Срок эксплуатации страховочной привязи ГОСТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок эксплуатации страховочной привязи ГОСТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Любые средства индивидуальной защиты, к которым относится и привязь страховочная, имеют оговоренные сроки службы. Сами производители в соответствии с требованиями ГОСТ устанавливают срок эксплуатации страховочной привязи в 5 лет, начиная с даты его выпуска. Период службы страховочных канатов гораздо меньше до 2 лет. Если считать не в днях, а в часах, то этот срок составляет 400 часов, особенно если снаряжение активно эксплуатируется. Это понятно – ведь на канат приходится самая большая нагрузка, в том числе и при падении человека с высоты.

Продление срока эксплуатации

Иногда работодатели, заинтересованные в сокращении расходов на покупку оборудования, задают вопрос о возможном продлении срока службы привязи. Законодательство жестко ограничивает период эксплуатации СИЗ. Однако иногда в сопроводительных документах срок хранения и эксплуатации по тем или иным причинам не указан. На основании этого, казалось бы, срок испытания страховочной привязи можно продлевать. Для этого необходимо создать комиссию по проверке состояния снаряжения и после осмотра составить соответствующий акт.

При этом работодатель должен знать – вся ответственность за самовольное продление срока годности привязи лежит исключительно на нем. Если по его вине работник сорвется и получит травмы, то эта ответственность может оказаться даже уголовной. А значит, не стоит экономить деньги на приобретении новой страховочной привязи.

Как испытывать страховочную привязь перед эксплуатацией?

В соответствии с п. 124 Правил работник, который будет пользоваться системой обеспечения безопасности работ на высоте, должен провести осмотр её элементов, прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей и сразу после работы. Проверяя перед использованием страховочную привязь и другие элементы системы, необходимо убедиться:

  • в совместимости материалов, деталей конструкции и узлов системы безопасности;

  • в отсутствии разрывов, порезов, разлохмачивания, слабых участков, следов химического воздействия и воздействия высоких температур на деталях из текстиля;

  • в отсутствии механических повреждений и следов коррозии на деталях из металла;

  • в надёжности и работоспособности креплений;

  • в соответствии регулируемых параметров привязи размерам работника.

Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

XI. Требования по охране труда при применении когтей и лазов монтерских


183. Монтерские когти должны соответствовать установленным требованиям и предназначаются для работы на деревянных и деревянных с железобетонными пасынками опорах линий электропередачи и линий связи, на железобетонных опорах воздушных линий электропередачи (далее – ВЛ), а также на цилиндрических железобетонных опорах диаметром 250 мм ВЛ.

184. Монтерские лазы предназначены для подъема на железобетонные опоры прямоугольного сечения ВЛ, универсальные лазы — для подъема на унифицированные железобетонные цилиндрические и конические опоры ВЛ.

185. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.

186. Срок службы когтей, лазов (кроме шипов) устанавливается в документации (инструкции) изготовителя.

187. На подножке когтя, лаза должны быть нанесены:

  • Товарный знак изготовителя
  • Номер
  • Дата изготовления

Во время работы привязь системы должна быть отрегулирована, а ремни и лямки должны плотно прилегать к телу рабочего. Для удерживающих систем точкой закрепления карабина служит соединительный элемент — кольцо на ремне привязи. Для страховочных систем (систем с амортизатором) точкой закрепления служит опора (элемент конструкции), которая должна находиться выше рабочего и иметь прочность не менее 15 кН, для останова падения необходимо использовать предназначенные для этой цели крепежные элементы привязи. Закрепление карабина производится с учетом того, что свободное падение человека не должно составлять более 0,5 м. Расстояние от анкерной точки крепления стропа до поверхности земли (нижележащей конструкции) — не менее 7 м (минимальный зазор под пользователем). При проведении работ, даже в том случае, если закрепление производится за задний крепежный элемент, на переднем крепежном элементе страховочной привязи (в петлях элемента) должен быть установлен соединительный элемент класса Q или В по ГОСТ Р ЕН 362, запорный элемент должен быть зафиксирован. Не допускается производить закрепление карабином непосредственно за фал стропа после обхвата им опоры. При работах на железобетонных опорах следует обращать особое внимание на техническое состояние фала стропа в связи с повышенным его износом.

Нужно ли испытывать страховочные привязи по новым правилам

Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность.

Необходимо очень внимательно относиться к использованию текстильных петель и стропов, поскольку специфика их применения подразумевает постоянный контакт ленты под высокой нагрузкой с острыми гранями или источником химических веществ, способных серьёзно повлиять на прочность ленты. Тросовые стропы практически не подвергаются износу, воздействию температуры или агрессивной среды и при правильном применении.

Высотные работы – это определённый риск, а потому при их выполнении предъявляются специальные требования не только к профессионализму и опыту участвующего специалиста, но и к тому страховочному инструментарию, которым он непременно должен быть обеспечен. Страховочные системы в зависимости от степени сложности выполняемых работ могут быть различной конфигурации и одна из них — страховочная привязь.

Учитывая специфику задач, многообразие факторов и получаемых знаний, по нашему мнению, обучение подобных специалистов следует выделять в отдельный, отличный от иных, курс по безопасности работ на высоте. По сути, эти специалисты не выполняют работы на высоте, в привычном понимании, а нацелены на обеспечение безопасной эксплуатации СИЗ. И самое главное, о чем нужно постоянно помнить работодателю: переход от жесткого регламентировани я безопасности производственног о процесса к риск-ориентирова нному подходу, при котором решение можно принимать самостоятельно — это лишь кажущаяся свобода; в первую очередь, личная ответственность за безопасность персонала.

ПП I Б. ПП I аБ, ПП I В, ПП I аВ, ПП I Врег. ПП I аВрег. ПП I Г, ПП I аГ ПАСПОРТ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Пояс предназначен для обеспечения безопасности работ на воздушных линиях электропередач, электрических станциях, нефтяных вышках и других сооружениях как средство индивидуальной защиты человека при падении с высоты и сохраняет свои эксплуатационные свойства при температурах от минус 40 до плюс 40°С.

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

Периодический осмотр СИЗ от падения с высоты: типовые повреждения

В соответствии с пунктом 120 Правил по охране труда при работе на высоте, «Средства коллективной и индивидуальной защиты работников должны использоваться по назначению в соответствии с требованиями, излагаемыми в инструкциях изготовителя, нормативной технической документации, введенной в действие в установленном порядке. Использование средств защиты, на которые не имеется технической документации (инструкции), не допускается.»

Далеко не все производители наносят маркировку на свои изделия таким способом, который обеспечивает ее долговечность и читаемость на протяжении всего срока службы изделия. В соответствии с правилами проведения периодических осмотров, производители СИЗ запрещают эксплуатацию СИЗ при отсутствии маркировки, которая была нанесена изготовителем или при повреждении такой маркировки. При повреждении маркировки становится невозможным идентифицировать СИЗ, установить дату производства, срок службы и т.д.

Большинство повреждений СИЗ являются типовыми и встречаются у многих пользователей. В этот раз мы решили показать различные типовые повреждения СИЗ, на которые необходимо обращать внимание. Все показанные повреждения снижают защитные свойства СИЗ. Средства защиты с такими повреждениями не обеспечивают безопасность работников во время выполнения ими работ на высоте!

  • Повреждение канатов. Канаты, из которых изготовлены стропы, могут быть повреждены путем пореза, трения, оплавления. При постоянном изгибе каната (например, в пряжке регулировки длины) может образоваться постоянная деформация, которая снижает прочностные свойства каната.
  • Ленты и стропы могут повреждены путем истирания, пореза, трения, оплавления. При использовании ленты (стропы) в анкерной линии она может быть повреждена от периодического воздействия натяжного механизма. При использовании привязи из обычных материалов при выполнении огневых работ, ленты могут быть повреждены искрами сварки.
  • Нанесение самостоятельной маркировки на изделие. Наиболее часто работники наносят свои имена маркером на текстильные изделия для идентификации. Если надпись нанесена маркером на силовой стропе, такое изделие подлежит списанию. Маркеры, а также краска, изолента и другие вещества могут снижать прочность изделий.
  • Деформация металлических изделий от приложения неправильной или чрезмерной нагрузки.
  • Коррозия металлических изделий.
Читайте также:  Пособие детей в 2024 году на 3 го ребёнка Калуга

Отсутствие маркировки единым знаком обращения на территории Таможенного союза (ЕАС). Изделие произведено в 2023 году.

Все страховочные привязи должны безоговорочно соответствовать условиям труда и виду выполняемых работ. Cтраховочные характеристики каждой модели привязи должны находиться в полном соответствии общепринятым стандартам.

Материал изготовления страховочной привязи должен быть достаточно прочным, способным выдерживать вес, значительно превышающий вес рабочего. Сама по себе привязь должна быть относительно легкой для избежания дополнительных нагрузок на человека.

Вне зависимости от вида и конфигурации привязей, все они должны быть пошиты из контрастных материалов: нитки должны выделяться на фоне лямок, чтобы при визуальном осмотре привязи перед применением можно было легко установить целостность устройства или выявить наличие повреждений.

Важное требование к страховочной привязи – простота использования и удобство во время эксплуатации.

Привязи должны иметь возможность регулировки размера под индивидуальные особенности человека (рост, вес, пол и т.д.).

Все крепления должны быть четко зафиксированы, для исключения возможности ослабления лямок без ведома рабочего. Чтобы в случае падения лямки не травмировали тело, их ширина должна быть не менее 4 см. Вспомогательные лямки могут быть не менее 2 см. Также, для исключения травмирования шеи во время работы, лямки должны располагаться на достаточно удаленном расстоянии друг от друга.

В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на европейские стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменений к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).

ЕН 358 Привязи для удержания и позиционирования на рабочем месте и стропы для рабочего позиционирования

ЕН 362:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Соединительные элементы

ЕН 363:2002 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Страховочные системы

ЕН 364:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Методы испытаний

ЕН 365:1992 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Общие требования к инструкциям по эксплуатации и маркировке

ЕН 813 Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Ремни безопасности для положения сидя

ЕН 892 Снаряжение для альпинистов. Подъемные канаты. Требования техники безопасности и методы испытаний

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 страховочная привязь (full body harness): Компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения.

Примечание — Страховочная привязь может включать в себя соединительные стропы, фитинги, пряжки и другие элементы, закрепленные соответствующим образом для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после остановки падения.

[ЕН 363:2002]

3.2 основные и вспомогательные лямки (primary straps/secondary straps): Основные лямки — это лямки страховочной привязи, которые поддерживают тело или оказывают на него давление во время падения и после него; все остальные лямки — вспомогательные.

3.3 элемент крепления (attachment element): Специфическая соединительная точка для компонентов или подсистем.

Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности.

Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

Этапы и регулярность проверки и осмотра страховочной привязи

Частоту проверок определяет и указывает в инструкции производитель. Стандартная периодичность проверки СИЗ – один раз в 12 месяцев. Лицо, ответственное за пользование привязью, может повысить частоту проверок. Здесь всё зависит от условий эксплуатации. Если средство используется при высоких температурах, в среде с едкими химическими веществами, повышенной влажностью, то проверку следует проводить чаще. Например, раз в 6 месяцев. Пункт 96 Правил охраны труда гласит, что работник должен проводить осмотр средства перед началом работы:

Один из основных элементов защиты – страховочная привязь. Средство состоит из ремней, строп, стяжек, специального крепежа, удерживающего работника в нужном положении и защищающего его от падения с высоты. Приказ Министерства труда «155н» определяет периодичность проверки средств индивидуальной защиты. К использованию допускаются изготовленные в заводских условиях и имеющие сертификат средства.

  • Осмотреть на наличие внешних дефектов: царапин, порезов, дыр, прожогов и тому подобное;
  • Выявить следы деформации на металлических и пластиковых элементах;
  • Проверить срок годности и наличие обязательной маркировки. Страховочное средство с истекшим сроком не допускается к работе.
  1. Анализ документов. Проверяются результаты прошлых проверок;
  2. Проверка инструкции;
  3. Внешний осмотр;
  4. Испытание привязи на работоспособность;
  5. Оформление результатов проверки;
  6. Составление и выдача рекомендаций для будущего пользования.
Читайте также:  Как объявить отца ребенка безвестно отсутствующим в 2024 году

Нужно ли испытывать страховочные привязи по новым правилам

А к слову, гост ,которым размахивает начальник действует ли? И к вопросу о стендах,если уж мы совсем расфантазируемся,то наверное это больше РосПотребНадзор.Логично предположить,что у парней есть все возмыжные приборы,стенды,графики ,таблицы. ну в общем высший класс. А представлять,что гдето рядом с 20-30 метровой скалой (высота 9ти этажки около30 метров,что имитирует рабочие высоты) кто-то будет скидывать манекен в поясах,пока те не порвутся что ли?а как он с манекеном будет высоту срыва имитировать и скорость падения до момента срабатывания страховки,чтобы кукла потяжелела в рывке до полутонны?

Обученный промальпу человек, наоборот сказал бы, что производители современного ИСС категорически против регулярных испытаний снаряжения высокими нагрузками, даже статическими. Не помню где, но читал,что дело в применении синтетических волокон, которые под многократными «испытательными» нагрузками деформируются и теряют свои свойства. Не знаю ни одного человека, который отдал бы свою страховочную систему на испытания, а после их успешных результатов продолжил бы в ней работать только дорвать ее до конца, чтоб узнать предельную нагрузку, а затем со спокойной душой купить такую же новую.

приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее — приказ Минздравсоцразвития России № 290н). Указанные Межотраслевые правила вступили в силу с февраля 2010 г. При этом приказом Минздравсоцразвития России № 290н были признаны утратившими силу постановления Минтруда России от 18.12.1998 № 51

5.3 ГОСТР 50849-96 «Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия. Методы испытаний» периодические испытания проводит предприятие-изготовитель или специализированная лаборатория на образцах одной конструкции, отобранных случайным порядком из партий, прошедших приемосдаточные испытания, не реже одного раза в год.

Надёжность средств индивидуальной защиты для работы на высоте проверяется при типовых испытаниях, приемо-сдаточных и необходимых по графику согласно ГОСТу и инструкции по охране труда. Проверка страховочных привязей и поясов проводится в соответствии с ГОСТ Р 12.4.224-99, ГОСТ Р 50849-96 и ТУ, соответствующим определённым конструкциям СИЗ.

Испытание монтажных поясов на базе нашей лаборатории включает в себя комплекс действий, предусмотренных нормативными документами. Спасательные, страховочные, монтажные и пожарные пояса в обязательном порядке подвергаются полномасштабной визуальной и механической проверке на прочность. Прежде чем на руки заказчику выдаётся акт о соответствии СИЗ нормам безопасности и ГОСТам, пояса и привязи проходят следующие этапы проверки:

Пояса являются средствами индивидуальной защиты работающих от падения при работе на высоте и верхолазных работах, а также средствами страховки и эвакуации работающих из колодцев, траншей, емкостей и других закрытых пространств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Так вот, тому счастливчику кто будет у Вас отвечать за ежегодный осмотр средств защиты от падения с высоты предстоит пройти дополнительное обучение в рамках 3 группы на эту самую проверку СИЗ от падения и получить гордое звание компетентного лица. На данном обучении (если Вы конечно не покупаете корочки оптом за тыщу руб) Вам расскажут методики осмотра страховочных привязей, как искать места возможного внутреннего прорыва страховочного стропа, азы и правила маркировки, как правильно проверять блокирующие устройства и даже триподы. Ну и в обязательном порядке- правила заполнения всех формуляров и актов осмотра.

Периодичность проверки или испытания страховочных привязей

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *