Налогообложение в грузовых перевозках для ИП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение в грузовых перевозках для ИП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если ИП занимается грузоперевозками, то применять общую систему налогообложения он не решится — это неводного по налогам (платеж НДФЛ и НДС) и по нагрузке на бухгалтера (придется держать несколько человек для учета всех документов). Поэтому ИП выбирают спецрежимы взимания налогов.

Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок

Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.

ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:

  • Доход в год — 15 000 000 рублей.
  • Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
  • Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
  • Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.

Упрощенный режим налогообложения: особенности

УСН предполагает два типа ставок:

  • 6% – если налог уплачивается с доходов;
  • 15% – если налог рассчитывается с объекта «доходы минус расходы».

ИП, выбравший эту форму налогообложения, в течение года сменить его не может. По закону №243 от 03.07.2016 этой системой могут воспользоваться ИП, чья деятельность удовлетворяет следующим условиям:

  • численность – не более 100 человек;
  • совокупный объем выручки за отчетный период – до 120 млн рублей;
  • предел объема выручки – 90 млн рублей.

Эта система налогообложения рекомендуется только предпринимателям, не работающим с клиентами с обязательствами по НДС. Преимущества, которые предоставляет упрощенная система:

  • Два вида налоговой ставки, из которых можно выбрать оптимальный вариант для конкретного бизнеса. Налоговую ставку, если она окажется невыгодной для ИП, можно сменить после окончания текущего налогового периода.
  • Небольшое количество учетной документации, обязательной к ведению.
  • Возможность снизить налог, если будут уплачены установленные отчисления в ПФР.

Отдельный плюс выбора уплаты ставки от дохода – возможность не вести обязательную документацию по расходам.

Как и все системы налогообложения, УСН имеет минусы:

  • ограничения по штату;
  • верхний предел по выручке;
  • возможность перейти на другой вид налогообложения существует только после окончания текущего налогового периода.

В каких случаях выгоден налог на вмененный доход?

Эта форма налогообложения популярна среди предпринимателей, оказывающих услуги по грузоперевозкам. Однако режим ЕНВД (вмененного дохода), действующий в 2018 году для ИП, занимающихся грузоперевозками, в ближайшие годы планируется отменить. Это связано с тем, что ряд чиновников и экономистов считают его неэффективным, поскольку ИП с очень разными доходами платят одинаковые суммы.

Возможность использования вмененного дохода ограничена достаточно жесткими рамками:

  • Количество техники не должно превышать 20 машин. В их число входят и автомобили, взятые во временное пользование (ст. 346.26 п. 2.5).
  • Количество наемных работников – до 100 человек.
  • Доля прочих юридических лиц – до 25%.

Если в наличии имеется несколько видов ОКВЭД, то по каждому из них по показателям работ ведется отдельный учет.

Плюсы выбора этого режима:

  • Учитывается только один показатель – количество единиц техники. Учитывать количество топлива, затраты на покупку запчастей, проведение ремонтов и прочие расходы для отчета в налоговой службе не требуется.
  • Возможность совмещать ЕНВД и УСН. Это совмещение целесообразно с упрощенной системой при уплате доходов по ставке, учитывающей только доходы (без учета расходов). Сочетание этих двух режимов позволяет создать условия для снижения ставки налога.

Недостатки этого вида налогообложения:

  • ограничение по количеству транспортных средств – не более 20 штук;
  • необходимость оплачивать налог, независимо от того, были оказаны услуги или нет.

Иные обязательные документы по грузоперевозкам

В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:

  • Водительское удостоверение.
  • Паспорт транспортного средства.
  • Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
  • Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
  • Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
  • Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
  • Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
  • Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
  • Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.

В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.

Что лучше для грузоперевозок: компания, ИП или самозанятость?

Чтобы заниматься бизнесом, необходима регистрация в налоговой, так как перевозки грузов связаны с материальной ответственностью. Клиентам потребуются официальные документы: ТТН, акты выполненных работ, счета-фактуры, чеки.

Чтобы осуществлять грузоперевозки, открыть свое дело можно в следующих форматах:

  • Самозанятость – новый формат регистрации бизнеса, подразумевающий, что человек работает на себя сам, не привлекая наемных работников. При такой организации не требуется ведение документации, оформление и сдача отчетности, онлайн касса. Каждую полученную оплату от клиента фиксируют в мобильном приложении, на сайте ФНС или банка. Там же печатают электронный чек. Перед тем, как открыть компанию по грузоперевозкам с нуля, можно попробовать поработать в качестве самозанятого.
  • ИП – следующая «ступень» бизнеса. Предприниматель – физическое лицо, сам отвечает за свой бизнес, в том числе – собственным имуществом. Он может нанимать сотрудников, использовать любую систему налогообложения, не ограничен в доходах. Можно открыть ИП для грузоперевозок на своей машине, или нанять сотрудников для работы в целом автопарке. В зависимости от выбранного режима налогообложения и количества наемных работников, у ИП может быть простая отчетность и небольшой процент налога на доход, или он может открыть транспортную компанию по грузоперевозкам с миллионными оборотами.
  • ООО – это юридическое лицо, бизнес, который можно открывать в доле с партнерами. Открыть ООО для грузоперевозок дороже и сложнее, закрыть, если что-то пойдет не так – еще труднее. Однако участник ООО не отвечает за его деятельность своим имуществом, не обязательно руководит делом сам – может нанять генерального директора. Такой бизнес выглядит солиднее на рынке услуг, крупные заказчики охотнее работают с юридическими лицами, а не ИП.

Какой код вида деятельности (ОКВЭД) для перевозки

Чтобы стать ИП по грузоперевозкам, надо выбрать нужный код вида деятельности. Все коды приведены в Классификаторе ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), установленном Приказом Росстандарта № 14-ст от 31 января 2014 г.

Для открытия своего ИП по грузоперевозкам коды видов деятельности можно взять из раздела ОКВЭД «Н» (Хранение и транспортировка). В качестве своего вида деятельности можно указать код:

  • 49.41 — Деятельность грузового автомобильного транспорта;
  • Грузоперевозка (49.41.1, 49.41.2) — Специализированными ТС или нет;
  • 49.41.3 — Аренда грузового автомобиля с водителем (так, газели);
  • 49.42 — Предоставление услуг по перевозке.
Читайте также:  Проверить полис ОСАГО серии РРР, ННН, ХХХ, ТТТ, ААС, ААВ

Многие небольшие перевозчики, чей автопарк не превышает 20 автомобилей, а в штате числится не более 100 сотрудников, выбирали ЕНВД. Этот налоговый режим действительно пользовался популярностью среди предпринимателей и транспортных компаний. В первую очередь это связано с тем, что система налогообложения была довольно простая и понятная: налог начислялся не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы.

Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равнялась 6000 рублей в месяц. При умножении этой суммы на годовой инфляционный коэффициент (2,005) получается 12030 рублей – такой ежемесячный доход в теории должен был приносить один автомобиль. От этой суммы предпринимателю нужно было уплатить 15% налога. В случае, если в автопарке числилась всего одна машина, ежемесячный налог составлял всего 1805 рублей. Этот платёж предприниматель мог сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя. Фактически, если предпринимателем является ИП, работающий на собственном автомобиле, налоги платить ему не приходилось: он лишь совершал социальные отчисления, большая часть которых шла на его же счёт в Пенсионном фонде.

Еще одним плюсом ЕНВД было несложное заполнение отчетности, хоть и сдавать её приходилось 4 раза в год.

Общая система налогооблажения

Это базовая система налогообложения, которую применяют автоматически при регистрации вашего бизнеса (если вы, конечно, сами не захотите перейти на другую систему). Ее могут использовать и компании, и ИП. В этой системе нет ограничений по виду деятельности и лимитов.

Если предприниматель выбирает общую систему налогообложения, он автоматически будет платить налог НДС по ставке 20% от оборота при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав. То есть выбирать, как при упрощенной системе, не приходится.

Помимо этого, нужно платить налог на прибыль. Это значит, что при расчетах учитывается не только выручка, но и затраты – таким образом, определяется размер чистой прибыли. Для юрлиц ставка налога составит 18% от полученной прибыли, для ИП – 16%.

Преимущества: нет ограничений на виды деятельности. Зато возможность учитывать расходы и уплачивать подоходный налог с прибыли, а не с выручки.

Недостатки – более сложный бухучет.

– Главные отличия общей системы налогообложения от упрощенной – это учет и налоговое администрирование. В УСН однозначно легче и проще, – говорит налоговый адвокат Виталий Демидович. – Но в любом случае нужен расчет. И при больших расходах организации или ИП может оказаться, что общая система даже с ведением учета главным бухгалтером будет дешевле, чем налог в 5 % при УСН с выручки.

Что выбрать для грузоперевозок — ООО или ИП

Универсальной методики, позволяющей выбрать наиболее выгодную организационную форму бизнеса не существует. Тем, кто решил открыть бизнес по грузоперевозке, прежде, чем выбирать, нужно обратить внимание на множество факторов: размер своего стартового капитала, его источник, предполагаемый доход, возможность выполнять требования к отчетности, а также на число участников бизнеса и количество имеющихся в их распоряжении работников и единиц транспорта. Можно дать лишь общие рекомендации. Для личного бизнеса на начальном этапе лучшим вариантом будет открытие ИП. Оптимальный вариант для создания несколькими предпринимателями более крупного бизнеса с привлечением больших финансовых средств, использованием автопарка и перспективами расширения — лучше выбрать ООО.

Переход с ЕНВД для автоперевозчиков

Эту систему можно выбрать при выполнении следующих условий:

  • Среднее число работников
  • Доход
  • Остаточная стоимость основных средств

Если хотя бы одно правило не будет выполнено — у налоговой появятся претензии.

Грузоперевозки достаточно затратная сфера, выбор второго — в большинстве случаев будет предпочтительнее.

Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:

  • не более 15 сотрудников
  • доход не более 60 млн рублей в год.

Организации не могут применять патент.

Вместо ЕНВД для ООО и ИП также существует возможность применять УСН с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов». Условия те же, что и для УСН Доходы, отличаются лишь ставки:

  • 15%, пока сумма выручки не будет более 150 млн рублей с начала года либо среднегодовое количество работников – 100 человек;
  • после этого ставка повышается до 20% до конца года.

В нашем примере действует ставка 15%. Рассчитаем налоговую нагрузку для ООО:

  • сумма налога – (10 440 000 – 6 456 000) х 15% = 597 600 рублей;
  • минимальный налог (1% от дохода) – 10 440 000×1% = 104 400 рублей. Это меньше исчисленной выше суммы, поэтому платим 597 600 рублей;
  • всего ООО заплатит налогов и взносов – 597 600 + 270 000 = 867 000 рублей.

Для предпринимателя на расходном УСН расчет такой:

  • суммы первоначального и минимального налога те же – 597 600 рублей и 104 400 рублей;
  • сумма собственных взносов считается так – (10 440 000 – 6 456 000 – 300 000) х 1% + 40 874 = 77 714 рулей;
  • итого ИП заплатит – 597 600 + 77 714 + 270 000 = 945 314 рублей.
✏ Как видим, бизнесмену из нашего примера выгоднее перейти на УСН 6%, чем на УСН 15%. Практика это подтверждает – считается, что такой режим подходит бизнесу, если затраты составляют до 70% от дохода. И действительно, в нашем примере затраты равны около 61,8% (6 456 000 / 10 440 000×100).

Сравним результаты расчетов и решим, что делать владельцу бизнеса. Получается, что для грузоперевозок по данным из нашего примера предпринимателю наиболее выгодно применять патент. Организации же с аналогичными показателями лучше остановиться на УСН Доходы.

Итак, мы рассмотрели вопрос о том, какую систему налогообложения выбрать ООО и ИП для грузоперевозок без ЕНВД, который будет отменен в 2021 году. В заключение добавим, что те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения наемного труда, дополнительно могут рассмотреть для оказания услуг систему для самозанятых, то есть налог на профессиональный доход. В нашем примере НПД отсутствует, так как у ИП есть работники, а годовой доход превышает ограничение в 2,4 млн рублей.

Какие налоги платит ИП в 2021 году?

Ограничения в деятельности предпринимателей, осуществляющих грузоперевозку, одинаковы для обеих форм бизнеса, зависят от выбранной ими специальной системы налогообложения и связаны в основном с количеством работников, единиц транспорта и совокупным годовым доходом.

    Для предпринимателей на УСН:

    • Количество работников — не более 100.
    • Совокупный годовой доход — не более 150 миллионов рублей.

    Для индивидуальных предпринимателей, использующих патентную систему:

    • Количество работников — не более 15.
    • Совокупный годовой доход — не более 60 миллионов рублей.
    • Пункт отправления или назначения груза должен находиться на территории того субъекта РФ, в котором выдан патент. Если оба пункта находятся на территории другого субъекта РФ, требуется приобретение патента на работу в этом субъекте.

    Грузоперевозки являются довольно популярным видом деятельности среди индивидуальных предпринимателей. Выбор предпринимателями налогового режима будет определяться индивидуальными особенностями деятельности. При оказании подобных услуг предприниматели используют транспорт, который находится либо в собственности лица, либо принадлежит ему на правах временного пользования.

    Среди особенностей данного вида деятельности можно выделить следующие:

    1. Необходимость выписки путевых листов по каждой поездке. Документ выписывается независимо от того, к какой категории относится водитель. Даже если за руль сел сам предприниматель, то путевой лист должен быть выписан, причем даже для поездок по городу. Бланк путевого листа предпринимателя отличается от того, что используется юрлицами. Оформление документа производится по строгим правилам и обязательно с участием медработника.
    2. Необходимость выдачи водителю трудового договора, а также доверенности на управление ТС. Если водитель не принят в штат, то договор заключается с компанией, предоставившей данного водителя и ТС в аренду.
    3. Необходимость ведения книги учета путевых листов.
    4. Обязательное заключение договоров транспортной экспедиции.

    Предприниматели, занимающиеся грузоперевозками могут встать на учет как плательщики ЕНВД, если выполняются некоторые условия:

    1. В регионе местными властями для данного вида деятельности введен ЕНВД.
    2. Предприниматели для оказания услуг по грузоперевозке используют до 20 ТС.
    3. Предприниматели осуществляют свою деятельность не по договорам простого товарищества, либо доверительного управления имуществом.
    4. ИП не относится к категории крупнейших налогоплательщиков.
    Читайте также:  Меры социальной поддержки и льготы в Кемерово и Кемеровской области в 2023 году

    Для того, чтобы встать на учет в ФНС в качестве плательщика ЕНВД, необходимо подать соответствующее заявление в срок до 5 дней с дата применения данного режима.

    Важно! Рассчитанный налог ЕНВД может быть уменьшен на уплаченные предпринимателем страховые взносы. Возможность уменьшения ЕНВД на страховые взносы зависит от того, есть ли у предпринимателя наемные работники или нет.

    Наемный персонал Уменьшение ЕНВД
    Предприниматели без наемных сотрудников Могут уменьшить ЕНВД до 100% на страховые взносы, уплаченные за себя
    Предприниматели с наемными работниками Могут уменьшить ЕНВД до 50% на страховые взносы, уплаченные за себя и за своих работников

    Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021

    Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

    НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

    Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

    Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

    перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…

    Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

    Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

    УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

    УСН – доходы

    Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

    Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

    УСН – доходы минус расходы

    Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

    • УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
    • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
    • УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.

    У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

    Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

    Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

    При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

    Для этого нужно документировать все покупки и траты.

    Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

    Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

    Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

    Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

    • Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
    • Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?

    Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

    Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?

    Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.

    Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.

    Кто будет рассчитывать налоговую базу:

    • плательщик (компания, ИП);
    • налоговая инспекция;
    • банки;
    • операторы фискальных данных.

    Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.

    Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.

    Где:

    • Москва;
    • Московская область;
    • Татарстан;
    • Калужская область.

    Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

    Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.

    Кто не может применять автоматическую систему:

    • микрокредитные организации;
    • страховые компании;
    • инвестиционные фонды;
    • ломбарды;
    • производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
    • НКО;
    • фермы;
    • компании с работниками-иностранцами;
    • нотариусы, адвокаты;
    • некоммерческие пенсионные фонды;
    • и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.

    Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.

    Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

    Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

    Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.

    Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.

    Параметр Традиционная упрощенка Новый проект
    Ставка

    6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов

    8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата

    8% от доходов,

    20% от доходов минус расходы

    Минимальные отчисления 1% 3%
    Штат До 130 чел. До 5 чел.
    НДФЛ

    13%

    15% (ведет бухгалтерия)

    Доходный максимум 200 млн руб. 60 млн руб.
    Льготы от регионов Есть Нет
    Расходы Закрытый перечень Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ
    Как можно уменьшить взносы При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор Снижается торговый сбор

    Транспортный бизнес, логистика и перевозки. УСН, ЕНВД, патент: что выбрать?

    Выбирают один из вариантов налогообложения:

    • по доходам со ставкой налога 6%;
    • по разнице доходов и расходов со ставкой 15%.

    Сменить режим разрешается со следующего года. Налогоплательщик подаёт годовую декларацию, ведёт КУДиР (книгу, в которой записывает доходы и расходы).

    Для расчёта налога доходы нужно умножить на 6%. Затраты для налогообложения не учитывают.

    Налоги уменьшают на уплаченные страховые взносы:

    • организации, ИП с работниками — на 50%;
    • ИП без работников — в полной сумме.

    Вариант выгоднее, чем предыдущий, если подтверждённые расходы составляют больше 60% от доходов. Для контроля за первичными документами, налогового учёта нанимают бухгалтера.

    Списание топлива подтверждают:

    • накладными от поставщиков;
    • авансовыми отчётами, которые составляют водители;
    • путевыми листами.

    Не учитывают для налогообложения подтверждённые документами (актами сверки, чеками ККТ):

    • предоплаты, полученные в предыдущем году за перевозки текущего года;
    • оплаты за перевозки предыдущего налогового периода.

    Для расчёта налога по ставке 15% учитывают:

    • израсходованные в текущем году запчасти, топливо, купленные в предыдущем году;
    • полученные от поставщиков услуги, оплаченные в предыдущем году;
    • остаточную стоимость автомобилей.

    Покупки и оплаты за предыдущий налоговый период подтверждают документами.

    Для перевозчика патентный режим выгоднее упрощённого. Налогообложение не зависит от фактической выручки. Налоговые декларации подавать не нужно.

    Патенты выдают налоговые инспекции по месту регистрации или деятельности. Если все договоры с грузоотправителями заключены по месту выдачи патента, другие патенты не нужны. Место заключения договора указано на первой странице напротив даты.

    При патентном режиме заполняют КУДиР. При превышении лимитов по выручке, средней численности право на ПСН теряется. Предпринимателю начислят налоги по основной системе. При риске превышения лимитов ИП совмещают патенты на грузоперевозки с УСН.

    ЕНВД — режим налогообложения, при котором базой для расчета налога является не ваш реальный доход, а базовая ставка, которую рассчитывает государство. Работать по ЕНВД вы сможете, если ваша деятельность связана с ветеринарией, розничной продажей, бытовыми услугами, перевозкой грузов или пассажиров, общественным питанием, наружной рекламой, арендой жилья, мойкой или ремонтом автотранспорта.

    Деятельность, которая разрешена в одном округе для ЕНВД, может быть запрещена в другом. Это нужно уточнять в вашей ФНС.

    Вы не можете применять ЕНВД, если:

    • занимаетесь медициной, социальным обеспечением,
    • площадь торгового зала или столовой больше 150 кв.м.,
    • работников более 100 человек,
    • являетесь плательщиком сельхозналога,
    • у вас больше 20 единиц транспорта.

    С начала 2021 года ЕНВД отменяется на всей территории РФ.

    После ЕНВД вы можете перейти на УСН, патент или общую систему налогообложения.

    Единый сельхозналог — узконаправленный режим, предусмотренный только для производителей сельхозпродукции.

    Для работы на ЕСХН, надо соблюдать следующие условия:

    • доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть больше 70% общего дохода,
    • сфера деятельности должна быть связана с производством, переработкой или продажей продукции животноводства, растениеводства, лесного или сельского хозяйства, в том числе рыб и других водных биологических ресурсов.

    При этом вы не имеете права производить подакцизные товары или заниматься проведением азартных игр.

    ЕСХН рассчитывается от разницы доходов и расходов, умноженной на ставку налога 6%.

    Чтобы перейти на ЕСХН, надо подать заявление по форме 26.1-1 одновременно с документами на регистрацию ИП или не позднее 30 дней после открытия ИП.

    Иные обязательные документы по грузоперевозкам

    В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:

    • Водительское удостоверение.
    • Паспорт транспортного средства.
    • Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
    • Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
    • Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
    • Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
    • Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
    • Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
    • Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.

    В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.

    Ошибки, допускаемые в учете грузоперевозок

    Ошибка № 1. В учете ИП по грузоперевозкам часто требуется учет расходов. Документально подтвержденные и экономически оправданные расходы используются при расчете базы для налогообложения. Ошибочным является мнение, что списание затрат на топливо можно производить по фактическим расходам. При списании требуется учитывать нормы расходов и фактический пробег ТС. Если расход топлива превышает норму технической документации, необходимо учитывать данные контрольного пробега.

    Ошибка № 2. ИП, использующий общую систему, часто не имеют договоров с компаниями, нуждающимися в НДС поставщика услуг. продолжает выделять НДС. Ошибочная позиция. ИП, имеющее небольшие обороты по перевозкам, могут заявить об освобождении от налогообложения НДС.

    Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

    Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.

    Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.

    Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.

    ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

    Предприниматели могут использовать:

    • Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
    • Упрощенный режим (УСН).
    • Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
    • Патент (ПНС).

    Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.

    Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.

    Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:

    • Объем планируемых заказов.
    • Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
    • Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.

    Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *