В Казахстане узаконили штраф за безбилетный проезд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Казахстане узаконили штраф за безбилетный проезд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Возмещение затрат операторов автобусов складывается не от продажи билетов, а оплачивается напрямую из городского бюджета собственнику автобуса за километры пробега как «плата за доступность». Ключевой критерий расчёта за доступность автобуса — это лизинговая стоимость выбранной модели автобуса для каждого конкретного маршрута. Предположим, газовый 12-метровый автобус итальянской фирмы IVECO вместимостью 100 пассажиров, стоимостью €250 000 имеет срок эксплуатации 7 лет, или 2555 дней, что предполагает возмещение капитальных затрат по лизингу автобуса €100 в день. Сложив амортизацию, операционные затраты, рентабельность, сервис и разделив на пробег, получим «плату за доступность», выраженную в километрах пробега автобуса по маршруту. Условно 1 км пробега автобуса IVECO по маршруту будет стоить для городского бюджета €1, или 500 тенге. Плата за доступность — €1/км.

Многие исторически сложившееся длинные 35-километровые автобусные маршруты Алматы сильно устарели и неэффективны, поскольку длинный участок разнороден по пассажиропотоку, рельефу и необходимому типу автобуса. Бесплатный общественный транспорт позволяет значительно оптимизировать, «разорвать» длинные неэффективные маршруты на две части и пересмотреть схему движения автобуса, поскольку пересадка для пассажиров становится бесплатной. Разрывной маршрут предполагает разделение длинной дистанции в 35 км на подводящий маршрут длиной 20 км и магистральный маршрут длиной 15 км. Магистральные прямолинейные маршруты обслуживаются большими вместительными 12-18-метровыми автобусами по выделенным линиям, а подводящие маршруты из спальных районов и пригорода используют маленькие, экономные 7-10 метровые бусики. При этом резко возрастает эффективность обоих маршрутов, их равномерная заполняемость и комфорт пассажиров.

Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его

Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.

Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!

В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.

Основания для обжалования

Если пассажир своевременно не оплатил проезд, и это было выявлено в ходе контрольной проверки уполномоченной службой, у него не так много шансов обжаловать выписанный штраф. Единственная возможность это сделать – доказать, что подобное действие не является административным правонарушением. В частности, если будет установлено, что:

  • гражданин хотел оплатить поездку, но не смог этого сделать по независящей от него причине;
  • контролер своими действиями превысил должностные полномочия или нарушил закон (например, не предъявил удостоверение);
  • штраф за безбилетный проезд был выписан по ошибке, так как пассажир его оплатил.

Согласно данной норме, граждане могут быть привлечены за безбилетный проезд на следующих видах транспорта:

  • пригородные морские, внутренние водные;
  • морские, внутренние водные дальнего следования;
  • воздушные судна;
  • автобус междугородних маршрутов.

Таким образом, нарушая правила проезда на указанных видах общественного транспорта, гражданин может быть оштрафован за:

  • отказ приобретать билет;
  • отказ предъявить билет контролеру (в случае, если поясняет, что он имеется в наличии). Сказать, что вы оплатили проезд, но по каким-то причинам вам забыли выдать билет, не получится. Дело в том, что для должностных лиц, реализующих билеты, предусмотрена административная ответственности за невыдачу купленного проездного документа. К примеру, в соответствии со ст. 10.2 КОАП РФ города Москвы, которая была введена в мае 2018 года, предусмотрен штраф в размере до 1000 рублей для водителя, не выдавшего пассажиру билет при фактической его оплате.
Читайте также:  Имеют ли право отключать холодную воду за неуплату в частном доме

Ответственность по статье 11.8 КОАП РФ может наступить уже с 16 лет, штраф составляет 100 рублей (на воздушном судне – 200). Родители, которые не купили билет своим детям, обязаны будут оплатить половину этой суммы штрафа.

Где и как оплатить штраф?

Для того, чтобы оплатить штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте, необходимо выполнить следующий порядок действий:

  • Ввести установленный идентификатор начисления, указанный на бланке выданного постановления (отмечен в графе УИН). Он же может проставляться и в соответствующей квитанции об оплате.
  • Любой из способов оплаты должен предусматривать ввод единого уникального идентификатора начисления. Уточнить способы и возможности тех или иных платежных инструментов можно запросто на ресурсе услуг города Москвы. После того, как в соответствующие графы будут введены серия и номер выданного на руки Постановления, для правонарушителя откроется раздел «Детально», с указанием реквизитов «Идентификатора».
  • Важно отметить, что ввод как серии, так и номера Постановления осуществляется без дополнительной простановки пробелов в форму. Ввод серии предусмотрен исключительно кириллицей.
  • Среди многочисленных способов оплаты штрафных Постановлений стоит отметить использование сервиса портала государственных услуг Москвы. Для этого необходимо лишь проследовать инструкции, указанной на сайте.
  • Стандартным вариантом является оплата штрафа посредством использования банковских сервисов, что отличается выгодностью и удобством в первую очередь для жителей различных других регионов, имеющих непосредственный доступ к сети Интернет и располагающих счетом в банке. Важно отметить, оплата наложенного штрафа за безбилетный проезд предусматривается определенным банком в зависимости от регламента оказанных услуг. Стоит предварительно уточнить возможность проведения подобного платежа, обратившись за помощью к банковскому служащему.

Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.

Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.

Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:

  • полное наименование суда, в который подается жалоба;
  • данные о заявителе;
  • информация о должностном лице, вынесшем постановление;
  • описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
  • мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
  • заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
  • перечень приложений.

Размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте

Величина штрафа в разных регионах может различаться. Например, так будет выглядеть штраф в московских автобусах

Причина Сумма
Безбилетный проезд в наземном транспорте и метро 1 000
Попытка использовать чужую социальную карту 2 500
Отказ платить за багаж 1 000

В электропоездах штраф за безбилетный проезд составляет 50-кратную стоимость проезда на расстояние 10 км (обычно это 1 «зона»).
Стоимость штрафа зависит и от региона

Регион Цена
Москва 1 000
Тула 1 000
Волгоград 500
Владимир 300
Якутия 200
Алтайский край до 5 000

Процедура наложения штрафа

Кто накладывает штраф за безбилетный проезд?

Штрафы может оформить только уполномоченное лицо: это может быть сотрудник полиции либо назначенное должностное лицо органов исполнительной власти. Действуют должностные лица на основании ст. 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ. В регионах же могут быть назначены другие уполномоченные операторы и контролеры. Перечень прав и обязанностей контролеров определяется по усмотрению региональных и муниципальных властей. Например, в Москве проверить проездные билеты и документы, дающие право на льготный или бесплатный проезд, могут:

  1. Контролеры ГУП «Мосгортранс». Они работают в автобусах, троллейбусах и трамваях на тех маршрутах, которые им даются в наряде-задании. Такие контролеры не наделены правом выписки штрафов за проезд без билета или неоплаченную перевозку багажа. Но они вправе обязать пассажира приобрести посадочный талон и оплатить перевозку багажа либо попросить покинуть пассажира салон на следующей остановке. Также контролеры наделены правом изъять поддельный проездной или льготный документ при отсутствии сопровождающего удостоверения, подтверждающего право на льготы.
  2. Контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Такие контролеры работают в городском транспорте и метрополитене. К функциям контролера по должностной инструкции может входить выявление факта безбилетного проезда, возбуждение дел об административном правонарушении, связанного с проездом без билета. Таким образом, именно этот тип контролеров выписывает штрафы. Но изымать поддельные или неправомерно используемые проездные они не вправе.
Читайте также:  Как оплатить госпошлину за регистрацию ТС

Контролеры должны быть одеты в форменную одежду и иметь служебное удостоверение, а также предъявлять его по требованию граждан.

Общий порядок наложения штрафа предполагает следующие шаги:

  1. Органы исполнительной власти назначают должностное лицо либо комиссию по проверке билетов в общественном городском транспорте.
  2. Назначается день, когда сотрудники полиции или комиссия проверяют наличие билетов у пассажиров.
  3. При обнаружении пассажира без билета они просят его купить билет, а если тот отказывается, то в отношении него выписывается штраф, и документально оформляется правонарушение.
  4. Для составления протокола контролер может запросить у гражданина документ, который удостоверяет его личность. Если этот документ отсутствует, может быть привлечен сотрудник полиции для установления личности.
  5. Постановление о нарушении вместе с квитанцией об оплате выдается нарушителю под расписку. При отказе получить протокол об этом факте составляется отдельный акт.

В случае обнаружения пассажира без билета в морском или воздушном транспорте ему предлагают покинуть транспорт по прибытии в остановочный пункт (так как высадить его при движении не представляется возможным) либо приобрести билет. Если оба варианта безбилетного пассажира не устраивают, то приглашают сотрудника полиции и сотрудника таможенного контроля, которые выпишут штраф.

Если перевозчик сочтет, что перевозка безбилетного пассажира причинила ущерб, то он может возместить убытки в суде. В этом случае компании придется самостоятельно доказать, что имел место ущерб, и подтвердить сумму документально. Рассматривать такое дело в суде будут по правилам Гражданского кодекса. Но такие дела для российских судов не являются распространенной практикой: слишком высоки издержки по сравнению с возможной компенсацией.

На сегодняшний день оплату квитанции можно осуществить не только в отделении банка, но и иными способами:

1. Воспользоваться единым порталом «Госуслуги».
2. Через личный кабинет «Сбербанк онлайн» или мобильное приложение.
3. Через электронный кошелек (Киви, Вебмани и так далее).
4. Через терминалы и банкоматы.

При использовании сайта Госуслуги для оплаты штрафа, требуется выполнить следующие действия:

  • Перейти в раздел оплата штрафов ГКУ.
  • Заполнить номер постановления и дату выдачи квитанции.
  • Указать уникальный идентификатор начисления (УИН).
  • Осуществить оплату при помощи банковской карты.

При использовании банкомата потребуется выполнить следующий порядок действий:
1. Вставить карту в терминал и ввести пин-код.
2. Выбрать раздел под названием «Оплата услуг».
3. Нажать на «Штрафы, налоги» и перейти в раздел «Организатор перевозок».
4. В соответствующее поле нужно ввести данные, которые указаны на квитанции.
5. Осуществить оплату, обозначив сумму, и сохранить чек.
Оплату необходимо осуществить в течение 30 дней. Если квитанция была утеряна, то это не освобождает нарушителя от ответственности. В таком случае готовую форму можно скачать на сайте перевозчика и заполнить ее.

ГКУ «Организатор перевозок» напоминает о необходимости своевременной оплаты штрафа за административное правонарушение (в течение 60 дней со дня вступления Постановления по делу об административном правонарушении в законную силу).

Читайте также:  Можно ли оспорить дарственную: Случаи, когда можно отменить и оспорить

Неуплата штрафа в течение 60 дней со дня вступления Постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, влечет наложение штрафа в двукратном размере (ст. 20.25 КоАП РФ), но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

В соответствии со статьей 10.1 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 18.06.2014) «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях» штраф за безбилетный проезд пассажира составляет 1000 (Одну тысячу) рублей, за неправомерное использование льготной персонифицированной карты — 2500 (Две тысячи пятьсот) рублей.

Штраф за безбилетный проезд в электричке

Статья 20.25 КоАП Российской Федерации предполагает увеличение размера штрафа в два раза, если требование было проигнорировано и штраф не был оплачен. Для столицы установлены специальные меры ответственности за правонарушение в виде безбилетного проезда. Законом Москвы за номером 45 от 18 апреля 2014 года предполагается:

Штрафовать безбилетников на 1 тыс. руб. Это за то, что человек не посчитал нужным купить билет (разовый или проездной). Тот факт, что пассажир купил билет, но умудрился его потерять, не снимает ответственности.

Взимать 2,5 тыс. руб., если в результате проверки будет выявлено, что пассажир не стал оплачивать проезд на основании поддельного (недействительного) льготного удостоверения.

Важно! Штраф — мера административной ответственности, игнорирование и уклонение от которой влечет за собой наложение других ограничений.

ГКУ «Организатор перевозок» напоминает о необходимости своевременной оплаты штрафа за административное правонарушение (в течение 60 дней со дня вступления Постановления по делу об административном правонарушении в законную силу).

Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред.

штраф за безбилетный проезд пассажира составляет 1000 (Одну тысячу) рублей.

Контролер работает в салонах автобусов, троллейбусов, трамваев только тех маршрутов, которые указаны в наряде-задании.

При этом контроль на линии проводится в течение всего времени работы наземного городского пассажирского транспорта. Проверка наличия проездных документов у пассажиров, их подлинности и срока действия осуществляется с использованием технических средств объективного контроля (переносное устройство контроля; магнитные технические тестирующие билеты).

Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его

Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.

Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф

Обращайте на это внимание!

В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.

Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его

Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.

Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф

Обращайте на это внимание!

В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *