Как Франция училась демократии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Франция училась демократии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Методологической основой для исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных преподавателей и профессоров. В качестве теоретической базы была использована Конституция Франции 1958 года, а также Избирательный Кодекс 1956г.

Государственный строй Франции в период Второй республики (1848–1851 гг.)

Для начала необходимо разобраться, что такое избирательная система. Существует два подхода к пониманию термина «избирательная система». Избирательная система в широком смысле- это совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

Регистрация для избирателей считается обязатель­ной, но невыполнение этой обязанности ненаказуемо, поскольку участие в выборах не обязательно. Французские граждане, проживающие за гра­ницей, могут голосовать в дипломатических представительствах Фран­ции или дать доверенность на голосование какому-либо избирателю в той коммуне, где они родились или жили.

Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям Парламента и Правительства.

Уважаемые посетители сайта www. *****! Данные материалы подготовлены Центром мониторинга демократических процессов «Кворум».

Избирательная система одной из т. н. «старых европейских демократий» — Французской Республики — уже давно привлекает внимание конституционалистов всего мира.

Это фиктивная демократическая система, потому что граждане в возрасте от 21 года не избирают представителей, а ограничиваются утверждением списков видных деятелей.

В 497 г. франки заняли Париж, а к середине VI в. вся территория Франции стала входить в состав Франкского государства, которое не раз подвергалось разделу. Свое нынешнее название страна получила от кельтского племени франков, расселившегося к V в. на территории Галлии и ассимилировавшегося с местным населением.

Роджер Дюпюи, Якобинская Республика. Террор, война и революционное правительство (1792–1794), том 2 Новой истории современной Франции, Le Seuil, колл.

В этих условиях голосование осуществляется по доверенности, т. е. избиратель может дать доверенность любому другому доверенному лицу на право голосовать от его имени.

Это право применяется в муниципалитете, в котором он зарегистрирован, и позволяет ему участвовать в выборе членов совета на местных выборах или депутатов на национальных и европейских выборах.

В стране проживают 63 400 000 человек, из них зарегистрировано в качестве избирателей около 44 500 000, в том числе 1,6 млн – за рубежом.

Избирательная коллегия состоит примерно из 150 000 человек, 95 % которых — делегаты от муниципальных советов.

Революция 1848 года. Вторая империя во Франции

Д. Гримм. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года (издательство`Санкт-петербург`).

Франция – президентская (с элементами парламентской) республика. Она является унитарным государством. Страна разделена на 26 регионов, из них 22 – на территории Франции и 4 – за ее пределами. Регионы разделены на 100 департаментов во главе с префектом, назначаемым Президентом Франции. Департаменты разделены на 342 административных района, которые, в свою очередь, разделены на 36 685 коммун.
Каждая коммуна выбирала по одному «выборщику». Эти «выборщики» избирали сенаторов.

Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо представить декларацию о собственности и получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц (всего таких должностей около 47 000, однако ввиду возможности совмещения мандатов поддержать выдвижение кандидата на президентских выборах реально могут около 43 000 лиц).

Выборы депутатов Национального собрания (ассамблеи) обычно проводятся каждые пять лет во Франции. Граждане Французской Республики избирают 577 членов Национального собрания (нижней палаты) в два тура по мажоритарной системе.

В период Ста дней временного возвращения Наполеона (март-июнь 1815 г.) Хартия была приостановлена. Попытка Наполеона заменить ее особым «Дополнительным актом к конституции Империи» (22 апреля 1815 г.), в котором он пытался согласовать свою власть с новопровозглашенными парламентскими институтами, не привлекла к нему симпатий знати и союзников.

Многопартийный (многофракциональный) состав парламента, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 года не превышал в среднем одного года. Однако это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющего текущее управление страной.

Восстановление монархии «старого режима» было реально невозможно из-за совершенно новой социальной ситуации в стране без опасения вновь вызвать революционный взрыв и гражданскую войну.

Многопартийный (многофракциональный) состав парламента, отсутствие там стабильного большинства приводило к частой смене кабинетов. Срок существования правительства в период с 1875 по 1918 года не превышал в среднем одного года. Однако это не затрагивало основную часть государственного аппарата, осуществляющего текущее управление страной.

Интересно отметить, что данная инкорпорация осуществлена в 1956 году на основании не законодательного акта, а всего лишь правительственного декрета.

При Наполеоне III ухудшилось международное положение Франции. Стремление императора повысить национальный престиж Франции подтолкнуло страну к участию в Крымской войне против России. Одним из важнейших ее итогов стала нейтрализация Чёрного моря и уничтожение черноморских военно-морских арсеналов России и Турции. В результате, в 1860-е году российско-французские отношения ухудшились.

Избирательная система одной из т.н. «старых европейских демократий» — Французской Республики — уже давно привлекает внимание конституционалистов всего мира.

Германский император, на основании данного отрывка, обладает широкой властью. Он представляет империю на международной арене; уполномочен объявлять войну и заключать мир; вступать в союзы с иностранными государствами; разрабатывать законы и следить за их исполнением; назначать и увольнять должностных лиц империи.

На данном уроке будет рассмотрен период с 1848 по 1870 год в истории Франции. За это время Франция несколько раз успела сменить свою форму правления: от монархии во главе с королем Луи Филиппом, к республике во главе с президентом, племянником Наполеона I, Шарлем Луи Наполеоном, и снова к монархии во главе с императором Шарлем Луи Наполеоном, ставшим известным под именем Наполеона III.

Введение всеобщего избирательного права // Французская буржуазная революция, 1789-1794 / под ред. В.П. Волгина, Е.В.
Однако человечеству пришлось пройти долгий и тернистый путь, чтобы добиться его установления в большинстве стран мира.

В стране проживают 63 400 000 человек, из них зарегистрировано в качестве избирателей около 44 500 000, в том числе 1,6 млн – за рубежом.

Для победы в первом туре необходимо получить более половины голосов избирателей. Если никто из кандидатов не получил необходимого количества голосов, то во второй тур проходят все кандидаты, получившие более 12,5 процента голосов, либо, если таких кандидатов меньше двух, два претендента, получившие в первом туре максимальное количество голосов.

В крахе Империи сыграли свою роль и внутриполитические противоречия: оппозиция режиму Наполеона среди новой знати и даже среди военной верхушки, в апреле 1814 г. отказавшейся повиноваться императору после вступления союзнических армий в Париж.

Оно имеет право требовать отчета у должностных лиц государства (ст. 12, 15). По ст. 6. «всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям…».

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз.

Конституция фиксировала очень важное положение: «Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, обеспеченных конституцией, или нарушать эти права».

Предпосылки Великой буржуазной революции

Во Франции вплоть до последней четверти XVIII века господствовал абсолютизм, основу которого, как известно, составляли феодальные отношения. Но в недрах феодального строя постепенно стали зарождаться и развиваться буржуазные отношения. Об этом свидетельствовало возросшее значение мануфактур в экономике страны. Причем некоторые мануфактуры являлись довольно крупными. Развитие мануфактур позволило увеличить производство промышленных товаров, что способствовало значительному расширению французского экспорта. За период с 1716 по 1784 год вывоз промышленных товаров вырос более чем в три раза.

Буржуазные отношения проникли и в сельское хозяйство страны. Здесь в некоторых провинциях наметилась имущественная дифференциация крестьянства и появление зажиточных крестьян, которые стали прибегать к наемному труду батраков из безземельных крестьян. Развитие мануфактур проникло и в деревню, где получила распространение так называемая рассеянная мануфактура. Крестьяне заготавливали для скупщиков-мануфактуристов пряжу, расчесывали хлопок и т.д.

Государственно-правовой механизм якобинской диктатуры 1793–1794 гг. (3-й этап)

Якобинцы пришли к власти в самое трудное время для французской революции. Армии коалиции наступали вглубь страны, тесня революционные армии. Из 83 департаментов 60 были охвачены мятежами. Власть Конвента распространялась лишь на голодающий Париж. В этих условиях якобинцы пошли на решительные меры, которые вносили существенные изменения в общественный и государственный строй Франции. Прежде всего, якобинцы пошли навстречу главным требованиям крестьянства. На другой день после победы народного восстания, 3 июня 1793 года, Конвент принял декрет, устанавливавший льготный порядок продажи земель эмигрантов – мелкими участками, с рассрочкой платежа на 10 лет. Уже 10 июня Конвент принял декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, захваченными дворянами, и устанавливавший порядок их раздела поровну по требованию трети жителей общины. Наконец, декретом от 17 июля Конвент объявлял полностью и окончательно уничтоженными все феодальные права, повинности и поборы. Все феодальные документы подлежали сожжению, и хранение их являлось преступлением, караемым каторгой.

Таким образом, всего в течение нескольких дней якобинцы нанесли феодализму во Франции сокрушительный удар и полностью сломили его. Отныне крестьянство стало мощной опорой якобинской республики в ее борьбе против неисчислимых сил внутренних и внешних врагов. С такой же быстротой – в две недели – якобинский Конвент принял и утвердил новую Конституцию.

Конституция 1793 года существенно отличалась от первой 1791 г. Это была самая демократичная из всех известных конституций XVIII–XIX вв. Она базировалась на политических идеях Руссо – на принципах свободы, равенства и народного суверенитета, лаконично сформулированных в написанной Робеспьером новой «Декларации прав человека и гражданина».

Все государственные должности должны были заниматься только на определенный срок. Право пересмотра и изменения Конституции предоставлялось только народу.

Конституция 1793 года устанавливала во Франции республику, которая объявлялась «единой и неделимой». Особенностью этой Конституции являлось то, что она не строилась по принципу разделения властей. Согласно ст. 7 верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, который есть совокупность всех французских граждан.

Только народ мог выбирать своих представителей. Избирательными правами пользовались все французы, достигшие 21 года и проживавшие в одном месте не менее шести месяцев.

Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Ему вручалось исключительное право издания декретов и предложение законов. Дела непосредственного управления вручались Исполнительному совету. Местные органы государственного управления в коммунах, дистриктах и департаментах также комплектовались на основе выборов.

В статье 122 Конституции провозглашались: равенство, свобода, безопасность, свобода совести, всеобщее образование, а также пользование всеми правами человека.

Однако необходимо отметить, что эта, безусловно, самая демократичная Конституция для того времени так и не вступила в законную силу. Причин здесь несколько. Основная заключалась в том, что якобинцы, придя к власти, очень скоро встали на путь террора по отношению не только к своим врагам, но также и ко всем инакомыслящим. А, как известно, террор и демократия не уживаются. Поэтому действие этой Конституции было приостановлено. В период правления якобинцев она являлась как бы конечной целью их нахождения у власти и оправданием все разгорающегося террора.

Как уже отмечалось выше, якобинцы пришли к власти в очень сложный период. Для спасения революции нужны были решительные меры. Прежде всего требовалось создать такой государственный механизм, который позволил бы вести эффективную борьбу с контрреволюцией, голодом и внешними врагами. Поэтому неслучайно в Декрете Конвента «О революционном порядке управления» от 10 октября 1793 г. отмечалось, что порядок управления во Франции будет революционным вплоть до заключения мира. Исходя из этих условий, государственный механизм при якобинцах выглядел следующим образом.

Высшим органом власти в стране продолжал оставаться Конвент, который объявлялся «единственным центром управления». Он имел право издавать и толковать законы. Конвент осуществлял управление страной через систему созданных им самим комитетов и комиссий. Однако наибольшее значение имели Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности, члены которых избирались Конвентом. Эти комитеты, созданные на втором этапе революции, только при якобинцах стали действительно работающими органами.

Важнейшими органами осуществления якобинского террора являлись Комитет общественной безопасности и революционные трибуналы. Комитет общественной безопасности после его реорганизации якобинцами стал руководить борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией.

5 сентября 1793 года по инициативе М. Робеспьера был принят Декрет «О реорганизации революционного трибунала». Органами революционного правительства на местах были комиссары Конвента, посылавшиеся с чрезвычайными полномочиями в департаменты и армию, а также в муниципалитеты, народные общества и революционные комитеты. Комиссары руководили проведением рекрутских наборов, расследовали злоупотребления и наблюдали за генералами и офицерским составом.

Приведенная выше организация государственной власти позволила якобинцам отразить внешнюю агрессию со стороны европейских монархий, подавить внутреннюю контрреволюцию. Кроме того, они проводили жесткую линию в сфере экономических преступлений. Так, были приняты декреты: «Против спекуляции» от 26 июля 1793 г., «Об установлении максимума цен и заработной платы» от 29 сентября 1793 г., «Об установлении единого максимума на всей территории Республики» от 1 ноября 1793 г., которые устанавливали весьма жесткие меры ответственности за их нарушения. Вполне понятно, что декреты проводились в жизнь путем жесточайшего террора, который, в конце концов, лишил якобинцев социальной опоры и привел к гибели.

Читайте также:  Северная пенсия с 2023 года: как изменится

9 термидора (27 июля) 1794 г. все противники якобинского террора объединились и арестовали М. Робеспьера, Сен-Жюста и других наиболее видных их сторонников, которые вскоре были казнены. Правление якобинцев, продолжавшееся год и один месяц закончилось. Именно этот период характеризовался наличием огромных жертв как со стороны противников революции, так и со стороны ее сторонников.

Во многих работах по истории французской буржуазной революции, особенно выходивших в советское время, событие «9 термидора» называется не иначе, как контрреволюционный переворот, который привел к концу весь революционный процесс. Однако анализ исторических фактов и нормативных правовых актов, принимавшихся в последующие годы, позволяет сделать вывод о том, что революция еще долго продолжалась. Здесь уместно говорить о смене политического режима Первой республики Франции и об условном переходе революции в четвертый этап своего развития.

Реставрация монархии во Франции (1814–1848 гг.)

В апреле 1814 г., после вступления в Париж войск европейской коалиции, Сенат принял решение возвести на престол брата казненного в 1793 г. короля Людовика XVI – графа Прованского, принявшего имя Людовика XVIII.

Реставрация Бурбонов во Франции в 1814 г. не могла совершаться на почве дореволюционных общественных отношений. Нельзя было игнорировать завоевания революции и те жертвы, которые понес за них французский народ. Именно по этим причинам страны-победительницы, в которых, за исключением лишь Англии, господствовали феодальные отношения в абсолютных монархиях, не пошли на реставрацию феодализма во Франции.

Законодательным закреплением нового государственного строя стала Конституционная Хартия, которая была принята 4 июня 1814 г.

По этой Хартии Франция становилась конституционной монархией, внешне похожей на английскую. Принцип разделения властей оставался незыблемым, хотя и не совсем последовательным. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из двух палат – пэров и депутатов.

Исполнительная власть, которая принадлежала королю и министрам, была значительно шире, чем законодательная. Особа короля объявлялась «священной и неприкосновенной». Он назначал и смещал министров, префектов, прокуроров, судей и вообще всех должностных лиц, осуществлял командование вооруженными силами страны, руководил ее внешней политикой, созывал палаты на ежегодную законодательную сессию. Очень серьезные права принадлежали королю и в законодательной сфере.

Рассмотренная выше Конституционная Хартия просуществовала сравнительно недолго. 14 августа 1830 г. принимается новая Хартия, более либеральная, чем Хартия 1814 г. Она содержала «Декларацию гражданских прав» и провозглашала «народную монархию». Существенные изменения произошли в палате пэров, численность которых была уменьшена в два раза, и они были лишены права передавать свое звание по наследству. Уменьшался возрастной и имущественный ценз для избирателей. Вследствие этого число избирателей во Франции увеличилось почти в два с половиной раза (с 100 тыс. до 240 тыс.). В несколько раз были расширены права палаты депутатов, которая получила право формировать правительство и требовать от него отчета. Король по этой Хартии потерял исключительное право законодательной инициативы и издания ордонансов, имеющих силу закона. Однако право назначать пэров пожизненно у него осталось.

С 1846 по 1848 гг. страна переживает ряд кризисов – торгово-промышленный, финансовый, политический. Во Франции вновь складывается революционная ситуация. В оппозиции к правящему режиму находились промышленники, торговцы и быстро растущий рабочий класс. В феврале 1848 г. происходит восстание парижских рабочих под лозунгом: «Даешь социальную республику!». К рабочим присоединяется Национальная гвардия. Луи Филипп отрекается от престола и бежит за границу. Режим «Июльской монархии» пал.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Вторя республика во Франции. Конституция 1848г

Европейские революции 1848–1849 гг.

Февральская революция 1848 г. во Франции, как и в 1830 г., породила своего рода революционные волны, прокатившиеся по Европе. Но, разумеется, в каждом случае для народного возмущения были свои причины. Так, в германских государствах к начинавшемуся движению за национальное объединение страны добавилось несколько неурожаев, а затем и сильный экономический кризис 1847 г. В ряде германских городов толпы голодных громили лавки и продуктовые склады, чтобы захватить продовольствие. В Рейнской области, наиболее промышленно развитой части Германии, в марте 1848 г. вспыхнули волнения. В Кельне, главном городе области, городские низы требовали немедленных демократических реформ.

Парижанин с республиканским флагом

Одновременно волнения начались и в центре страны, в Берлине. В течение десяти мартовских дней там происходили демонстрации и стычки горожан с полицией. Испуганный накалявшейся обстановкой, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV объявил о скором введении конституции и отмене цензуры печати. Но это привело к кровавой стычке у королевского дворца: одни берлинцы явились туда, чтобы выразить поддержку монарху, а другие стремились предъявить королю новые требования. В итоге охрана открыла огонь по толпе. Начались уличные бои (18–19 марта), в которых погибли примерно 200 человек.

Прусский король пошел на уступки: назначил буржуазно-либеральное правительство, затем была введена конституция (декабрь 1848 г.), которая, в целом сохраняя привилегии дворянства, давала некоторые права и буржуазии. Но германская буржуазия еще не была так сильна, как, например, французская. Поэтому она не сумела возглавить стихийный народный протест и заставить власть пойти на большие уступки. В результате революционные события в ряде германских земель привели лишь к декоративным (чисто внешним) переменам.

Более бурными и противоречивыми были революционные волнения в Австрийской империи. В ее состав к тому времени входило множество национальных (неавстрийских) земель: польские, венгерские, чешские, южнославянские, итальянские. К середине XIX в. из 37 млн. жителей империи самих австрийцев в ней было всего 7 млн, т. е. 19 %. Поэтому к общим для большинства европейских стран внутренним противоречиям (между отмиравшим феодальным и новым буржуазным укладом) в Австрийской империи добавлялась национальная проблема.

