Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика на 2023 — налоговый учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.
Как вносить изменения в учетную политику
По правилам, если не указаны параметры учетной политики налогового учета, их надо сформировать, утвердить и применять в работе. Когда действующие правила есть, но в деятельности предприятия или в актуальных законах не произошло никаких изменений, то нет необходимости и в корректировке локального акта. Решение о том, чтобы изменить внутренние нормы по налогам, принимает только руководитель и только в определенных ситуациях. Налоговые нормативы организации корректируют:
- если меняется законодательное нормирование;
- если существенно меняются условия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
- если принимаются новые способы бухучета или другой налоговый режим.
Коррективы применяются с начала нового отчетного периода. Исключение — измененные законы. Локальная корректировка начнет действовать сразу после вступления в силу принятых изменений законодательства.
Многие НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухотчетность. Список тех, кто не может их применять, указан в статье 6 закона о бухучете.
Не могут вести упрощенный учет НКО, подлежащие обязательному аудиту.
Что такое упрощенный бухучет? Это возможность не применять или применять «в облегченном варианте» многие требования ПБУ.
Например:
- не отражать затраты по уставной некоммерческой деятельности на счетах учета затрат, а сразу списывать их в уменьшение средств полученного целевого финансирования;
- признавать доходы и расходы по коммерческой деятельности кассовым методом: отражать в учете доходы по мере поступления денежных средств, а расходы — после погашения задолженности перед контрагентами. Это может быть оправданно, например, когда НКО ведет учет по простой системе — без применения двойной записи;
- не отражать в бухгалтерском учете объекты, относящиеся к нематериальным активам, не признавать в определенных случаях право пользования активом по договорам аренды, а другие активы оценивать в упрощенном порядке;
- не признавать оценочные обязательства в бухгалтерском учете;
- не отражать в бухгалтерском учете отложенные налоговые активы и обязательства;
- менять учетную политику и исправлять существенные ошибки прошлых лет без ретроспективного пересчета показателей отчетности.
Бухучет НКО для начинающих пошагово
- Заключаем договор на ведение учета с НКО, в котором прописываем наши обязанности и закрепляем количественные показатели (количество собственников, членов, сотрудников, расчетных счетов и т.д.)
- Изучаем особенности ведения учета в НКО и основные бухгалтерские проводки.
- Запрашиваем у правления или составляем учетную политику, смету.
- Выбираем программу 1С для ведения учета в НКО.
- Разрабатываем план счетов некоммерческой организации в соответствии с возможностями выбранной программы 1С.
- Заносим данные в 1С, заполняем справочники, при необходимости переносим остатки из прежней бухгалтерской базы.
- Приступаем к ведению учета НКО. Контролируем сроки сдачи отчетности, исходя из применяемой системы налогообложения.
Особенности составления учетной политики
В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.
Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.
Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:
- Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
- Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
- Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
- ПБУ 1/98.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос | Ответ |
Можно ли датировать приказ об утверждении учетной политики первыми числами текущего года? | Нет. Согласно законодательству приказ должен быть подписан до 1 января того года, в котором учетная политика будет действовать. |
Можно ли не указывать даты проведения инвентаризации? | Нет. В учетной политике должны быть прописаны сроки проведения инвентаризации |
Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов
«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.
Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».
При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.
Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».
Особенности учетной политики НКО
Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.
Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).
НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.
Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:
- формирование расходов и доходов;
- как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
- порядок создания резервов;
- какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
- кто будет ответственным за ведение налогового учета;
- каким образом будет вестись документооборот;
- какие будут формы регистров налогового учета;
- другие вопросы
Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.
Когда предприятия утверждают учетную политику
Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно. На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год — ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики:
Ситуация |
Учетная политика |
|
Создание новой организации |
В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н) |
Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ) |
Внесение изменений в учетные политики |
По общему правилу новая учетная политика утверждается в текущем году и применяется с начала следующего года (пп. 10, 12 ПБУ 1/2008) |
|
Внесение дополнений в учетные политики |
На момент, когда дополнения стали необходимыми (п. 10 ПБУ 1/2008) |
В том налоговом периоде, когда изменения стали необходимыми (ст. 313 НК РФ) |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Изменить и дополнить учетную политику — вещи разные! Изменения влекут за собой необходимость ретроспективного пересчета данных за предшествующие изменению годы для отображения в соответствии с ними входящих учетных остатков и отображения данных прошлых лет в обязательной бухотчетности, в то время как дополнения нужны в первую очередь для корректного отражения текущей учетной информации .
ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели создания организации и ее организационно — правовая форма, масштабы, структура, вид осуществляемой деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.
Вначале, отметим, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ), который пришел на смену Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ).
Стоит обратить внимание, что Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
— садоводческие некоммерческие товарищества;
— огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее — НКО) как:
— дачные некоммерческие товарищества;
— садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
— садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Таким образом одной из задач нового закона явилось сокращение организационных форм до двух основных НКО, учитывающих предназначение земельных участков.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Так, согласно действующей редакции ГК РФ НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:
• потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
• общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
• общественных движений;
• ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
• товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
• казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
• общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
• фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
• учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
• автономных некоммерческих организаций;
• религиозных организаций;
• публично-правовых компаний;
• адвокатских палат;
• адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
• государственных корпораций;
• нотариальных палат.
Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Обратите внимание!
С 01.01.2019 г. из перечня некоммерческих организаций, приведенных в статье 50 ГК РФ, исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы. Вместо них, как уже было отмечено, теперь только две формы некоммерческих организаций — садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ, в редакции действующей с 01.01.2019 г., товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации
- Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:
- Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).
- Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП , утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
- Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Учетная политика некоммерческой организации
- Указ 39 от 04.02.2021 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» 06.02.2021
- Подоходный налог при приобретении имущества у физического лица 06.02.2021
- Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
- Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
- Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели создания организации и ее организационно — правовая форма, масштабы, структура, вид осуществляемой деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.
Вначале, отметим, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ), который пришел на смену Федеральному закону от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ).
Стоит обратить внимание, что Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
— садоводческие некоммерческие товарищества;
— огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее — НКО) как:
— дачные некоммерческие товарищества;
— садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
— садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Таким образом одной из задач нового закона явилось сокращение организационных форм до двух основных НКО, учитывающих предназначение земельных участков.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Так, согласно действующей редакции ГК РФ НКО могут создаваться в организационно-правовых формах:
• потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
• общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
• общественных движений;
• ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
• товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
• казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
• общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
• фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
• учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
• автономных некоммерческих организаций;
• религиозных организаций;
• публично-правовых компаний;
• адвокатских палат;
• адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
• государственных корпораций;
• нотариальных палат.
Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Обратите внимание!
С 01.01.2019 г. из перечня некоммерческих организаций, приведенных в статье 50 ГК РФ, исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы. Вместо них, как уже было отмечено, теперь только две формы некоммерческих организаций — садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ, в редакции действующей с 01.01.2019 г., товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.
Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).
НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.
Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:
- формирование расходов и доходов;
- как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
- порядок создания резервов;
- какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
- кто будет ответственным за ведение налогового учета;
- каким образом будет вестись документооборот;
- какие будут формы регистров налогового учета;
- другие вопросы
Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.
Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2019 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.
В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:
- Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
- Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
- Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
- Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
- Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
- В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.
аналогичных документов, доступных с полным текстом:
- Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц
Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Из п.1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации включает два этапа: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.
Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица, в том числе и некоммерческих организаций. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу особой специфики осуществления ими предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат МСФО).
Раскрывать учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно . Некоммерческие организации, созданные в виде фондов, также обязаны обеспечить публичность своей отчетности.
Учетная политика организации — это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно:
— первичного наблюдения;
— стоимостного измерения;
— текущей группировки;
— итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.2 ПБУ 1/98 к способам ведения бухгалтерского учета относятся:
— способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
— способы погашения стоимости активов;
— способы организации документооборота;
— способы инвентаризации;
— способы применения счетов бухгалтерского учета;
— системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
В соответствии с п.9 ПБУ 1/98 принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. По нашему мнению, наиболее целесообразным представляется оформление принятия учетной политики приказом руководителя некоммерческой организации, в котором должны быть изложены основные элементы учетной политики, а те элементы, которые требуют подробной разработки и имеют сравнительно большой объем, должны раскрываться в приложениях к данному приказу. В число таких приложений могут входить:
— формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;
— структура и состав структурного подразделения организации, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
— график документооборота и т.п.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Это значит, что приказ (или распоряжение), утверждающий принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором данная учетная политика будет применяться.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения организацией прав юридического лица (государственной регистрации).
В соответствии с ПБУ 1/98 учетная политика основной организации применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
ПБУ 1/98 устанавливает четыре допущения и шесть требований, которые должны учитываться при формировании учетной политики.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п.6 ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Иными словами, в общем случае каким-либо особым способом описывать допущения учетной политики нет необходимости. Однако при любом отклонении они должны быть указаны в учетной политике. Что касается требований, то отклонение от них в принципе невозможно.
При формировании учетной политики предполагается следующее:
— активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Данное допущение в некоммерческих организациях выполняется автоматически, так как сам статус такой организации предполагает обособление имущества (право собственности на имущество, включая денежные средства, переданное некоммерческой организации, учредителям и участникам не принадлежит, и по обязательствам некоммерческой организации учредители и участники не отвечают);
— организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). Особенностью реализации этого допущения в условиях некоммерческих организаций является то, что эти организации могут создаваться с расчетом на ограниченный период существования — до выполнения каких-либо программ. Таким образом, реализация данного допущения в некоммерческих организациях возможна только в случае, если цели и задачи, поставленные перед организацией в момент ее создания, предполагают неограниченный период ее существования;
— принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
— факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности). В общем случае под этим допущением понимается использование метода начисления при определении выручки от реализации продукции, работ или услуг и финансового результата (прибыли или убытка) предпринимательской деятельности. Действующие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения не исключают использование кассового метода. Для некоммерческих организаций данное допущение имеет существенное значение только в случае, если эти организации осуществляют предпринимательскую деятельность. Если же организация занимается только уставной деятельностью, данное допущение означает необходимость отражения в учете образования кредиторской или дебиторской задолженности независимо от того, когда реально происходят расчеты. Например, счет 86 «Целевое финансирование» должен кредитоваться не в момент поступления денежных средств, а в момент получения некоммерческой организацией соответствующего документа (утвержденной сметы или плана), свидетельствующего о том, что запланированные расходы будут профинансированы. Данная норма объясняется тем, что правилами бухгалтерского учета установлена схема, в соответствии с которой счет 86 кредитуется, как правило, в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а не со счетами учета денежных средств или иных активов.
Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть
Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:
- у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
- НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);
ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Работа по разработке такого стандарта уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности — 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н), но на момент написания статьи его еще нет.
- существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
- у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
- НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения, применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
- для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.
Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.
Учетная политика, предназначенная для применения в 2021 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.