Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть ли штраф за разную резину в 2019 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Штраф за разную резину в 2023 году по-прежнему налагается: нормы закона, на основании которых возможно применение такой санкции, действующие уже несколько лет, законодатель менять пока что не планирует (по крайней мере, если такие инициативы и есть, они пока не афишируются на публику).
Как законодательство 2023 года регулирует разность шин?
Есть 2 нормативно-правовых акта, регламентирующих правила установки резины на машину:
- ПДД и их Перечень неисправностей (приложение к Правилам) – регулируют условия, когда езда на автомобиле запрещена: разный рисунок протектора, разный тип покрышек на разных осях транспортного средства и иные правила,
- Технический регламент о безопасности колёсных ТС – этот правовой акт уже предписывает регламент комплектности автомобилей по данному вопросу и касается больше непосредственно оборудования машины, нежели управления ей.
В нашем случае ПДД будет вполне достаточно. Этот документ конкретизирует 2 тонкости установки:
- разная резина на разных осях автомобиля: спереди пара одинаковых покрышек и сзади пара идентичных друг другу, но отличающихся от тех, что спереди,
- неодинаковые шины в рамках одной оси автомобиля: слева одна, справа – другая, впереди и сзади.
Можно ли ездить на разной резине?
ПДД регламентирует использование шин на транспортном средстве. В пункте 5.5 ПДД указано, что установка шин с разной резиной на одну ось автотранспорта запрещена. Закон действует с 2010 года и действителен до сегодняшнего дня.
Согласно пункту 5.5 запрещается эксплуатация транспорта, если на одну ось установлены:
- модели с разными рисунками протектора;
- шины разных размеров и конструкций (камерной и бескамерной, радиальной и диагональной);
- новые и восстановленные с разным протектором;
- морозостойкие и неморозостойкие;
- новые покрышки и с углублением протектора;
- ошипованные и неошипованные шины.
Данный пункт не полностью запрещает применение отличающихся покрышек на передней и задней оси авто, кроме одновременного использования ошипованных и неошипованных шин.
В ПДД присутствуют определенные условия, предъявляемые к покрышкам. Таким образом, для легковых авто остаточная глубина протектора на летней резине обязана равняться или превышать 1,6 мм. На зимней резине — большей или равной 4 мм (присутствие шипов не несет значения).
Запрещается эксплуатации комплекта покрышек, если:
- на резине имеются дефекты, которые оголяют корд;
- имеется отслойка протектора от боковины;
- указанная маркировка нагрузки не соответствует параметрам автомобиля;
- скрепляющих элементов недостаточное количество;
- покрышка имеет непредусмотренный для типа транспорта размер (сотрудник сможет определить отклонение с помощью информации сбоку двери или на внутренней стороне крышки бензобака);
- на дисках присутствует повреждение;
- разношены или повреждены крепежные отверстия.
Важно тщательно следить за состоянием колес автомобиля, чтобы снизить риск на дороге.
Ниже приведена таблица в которой указанно какие шины можно комбинировать, а какие нет:
Ситуация | Отличающаяся резина в пределах одной оси (слева и справа) | Отличающаяся резина на разных осях (впереди и сзади) |
---|---|---|
Летняя и липучки | Запрещено | Разрешено |
Шипованная и нешипованная | Запрещено | Запрещено |
С разным рисунком протектора | Запрещено | Разрешено |
С разным износом | Разрешено | Разрешено |
От разных производителей | Запрещено | Разрешено |
Камерные и бескамерные | Запрещено | Разрешено |
Разных размеров | Запрещено | Разрешено |
Подведем итоги. Отличия в резине запрещены только в пределах одной оси. Из этого правила есть только два исключения: никогда нельзя комбинировать шипованную и нешипованную резину, а вот шины с разным износом наоборот можно устанавливать даже на одну ось. Для удобства вся информация кратко приведена в таблице ниже:
Ситуация | Отличающаяся резина в пределах одной оси (слева и справа) | Отличающаяся резина на разных осях (впереди и сзади) |
---|---|---|
Летняя и липучки | Запрещено | Разрешено |
Шипованная и нешипованная | Запрещено | Запрещено |
С разным рисунком протектора | Запрещено | Разрешено |
С разным износом | Разрешено | Разрешено |
От разных производителей | Запрещено | Разрешено |
Камерные и бескамерные | Запрещено | Разрешено |
Разных размеров | Запрещено | Разрешено |
Какой может быть резина на разных осях
Устанавливать различную резину на разные оси законодательство не запрещает. Главное, чтобы использующиеся покрышки были попарно одинаковыми. Тогда у них будут одинаковые свойства и при резком торможении или других маневрах они не будут тянуть в сторону. Но на деле это не всегда так. Во время дождя или гололеда автомобилю для лучшего сцепления с дорогой необходимо иметь абсолютно идентичные колеса.
Владельцы вазовской классики наверняка помнят, как раньше широко практиковалось совмещение летней и зимней резины. При этом обычно на заднюю ось ставили шипованные покрышки, а на передних оставляли летние.
На автомобилях с передним приводом делать так категорически запрещено. Если им на переднюю ось поставить шипованные покрышки машина будет отлично держать дорогу, но при поворотах или других маневрах ее будет сильно заносить.
Резина с разным рисунком и свойствами на разных осях не запрещена, но правила техники безопасности категорически не рекомендуют такую установку. Для водителя безопасность на дороге должна быть превыше всего.
Различные шины на автомобиле — опасности и примечания
Даже если это запрещено правилами дорожного движения, смешанные шины не имеют преимуществ. Специалисты регулярно указывают на риски, связанные с разноразмерными резинами:
- Более высокий риск не вписаться в поворотах:- если они имеют разный уровень сцепления с дорогой, это может привести, в частности, к нестабильности на поворотах.
- Увеличенный тормозной путь — они могут отрицательно повлиять на эффект торможения и, таким образом, увеличить расстояние при резком или в экстренных случаях. Иногда это может стоить жизни пассажиру и всем, кто находить в этот момент в машине.
- Недостаточная или избыточная поворачиваемость летних и зимних шин — смешивая зимние и летние шины, водитель выбирает совершено разное сочетание состава материала и ходовых характеристик. В такой ситуации существует особенно большая вероятность попасть в аварию.
- Более высокий риск заноса — разно размерные шины означают, что один тип шин отводит воду лучше, чем другой.
В целом меньшая устойчивость при движении — поскольку сочетание шин обеспечивает различные характеристики вождения, например, с точки зрения состава материала, глубины протектора или даже конструкции протектора, общая устойчивость при движении снижается. Это может быть опасно, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
Можно ли ездить на авто с разными шинами
Иногда бывает так, что в наборе из четырех шин одного и того же производителя одна из пар оказывается более эксплуатируемой, чем другая. Протектор с ходом протирает и теряет даже 10% высоты на каждые 10-15 тысяч километров. В зависимости от типа используемого привода и стиля вождения водителя, могут быть большие или меньшие различия в глубинах протектора на осях. Если у нас шины с небольшой разницей, то есть 1 мм по высоте протектора, то изменения в движении не будут ощущаться. В этом случае система ESP удастся исправить трек. С другой стороны, большие различия в глубине протектора на осях являются предпосылкой для вращения шины.
Разрешается ставить разную резину на заднюю и переднюю ось авто. При этом не допускается комбинировать шипованные и нешиповнные автопокрышки. Законодательными актами не допускается оснащать переднюю ось зимними автошинами, а заднюю — покрышками, предназначенными для лета. Автомобиль должен быть полностью укомплектован одинаковой авторезиной (шипованной либо нешипованной).
Отличия в протекторном слое влияют на скоростные характеристики транспортного средства, ухудшают торможение. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций и возможности ДТП лучше оснастить обе оси одинаковыми типами автопокрышек.
Если поставить на ведущую ось, например переднюю, шипованную авторезину, а на не ведущую ось нешипованные либо летние автопокрышки, то при езде по скользкой поверхности автомобиль будет заносить из-за разницы в сцеплениях с дорогой. Переставив нешипованную резину на переднюю ось, а шипованной, соответственно оснастив заднюю ось, удастся увеличить устойчивость машины, но с потерей управляемости.
Ставить разную резину на заднюю и переднюю ось транспортного средства в целях собственной безопасности не стоит. Хорошее сцепление колес с дорожным полотном, устойчивость и управляемость машины, наилучшие при использовании одинаковой авторезины, в которую «обуты» все четыре колеса.
По действующему законодательству водитель автомобиля не может быть оштрафован за использование разной резины во время следования авто на СТО. Водителю удастся избежать штрафа, если он укажет, что едет производить замену авторезины.
Обжаловать штраф за неправильно установленные покрышки можно в стандартном порядке, путём подачи иска в административный суд.
Оформляется заявление с ответчиком в лице местного отделения ГИБДД, где работает инспектор, который составлял протокол.
Для того, чтобы иск был рассмотрен в вашу пользу, к нему необходимо приложить доказательную базу, например свидетельские показания, видеозаписи с установленного в салоне регистратора, копии всех процессуальных документов, собранных до этого. Слушание занимает до двух месяцев с учётом праздников и выходных.
Уклониться от штрафа за неправильно установленные шины можно только в одном случае — если водителю удастся доказать, что он направлялся на монтаж для того, чтобы заменить резину на ту, которая будет удовлетворять требованиям ПДД.
Лучшим доказательством в таком случае может послужить разорванная покрышка в багажнике. Если вы на самом деле попали в ДТП и вынуждены были экстренно заменить резину на несоответствующую, то сотрудник ГИБДД не имеет права вас оштрафовать.
Разные покрышки на одной оси автомобиля
Пункт 5.5 требует, чтобы на одной оси автомобиля были установлены полностью идентичные шины. Таким образом, на практике запрещается использовать:
- Шины разных размеров на одной оси. Например, производитель разрешает использовать на автомобиле шины следующих размеров 165/80R14 и 185/65R15. Комбинировать такие покрышки на одной оси нельзя.
- Покрышки разных конструкций. Нельзя, чтобы на одной оси были установлены одновременно шины радиальной и диагональной конструкции, либо камерная и бескамерная шины.
- Шины разных моделей.
- Шины с разными рисунками протектора.
- Морозостойкие и неморозостойкие покрышки.
- Новые и восстановленные шины.
- Новые покрышки и покрышки с углубленным рисунком протектора.
Если обобщить приведенную выше информацию, то можно сказать, что в пределах одной оси шины должны быть полностью идентичными.
Какой штраф за разную резину?
За любые нарушения Перечня неисправностей как приложения к ПДД действующий на 2021 год КоАП предусматривает штраф 500 рублей или вынесение предупреждения. Это предусматривает часть 1 статьи 12.5 Кодекса. Она предписывает единый штраф именно за нарушения в области Основных положений ПДД – любых условий и неисправностей, при которых запрещается ездить на авто.
В редких случаях инспектор ДПС также может выписать требование устранить условия, ведущие к правонарушению, и показать автомобиль в ГИБДД в течение 10 дней с устранённой неисправностью (одинаковой резиной, если разная – это нарушение Правил). В противном случае по рапорту сотрудника регистрация автомобиля аннулируется, и тогда номера попадают в розыск, а первая же остановка другим сотрудником ГИБДД после этого приведёт к штрафстоянке и изъятию госномеров и свидетельства о регистрации.
Но повторим, такое происходит очень редко, и чаще всего требования выписываются за тонировку, излишний тюнинг (спортивный глушитель и так далее), либо если Вы установили совсем разные колёса – например, сделали «бигфут» из автомобиля.
Разная резина на задней и передней оси
Законодательно не предусмотрена ответственность за отличия в резине на осях (летняя и зимняя на одном автомобиле является исключением). Несмотря на это стоит понимать, что отличия в рисунке и других параметрах ухудшают управляемость и стабильность на дороге. Это возникает особенно в сырую или зимнюю погоду, поэтому крайне рекомендуется либо подбирать резину с наиболее схожими параметрами, либо устанавливать весь комплект целиком. До введения в действие закона 2010 года автомобилисты повсеместно комбинировали зимнюю и летнюю резину. Чаще всего шипы устанавливались сзади, а резина без них – спереди.
ВАЖНО !!! Что наиболее сильно разница в резине ощущается на полном приводе. Это связано с распределением веса и нагрузки. Самой тяжелой частью автомобиля будет перед, поэтому в зависимости от расположения резины одна из частей автомобиля будет крайне стабильной, а вторая наоборот – неустойчивой на дороге. Управление таким автомобилем крайне небезопасно.
Несмотря на отсутствие наказания за отличия в резине на разных осях, в первую очередь стоит думать о безопасности. В сухую погоду вполне можно и не заметить изменений в поведении автомобиля, а в мокрую они будут значительно оказывать влияние. Не стоит экономить и покупать самую дешевую и небезопасную резину, которая никак не подходит под конкретный автомобиль. Наилучшим вариантом будет подобрать комплект, наиболее похожий на заводской.
Можно ли ставить разные шины на разные оси с точки зрения ПДД
В ПДД существует специальное приложение, регламентирующее использование колес. Там изложены следующие требования к автомобильным шинам:
- Минимальная глубина протектора должна составлять не менее 1,6 мм для летних шин. Зимние и всесезонные покрышки должны обладать минимум 4 мм протектора. Все вышеперечисленные цифры касаются шин для легковых автомобилей.
- Разрешается эксплуатация шин без внешних повреждений: пробоин, расслоений и торчащего корда.
- Покрышки должны соответствовать автомобилю по допустимой нагрузке и размеру.
К колесным дискам тоже предъявляется ряд требований. Самое главное – отсутствие видимых повреждений, таких как сколы и трещины. Диски должны быть укомплектованы всеми необходимыми болтами и гайками.
Пункт 5.5 Правил дорожного движения однозначно запрещает эксплуатацию неодинаковых покрышек на одной оси транспортного средства.
Под «разными» имеют в виду такие варианты использования шин:
- Шины с отличающимся рисунком протектора.
- Конструкционно разные покрышки: камерные и бескамерные.
- Шины для разных сезонов – зимние и летние.
- Новые и восстановленные.
- Шипованные и без шипов.
ВНИМАНИЕ! Все эти варианты строго запрещены. Для нарушителей данных требований предусмотрен штраф. Допускается лишь использование одинаковых шин, отличающихся степенью износа.
Можно ли ставить шины с разным износом на одну ось?
На одной оси авто должны быть установлены только идентичные шины.
Разные покрышки на одной оси использовать нельзя, однако под ограничения не попадают покрышки с разным износом на одной оси.
Если ваш транспорт повредил два левых колеса, то на одну из осей можно установить оставшиеся правые шины, а на другую ось – пару новых шин.
Запрет накладывается на использование новых и восстановленных покрышек, а также новых шин и шин с углубленным рисунком протектора:
- Восстановленная резина – это когда полностью изношенную шину отправляют на завод, и там на нее наносят новый слой резины с протектором.
- Углубление рисунка протектора – это когда с помощью специального оборудования на покрышке углубляют канавки, то есть вырезают новый протектор.
Такие углубленные и восстановленные покрышки нельзя одновременно применять с новыми.