Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Официальные разъяснения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Таким образом, по нашему мнению, Ваши уже утверждённые инструкции, разработанные в соответствии с Приказом №772н (даже если в своем тексте они ссылаются на него), если они введены или будут введены в действие в период с 1 марта до 29 марта 2022г., актуальны и с ними ничего не нужно делать. Вы молодцы.
Как работодателю организовать охрану труда в организации с 1 марта 2022 г.
Работодатель должен, по нашему мнению, утвердить положение о системе управления охраной труда и локальный нормативный акт, в котором он устанавливает порядок реализации мероприятий, связанных с выявлением опасностей, оценкой уровней профессиональных рисков, их снижением. Помимо этого, нужно ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Если работодатель ведет производственную деятельность и у него больше 50 человек, он обязан создать службу охраны труда или ввести у себя должность специалиста по охране труда. Если у работодателя не больше 50 человек, эту службу можно не создавать и такую должность не вводить. В таком случае их функции осуществляет руководитель работодателя (лично ИП). Эти функции могут также выполнять другая организация или ИП, которые оказывают услуги в области охраны труда, с которыми у работодателя должен быть заключен договор ГПХ.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (помещениям, площадкам и участкам работ)
35. Для обеспечения безопасного производства работ работодатель обязан осуществить подготовку строительных площадок, участков строительного производства, на которых будут заняты работники данного работодателя, до начала строительного производства и оформить акт (рекомендуемый образец предусмотрен приложением N 3 к Правилам).
36. Производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц.
37. Места прохода людей в пределах опасных зон должны иметь защитные ограждения. Входы в строящиеся здания (сооружения) должны быть защищены сверху козырьком, выступающим не менее чем на 2 м от стены здания. Угол, образуемый между козырьком и вышерасположенной стеной над входом, должен быть от 70° до 75°.
38. У въезда на производственную территорию при капитальном строительстве необходимо устанавливать стенды с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения.
39. Автомобильные дороги, находящиеся на производственных территориях, должны быть оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими порядок движения транспортных средств и строительных машин.
40. В случае если в процессе проведения строительного производства в опасные зоны в непосредственной близости от мест перемещения грузов кранами могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо соблюдение следующих требований:
- Необходимо оснащать краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей
- Скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
- Перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, должно производиться с применением дополнительных съемных грузозахватных приспособлений, предотвращающих падение груза;
- По периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого краном;
- Зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.
41. Территория строительной площадки, включая проезды, проходы на производственных территориях, проходы к рабочим местам должны содержаться в чистоте, очищаться от мусора и снега, не загромождаться складируемыми материалами и строительными конструкциями.
42. При производстве работ в темное время суток строительные площадки и участки строительного производства, рабочие места, проезды и подходы к ним должны быть освещены.
43. Санитарно-бытовые и производственные помещения и площадки для отдыха работников, а также автомобильные и пешеходные дороги следует располагать за пределами опасных зон.
V. Общие требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования в строительном производстве
89. Для предупреждения воздействия на работников вредных производственных факторов (неблагоприятного микроклимата, шума, вибрации, пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны) необходимо:
- Определить участки работ, на которых могут возникнуть вредные производственные факторы, обусловленные технологией и условиями выполнения работ
- Определить средства защиты работников
- Предусматривать при необходимости специальные меры по хранению опасных и вредных веществ
90. При проведении строительного производства с применением строительных машин, механизмов или иного технологического оборудования необходимо предусматривать:
- Выбор типов машин, мест их установки и режимов работы в соответствии с параметрами, предусмотренными технологией работ и условиями производства работ
- Вероприятия, ограничивающие зону действия машин для предупреждения возникновения опасной зоны в местах нахождения людей, а также применение ограждений зоны работы машин
- Особые условия установки машин в зоне призмы обрушения грунта, на насыпном грунте или косогоре
91. Ввод в эксплуатацию стационарного технологического оборудования, установленного на строительных площадках (бетонных или растворных заводов, строительных подъемников, компрессорных станций и тому подобное), производится совместным решением работников, ответственных за обеспечение охраны труда при проведении строительных работ на данной площадке и безопасную эксплуатацию данного вида оборудования.
92. Включение (запуск) и эксплуатация транспортных средств, строительных машин, технологического оборудования и других средств механизации должны производиться работником, за которым они закреплены, имеющим право управления этим средством.
Оставлять без надзора транспортные средства, строительные машины, технологическое оборудование и другие средства механизации с работающим (включенным) двигателем запрещается.
93. Перед началом выполнения работ в ограниченных и замкнутых пространствах, в которых возможно появление опасного газа, в том числе в емкостях, колодцах, траншеях и шурфах, необходимо провести анализ воздушной среды.
При появлении опасных газов производство работ в данном месте следует приостановить и продолжить их только после обеспечения рабочих мест вентиляцией (проветриванием) и (или) работников необходимыми средствами индивидуальной защиты.
94. Запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами, а также строительное сырье и материалы, в том числе полимерные и синтетические материалы, производственные отходы для повторной переработки и использования, лом черных и цветных металлов (металлолом) без ознакомления с инструкциями по их применению.
95. При хранении материалов, содержащих вредные или взрывоопасные растворители, должны быть исключены риски возникновения возгорания и выделения вредных веществ.
96. Перед проведением технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и механизмов они должны быть приведены в состояние, при котором исключена возможность самопроизвольного включения и приведения их в действие. На пусковых устройствах, обеспечивающих включение (отключение) электропитания, должны быть вывешены плакаты, указывающие, что оборудование находится в ремонте и пуск его запрещен. Приводные ремни должны быть сняты с рабочих шкивов, под пусковые педали поставлены соответствующие подкладки.
При проведении технического обслуживания и ремонта сборочные единицы оборудования или транспортного средства, имеющие возможность перемещаться под воздействием собственной массы, должны быть заблокированы механическим способом или опущены на опору с исключением возможности их самопроизвольного перемещения.
Ремонт оборудования и механизмов во время их работы запрещается.
97. Снимаемые при ремонте части оборудования должны устойчиво размещаться на специально отведенных местах. Круглые детали следует укладывать с применением упоров.
Съем узлов и деталей станка необходимо производить с применением специальных приспособлений и устройств.
98. Работы на высоте, в том числе с применением средств механизации, оснастки, приспособлений и средств подмащивания (электротали, домкраты, грузовые лебедки, люльки, подмости, передвижные леса, лестницы, стремянки), переносных ручных машин и инструмента (электродрели, электропилы, рубильные и клепальные пневматические молотки, кувалды, ножовки и другие), должны производиться в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. №610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №26, ст.3528).
Работники, эксплуатирующие средства механизации, оснастку, приспособления, средства подмащивания, переносные ручные машины и инструмент до начала работ должны быть обучены безопасным методам и приемам работ с их применением в соответствии с требованиями охраны труда, инструкций изготовителей и инструкций по охране труда, разработанных работодателем.
99. Лебедки, применяемые для перемещения подъемных подмостей и устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в два раза превышать тяговое усилие лебедки.
Балласт должен быть закреплен на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.
100. Поверхность грунта, на которую устанавливаются средства подмащивания, должна быть спланирована (выровнена и утрамбована) с обеспечением отвода с нее поверхностных вод. В тех случаях, когда невозможно выполнить эти требования, средства подмащивания оборудуются регулируемыми опорами для обеспечения горизонтальности установки или временными опорными сооружениями, обеспечивающими горизонтальность установки средств подмащивания.
101. Средства подмащивания, расположенные в непосредственной близости от проездов транспортных средств, должны быть ограждены отбойными брусами.
102. Подвесные лестницы и площадки, применяемые для работы на конструкциях, должны устанавливаться и закрепляться на монтируемые конструкции до подъема последних.
103. Места установки приставных лестниц на участках движения транспортных средств или людей надлежит на время производства работ ограждать или охранять.
Строительные леса и другие средства подмащивания с площадками, огражденными перилами, следует применять при проведении работ:
- Около и над вращающимися работающими машинами, транспортерами
- С использованием ручных машин и порохового инструмента
- Газосварочных и электросварочных работ
- По натяжению проводов и поддержанию на высоте тяжелых деталей
Что такое охрана труда на предприятии и для чего она нужна, сказано в статье 209 Трудового кодекса.
Охрана труда в России – это система или комплекс мероприятий, направленных на защиту здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Основные мероприятия охраны труда можно разделить на пять групп:
- правовые (оформление документации);
- социально-экономические (обязательное страхование работников, выплата компенсаций, предоставление льгот и т. п.);
- организационно-технические (спецоценка условий труда на рабочих местах, оптимизация персонала и т. п.);
- санитарно-гигиенические (обеспечение работников спецодеждой, обувью и иными средствами защиты).
- профилактические (медосмотры, сотрудников, создание системы спортивного оздоровления работников).
Таким образом, охрана труда включает в себя комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных условий занятости для сотрудников и предприятия в целом.
Охрана труда 2017 – 2018: новые правила
В законодательство по охране труда в 2017 году внесли поправки. Одно из главных изменений в правила по охране труда – 2017 – это введение оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводят специализированные центры. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физлица, так и работодателя.
Другое новшество – новые ГОСТы по охране труда с 2017 года. Дополнительные требования к физическим факторам на рабочих местах установлены новым СанПиН 2.2.4.3359-16. В документе перечислены нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.
Нормативные правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда
Ниже приведен перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования к производственной санитарии и ги-гиене труда. Орган исполнительной власти, утверждающий акт, см. на рис. 2.1.
• Государственные стандарты системы стандартов безопасности
труда (ГОСТ Р ССБТ);
• Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН);
• Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектиро-ванию и строительству (СП);
• Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М);
• Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О).
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) — одна из систем государственной системы стандартизации. Шифр (номер) этой системы — 12. Система разделена на 10 подсистем от 0 до 9. Наибольшее значение для производственной санитарии имеют стандарты подсистемы 1 и подсистемы 4.
Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы и средства защиты работающих от их воздействия, методы контроля уровня этих факторов.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования к средствам защиты работающих, необходимые конструктивные, эксплуатационные, защитные и гигиенические свойства средств защиты в зависимости от действующих опасных и вредных производственных факторов, а также методы контроля и оценки средств защиты.
Например, ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». После шифра системы (12) и подсистемы (1) указан порядковый номер стандарта (005). Последние две цифры (88) означают год утверждения или пересмотра стандарта.
Следует отметить, что в последние годы выпущен ряд документов Минздрава РФ (СанПиН, СН и т.д.), которые, с одной стороны, в какой-то степени дублируют стандарты, а с другой стороны, содержат определенные дополнения и уточнения.
Государственные нормативные требования в области производственной санитарии и гигиены труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства
За соблюдением санитарного законодательства осуществляются следующие виды надзора и контроля:
Государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, а именно:
• Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздрава России (Госсанэпиднадзор). Положение о Санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено постанов-лением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554. Госсанэпиднадзор России осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением сани-тарного законодательства предприятиями, должностными лицами и гражданами. Разрабатывает и утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. Госсанэпиднадзор России проводит также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию новых иммуно-биологических препаратов и дезинфекционных средств. Службу возглавляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ — главный государствен-ный санитарный врач РФ. Начальник Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и его заместители являются заместителями главного государственного санитар-ного врача РФ.
• Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ. Положение о Федеральной инспекции труда утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития РФ — главный государственный инспектор труда РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 при Министерстве труда и социального развития РФ создан Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, руководитель которого является заместителем главного государственного инспектора РФ.
• Государственная экспертиза условий труда. Положение о Государственной экспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. №557. На Госэкспертизу условий тру-да возложено осуществление государственного контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и рабо-ту с вредными или опасными условиями труда. Подготовка предложений об отнесении отраслей к классу профессионального риска. Функции Всероссий-ской государственной экспертизы условий труда возложены на Минтруд России.
• Госстандарт осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ.
• Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности России (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 16 сентября 1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, устанавливает критерии, правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности. Госатомнадзор России осуществляет надзор за обеспечением гарантий нераспространения ядерных технологий, материалов и их физической защиты.
• Правовые и технические инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов со своей стороны осуществляют контроль за соблюдением санитарного законодательства.
• Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему органы прокуратуры.
Министерства и ведомства осуществляют ведомственный контроль на подчиненных им предприятиях. К ведомственному контролю относится контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия.
Общественный контроль осуществляют профсоюзы или уполномоченные общественные санитарные инспекторы на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Тема 3. УСЛОВИЯ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Факторы, оказывающие влияние на формирование
Условий труда
Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.
Для улучшения условий труда необходимо знать факторы, воздействующие на их формирование. Условно их можно объединить в три группы: социально-экономические, организационно-технические, природно-экологические.
Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.
Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).
Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).
Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.
В организации, где работают не более 50 человек, функции по аудиту охраны труда по ТК РФ могут быть возложены на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).
Кроме того, компании необходимо разработать локальные нормативные акты по вопросам охраны труда. Во-первых, положение об охране труда. Во-вторых, программу проведения инструктажа по охране труда. В-третьих, инструкцию по охране труда. Ее разрабатывают исходя из должности или профессии работников.
Порядок осуществления мероприятий
Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.
Контроль состояния охраны труда на рабочих местах в ОАО «РЖД».
Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:
- Государственный контроль и надзор;
- Ведомственный контроль:
- Комплексные проверки;
- Целевые проверки;
- Оперативный контроль
- Общественный контроль;
- Производственный контроль.
Государственный контроль и надзор осуществляется федеральной инспекцией труда и иными федеральными органами контроля.
Ведомственный контроль осуществляется:
- Департаментом охраны труда ОАО «РЖД»;
- Службами охраны труда железных дорог;
- Руководителями предприятий и учреждений;
- Ведомственными органами контроля и надзора ( Ростехнадзор);
- Общественный контроль осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников.
Комплексные и целевые проверки для осуществления контроля состояния охраны труда проводятся на основании ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма на железных дорогах.
Комплексные проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда.
Службы охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управлений дорог.
Оперативный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителями и специалистами управлений и отделений дороги при посещении ими предприятий.
Порядок хранения документов по охране труда
Инструкции, которые являются актуальными для текущего производственного процесса на предприятии, должны состоять на учете у руководителя отдела. При этом, руководитель отдела должен определить максимально удобное место для хранения документов, которое является доступным каждому сотруднику подразделения. Это место должно быть пригодным для хранения бумаг, то есть сухое и теплое, защищенное от проникновения посторонних субъектов.
Помимо стандартного хранения у одного ответственного субъекта, документы могут:
- быть выданными каждому сотруднику для детального ознакомления в процессе проведения инструктажа;
- быть вывешенными на рабочих местах или в местах регулярного скопления сотрудников (например, на информационных досках);
- храниться в любом ином месте, которое находится в доступности каждого сотрудника организации. Данное место также определяет начальник отдела или подразделения.