Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно разговаривать с управляющей компанией. Памятка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если жильцы столкнулись с недобросовестностью управляющей компании, то сначала нужно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. «При первых же признаках игнорирования со стороны ваших просьб и требований необходимо на юридический адрес УК направить претензионное письмо со своими требованиями, содержащее также положение о том, что в случае неисполнения этих требований вы будете вынуждены обратиться с исковым заявлением в суд.
Напишите в Жилищную инспекцию
В Жилищную инспекцию жителям многоэтажки необходимо обращаться, если претензия к управляющей компании заключается в техническом обслуживании и эксплуатации дома. «Сотрудники инспекции проведут проверку и обяжут управляющую компанию устранить нарушения в течение определенного времени, уточнил юрист. Руководителю УК выпишут штраф и привлекут его к административной ответственности. В случае если проблема не будет решена, штрафы увеличатся», — пояснил Гавришев.
На сайте Жилищной инспекции есть контакты и образец заявления для обращения граждан. Помимо описания проблемы, к письму необходимо прикрепить документы, которые подтверждают право собственности на квартиру, и копию ответа из управляющей компании (если он есть).
С 06.04.2020, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, приостановлено до 01.01.2021 начисление и взыскания неустойки (штрафов, пеней) за несвоевременное внесение и (или) внесение не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Само начисление неустойки (штрафа, пени) тоже приостановлено (Письмо Минстроя РФ от 20.04.2020 № 12360-ОГ/04).
Аналогичный мораторий предусмотрен для лиц, осуществляющих управление МКД.
Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020).
1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
2. Правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.
В связи с этим в Минстрой поступил вопрос о необходимости приостановления действия пп. «д» п. 4(1) и п. 4(2) Положения о лицензировании, на что был дан такой ответ.
Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 в 2020 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2020 № 21681-МЕ/04). Что это означает?
Действие указанных норм Положения о лицензировании не приостановлено. Вместе с тем из Постановления № 438 следует, что в 2020 году в отношении УК не проводятся проверки в отношении обнаружения наличия у нее существенной задолженности перед РСО.
Полагаем, после того, как данное послабление будет снято, УК вполне сможет оперировать тем, что долг перед РСО вырос по причине неплатежей со стороны собственников и нанимателей помещений в МКД в условиях эпидемии коронавируса. Только нужно запастись доказательствами того, что работа по получению платежей велась, но достичь результата не удалось по причинам, не зависящим от УК. Согласно официальным «сводкам» ситуация уже выправилась.
Министр Минстроя Владимир Якушев 29 октября на заседании Правительства РФ доложил: «В первом квартале текущего года, когда еще не было ограничительных мер, уровень платежей за коммунальные услуги составил 97%. В апреле, с учетом введения ограничительных мероприятий, уровень оплаты платежей составил 81%. Уже в мае пошло восстановление благодаря принятым правительством мерам поддержки – уровень платежей вырос до 92,5%. Начиная с июня темпы оплаты стали постепенно восстанавливаться и уже за сентябрь уровень составил 97,1%. Платежная дисциплина восстановлена».
При выявлении и фиксации обнаруженных нарушений ГЖИ составляет предписание управляющей организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Если управляющая организация не согласна с выданным предписанием она вправе обжаловать данный ненормативный правовой акт в судебном порядке. В соответствии с положениями ст. 198 АПК РФ право на обжалование возникает в случае если предписание:
-
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
-
нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
-
незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В каких случаях подавать в суд?
Исковое заявление на управляющую компанию.
Как наказать управляющую компанию за бездействие? Можно ли подать в суд, если управляющая компания не выполняет свои обязанности?
Только в случае, если досудебные — еще раз повторим, неоднократные (то есть лучше сразу настроиться на то, что к жилищникам придется обратиться не один раз, а как минимум, два) попытки урегулирования вопроса ни к чему не привели.
Следует сказать, что эта мера наиболее эффективна — более восьмидесяти процентов вопросов решаются в пользу заявителя.
Другое дело, что и в суде могут отказываться принимать ваш вопрос. Обычно отсылают в Госжилинспекцию или в Роспотребнадзор. В случае, если и это не принесло желаемого результата, вмешивается в дело суд.
Заявление подается в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения отвечающей стороны, в количестве экземпляров исходя из числа участников процедуры.
Разумеется, необходима будет помощь хорошего адвоката — ему известны все нюансы подобного разбирательства и он поможет вам обойти острые моменты. В одиночку же лучше за это не браться — на стороне жилищников непременно будет юрист, а может и не один.
Если дома темно и нет воды
Еще один частый повод недовольства жильцов – регулярные отключения электроэнергии, длительные перерывы в подаче холодной и горячей воды, газа, перебои с отоплением.
Такими действиями УК, ТСЖ, ЖСК нарушают требования статьи 7.23 КоАП. За несоблюдение нормативов предоставления коммунальных услуг штраф для должностных лиц составляет от пятисот до 1 тыс. руб., для юридических лиц – от 5 до 10 тыс. руб.
Последние изменения в законодательстве усиливают наказание рублем для управляющих компаний за ошибки в квитанциях ЖКХ и неполноценное оказание услуг. Теперь УК, ТСЖ, ЖСК плюс к штрафам должны будут вернуть жильцу 30% от стоимости недопоставленного ресурса. Правда, пока на практике это новшество не работает, но в скором времени должны будут разработаны соответствующие механизмы его реализации.
Справка БН
Сколько времени допустимо отсутствие в квартире воды, тепла, газа и света
Горячая и холодная вода
– перерывы в ее поставках допускаются не более 8 часов суммарно в течение одного месяца, либо не более 4 часов единовременно (при аварии на городском водопроводе – 24 часов).
Отопление– не более 24 часов (суммарно) в течение месяца;
– не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилье от +12 градусов;
– не более 8 часов единовременно при температуре до +12;
– не более 4 часов при температуре до+10 градусов.
Газ– не более 4 часов суммарно в течение месяца.
Электроэнергия– 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания;
24 часа – при наличии 1 источника питания.
Источник: постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах».
Больше шансов добиться штрафов у вас будет в том случае, если вы позаботитесь о наличии на руках акта о том, что коммунальная услуга предоставляется некачественно. Такая бумага составляется в присутствии представителей УК, ТСЖ, ЖСК. Как это сделать, мы уже писали.
ВАЖНО
Добиться штрафов за отсутствие воды, света, тепла и т. д. в большинстве случаев удастся лишь при наличии на руках акта о том, что коммунальные ресурсы не поставлялись
Административная ответственность управляющей компании
Административная ответственность управляющей компании наступает вследствие того, что последняя нарушает права и интересы собственников жилых помещений, игнорируя действующее законодательство. Закон же хоть и беспристрастен, но по большей части он защищает права жильцов. Под правами понимается достойный уровень проживания, а если УК не может обеспечить это требования, то на нее можно пожаловаться и привлечь к административной ответственности. Статья 162 ЖК РФ гласит, что собственники жилых помещений и некая фирма заключают между собой контракт, по которому последняя обязуется обслуживать конкретный многоквартирный дом в сфере жилищно — коммунального хозяйства. На фирму накладываются права и обязанности, поэтому за ненадлежащее исполнение своих обязательств перед жильцами её можно и нужно привлекать к административной ответственности. Если же неоднократное привлечение не имеет никаких последствий, то требуется просто расторгать договор с нерадивой фирмой и подбирать другую, но об этом поговорим в другой статье. Любая фирма, обслуживающая многоквартирные дома в сфере ЖКХ обязана:
- Сотрудничать с поставщиками энергоресурсов (вода, электричество, отопление) и их поставщиками для бесперебойной подачи в обслуживаемый дом.
- В случае необходимости, своевременно нанимать специализированную технику или сторонний обслуживающий персонал (для очистки двора при непрерывном снегопаде, например).
- Сохранять всю домовую техническую документацию.
- Периодически проводить мероприятия, которые выявляют нерадивых домочадцев (не оплата услуг ЖКХ, воровство электроэнергии).
- Обеспечивать своих клиентов самой подробной информацией о тарифных изменениях на ресурсы, и оказываемые виды услуг самой УК.
- Периодически проводить плановые и внеплановые собрания собственников жилых помещений с целью обсуждения текущих проблем, приема предложений, голосования и т.д.
- По необходимости заниматься вывозом бытовых отходов жизнедеятельности жильцов.
- Быть готовой к началу отопительного сезона.
- Иметь резервные источники доведения ресурсов до жильцов, в случае ЧП (подгонять машину с питьевой водой, периодически включать генератор или направлять дом на другую подстанцию в случае отключения электроэнергии).
- Поддерживать пожаробезопасность на должном уровне.
- Производить периодический ремонт, уборку и обслуживание общедомового имущества.
Страхование ответственности УК
Страхование ответственности управляющей компании обязательно, чтобы избежать дополнительных расходов.
Можно выбрать любую программу, подходящую под ситуацию. Одна программа страхует всё, что имеет отношение к обслуживанию жилого объекта: проведение текущего ремонта, поиск и устранение неисправностей.
Вторая программа занимается страхованием случаев, связанных с имущественными интересами собственников. Например, если в случае бездействия УК пострадало имущество жителей многоквартирного дома. Выплаты компенсаций назначаются по заявлению, которое собственник должен перенаправить в офис УК.
Страховые риски:
- Аварийные ситуации, связанные с электропроводкой.
- Неисправности в водоснабжении.
- Действия посторонних лиц, влекущие к нарушениям пожарной безопасности.
- Аварийные ситуации, связанные с газом.
- Природные явления и катаклизмы.
- Травмы, полученные в связи со скользкой дорогой или упавшими сосульками, которые не были вовремя убраны.
Страхование деятельности управляющей компании оформляется путём заключения специального договора. На основании такого соглашения пострадавшая сторона получает компенсацию.
О правах и обязанностях УК
Став фирмой-посредником, управляющая компания перенимает ряд обязанностей как перед владельцами жилплощади, так и перед организациями, заключившими с ней договоры. Так, перед подрядчиками эта фирма отвечает прежде всего за своевременное перечисление средств для оплаты предоставленных коммунальных услуг.
В обязанности перед собственниками жилья входит поддержка рабочего состояния оборудования и своевременный ремонт жилых коммуникаций, находящихся в общей собственности.
Кроме обширного списка обязанностей, посредники в сфере управления многоэтажными зданиями имеют ряд прав, которые должны соблюдать все контрагенты. Основные привилегии и обязанности организаций, предоставляющих услуги в сфере обслуживания объектов коммунального хозяйства, перечислены в таблице. Некоторые обязательства разделяют и собственники, подписавшие договор управления.
Зона ответственности УК и собственника квартиры | Права УК |
---|---|
Проведение ремонта, устранение аварий | Самостоятельная организация процесса управления объектом |
Подготовка к зимнему периоду, заключение договоров с поставщиками коммунальных услуг | Организация проверок общедомового имущества, в том числе некоторых площадей, находящихся на территории квартир |
Уборка мусора и обеспечение чистоты | Контроль индивидуальных учетных приборов, проверка правильности учёта потреблённых ресурсов |
Проведение собраний владельцев жилплощади | Приостановление или ограничение предоставления услуг, согласно законодательной базе |
Предоставление отчётности, ведение документации | Предъявление счетов и взыскание задолженности |
Ответственность и обязанности управляющей компании
Делегирование полномочий по управлению многоквартирным домом (МКД) специальной организации – это один из способов организации контроля за общим имуществом владельцев объектов недвижимости в здании. Другой формой такого управления является создание товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Многоквартирный дом является системой из нескольких объектов недвижимости, которые могут принадлежать как физическим, так и юридическим лицам, а также муниципалитету. При этом квартиры или коммерческие помещения в здании являются отдельными объектами, каждому из них присвоен свой кадастровый номер, и каждый из них зарегистрирован в реестре недвижимого имущества за собственником. В самом доме, помимо квартир, комнат, коммерческих помещений, есть также другое имущество, к примеру, несущие конструкции, лифты, лестницы, которые возведены для комфортного проживания граждан. Эти имущественные объекты находятся в собственности всех владельцев недвижимости в здании одновременно. При этом нельзя говорить о том, что одному из собственников принадлежит, к примеру, лестница, а другому лифт. Доля каждого из владельцев есть в любом общедомовом имуществе. Измеряется она соразмерно количеству квадратных метров, принадлежащих гражданину или организации, а выражается в весе голоса при распоряжении общей собственностью.
Учитывая то, что владельцев объектов недвижимости в здании, как правило, много, при этом решения, касающиеся общего имущества, они должны принимать сообща, наладить их взаимодействие между собой достаточно тяжело. По этой причине законодательством предусмотрено несколько способов управления общим имуществом жильцов в многоквартирных домах, одним из которых является делегирование полномочий УК (управляющей компании) посредством договора за определенную плату.
Одной из основных и главнейших функций подобной организации является обеспечение комфортного проживания собственников в здании. Однако не редки случаи, когда организация своими обязанностями пренебрегает. Зачастую УК пользуется тем, что жильцы в доме не знают, какие именно обязанности относятся к компетенции подобных компаний, вследствие чего не могут эффективно отстаивать свои права.
Все рассмотренные в настоящей статье новые нормы КоАП РФ предусматривают существенные штрафы, к примеру, для юридических лиц «ценник» начинается от 150 000 руб. С 1 января 2015 года практически за все незаконные действия УК последует административное наказание. При этом к должностным лицам и ИП будет часто применяться дисквалификация, что повлечет занесение их в реестр дисквалифицированных лиц, а это повод для аннулирования квалификационного аттестата, что указывает на несоблюдение лицензионных требований, что, в свою очередь, рассматривается как административное правонарушение. Вот такой получился замкнутый круг. Цель законодателя — предупредить злоупотребления в сфере управления МКД. Но чтобы реализовать ее, штат надзорных органов придется увеличить.
Статья КоАП РФ |
Диспозиция |
Санкция |
Примечание |
|
Статья 7.23.3 «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД» |
1. Нарушение организациями и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления МКД, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
За административные правонарушения, предусмотренные настоящими статьями, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица |
|
Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. |
||||
2. Невыполнение указанными в ч. 1 настоящей статьи лицами обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению МКД |
Административный штраф на должностных лиц — от 100 000 до 200 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
|||
Административный штраф на ИП — от 150 000 до 500 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||||
Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 500 000 руб. |
||||
Статья 14.1.3 «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии» |
1. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||
Административный штраф на ИП — от 150 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||||
Административный штраф на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. |
||||
2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего кодекса |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
|||
Административный штраф на ИП — от 250 000 до 300 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
||||
Административный штраф на юридических лиц — от 250 000 до 300 000 руб. |
||||
Статья 19.5 |
24. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, об устранении нарушений лицензионных требований |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей нормой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) |
|
Административный штраф на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. |
||||
Статья 19.6.2 «Нарушение лицензионной комиссией субъекта РФ требований законодательства РФ о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» |
Необоснованное принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии, созданной в соответствии с требованиями ЖК РФ |
Административный штраф на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. |
Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.2 настоящего кодекса, несут административную ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) |
Общие и различные стороны преступления и правонарушения
Чтобы понять, чем различаются уголовная и административная ответственность, необходимо ответить на вопрос, в чем состоит отличие преступления от правонарушения. Конечно, есть различные правовые тонкости, которые стоит принимать во внимание, но знают о таких моментах, как правило, юристы, а вот для обычных граждан достаточно иметь представление о ключевой разнице и об общих характеристиках. К общим признакам можно отнести следующие:
- небрежное отношение к действующему законодательству;
- причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в средних или минимальных размерах;
- частичное или полное игнорирование правовых запретов;
- каждый проступок считается опасным для общества;
- за совершенные деяния виновное лицо несет определенную ответственность.
Если говорить о различиях, то здесь стоит упомянуть два момента. Во-первых, за преступления наказания намного серьезнее и строже, а во-вторых, мера опасности совершенного преступления для общества намного значительнее. Именно на эти критерии ориентируются ответственные сотрудники при квалифицировании деяния.
В чём сходство между преступлением и правонарушением?
Помимо того, что между этими двумя понятиями есть различия, стоит назвать их общие черты:
- Они подразумевают под собой нарушение норм, установленных государством.
- За каждое такое действие предусмотрено наступление ответственности.
- Каждое из игнорирований закона, необходимо зафиксировать, а также доказать.
- Такие поступки влекут за собой опасные последствия либо для человека, либо для общества в целом.
Уголовная сфера, также наряду с целью наказать виновного, выполняет и охранительную функцию: лицо, совершившее преступление изолируется от общества. Таким образом, другие люди защищены от опасной личности и предотвращено дальнейшее совершение возможных наказуемых деяний.
Каждое из понятий таких нарушений, имеет под собой основополагающую функцию:
- защитить общественный порядок внутри государства;
- регулировать правовое взаимодействие между гражданами и государственными органами;
- предотвратить противоправные действия в будущем.
1. За превышение уровня шума в квартире на 21 дБа управляющая компания оштрафована по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда
Шум системы отопления. Роспотребнадзор привлек к административной ответственности обслуживающую жилой дом управляющую компанию по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений …» за превышение допустимого уровня шума в квартире от работы системы отопления жилого дома.
Управляющая компания обжаловала постановление Роспотребнадзора в суд. Постановление признано судом законным.
В протоколе лабораторных испытаний, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» отражено, что в жилой комнате квартиры во всех точках измерений при работе системы отопления жилого дома уровни звукового давления в дневное время суток составили от 54 до 56 дБА, превысив ПДУ (предельно допустимые уровни) на 19 — 21 дБА (см. Решение Свердловского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу N 72-1009/2015).
2. Превышение допустимого уровня шума в квартире по вине ТСЖ: штраф по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда
Шум теплового узла. По жалобе гражданина Управлением Роспотребнадзора ТСЖ привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений» за нарушение предельно допустимого уровня шума в квартире.
ТСЖ обжаловало указанное постановление Управления Роспотребнадзора, однако, суды отказали в удовлетворении требований ТСЖ.
Выводы суда: Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» уровень звука в жилой комнате квартиры заявителя не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.
Источником шума в квартире является инженерное оборудование теплового узла (подкачивающий насос) (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2013 г. по делу N А05-4123/2013).
3. Нарушение допустимого уровня шума в квартире по вине управляющей организации. Штраф по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда
Шум насоса для подкачки воды. Управлением Роспотребнадора обслуживающая жилой дом управляющая организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений» за нарушение предельно допустимого уровня шума в квартире жилого дома. Источник шума – инженерное оборудование, расположенное в подвальном помещении (насос для подкачки воды). Кроме того, Управлением в адрес управляющей организации выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Управляющая организация просила суд признать незаконным постановление Управления Роспотребнадзора, а также недействительным представление об устранении причин и условий..
В удовлетворении требований отказано. Выводы суда:
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» следует, что шум в указанной квартире от инженерно-технологического оборудования данного жилого дома (насоса для подкачки воды) не соответствует требованиям пункта 6.1.3 приложения 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. При эксплуатации насоса для подкачки воды в ночное время допущено превышение уровней звукового давления (шума), указанных в приложении 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2014 г. по делу N А67-2686/2014).
4. Штраф за шум кондиционера магазина по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда
Под окнами квартиры потерпевшей расположен кондиционер. Специалистом Управления Роспотребнадзора в отношении ООО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ. Согласно протоколу общество нарушило санитарно-эпидемиологические требования, выразившиеся в том, что шум, создаваемый инженерно-технологическим оборудованием магазина, не соответствует нормативным величинам.
Постановлением судьи ООО признано виновным. Общество постановление судьи обжаловало. Однако жалоба оставлена без удовлетворения.
Выводы суда: в силу п. 6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 уровни шума от внешних источников в жилых помещениях оцениваются с учетом их измерения при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон, при этом эквивалентные уровни звука в жилом помещении в ночное время не могут превышать 25 дБА.
Из протоколов лабораторных испытаний следует, что эквивалентный уровень звука составляет 34, 35 и 37 дБА, установлено, что под окнами квартиры потерпевшей расположен кондиционер, который является источником повышенного шума (см. Решение Свердловского областного суда от 12 марта 2015 г. по делу N 71-110/2015).
5. Превышение уровня шума в квартире на 2 дБ от работы магазина. Штраф по решению суда
Шум при перемещении тележек в магазине при разгрузке товара с автомобиля. Один из жильцом жилого дома обратился в Роспотребнадзор с жалобой на превышение допустимого уровня шума.
Постановлением судьи Общество привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. Установлено, что при производстве погрузочно-разгрузочных работ в магазине, расположенном в жилом доме, допускается превышение предельно — допустимого уровня шума с 07:00 до 23:00 в жилой квартире данного дома.
Общество обжаловало постановление судьи, однако областной суд оставил постановление судьи в силе.
Выводы суда: в результате измерений уровней шума установлено превышение максимального уровня шума на 2 дБ в дневное время при предельно допустимых величинах — 45 дБ.
Превышение максимального уровня шума было установлено при перемещении тележек в магазине при разгрузке товара с автомобиля.
Согласно приложению N 3 к п. 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10) предельно допустимые уровни шума не должны превышать в помещениях жилых зданий, в том числе один из значений показателя — 45 дБ (при проведении замеров в точке 3 жилой комнаты шум составил 47 дБ) (см. Решение Свердловского областного суда от 25 июня 2015 г. по делу N 71-264/2015).
6. Ответственность за превышение допустимого уровня шума в квартире от работы магазина на 2 дБА. Решение суда
Шум холодильного оборудования магазина. Общество подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Общество признано виновным в нарушении требований пункта 3.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункта 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, а именно, в превышении допустимого уровня шума в период с 23:00 до 23:50 в квартирах жилого дома, производимого холодильным оборудованием магазина, расположенного на первом этаже данного жилого дома.
Общество обжаловало указанное постановление, однако в удовлетворении жалобы отказано.