Расстрел демонстрантов в Берлине

В марте 1848 г. волнения вспыхнули как в самом центре Австрии – в Вене, так и в ряде ее национальных областей. Против восставших были брошены войска, но подавить волнения удалось далеко не сразу. Император Фердинанд I дважды бежал из Вены и в конце концов вынужден был отречься от престола в пользу своего племянника, 18-летнего Франца Иосифа (декабрь 1848 г.). Кое-где революционные волнения улеглись сами, но в ряде мест они были подавлены силой. В Венгрии повстанцы сопротивлялись до лета 1849 г. Но после прибытия туда по просьбе Франца Иосифа 150-тысячного русского войска революция была подавлена.

Провозглашение независимости Венгрии

Революция в Австрийской империи потерпела поражение. Но, как и в Германии, она привела к некоторому укреплению буржуазного уклада путем проведения умеренных реформ.

Чем отличались революционные события 1848–1849 гг. в Германии и в Австрии? В какой из стран и почему они протекали более масштабно и активно?

Утопические и радикальные течения

Многочисленные революции и восстания первой половины XIX в. во многом носили стихийный характер. Но в значительной мере они вдохновлялись и различными радикальными теориями, переживавшими в ту пору свой расцвет. Пользовалось популярностью, например, уже известное вам заговорщическое учение О. Бланки – бланкизм.

Росло число сторонников и у другого радикального течения – анархизма (или анархо-коммунизма). Его сторонники призывали к уничтожению любой власти вообще (по-гречески «анархия» означает «безвластие»). Анархисты считали, что на смену государству должен прийти всеобщий союз (федерация) свободных самоуправляющихся общин. Основоположником анархизма считается английский священник Уильям Годвин (1756–1836), который видел в постепенном уничтожении собственности и государства «политическую справедливость». Годвин верил, что к этому можно прийти путем постепенного «перевоспитания» общества, к насилию он не призывал. Но его последователи все чаще выдвигали лозунги насильственного разрушения государства.

Отметим тут, прежде всего, что подлинно демократические выборы — это выражение суверенных прав, принадлежащих населению страны, свободное волеизъявление которого лежит в основе полномочий и легитимности государственной власти. Право граждан избирать и быть избранными в ходе периодических подлинно демократических выборов — это международно-признанное право человека и гражданина. Подлинно демократические выборы служат цели мирного разрешения борьбы за политическую власть в стране и поэтому играют центральную роль в поддержании мира и стабильности. В тех странах, где государственная власть избирается законным путем в ходе подлинно демократических выборов, возможности для недемократических посягательств на нее существенно ограничены. Итак, определившись в том, что же понимается под теоретическим базисом демократических электоральных стандартов и принципов, перейдем к анализу действующего законодательства Франции и практики его реализации на предмет его соответствия задекларированным выше позициям.

По мнению автора данного исследования, совершенно очевидно, что анализ действующего избирательного законодательства Франции на предмет его соответствия базовым демократическим стандартам необходимо начать с анализа самой мажоритарной системы относительного большинства, применяемой при выборах Национального собрания. Мажоритарная двухтуровая система относительного большинства действовала на всех выборах в Национальное собрание Франции с 1958 года по 1981 год, и после однократного отказа от нее на выборах в 1986 году в интересах пропорциональной системы, снова была возобновлена в конце 1986 года. При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А—11%; Б—23%; В—34%; Г—32%.

Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа. Вероятно, французский законодатель считает эту систему достаточно эффективной для решения текущих задач парламентской деятельности, однако назвать ее хоть сколь ни будь отвечающей общеевропейским демократическим электоральным стандартам, увы, не приходится. Традиционно уже много лет во Франции существует ситуация где партии большинства, собирающие менее 50% всех голосов избирателей, имеют почти 75% мест в парламенте.

По мнению автора данного исследования, мажо­ритарная система относительного большинства, применяемая во Франции, является одной из наименее демократических избирательных систем, основными пороками которой являются:

· значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются «выброшенными» и не учитываются при распределении мандатов;

· искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избира­телей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную из­бирательную систему, наиболее ярко во Франции проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная геогра­фия» (в американском варианте, как мы уже указывали выше в работе – «джерримендеринг»).

II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВО ФРАНЦИИ

А. ЛОРАН

ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ: ИЕРАРХИЯ И ЗАВИСИМОСТЬ (Перевод)

В эпоху Пятой Республики электоральный ритм ускорился. До конца 70-х годов французские избиратели голосовали на четырех видах выборов — на президентских, парламентских, кантональных и муниципальных. С 1979 г. в соответствии с различными, изменяющимися с годами электоральными практиками они получили также возможность выбирать депутатов в Европейский парламент, а начиная с 1986 г. — региональных советников. К этим шести видам избирательных кампаний следует добавить референдумы. В период с 1958 г. они проводились девять раз. С течением времени избирательная система Франции усложнилась, однако за последние годы мажоритарный принцип, или мажоритарная составляющая выборов в виде системы голосования в два тура, все же сохранился.

Тем не менее несмотря на то, что связи между выборами становятся все более и более тесными, не все избирательные кампании имеют одинаковое политическое значение. Общенациональные выборы — президентские и парламентские — играли решающую роль в той мере, в какой они позволяли структурировать партийные предпочтения вокруг различных избирательных союзов, которые складывались в зависимости от типа избирательной системы, допускающей

голосование в два тура1. Однако с учетом регулярности общенациональных выборов очевидно, что другие избирательные кампании не являются изолированными, и в этом смысле они чаще всего предшествуют или следуют за общенациональными выборами. Такие выборы обычно квалифицируются как промежуточные, или выборы второго порядка, так как они не имеют значимости в общенациональном масштабе. Тем не менее они не оторваны от общенациональных дебатов и частично интегрированы в цепочку выборов. Так, например, в настоящее время многие движения участвуют в выборах разного уровня, даже несмотря на то, что каждая избирательная кампания сохраняет свои специфические черты и вносит вклад в гомогенизацию электорального поведения.

I. Выборы и типы избирательной системы во Франции

Избирательная система ввиду своей устойчивости определяет специфику некоторых стран, особенно тех, где принята мажоритарная система с одним туром (Великобритания, Канада)2, во Франции же она часто подвергалась изменениям. За последние 20 лет было проведено не менее восьми реформ3, каждая из которых затрагивала отдельные элементы избирательной системы, принятой на различных видах выборов. Последняя реформа 2003 г. касалась региональных и европейских выборов4.

Читайте также:  Куда можно пожаловаться на работодателя анонимно

В Пятой Республике уже давно доминирует мажоритарная двухтуровая система голосования за одного кандидата (SUMADT — scrutin uninominal majoritaire a deux tours). Она не применяется только на муниципальных выборах. Эта система является в некотором смысле на-

1 Необходимо также подчеркнуть значение первых референдумов в Пятой Республике и прежде всего референдума 1962 г., который позволил отделить правящее большинство от оппозиции.

2 В Великобритании эта специфика была несколько размыта, поскольку в 1999 г. на выборах депутатов в Европарламент отказались от мажоритарной системы с одним туром.

3 Практика изменений избирательного законодательства не нова. Если взять, например, парламентские выборы, то с 1871 г. во Франции было проведено 10 реформ. Martin P. Les systèmes électoraux et les modes de scrutin. — Р., 1997.

4 Закон от 9 апреля 2003 г.

шим «обычным правом»1. Однако ввиду полного или частичного использования пропорциональной системы на многих выборах (европейских, региональных, муниципальных) начиная с конца 80-х годов господство мажоритарного принципа было подорвано. Сегодня после проведения в 2003 г. реформы избирательной системы наблюдается сосуществование различных типов избирательной системы (табл. 1). Президентские, парламентские и кантональные выборы проводятся по мажоритарной системе (ВИМАБТ). Тем не менее для каждой избирательной кампании характерны свои правила, и прежде всего это относится к условиям прохождения во второй тур. Пропорциональная система используется с 2004 г. на выборах в Европарламент при голосовании по межрегиональным избирательным округам (восемь больших избирательных округов)2. Блоковая двухтуровая система голосования, с мажоритарной системой во втором туре, применяется с 1983 г. на муниципальных выборах3 и с 2004 г. — на региональных4. Таким образом, избирательная система с течением времени усложнилась, однако принцип голосования в два тура сохранился, о чем свидетельствует его использование в пяти из шести видов выборов.

собранием

Именем французского народа

Национальное собрание в срочном порядке приняло следующий закон:

Ст. 1. В ближайшие 30 дней со дня опубликования настоящего закона каждым мэром коммуны, совместно с двумя делегатами, постоянно проживающими в кантоне и указанными мировым судьей, будет составлен список избирателей…

Ст. 2. Список этот будет включать в алфавитном порядке… всех французов старше 21 года, имеющих право пользоваться своими гражданскими и политическими правами, в настоящее время имеющих жительство в кантоне и проживающих в коммуне или кантоне не менее трех лет…

Ст. 3. Срок проживания избирателя будет установлен на основании:

1) списка личного обложения или списка лиц, вносящих натуральный подорожный сбор;

  • 2) декларации отцов и матерей… и других родственников, проживающих в данном месте более трех лет;
  • 3) декларации предпринимателей и хозяев относительно тех лиц, которые находятся в услужении или постоянно работают у них, в том случае, если эти лица проживают в доме хозяина или в помещении, предназначенном для производства…

Избирательная система одной из т. н. «старых европейских демократий» — Французской Республики — уже давно привлекает внимание конституционалистов всего мира. Даже политическая чехарда с принятием ряда разнообразных Конституций и, соответственно, многочисленных поправок к ним во второй половине XX века не позволяют нам усомниться в стабильном базисе электоральной системы Франции. Однако, так или иначе, уже на протяжении многих лет основной задачей достаточно разветвленных структур гражданского общества Франции является задача конституционно-правового противодействия превращению избирательного процесса страны в определенный способ незаконного захвата и удержания государственной власти.

В 1974 году Франция, одна из последних среди государств мира, предоставила своим гражданам право голоса с 18 лет. Этому предшествовала длительная законодательная борьба демократических сил за относительную демократизацию французского избирательного права. Однако до сих пор не отменен антидемократический и реакционный ценз оседлости для граждан, равный 6 месяцам. Существует еще целый ряд антидемократических электоральных позиций французского законодательства, которые подлежат своему полному снятию или, во всяком случае, конституционно-правовой модификации. В данном контексте, прежде всего, дадим самую общую характеристику избирательной системы Франции.

По своему государственному строю Франция является республикой. Это одна из старейших (после Сан-Марино и Швейцарии) республик в Европе.

Утверждение республиканского строя было во Франции результатом многолетней и драматической борьбы.

В мае 1958 г. Франция оказалась в ситуации острого политического кризиса, вызванного главным образом затяжной колониальной войной за удержание Алжира и экономическими трудностями. Во французских войсках в Алжире вспыхнул мятеж, возглавляемый представителями высшего командования. Одним из требований мятежников было возвращение к власти генерала Шарля де Голля, в прошлом популярного руководителя Движения Сопротивления. 1 июня 1958 г. Национальное собрание избрало де Голля главой правительства. Он объявил о своем намерении ввести новую конституцию. Работа над ней началась немедленно и закончилась к сентябрю того же года. Проект конституции был рассмотрен высшими органами власти и вынесен 28 сентября на референдум. За его одобрение проголосовало 79,2% участников референдума. 4 октября конституция вступила в силу. В последующие месяцы прошли выборы в обе палаты парламента (Национальное собрание и сенат), а также выборы президента республики. Так возникла Пятая республика, существующая и по сей день.

  1. Айзенштат М.П. Западноевропейский парламентаризм XVIII — XIX вв.: этапы становления и развития. М.: ИВИ РАН, 2001. 100 с.
  2. Вейль Ж. История республиканской партии во Франции с 1814 по 1870 г. М.: Изд-е Скирмунта, 1906. 456 с.
  3. Гарнье-Пажес Л.А. История революции 1848 года. Т. 2. СПб: Изд-во О.И. Бакста, 1892. 366 с.
  4. Гримм Э.Д. Революция 1848 года во Франции. СПб: Брокгауз — Ефрон, 1908. 275 с.
  5. Наумов И.А. Избирательные права на выборах в Учредительное собрание в законодательстве Временного правительства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 4. С. 43 — 46.
  6. Смирнов И.М. Практика применения избирательного законодательства России на выборах в первую Государственную Думу на примере Костромской губернии — историко-правовой аспект // История государства и права. 2014. N 7. С. 60 — 63.
  7. Сорокун П.В. Ограничение избирательных прав в процессе выборов местных органов власти на территории Красноярского округа в Сибирском крае во второй половине 20-х гг. XX века // История государства и права. 2014. N 11. С. 48 — 51.
  8. Тарабан Н.А. Становление институтов современного отечественного избирательного права в 1985 — 1993 гг. // История государства и права. 2014. N 15. С. 46 — 52.
  9. Шатобриан Ф.Р. Замогильные записки. СПб.: Изд-во Сабашниковых, 1896. 736 с.
  10. Gorce P. Louis Philippe 1830 — 1848. P.: Plon, 1931. 423 p.
  11. La R forme.
  12. Le National.

Провозглашение Второй империи

2 декабря 1852 года президент Луи Наполеон провозгласил себя императором Наполеоном 3. Большая часть французов его поддержала, проголосовав за восстановление во Франции империи. Таким образом, вся власть в стране сосредоточилась в руках императора, который единолично мог издавать законы, назначать и смещать министров, объявлять войну и заключать мир. Парламент утратил реальные полномочия, так как был лишен права законодательной инициативы.

Луи Наполеон Бонапарт установил в стране режим военно-политического террора[5]. Французы лишились большинства демократических преобразований революции. Была восстановлена цензура[6], печать строго контролировалась полицией. Редакторов газет и журналов теперь назначал министр внутренних дел. По приказу Наполеона 3 над школами и университетами восстановило свой контроль католическое духовенство, внедренные туда тайные агенты тщательно следили за деятельностью учителей и преподавателей.

Вторая империя опиралась на поддержку крупных промышленников и капиталистов, финансовой и банковской буржуазии, разбогатевших крестьян. Развитие капитализма приводило к имущественному расслоению крестьян — одни богатели, другие окончательно разорялись. Благодаря внедрению в сельском хозяйстве механических жаток, сеялок, молотилок и других машин – сельскохозяйственная производительность резко возрастала. Около миллиона зажиточных крестьян сконцентрировали в своих руках всю землю, остальные крестьяне владели небольшими клочками земли, находились на грани нищеты.

Приход к власти Наполеона 3 совпал со временем завершения промышленного переворота во Франции. В стране активно строились железные дороги, внедрялись машины на производство, открывались новые фабрики. Железнодорожное строительство требовало поставок железа и стали, поэтому их производство увеличилось более чем в три раза. Вместе с металлургической активно развивалась хлопчатобумажная, химическая, шелковая, горнорудная и шерстяная промышленность. С развитием промышленности развивалась кредитно-финансовая система Второй империи. Возникшие во Франции крупные банки выдавали компаниям кредиты под строительство железных дорог, открытие промышленных предприятий, проведение строительных работ.

Избирательная система, действующая на парламентских выборах во Франции, уникальна. Ее основы сложились в период Третьей республики (1875 – 1940). Большую часть этого периода действовала система, требующая для победы в первом туре абсолютного большинства. При этом во втором туре могли участвовать те же кандидаты, что и в первом туре (а были и случаи, когда во втором туре участвовали новые кандидаты), и для победы во втором туре было достаточно относительного большинства. На практике часто перед вторым туром происходила группировка политических сил, когда кандидаты, понявшие по результатам первого тура, что они не имеют шансов на победу, снимали свои кандидатуры в пользу более перспективных кандидатов с близкими им политическими позициями.

По мнению знаменитого французского политолога М. Дюверже, двухтуровая система приводит к многопартийности – в отличие от системы относительного большинства, которая стимулирует двухпартийность. Тем не менее, при двухтуровой системе часто происходит формирование двух блоков (условно правого и левого), которые создают некое подобие двухпартийности. И в период Третьей республики политическую ситуацию можно было охарактеризовать как маятник: «налево, направо, снова налево».

В период Четвертой республики (1946 – 1958) действовали различные варианты пропорциональной и смешанной системы. При переходе в 1958 году к Пятой республике была восстановлена двухтуровая мажоритарная система в несколько ином виде. Для победы в первом туре требуется получить абсолютное большинство поданных голосов и не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей. Для выхода во второй тур первоначально нужно было получить не менее 5% от числа зарегистрированных избирателей, с 1966 года – не менее 10%, с 1976 года – не менее 12,5%. В таком виде эта система действует на парламентских выборах во Франции более полувека (исключением были лишь выборы 1986 года, прошедшие по пропорциональной системе).

Одновременно при переходе к Пятой республике была существенно усилена роль президента страны (который с 1965 года избирается путем прямых выборов) – парламентская республика была заменена на президентско-парламентскую. Тем не менее, был сохранен принцип формирования правительства парламентским большинством. В результате несколько раз имело место «сожительство» левого президента с правым правительством или наоборот.

Национальное собрание (нижняя палата французского парламента) избирается на 5 лет. Президент до 2002 года избирался на 7 лет, с 2002 года он также избирается на 5 лет. Таким образом, президентские и парламентские выборы долгое время не были синхронизированы (из-за чего, в частности, и было возможно «сожительство»). При этом дважды (в 1981 и 1988 годах) парламентские выборы проходили вскоре после президентских из-за роспуска парламента президентом Ф. Миттераном. В 1997 году президент Ж. Ширак распустил Национальное Собрание за год до истечения срока его полномочий и назначил досрочные выборы. В результате в 2002 году парламентские выборы вновь прошли вскоре после президентских, и эта практика закрепилась: так было далее в 2007, 2012 и 2017 годах.

В первом туре были избраны всего 4 депутата. В 573 округах прошел второй тур, при этом в одном округе в нем участвовали три кандидата, и еще в одном – только один (так как кандидат, занявший второе место, отказался от дальнейшей борьбы). Таким образом, в 571 округе шла борьба между двумя кандидатами. И в 132 из них победил кандидат, который в первом туре занял второе место.

Интересно посмотреть, как результат второго тура зависел от итогов голосования в первом туре. С этой точки зрения важны два показателя – результат лидера и его отрыв от основного соперника (в процентах от числа проголосовавших избирателей). В таблице 3 приведены данные о числе побед кандидатов, занявших в первом туре первое и второе места, от результата победителя первого тура. Эти данные подтверждают выводы автора, сделанные на примере российских выборов. При результате лидера менее 30% шансы на победу во втором туре у обоих соперников близки. В интервале 30 – 35% шансы лидера выше, но и шансы кандидата, занявшего в первом туре второе место, достаточно высоки. Если же лидер получил более 35%, то шансы его соперника на успех во втором туре довольно низкие.

Глава 9. Великобритания

Эволюция государственного регулирования экономики. Эволюция мировой модели капитализма в последней четверти XIX в. оказала большое влияние на положение Великобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была «мастерской мира», потеряла мировое первенство в промышленном производстве. В конце XIX — начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торговая, а колониальная монополия.

Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности особенно обострились в результате мирового экономического кризиса 20-х — начала 30-х гг. Тяжелые последствия кризиса заставили правящие круги расширить государственное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.

Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а также транспорта, связи, гражданской авиации. Значительную долю государственной собственности составили жилой фонд и объекты здравоохранения. Государственный сектор охватил 20 % хозяйства страны. В результате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые создавались главным образом в национализированных отраслях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и финансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Лондонское транспортное управление, Почтовое ведомство и др.). Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и представители руководства тред-юнионов (Национальный совет экономического развития, Финансовая корпорация по делам промышленности и др.).

Читайте также:  Налог с продажи подаренной квартиры в 2023 году

Наряду с усилением в послевоенный период регулирующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов, таких, как, например, Комиссия по отношениям в промышленности, промышленные трибуналы, выступающих в роли «третьей стороны» в регулировании «отношений в промышленности», между рабочими и предпринимателями. Отношениям в промышленности и другим социальным вопросам, в том числе регулированию национальных и расовых отношений, стало посвящаться все возрастающее количество нормативных актов.

Вместе с тем на рубеже 80-х гг. правительство консерваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу «свободного рыночного хозяйства» и «личной инициативы», максимально возможную приватизацию экономики и ослабление влияния профсоюзов. Основной формой денационализации или приватизации в Великобритании стала открытая продажа акций инвесторам, в том числе продажа или безвозмездная раздача акций рабочим и служащим государственных предприятий, распродажа со скидкой государственного жилого фонда и т. п. Такая политика получила название «народного» или «рабочего» капитализма. Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в английской промышленности сократилась по сравнению с 1979 г. практически наполовину, а число мелких акционеров утроилось.

Программа превращения англичан в «нацию домовладельцев и акционеров» должна была способствовать, по мнению ее авторов, укреплению социальной стабильности в стране. Но они не учли негативных последствий этих радикальных неолиберальных реформ, приведших к резкой концентрации богатства и влияния в руках достаточно узкой элитной группы. Своеобразным ответом на это стал приход к власти в 1997 г. после длительного бессменного руководства страной консерваторов, правительства лейбористов. Не отказываясь в целом от наследия консерваторов, лейбористское правительство стремится найти новые формы сохранения регулирующей роли государства в условиях свободного развития рынка и общемировых интеграционных процессов.

Эволюция партийной системы. Основные изменения в политической системе страны на рубеже XIX–XX вв. были обусловлены действием двух противоречивых тенденций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка традиционного английского парламентаризма, обозначилось падение роли парламента. С другой стороны, британская буржуазия в своем стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата. Были приняты новые избирательные законы, проведены реформы парламента, местного управления и суда. Британский правящий класс начал все более целенаправленно использовать в своих целях рабочее движение, выступавшее за демократизацию политической жизни.

Претерпела значительные изменения и партийная система. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия, в основном состоящая из средних слоев, постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции, что ускорило образование новой партии — лейбористов.

Лейбористская партия возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (Социал-демократической федерации, Фабианского общества и др.). Первоначально роль центра движения сыграл Комитет рабочего представительства, включивший в себя на правах коллективного членства тред-юнионы, общество фабианцев и ряд других организаций. Главной целью Комитета была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте. В 1906 г. на базе Комитета была создана «трудовая» (лейбористская) партия.

Становлению лейбористской партии способствовала дальнейшая демократизация избирательного права. В 70-80-х гг. была принята серия законов, в том числе о введении тайного голосования (1872), о наказании за подкуп избирателей (1883). Особое значение имели законы 1884 и 1885 гг., которые составили третью по счету в XIX в. избирательную реформу. Реформа 1884 г. увеличила избирательный корпус с 3 млн. до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арендаторы, причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г., а также все налогоплательщики, проживающие в округе 6 месяцев. Вместе с тем сохранялся «двойной вотум» — право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения недвижимой собственности.

До 1922 г. у власти находилось сформированное во время войны коалиционное правительство консерваторов и либералов. Однако еще в годы войны старая двухпартийная система в результате раскола либеральной партии оказалась значительно подорванной. Одновременно с ослаблением либеральной партии в условиях послевоенной социальной борьбы шел процесс усиления партии лейбористов. Сразу же после первой мировой войны была проведена реорганизация партии, приняты изменения в уставе и партийной программе, в которой провозглашалась необходимость построения нового общества, установления «системы народовластия». Основным методом достижения этой цели должно было стать постепенное преобразование капиталистического общества, его трансформация.

Введение всеобщего избирательного права

  • Джон Локк : он развивает XVII — го века идею разделения полномочий между исполнительной и законодательной властью .
  • Монтескье ( Дух законов ): В XVIII — го века , то философ — просветитель теоретизировал разделение между исполнительной , законодательной и судебной власти .
  • Эммануэль-Жозеф Сийес : политический деятель времен Французской революции и Империи, он развивает в эссе свои идеи о месте Национального собрания и проекте конституционного жюри для контроля за соблюдением законов с основными естественными правами.
  • Право голоса для иностранцев во Франции
  • Право женщин голосовать
  • Право на участие во Франции
  • всеобщее избирательное право

Милехина Е. История государства и права зарубежных стран

Отметим тут, прежде всего, что подлинно демократические выборы — это выражение суверенных прав, принадлежащих населению страны, свободное волеизъявление которого лежит в основе полномочий и легитимности государственной власти. Право граждан избирать и быть избранными в ходе периодических подлинно демократических выборов — это международно-признанное право человека и гражданина. Подлинно демократические выборы служат цели мирного разрешения борьбы за политическую власть в стране и поэтому играют центральную роль в поддержании мира и стабильности. В тех странах, где государственная власть избирается законным путем в ходе подлинно демократических выборов, возможности для недемократических посягательств на нее существенно ограничены. Итак, определившись в том, что же понимается под теоретическим базисом демократических электоральных стандартов и принципов, перейдем к анализу действующего законодательства Франции и практики его реализации на предмет его соответствия задекларированным выше позициям.

По мнению автора данного исследования, совершенно очевидно, что анализ действующего избирательного законодательства Франции на предмет его соответствия базовым демократическим стандартам необходимо начать с анализа самой мажоритарной системы относительного большинства, применяемой при выборах Национального собрания. Мажоритарная двухтуровая система относительного большинства действовала на всех выборах в Национальное собрание Франции с 1958 года по 1981 год, и после однократного отказа от нее на выборах в 1986 году в интересах пропорциональной системы, снова была возобновлена в конце 1986 года. При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А—11%; Б—23%; В—34%; Г—32%.

Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа. Вероятно, французский законодатель считает эту систему достаточно эффективной для решения текущих задач парламентской деятельности, однако назвать ее хоть сколь ни будь отвечающей общеевропейским демократическим электоральным стандартам, увы, не приходится. Традиционно уже много лет во Франции существует ситуация где партии большинства, собирающие менее 50% всех голосов избирателей, имеют почти 75% мест в парламенте.

По мнению автора данного исследования, мажо­ритарная система относительного большинства, применяемая во Франции, является одной из наименее демократических избирательных систем, основными пороками которой являются:

· значительное число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются «выброшенными» и не учитываются при распределении мандатов;

· искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избира­телей, получает большинство депутатских мест.

Потенциальная несправедливость, заложенная в данную из­бирательную систему, наиболее ярко во Франции проявляется в совокупности с особыми способами нарезки избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и «избирательная геогра­фия» (в американском варианте, как мы уже указывали выше в работе – «джерримендеринг»).

Общие сведения

Франция – президентская (с элементами парламентской) республика. Она является унитарным государством. Страна разделена на 26 регионов, из них 22 – на территории Франции и 4 – за ее пределами. Регионы разделены на 100 департаментов во главе с префектом, назначаемым Президентом Франции. Департаменты разделены на 342 административных района, которые, в свою очередь, разделены на 36 685 коммун. Городские агломерации – Париж, Лион, Марсель – разделены на городские районы. Кроме того, имеется 6 заморских территорий.

Активное и пассивное избирательное право

Активным избирательным правом наделены все граждане Франции в возрасте от 18 лет. Распространен ценз оседлости (не менее 6 месяцев), а также ценз дееспособности. Не могут голосовать недееспособные, к которым отнесены и лица, осужденные за преступления (происходит пожизненное лишение избирательного права) и серьезные проступки, их перечень содержится в Избирательном кодексе. На местном уровне могут голосовать граждане государств – членов Европейского союза.

Во Франции происходит переход от «пассивной» к «активной» системе регистрации избирателей. С 2006 года все избиратели обязаны зарегистрироваться для участия в выборах, однако законодательство не предусматривает каких-либо санкций за нарушение данного положения (с 1999 года граждане, достигшие 18 лет, вносятся в списки автоматически). Реестры избирателей имеются только на местном уровне; обновляются ежегодно. В стране проживают 63 400 000 человек, из них зарегистрировано в качестве избирателей около 44 500 000, в том числе 1,6 млн – за рубежом.

Для участия в выборах различного уровня установлены возрастные цензы. Для коммунальных советов ценз составляет 18 лет, для генеральных советов департамента – 21 год, для Национального собрания и Президента Франции – 23 года и для Сената – 35 лет. Не могут быть избраны недееспособные и неизбираемые лица, то есть лица, находящиеся под опекой, лишенные права голоса по суду, а также уклоняющиеся от призыва в армию.

Законодательно разрешено совмещение мандатов (например, депутата Национального собрания и мэра города), при этом также установлен перечень мандатов, совмещать которые запрещено (например, региональный советник и член Совета Парижа).

Для того чтобы стать кандидатом на президентских выборах, необходимо представить декларацию о собственности и получить в поддержку выдвижения подписи не менее 500 выборных должностных лиц (всего таких должностей около 47 000, однако ввиду возможности совмещения мандатов поддержать выдвижение кандидата на президентских выборах реально могут около 43 000 лиц). Подписавшие должны представлять не менее чем 30 различных административно-территориальных единиц (не более 1/10 подписей в каждой из них). Списки поддержавших того или иного кандидата официально публикуются. На сбор подписей отводится три недели со дня объявления выборов. Одно и то же лицо не может избираться Президентом Франции более двух сроков подряд. На выборах Президента Франции каждый кандидат должен внести относительно небольшой избирательный залог, который возвращается в случае, если кандидат набрал более 5 процентов голосов.

Выборы

На общенациональном уровне выбирают Президента Французской Республики, депутатов Национального собрания и Сената.

Выборы Президента Республики проходят по мажоритарной системе. Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравших максимальное количество голосов. Срок полномочий президента составляет 5 лет.

Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.

Избирательное право в России

После революции 1905 года в России появилась Государственная дума. Однако парламентские выборы были ограничены различными цензами. Против этого выступали разные оппозиционеры, в первую очередь левые. Они требовали, чтобы в стране было введено всеобщее избирательное право. Парламентская эволюция в царской России была сорвана наступившей Первой мировой войной. И только после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики объявили о том, что они будут избавляться от «буржуазного» избирательного законодательства.

Хотя Ленин критиковал многие порядки капиталистических стран, от выборов он отказываться не собирался. Представительные учреждения (советы) он противопоставлял устаревшему парламентаризму. В январе 1918 года было сорвано заседание только что открывшегося Учредительного собрания. После этого эпизода большевики приступили к строительству собственного государства, без оглядки на своих политических оппонентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *