Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в перераспределении (прирезки земельного участка. Что делать? Как обжаловать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы избежать отказа в перераспределении земельного участка, нужно учитывать некоторые особенности процедуры. Инициируется такая работа на основании соглашения, заключенного между собственниками земель. А права владения вновь образованными наделами должны быть четко прописаны в данном соглашении.
Особенности оформления перераспределения земельного участка
В результате процедуры необходимо обеспечить свободный проезд к каждому из земельных участков. Также важно четко определить местоположение спорной территории и собрать полный пакет документов, который подается в местную администрацию. На рассмотрение заявки дается не более тридцати дней.
Помимо ходатайства о перераспределении, придется предоставить правоустанавливающие бумаги, проект межевания и удостоверение личности. Неправомерный отказ обжалуется в вышестоящие органы или суд. Специалисты нашей компании избавят от негативных последствий такого решения, добившись успешного завершения процедуры.
Статья Земельного кодекса
4. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
3. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.
Что отмечено в законодательстве
Сегодня такая процедура, как перераспределение наделов, встречается очень редко. Перераспределению подлежат только те участки, которые имеют кадастровый номер. Порядок проведения подобной процедуры очень отличается, зависимости от типов перераспределяемых участков.
Если участки находятся в частной собственности, то пункт 2 статьи 11.7 ЗК РФ говорит о том, что собственники подобных земель получают право на владение новыми участками после того, как между всеми владельцами будет найдено соглашение по всем вопросам. Это значит, что для грамотного перераспределения земель всем владельцам участков следует прийти к общему решению.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Если перераспределение происходит между частными и государственными землями, то руководствоваться нужно пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков
Основания об отказе в перераспределении земельных участков указаны в таких статьях Земельного кодекса:
Все действия, которые проводятся с земельными наделами, должны соответствовать действующему законодательству и не нарушать права других заинтересованных граждан.
Образец заявления на перераспределение земельного участка
Перераспределение земельных участков: определение, особенности
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Особенности перераспределения земельных участков таковы:
- Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
- Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
- Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.
Обзор судебной практики по перераспределению земельных участков
- Истец в лице Крылова М.А обратился в Приокский районный суд города Нижний Новгород с исковым заявлением к городской администрации и градостроительному комитету с просьбой о признании незаконности отказа в перераспределении участка, имеющего кадастровый номер 14. В заявлении также указано требование о подготовке перераспределяющей процедуры на основании действующего проекта межевания конкретной территории.
- В качестве обоснования указанных требований были определены факты о наличии собственности на дом, расположенный на участке земли №14 по адресу улица Деловая, 18.
- Городская администрация ответила отказом в перераспределении земли, указав на нюанс, заключающийся в том, что конкретный участок земли ранее вошел в состав самостоятельно созданного территориально надела, дальнейшая судьба которого будет определять в формате публичных торгов.
- С данным решением муниципальных органов власти истец не согласен, ссылаясь на факт принадлежности земли к той территории, которая окончательно сложилась в 1990-х годах.
- Компетентная судебная инстанция постановила, что перераспределение территориальных наделов, включенных в муниципальные земельные фонды, допускается только тогда, когда конкретная часть земли не может быть сформирована в самостоятельном порядке ни при каких обстоятельствах в качестве нового земельного участка.
В 2022 году понятие о перераспределении участков земли содержится в тексте действующего Земельного Кодекса РФ в разных значениях. Например, в статье 11.7 процедура рассматривается в качестве способа изменения конфигурации территориального надела. Перераспределение не может проводится ни при каких обстоятельствах, если участки были ранее предоставлены в пользу физических или юридических лиц.
Вышестоящий Суд отменил судебные акты, которыми отказано в удовлетворении перераспределения земельных участков
Отказы Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в перераспределении земельных участков незаконны!
К адвокату по земельным делам обратился землепользователь г. Сочи. Требовалось в соответствии с земельным законодательством увеличить площадь земельного участка для строительство жилого дома. Была подготовлена схема расположения земельного участка для заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказал в утверждении схемы расположения земельного участка и в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Адвокат, специализирующийся в земельных делах, в том числе и по обжалованию отказов администрации г. Сочи в земельно-имущественных делах подготовил и подал в интересах обратившегося землепользователя административное исковое заявление о признании незаконным решения Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края об отказе в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
Решением одного из районных судов г. Сочи в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Апелляционной инстанцией Краснодарского краевого суда решение районного суда было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба адвоката без удовлетворения.
Адвокат по земельным делам, сформировал и предъявил на состоявшиеся судебные акты кассационную жалобу.
Кассационная инстанция затребовала дело для рассмотрения в кассационной инстанции, с доводами кассационной жалобы адвоката, специализирующемся на оформлении прав на недвижимость, согласилась и принятые по делу судебные акты отменила.
Отменяя принятые по административному делу судебные акты, кассационная инстанция указала:
Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказывая в утверждении схемы перераспределения земельных участков указал, что основанием для отказа является то, что земельный участок находится по адресу расположения садового товарищества, а в таком случае соглашение о перераспределении может быть заключено на основании п.3 ст. 11 ЗК РФ и ч.8 ст. 45 ГрК РФ только на основании проекта межевания территории.
Кассационная инстанция указала – что вместе с тем должны были применяться нормы п.1 ст.112 и нормы пунктов 1и3 ст.11 ЗК РФ и специальными нормами Земельного Кодекса РФ.
Неприменение специальных норм ЗК РФ (материального права) повлекло принятие незаконных судебных актов, которыми в перераспределении земельных участков было отказано. И при этом суды не оценили отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи предоставлялся ли с/т
земельный участок, за счет перераспределения которого административный истец планировал увеличить свой земельный участок.
Также суды отказывая в удовлетворении административного иска не учли, что ч.81 ст. 45 ГрК РФ не содержит положений, основываясь на которые Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи отказал в перераспределении земельных участков.
Также суд кассационной инстанции отменяя отказ в удовлетворении требований об утверждении схемы расположения земельного участка, перераспределения земельного участка (увеличение, доотвод земельного участка) не учли незаконные действия Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи Краснодарского края, выразившиеся в указании в письме-отказе о том, что заявление административных истцов не соответствует требованиям административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» — согласно которому основанием для принятия решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обоснования образования земельного участка или земельных участков.
Однако суды не учли того, что в графа «обоснование» была заполнена должным образом и указаны причины обращения в соответствии с Законом.
Кассационная инстанция отменила принятые по административному делу судебные акты судов первого и второго звена и направила дело на новое рассмотрение в ином составе судей.
Отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в утверждении схемы перераспределения земельных участков будет признан незаконным и административные исковые требования о признании незаконным решения Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи Краснодарского края об отказе в предоставлении муниципальной услуги, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельных участков будет удовлетворено.
Соглашение о перераспределении земельных участков образец
Жалоба, поступившая в Департамент, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Департамента, должностного лица Департамента в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Информация заявителям по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, сведения о ходе предоставления указанных услуг предоставляются уполномоченными государственными гражданскими служащими Департамента, а также уполномоченными лицами Учреждения. Информирование о ходе предоставления государственной услуги осуществляется специалистами при личном контакте с заявителями, с использованием почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты и средств Интернет:
Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов
Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?
Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.
— Какие могут быть причины отказа в прирезке?
Не все земельные участки можно увеличить за счёт прирезки муниципальной земли. Перераспределение проходит в рамках земельного законодательства. Юристами изучаются сведения о границах, учитывается категория земель, проверяется соответствие параметров прирезаемого участка правилам землепользования и застройки (ПЗЗ). Например, участки со статусом ИЖС не подлежат присоединению с СНТ или ЛПХ. Категория должна быть одинакова. Увеличивать размер недвижимости можно не более двух раз за счёт муниципальной земли и допустимо только на 10% от площади основного участка. При нарушении требований высока вероятность получения отказа.
Если причиной отказа являются неустановленные границы, наши кадастровые инженеры составляют проект межевания либо формируют схему расположения. Перед подачей документов в администрацию анализируют возможность перераспределения. Участок проверяют по кадастровому номеру на наличие или отсутствие обременений, определяют, не входит ли земля в охранные или лесные зоны. Например, если поблизости находятся ЛЭП (линии электропередач), то прирезать и оформить в собственность такой участок невозможно. В этом случае доступна аренда муниципальной земли.
Оспорить отказ в прирезке можно двумя способами: в досудебном и судебном порядке.
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
апреля 2017 представителем административного истца в Управление земельных ресурсов Администрации г. Владимира было подано заявление о даче разрешения на перераспределение границ земельного участка, путем его увеличения, посредством, выкупа участка площадью 19 кв. м. из земель, находящихся в государственной собственности.
Истцу принадлежит часть участка, соразмерная 316 кв. м. данного земельного участка.
Гр-ну М-оглы. принадлежит часть участка, соразмерная 136 кв. м. на основании пожизненного наследуемого владения земельного участка, в связи с тем что собственность на данный земельный участок не разграничена, право собственности на долю земельного участка, имеет орган местного самоуправления в лице Управления земельными ресурсами Администрации города Владимира.
Факт собственности муниципалитета подтверждается ответами из Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Территориального управления Росимущества по Владимирской области) и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области.
Следовательно, наш доверитель обращался к Управлению земельных ресурсов г. Владимира как к собственнику доли земельного участка, с целью получения согласия на незначительное увеличение площади данного участка.
18 апреля представителем административного истца был получен ответ из Управления земельными ресурсами Владимирской области.
В своем ответе Управление земельными ресурсами Администрации г. Владимира они ссылаясь на то, что часть участка принадлежит М-оглы на праве пожизненного наследуемого владения, отказывают в утверждении схемы земельного участка, руководствуясь ст. 39.28 и пп.1. п. 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.
Однако вопрос, с которым обращался наш доверитель в Управление земельных ресурсов, заключался как раз в том, чтобы получить согласие собственника доли участка, которым и является данное Управление.
Однако сотрудник Управления неправильно истолковал полученное заявление, вследствие, чего был дан неправильный ответ, которым нарушаются права и интересы заявителя, что противоречит действующему законодательству.
Основания для перераспределения земельных участков с муниципальной землей
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, к основаниям для процедуры перераспределения земель относятся следующие:
- Если целью перераспределения является приведение в соответствие межевым планам территорий с особым планом развития, установленном на местном уровне;
- Если целью данной процедуры является исключение чересполосицы или искривлений границ участков. При этом увеличение площади участков не должно превышать определенные величины;
- Если участки, участвующие в перераспределении, могут быть использованы в целях ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, ИЖС. При этом участок должен достигнуть минимального размера по площади;
- Если участок, участвующий в перераспределении, подлежит использованию в целях капитального строительства, в частности, для строительства тех или иных объектов в соответствии с государственными или муниципальными нуждами.
Следует отметить, что приведенный перечень оснований является исчерпывающим и расширен иными основаниями уже быть не может.