждый кубический сантиметр объема двигателя.
То есть из двух сумм — процента от стоимости и стоимости за объем двигателя выбирается большее. Стоит ли говорить о том, что таможенная очистка нового автомобиля физическому лицу обойдется в сумму, сопоставимую со стоимостью самого автомобиля.
Поэтому большинство желающих самостоятельно пригнать машину из-за рубежа выбирают автомобили от 3 до 5 лет выпуска, на ввоз которых установлен минимальный размер таможенной пошлины, а также не требуется дополнительных документов и платежей, как на более старые машины.
Что нужно оплатить дополнительно?
В интернете легко найти удобные сервисы для того, чтобы понять какую таможенную сумму необходимо будет заплатить таможне, а также размер депозита.
Стоимость таможенной очистки автомобиля в России складывается из:
- сбора за таможенное оформление;
- таможенной пошлины;
- утилизационного сбора;
- НДС и акциз (платят только юридические лица).
Сборы за таможенное оформление зависят только от стоимости автомобиля:
Стоимость авто, руб. | Размер сбора, руб |
до 200 000 | 500 |
до 450 000 | 1 000 |
до 1 200 000 | 2 000 |
до 2 500 000 | 5 500 |
до 5 000 000 | 7 500 |
до 10 000 000 | 20 000 |
до 30 000 000 | 50 000 |
свыше 30 000 000 | 100 000 |
Пригнать самому или нанять профессионала?
Учитывая тот факт, что покупка автомобиля за границей таит в себе много нюансов, возникает логичный вопрос, а стоит ли с этим связываться самостоятельно?
Конечно, так было бы дешевле, и вероятно даже удобно, если вы, например, бываете в Германии по работе и в одну из поездок купили себе авто и вернулись на нем в Россию, хотя все таможенные процедуры придется пережить, но может быть вам повезет и все пройдет быстро. С другой стороны, даже если все затянется, то один раз можно и потерпеть.
Другое дело – ехать специально. Тут стоит призадуматься. Страны чужой не знаете, ни в чем не ориентируетесь. Скорее всего, языком иностранным тоже не владеете. Как машину смотреть?
Посредник в этом случае представляется отличным выходом, но в этом случае вы покупаете автомобиль без личного осмотра, на усмотрение посредника. Конечно, можно держать связь по Скайпу и он все покажет, но все же это не то, согласитесь.
Но приходится соглашаться. Здесь только важно правильно выбрать посредника. Это может быть частник, тогда это должен быть очень хорошо известный вам человек, который пригнал кучу отличных автомобилей вашим знакомым.
Либо же это должна быть фирма, имеющая представительство в России с постоянным офисом, и так же с кучей отзывов довольных клиентов.
Отступление номер четыре. Гора документов
Чтобы поставить на учет в ГАИ автомобиль, привезенный из-за границы, надо иметь изрядную кипу бумаг. Сначала придется отправиться на таможню и предоставить там авто плюс полный комплект документов на него, а также таможенный сертификат, расписку (последние две бумаги выдаются при внесении депозита, равного сумме таможенного платежа, — это надо сделать или заранее, или непосредственно при пересечении границы), декларацию. Автомобиль осмотрят и, если все в порядке, заведут электронный ПТС. И только потом уже можно отправляться в ГИБДД ставить растаможенную машину на учет.
При перегоне машины из Белоруссии процедура немного иная. Нужно заплатить утилизационный сбор и на его основании получить на таможне таможенный приходный ордер. В зависимости от ситуации на автомобиль потребуется ОТТС (если машине меньше трех лет) или СБКТС (если машина старше). Схожая процедура и в случае с Казахстаном.
Впрочем, про Казахстан как территорию, где можно поискать интересный подержанный автомобиль, и как транзитный канал, видимо, скоро придется забыть. Это сейчас РК вовсю используется как канал доставки «санкционки», например, люксовых авто из Арабских Эмиратов. Но власти Казахстана недавно официально объявили, что в кратчайшие сроки примут закон, запрещающий поставку подсанкционных товаров в Россию: уполномоченные организации перестанут заверять электронные счета-фактуры, что сделает невозможным пересечение границы с РФ.
Что сейчас происходит с банками в России
Основной удар по банкам России был нанесен еще весной 2022 года. Самые распространенные международные платежные системы Visa и Mastercard приостановили работу в нашей стране. С тех пор карты этих систем, выданные российскими банками, работают исключительно внутри страны, за границей же они бесполезны.
Аналогичная ситуация с картами японской платежной системой JCB. Она не очень распространена у нас, поэтому её уход прошел не так заметно.
🟢 Пока не отвернулась от российских банков китайская платежная система UnionPay. Также у нас имеется своя собственная система МИР, работающая с банками дружественных стран. Но все-таки эти две системы по своему покрытию не могут сравниться с Visa или Mastercard. Какие у них возможности на данный момент – читайте далее. Также в статье расскажем про альтернативные способы оплаты за границей, доступные для россиян, и поделимся личным опытом.
Какие карты для путешествий лучше взять с собой за границу
- Во время путешествий вам пригодятся: выгодная дебетовая банковская карта и кредитная карта VISA или MASTERCARD.
- Лучше взять в путешествие несколько карт на случай кражи или утери одной из них.
- Дебетовая карта должна быть привязана к нужному валютному счету, чтобы уменьшить потери при конвертации.
- Снимать наличные лучше с дебетовой карты без процентов.
- Кредитная карта пригодится в случае утраты основной дебетовой, для аренды автомобиля, жилья за границей, оплаты покупок в рамках льготного периода.
- На карту должен начисляться кэшбек и % на оставшиеся деньги.
- К премиальной карте идёт бесплатное страхование для нескольких человек и Priority Pass или Lounge Key для посещения бизнес-залов.
Флорида: лучший штат для покупки автомобиля по первоначальной стоимости
Флорида — хороший вариант, если вы ищете хорошее место для покупки подержанного автомобиля. Транспортные средства во Флориде примерно на 10% дешевле, чем в среднем по стране. Двадцать,5% населения Флориды старше 65 лет. Поскольку население Флориды стареет, многие водители ежегодно уходят с дороги из-за ухудшения зрения или других возрастных причин. Кроме того, пожилые люди, как правило, лучше ухаживают за своими транспортными средствами, чем молодые.
Это приводит к большому количеству подержанных автомобилей во Флориде, что удерживает цены на низком уровне. Кроме того, более богатые жители Флориды часто продают свои автомобили, чтобы купить самые последние модели.
Это также создает рынок для роскошных автомобилей по гораздо более низким ценам. В качестве бонуса, большинство автомобилей Флориды не подвергались износу от снега или соли, используемых на дорогах зимой, поэтому они, вероятно, находятся в отличном состоянии.
На все четыре стороны
Кстати, кроме европейского направления существуют и другие. Например, уже давно (а в последнее время особенно активно) «серые» дилеры предлагают машины из стран Ближнего Востока. Учитывая, что там, как и у нас, очень популярны внедорожники Lexus и Toyota, а цены них (новые или с небольшим пробегом) могут быть на 20–30% ниже, чем в РФ (даже с учетом все платежей), – почему бы не взять? Но, по словам Дениса Мигаля, тут тоже надо быть очень внимательным: как правило, эти машины адаптированы под местные, а не российские условия эксплуатации. Например, на них устанавливаются более мощные кондиционеры, а система обогрева салона, наоборот, слабая. Кроме того, у таких машин, как правило, нет обогрева руля, сидений, зеркал и стекол: зачем эти глупости в пустыне?
Но Эмираты далеко, а у нас есть близкие соседи – Белоруссия, Казахстан, Армения… Может, у них найдутся подержанные машины подешевле? И границ у нас с ними практически нет, можно даже по внутреннему паспорту проехать.