Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Отмена собеседования при приеме водителя на работу

БЫЛО:

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Ответ.

Давайте будем опять разбираться. Прежде чем мы перейдем к свежему Приказу Минтраса № 59, оценим нормативные документы, которые звучат в вопросе, с юридической точки зрения. И как ни странно ответ лежит на поверхности.

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

Также процитируем один абзац из этого Положения:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.

Как уже ранее отмечалось, время проведения стажировки определяет руководитель организации. Многие из них, тем не менее, руководствуются в своих решениях «Положением о повышении профессионального мастерства…», о котором шла речь выше, опираются на нормы времени стажировки, заложенные в нем.

Эти нормы привязаны к категориям шоферов, в зависимости от вида транспортного средства:

  • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
  • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
  • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
  • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
  • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит

Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:

  • опытное вождение 1-2 класса;
  • безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий;
  • стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
  • опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.
Читайте также:  Инструкция по заполнению СЗВ-М

Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.

Наставник контролирует работу водителя-стажера и заносит все данные в карточку специальной формы, выданную инженером, отвечающим за БДД. В ней же делается заключение об уровне мастерства и его готовности к самостоятельной работе. Он пишет отчёт о проведённых занятиях. Дальнейшую оценку знаниям даёт квалификационная комиссия.

В каких случаях необходима стажировка?

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Существуют 3 причины направления водителя на стажировку:

  • человек впервые устраивается на работу водителем;
  • человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
  • человек устраивается на работу и при этом переводится на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивается на работу водителем автобуса).

Особенности инструктажа

Перед тем как поговорить о видах журналов регистрации инструктажей по БДД, остановимся на тонкостях проведения самого мероприятия.

Лекции для шоферов – это обязательное требование, закрепленное в ряде законов Российской Федерации. Инструктажи помогают свести к минимуму аварийность на дорогах страны, обеспечить безопасность сотрудников.

За ведение мероприятия отвечает сертифицированный специалист, назначенный руководством фирмы. Занятия проводятся для всех работников, оформленных на должность водителя.

На лекциях шоферов знакомят со спецификой организации, требованиями начальства, базовыми правилами безопасности и нюансами поведения в экстренных ситуациях на маршруте.

Явиться на семинар обязан каждый, независимо от водительского стажа и типа управляемого автотранспортного средства.

Стажировка водителя: для новичков

Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ стажировка водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время испытательного срока.

Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

Второе официальное обращение в Минтранс. Стажировка или испытание?

Привожу обращение в Минтранс дословно от Леонида, который любезно предоставил данный материал.

Итак.

…С 01.01.2021 вступил в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», вместо отмененного Приказа Минтранса №59.

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ № 264, водители допускаются к самостоятельной работе после прохождения испытания. В пунктах 8 — 13 описан порядок прохождения испытания.

Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. При этом испытание водителей маршрутных транспортных средств с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

Испытание проводится на транспортном средстве того типа и модели, и на том маршруте, на котором водитель будет самостоятельно работать.

Испытание проводится под руководством водителя-наставника, который:
— не совершил за последний год ДТП по своей вине;
— при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле имеет стаж (опыт) работы не менее трех лет;
— при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе имеет стаж (опыт) работы не менее пяти лет.

Информация о проведении испытания вносится в лист испытания который должен содержать следующие сведения:
номер листа испытаний; ФИО водителя; тип, марка, модель транспортного средства; ФИО водителя-наставника; дата и время испытания и испытательный период; заключение ответственного за обеспечение БДД.

Листы испытания (стажировки) хранятся не менее пяти лет.

В приказе Минтранса № 264 отсутствуют требования проводить стажировку с водителем при переводе с одного типа ТС на другой.

В этом же приказе отсутствуют требования к работодателю устанавливать и определять устанавливать количество часов стажировки.

В этом же приказе к работодателю предъявляются требования о проведении «испытания» к водителю при приеме на работу.

В связи с изменениями прошу Вас дать разъяснение на следующие вопросы:

  1. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при переводе с одного типа ТС на другой? Если да, то каким НПА это регламентируется.
  2. Возникает ли у работодателя обязанность проводить стажировку водителю при перерыве в трудовой деятельности более одного года? Если да, то каким НПА это регламентируется.
  3. По мнению Минтранса — лист испытания (стажировки) это два разных документа? Стажировка и испытание — это два разных понятия в трудовом кодексе.
  4. На основании чего ответственный за БДД должен дать заключение о допуске к самостоятельной работе водителя, если в листе испытания, в соответствии с приказом Минтранса № 264, отсутствует требование вносить замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера?

Законодательное регулирование

Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

Читайте также:  Компенсация за просрочку выплаты отпускных в 2021 году

Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.

Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.

Законодательное регулирование

Некоторые водители, да и руководители организаций, считают стажировку необязательной процедурой, проводимой исключительно по желанию сторон. Это ошибка.

Стажировка регламентируется документами Министерства транспорта, в которых озвучены ее условия и сроки проведения.

Так, в «Положении о повышении профмастерства водителей», от 20.01.1986 г., утвержденном еще Министерством автотранспорта РСФСР, и до сей поры не отмененном, говорится стажировке разных категорий водительского состава, указаны сроки проведения ее, с точным перечнем мероприятий в каждом случае.

Указаны лица, ответственные за проведение стажировки и за принятие решений по ее итогам.

Приказ Министерства транспорта РФ No 59 от 11.09.16 г. утверждает порядок прохождения профессионального отбора и обучения водителей.

Что делать, если водитель не сдал итоговый зачет?

Работодатель издает Приказ, в котором указывается, что стажер не прошел испытания: не владеет навыками безопасного управления транспортом и не знает теоретической базы. К самостоятельной работе он в это время не может быть допущен. Повторную стажировку водитель может пройти через месяц.

Уволить работника на этом этапе можно, только если он находится в данное время на испытательном сроке. Если нет — то только по соглашению сторон. Чтобы работодателю обезопасить себя, лучше отразить в должностной инструкции, что все водители при приеме на работу обязаны проходить стажировку и получить положительную оценку.

О том, что стажировку действительно должны проходить все водители, мы писали здесь: Что такое стажировка и как она оформляется.

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку, чтобы получать от нас свежие полезные материалы! Подписываюсь!

Заполнение листа испытаний водителя

Порядок заполнения листа следующий:

В разделе сведения о проходящем стажировку:

  1. Указываем фамилию, имя, отчество испытуемого
  2. Указываем сведения о транспортном средстве, на котором проводятся испытания. Если транспортных средств несколько, то указываем их все.
  3. Указываем год рождения испытуемого
  4. Указываем стаж работы водителем
  5. Указываем номер водительского удостоверения
  6. Указываем дату, время и количество часов испытания

В разделе сведения о водителе-наставнике:

  1. Указываем фамилию, имя. отчество наставника
  2. Указываем его должность

Требования к водителю наставнику при прохождении испытания определены в п. 10 Приказа 264

Читайте также:  В чем преимущества и недостатки общества с ограниченной ответственностью (ООО)

Водитель наставник должен:

  1. иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 3 лет (при испытаниях на легковом, грузовом автомобиле)
  2. иметь стаж работы на данном транспортном средстве не менее 5 лет (при испытаниях на автобусе, трамвае или троллейбусе)
  3. не быть участником дорожно-транспортных происшествий за последний год

Учитывая данные требования, необходимо назначить водителя-наставника.

В разделе прохождение испытания:

Данный раздел выполнен в виде таблицы, в которой указывается:

  1. дата испытания,
  2. количество часов,
  3. краткая характеристика выполняемого вида работы
  4. результат прохождения
  5. и подпись водителя наставника

Как с 2022 года проводить стажировку на рабочем месте по охране труда

  • Охрана труда
  • Пожарная безопасность
  • Промышленная безопасность
  • Безопасность дорожного движения
  • Экология
  • Электробезопасность
  • Общие требования безопасности
  • Все статьи

Одна из главных поправок, которая вступит в силу с 1 марта 2022 года, касается усиления ответственности водителей за нарушения в сфере техосмотра. Для легкового транспорта физических лиц процедуру прохождения ТО, напомним, с текущего года сделали добровольной (за исключением ряда случаев), однако это вовсе не значит, что у водителей теперь не будет проблем. Скорее, всё обстоит с точностью до наоборот. Сейчас объясним, почему.

В ГИБДД уже пообещали, что продолжат усиленно следить за техническим состоянием транспортных средств. А это означает, что на дороги вернутся облавы. Чтобы отправить автомобиль на внеочередной техосмотр, достаточно будет выявить факт внесения изменений в конструкцию ТС или критическую неисправность. Право на осмотр техники прямо на дороге у ГИБДД пока никто не отобрал. Если техническая неисправность визуально видна, вас не спасёт от внеочередного ТО даже действующая диагностическая карта. Если диагностическая карта у водителя на руках, а неисправностей не видно невооружённым глазом, автомобиль стражи правопорядка проверить на дороге уже не смогут.

С 1 марта 2022 года вступит в силу новый порядок выдачи медицинских справок водителям. Лица, лишённые прав за управление ТС в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования, в обязательном порядке будут сдавать на анализы кровь и мочу. По задумке, это должно помочь выявить хронических алкоголиков и наркоманов. Дополнительные тесты будут проводиться на платной основе – придётся дополнительно раскошелиться.

В соответствии с принимаемыми поправками, с марта водителей начнут строже наказывать за повторные нарушения ПДД. Пока речь идёт о следующих случаях:

  • повторное вождение машины с незаконной тонировкой – 3 000 рублей вместо 500 рублей;

  • управление машины с нечитаемыми номерами – 5 000 рублей вместо 500 рублей и лишение прав на срок до трёх месяцев;

  • повторное управление автомобилем без прав – 20 000–30 000 вместо 5 000–15 000 рублей или обязательные работы на 40–60 часов.

Водитель автобуса обязан:

  • Уметь плавно начинать движение, тормозить и не забывать о том, что он везет живых людей.
  • Уметь плавно входить в различные повороты.
  • Поддерживать оптимальную скорость, не делая резких рывков.
  • Своевременно следовать по остановкам маршрута.
  • Своевременно заканчивать путешествие по маршруту.
  • Соблюдать все установленные меры предосторожности не только в процессе движения, но и в момент остановки.
  • Постоянно наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в области дверей.
  • Открывать двери только после того, как произойдет полная остановка транспорта.
  • Заранее объявлять о совершающихся остановках.
  • Следить за порядком в салоне своего транспортного средства, если ведется работа без кондуктора.
  • Принимать оплату за проезд, если ведется работа без кондуктора.

Именно это все проверяется в процессе того, как проводится стажировка водителей в РФ и других городах.

В каких случаях необходима стажировка?

7. Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2021 года испытание является обязательным для всех водителей, которые устраиваются на новое место работы.

До 31 декабря 2021 года требования были проще и существовало 3 причины направления водителя на стажировку:

  • человек впервые устраивался на работу водителем;
  • человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
  • человек устраивался на работу и при этом переводился на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивался на работу водителем автобуса).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *