Кто выше верховный или конституционный суд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто выше верховный или конституционный суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Полномочия, порядок образования и деятельности, структура Верховного Суда Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».

Судебная система страны

Судебная система страны является важным институтом, отвечающим за осуществление правосудия и защиту прав и свобод граждан. Она состоит из нескольких уровней судов, каждый из которых выполняет свои функции в сфере правосудия.

Основными органами судебной власти в стране являются верховный и конституционный суды. Оба суда имеют свои компетенции и выполняют важные функции для обеспечения правового государства.

Верховный суд является высшим органом судебной власти в стране. Он рассматривает кассационные иначе называют пересмотровские апелляционные жалобы, обжалование решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Верховный суд также разрешает конфликты компетенции между судами разных уровней. Это гарантирует единообразие правоприменительной практики в стране. Кроме того, Верховный суд высказывает свое мнение по вопросам правоприменительной практики и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.

Конституционный суд осуществляет конституционный контроль, то есть проверяет соответствие законов Конституции страны. Он рассматривает конституционные жалобы и разрешает конфликты между органами государственной власти. Конституционный суд обладает особым положением и является главным судебным органом по вопросам действия Конституции. Он выносит решения, которые являются окончательными и обязательными для всех органов государственной и местной власти.

В общей системе судебной власти также присутствуют суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские, уголовные, административные и иные дела, не относящиеся к компетенции верховного и конституционного судов. Арбитражные суды занимаются рассмотрением дел, связанных с хозяйственной деятельностью и спорами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Судебная система страны играет ключевую роль в обеспечении справедливости и защите прав граждан. Верховный и конституционный суды являются основными органами судебной власти, обладающими важными функциями и полномочиями.

Важнейшая задача верховного и конституционного судов – защита прав и свобод граждан. Однако, каждый из этих органов играет свою роль в этом процессе.

Верховный суд рассматривает гражданские и уголовные дела, осуществляет контроль над исполнением законов и других правовых актов судебными органами, выносит обобщенные судебные решения и разъяснения по вопросам правоприменения.

Конституционный суд занимается контролем конституционности законов, иных правовых актов и деятельности государственных органов. Он отвечает за защиту Конституции и основных прав и свобод граждан. Конституционный суд также рассматривает жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

Оба суда играют важную роль в защите прав граждан, однако их функции и компетенция различаются. Верховный суд в первую очередь занимается разрешением конкретных дел, устанавливая юридическую практику и разъясняя нормы права. В свою очередь, конституционный суд имеет полномочия относительно контроля конституционных актов и действий органов государственной власти, защиты конституционных прав и свобод граждан.

Таким образом, оба суда необходимы для эффективной и надежной защиты прав граждан. Работая в совокупности, они содействуют установлению правопорядка и обеспечивают справедливость в судебной системе.

Ограничение полномочий

Одним из способов обеспечить баланс власти между Верховным и конституционным судами является ограничение их полномочий. Это необходимо для предотвращения возможности злоупотребления властью и превышения своих компетенций.

Ограничение полномочий Верховного и конституционного судов может осуществляться различными способами:

  • Законодательными ограничениями, которые определяют, в каких случаях и каким образом суды могут вмешиваться в работу других ветвей власти.
  • Пределами юрисдикции, которые определяют сферу влияния каждого суда. Например, Верховный суд может иметь такие полномочия, как рассмотрение апелляций и кассаций по уголовным делам, в то время как конституционный суд может заниматься только вопросами конституционности законов.
  • Процессуальными ограничениями, которые определяют порядок и условия рассмотрения дел судом. Например, Верховный суд может быть обязан рассматривать только те дела, которые были предварительно рассмотрены нижестоящими судами.

Ограничение полномочий судов помогает установить равновесие между ветвями власти и обеспечить их независимость друг от друга. Оно также помогает предотвратить возможность решений, принятых судами, которые могут существенно изменить политическую, экономическую или социальную ситуацию в стране.

Уникальные функции Верховного Суда

Верховный Суд является высшим судебным органом в государстве и выполняет ряд уникальных функций, которые отличают его от других судебных инстанций.

1. Конституционный контроль

Верховный Суд осуществляет контроль за соблюдением Конституции страны. Он имеет право рассматривать конституционные жалобы, в которых граждане и организации могут заявлять о нарушении их конституционных прав и свобод. Таким образом, Верховный Суд является гарантом конституционного порядка и защитником основополагающих принципов правового государства.

2. Обеспечение единства судебной практики

Верховный Суд разрешает споры между судами различных юрисдикций и устанавливает приоритетность своего толкования непосредственно применимых норм права. Он имеет право отменять необоснованные или противоречащие решения судов нижестоящих инстанций и указывать на правильное толкование и применение закона.

3. Рассмотрение особых категорий дел

К Верховному Суду относятся особые категории дел, такие как дела по конституционности законов, дела об административной ответственности высших должностных лиц, дела о неправомерных решениях Палаты представителей или Совета Федерации. Рассмотрение таких дел требует от Верховного Суда особой внимательности и компетенции.

4. Высокие стандарты справедливости

Верховный Суд занимается контролем за соблюдением требований справедливого уголовного и гражданского судопроизводства. Он рассматривает жалобы на нарушение судебного процесса и принимает решения, направленные на защиту прав и интересов граждан и организаций. Верховный Суд стремится к обеспечению высоких стандартов справедливости при рассмотрении дел.

5. Защита прав человека

Верховный Суд является последней инстанцией для обращения граждан и организаций за защитой своих прав. Он рассматривает дела, связанные с нарушением прав человека и свобод, и принимает решения, направленные на восстановление или защиту этих прав. Верховный Суд играет важную роль в обеспечении правовой защиты граждан.

6. Решение противоречий в законодательстве

Верховный Суд рассматривает дела, связанные с толкованием законодательных актов, и принимает решения, которые приобретают силу прецедента и влияют на дальнейшую юридическую практику. Он играет важную роль в разрешении противоречий в законодательстве и уточнении норм права.

Читайте также:  Нужно ли платить госпошлину за свидетельство о рождении ребенка в ЗАГСе в 2024 году

Таким образом, Верховный Суд выполняет ряд уникальных функций, которые позволяют ему играть важную роль в правовом государстве. Он обеспечивает конституционный контроль, единство судебной практики, высокие стандарты справедливости, защиту прав человека и решает противоречия в законодательстве.

Конституционный Суд является высшим судебным органом по рассмотрению конституционных споров и контролю за соблюдением конституционных прав и свобод граждан. Он является независимым и объективным органом, который обладает правом отменять незаконные нормы законодательства и принимает решения, которые имеют обязательную силу для всех государственных органов и граждан.

Верховный Суд, в свою очередь, является высшей инстанцией общей юрисдикции, которая рассматривает гражданские, уголовные и административные дела. Верховный Суд не занимается проверкой законности законов, а лишь применяет их к конкретным правовым спорам. Решения Верховного Суда также обязательны для исполнения, но только для конкретных сторон дела.

Таким образом, Конституционный Суд является более высоким и важным органом в юридической системе, так как он обладает правом контроля и отмены незаконных норм законодательства, в то время как Верховный Суд занимается рассмотрением конкретных правовых споров и применением законов к этим спорам.

Прецедентное право и Конституционный Суд

Конституционный Суд играет важную роль в системе правосудия, особенно в контексте разрешения конституционных споров и интерпретации Конституции.

Однако, в отличие от Верховного Суда, Конституционный Суд не занимается созданием прецедентного права. Прецедентное право – это система юридических принципов и решений, основанная на решениях судов высшей инстанции, которая становится обязательной для всех нижестоящих судов. Прецедентное право имеет большое значение в англо-саксонской правовой традиции, но в российском праве его роль ограничена.

Конституционный Суд не обладает прецедентной юрисдикцией, и его решения не являются обязательными для всех судов. Тем не менее, решения Конституционного Суда по конкретным конституционным вопросам играют важную роль в дальнейшей практике применения закона.

Заключение Конституционного Суда по конкретному делу может становиться ориентиром для других судов при принятии решений, особенно в случаях, когда речь идет о вопросах конституционной природы. Решения Конституционного Суда также могут использоваться в качестве аргументов юристами в дальнейших судебных процессах, хотя они не являются прецедентами в строгом смысле.

Важность конституционного суда в правовой системе

Конституционный суд играет важнейшую роль в правовой системе государства. Его функции и задачи направлены на защиту конституционного строя и обеспечение соблюдения основных принципов и норм, закрепленных в Конституции.

Основная задача конституционного суда заключается в охране конституционности законов и нормативных актов. Это означает, что конституционный суд имеет право отменить неправомерные или противоречащие Конституции нормы, принятые законы или действия органов государственной власти.

Кроме того, конституционный суд имеет важную роль в контроле за соблюдением прав и свобод граждан. Он разрешает конституционные жалобы, представления и иски, которые связаны с нарушением конституционных прав и свобод личности.

Уникальность и важность конституционного суда заключается ещё и в его способности интерпретировать Конституцию и урегулировать спорные ситуации, возникающие в связи с её применением. Это позволяет обеспечить юридическую стабильность и предсказуемость правовой системы, а также урегулировать конфликты между различными органами государственной власти.

Таким образом, конституционный суд является гарантом и защитником конституционности в правовой системе страны, способным предотвратить нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также обеспечить справедливость и устойчивость правового порядка. Его роль и значимость не менее важны, чем роль верховного суда, и вместе они составляют основу судебной системы государства.

Различия задач и компетенций

Верховный суд рассматривает дела по различным категориям и специализациям, включая уголовные, гражданские, административные и конституционные дела. Он играет важную роль в прецедентной практике и создании законодательной практики.

Однако, верховный суд не является специализированным органом по контролю за конституционностью законов и актов власти. В случае нарушения конституционных прав граждан или незаконного принятия законов, его компетенция может быть ограничена.

Конституционный суд, в свою очередь, является специализированным органом, обладающим исключительной компетенцией по контролю за конституционностью законов и нормативных актов. Он осуществляет независимый надзор за соблюдением конституционного порядка и защищает основополагающие принципы и ценности, закрепленные в конституции.

Конституционный суд рассматривает дела, связанные с противоречиями нормативных актов федерального и регионального уровней с Конституцией страны. Он имеет право объявлять незаконными и недействительными такие акты, а также принимать свои собственные решения, имеющие юридическую силу.

Поэтому, хотя оба суда играют важную роль в системе правосудия, их задачи и компетенции отличаются. Верховный суд обеспечивает судебное разрешение споров всех видов, в то время как конституционный суд специализируется на контроле за соблюдением конституционности законов и актов власти.

Роль и значение Верховного суда

Одной из основных ролей Верховного суда является обеспечение единства и стабильности правоприменительной практики. Верховный суд разрабатывает и утверждает разъяснения законодательства, которые являются обязательными для всех судов. Таким образом, он осуществляет контроль за соблюдением единого толкования и применения законов во всех судебных решениях.

Верховный суд принимает решения по конституционным жалобам и контролирует соблюдение прав граждан в соответствии с Конституцией. Это позволяет обеспечить верховенство Конституции и защитить основные права и свободы граждан. Верховный суд также является судом конституционного контроля и имеет право признавать неконституционными нормы законов или акты исполнительной власти.

Верховный суд является важным элементом системы разделения властей в государстве. Он контролирует соблюдение конституционного принципа независимости судебной власти, защищая судей от влияния других ветвей власти и политических партий.

Таким образом, роль Верховного суда заключается в обеспечении справедливости, защите прав граждан и законности, а также формировании единого правоприменительного практикума. Он является главным стражем конституционного строя и прав граждан, и его решения имеют высшую юридическую силу в государстве.

Роль и функции Конституционного суда

Роль Конституционного суда заключается в следующих функциях:

1. Защита конституционности. Конституционный суд проверяет соответствие законов и иных нормативных актов Конституции. Он имеет право отменить недействующие или противоречащие Конституции акты, восстановить правила Конституции или прекратить действие ненадлежащих законов.

2. Определение компетенции государственных органов. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между различными органами государственной власти. Он определяет, кто имеет право принимать решения в определенной сфере и выступает в качестве независимого арбитра, защищая принцип разделения властей и предотвращая их нарушение.

3. Защита и осуществление прав и свобод граждан. Конституционный суд гарантирует защиту основных прав и свобод граждан, прописанных в Конституции. Он является инстанцией, обеспечивающей соблюдение конституционных гарантий и обращений граждан.

4. Содействие стабильности правового порядка. Конституционный суд обеспечивает стабильность и предсказуемость правовой системы, предотвращая произвол и непредсказуемость решений органов государственной власти.

Таким образом, Конституционный суд занимает важное место в правовой системе, обеспечивая защиту конституционности и гарантируя соблюдение прав и свобод граждан.

Основные отличия Конституционного суда от Верховного суда

1. Конституционный суд является специализированным судебным органом, который занимается контролем конституционности законов и нормативных актов. Верховный суд, в свою очередь, рассматривает гражданские, уголовные и административные дела, а также осуществляет судебный надзор за деятельностью общих судов.

Читайте также:  Запрос нотариуса в банк

2. Состав судей в Конституционном суде и Верховном суде также отличается. Конституционный суд обычно состоит из небольшого числа судей (от 7 до 19), которые назначаются на длительный срок (например, на 9 или 12 лет). Верховный суд имеет большее количество судей, которые могут быть выбраны, назначены или избраны на определенный срок.

3. Конституционный суд имеет исключительное право отменить незаконные или противоречащие Конституции нормативные акты, в то время как Верховный суд рассматривает дела на основе существующих законов и нормативных актов.

4. Решения Конституционного суда являются окончательными и обязательными для всех государственных органов и граждан. Верховный суд может принять окончательные решения только в пределах дела, рассматриваемого им.

В целом, Конституционный суд и Верховный суд выполняют разные функции и имеют отличия в составе судей, полномочиях и результатах своих решений. Их работа важна для обеспечения соблюдения конституционных принципов и защиты прав и свобод граждан.

Конституционный суд состоит из конституционных судей, назначаемых на постоянной основе. Их задачей является охрана конституционных прав граждан и защита принципов правового государства. Конституционный суд рассматривает и разрешает конституционные споры, осуществляет контроль над конституционностью законов и иных правовых актов. Он является высшим органом конституционной юстиции в стране.

Состав Верховного суда образуется из профессиональных судей, назначаемых на должность на определенный срок. Верховный суд осуществляет контроль за правильным применением законов, рассматривает и разрешает гражданские и уголовные дела. Он является высшим судебным органом, в котором граждане страны могут обжаловать решения нижестоящих судов. Верховный суд также ответственен за интерпретацию законов и развитие судебной практики.

Таким образом, основные различия между Конституционным судом и Верховным судом заключаются в их составе и функциях. Конституционный суд защищает конституционные права граждан и контролирует конституционность законов, в то время как Верховный суд рассматривает гражданские и уголовные дела и обеспечивает соблюдение законов в судебной практике.

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

Читайте также:  С каким недовесом не берут в армию в 2024 году

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

В своей великой и несомненной мудрости: как исполняются решения КС

Конституционный суд рассматривал дело, в котором должник банкротился. Когда арбитражный суд признает должника банкротом, судебные приставы прекращают исполнительное производство, а взыскание долгов становится возможным только в банкротной процедуре. Приставы должником-банкротом не занимаются.

Но тем не менее,

ничто не запрещает судебным приставам применить механизм, описанный Конституционным судом и изъять за долги единственное жильё.

Но для этого приставам надо будет доказывать, что есть основания для изъятия: заказывать проведение оценки стоимости, доказывать злоупотребления, изучать, как соотносятся даты продажи иного имущества и дата покупки жилья, обосновывать, почему жильё явно превышает необходимое и т.д.

Как правило, приставы недостаточно мотивированы, чтобы проворачивать такой объём работы. Они же не свои деньги с должника взыскивают. Но не исключено, что некоторые кредиторы будут всячески понуждать судебных приставов хотя бы попытаться изъять у должника единственное жильё, опираясь на Постановление №15.

Правило «единственное жильё за долги не забирают» уже не такое «железобетонное», как раньше. Теперь должник рискует лишиться единственного жилья.

Суд может принять решение об изъятии единственного жилья, если решит, что должник действовал недобросовестно, злоупотреблял правом и при этом на должнике висел долг. Причём рыночная стоимость купленного должником жилья свидетельствует о том, что у должника были возможности вернуть долг, а само жильё явно больше и роскошнее разумно необходимого.

У некоторых кредиторов открываются возможности взыскать долги, которые ранее невозможно было взыскать из-за того, что у должника нет имущества, кроме единственного жилья.

Риск лишиться жилья возникает не только в процедуре банкротства, но и в «обычном» исполнительном производстве, которым занимается служба судебных приставов. Кредитором в таких делах может быть как гражданин, так и юридическое лицо, например, банк.

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Статья 2 . Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

[2]

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

I. ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К судам общей юрисдикции наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

3. Военные суды в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба

II. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) — высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Судебная система — совокупность всех действующих в РФ в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

— установления судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

— признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *